скачать рефераты

МЕНЮ


Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы

Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОЛДОВЫ

 

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАУК


                   КАФЕДРА  МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ




Дипломная работа



Пути и методы разрешения международных конфликтов на примере региона Юго-Восточной Европы



Студентки  3 курса                                                                                                                                                                                                  Специальность

Международные отношения

Бабайцева Галина                                                                                                      

                                                                                                                                                      

Научный руководитель

Стан Валентина

   доктор политических наук,

доцент

 

 

 

 

 

 

Кишинев 2008




ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….1


ГЛАВА I.  Концептуальные основы международного конфликта

§1.Эволюция изучения международного конфликта………………………….6

§2.Динамика развития международного конфликта……………….. ……….15



ГЛАВА II. Пути и методы урегулирования международного конфликта

      §1  Механизмы разрешения конфликта…………………………………………..21

      §2. Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта.31


ГЛАВА Ш. Современные международные югославянские конфликты и практические пути их разрешения

       §1. Развитие международных конфликтов в балканском регионе………………………………………………………………………………….43

       §2. Практика международных институтов в урегулировании конфликтов региона…………………………………………………………………………………57

       §3. Приднестровский конфликт в рамках  мирного урегулирования споров в Юго-Восточной Европе………………………………………………………………66


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………...77


БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………...78





 

Введение

Актуальность темы исследования. На данный момент регион Юго-Восточной Европы представляет “краеугольный камень” в международных отношениях, обусловленный наличием конфликтов, влияющие на правовое поле взаимоотношений, а также на расстановку сфер влияний в мире в целом. Острота проблемы урегулирования этнических конфликтов выдвигают ее в ряд самых значимых как в настоящее время, так и в будущем. Выделяют в каждом из новых балканских государств по несколько "взрывоопасных" точек. Весьма показателен прецедент одностороннего провозглашения независимости края Сербии – Косово, что безусловно повлияет на последующий пересмотр принципов международного правопроизводства. Около двух сотен таких же потенциально конфликтных ситуаций существуют на территории бывшего Советского блока[1]. Эти конфликтные ситуации могут быть нацелены на перераспределение власти или изменение национально-государственного устройства, например, инициативы Госдумы России пересмотреть статус таких автономий как Абхазия и Южная Осетия.[2] В свете изложенного, работа рассматривает миротворческий процесс в бывшей Югославии, ограничив область исследования для более детального анализа, и последующего сопоставления с примером нерешенного приднестровского вопроса Республики Молдова. 

         Экс-Югославия, рассмотренный в работе регион Юго-Восточной Европы, принципиально отличается от других европейских регионов своим крайне сложным и противоречивым историческим развитием. В странах региона не сформировались единые нации, а существуют множество этнонациональных групп: сербы, хорваты, черногорцы, боснийцы, мусульмане и многие другие. Распад Советской Федеративной Республики Югославия и последующие события спровоцировали столь актуальный косовский конфликт, поэтому в данной работе должное внимание отводится рассмотрению специфики этнокультурного и исторического развития данного региона. В настоящей работе последовательно рассматриваются исторические корни конфликтных ситуации в бывшей Югославии, события, связанные с ее распадом, возникновение конфликта в каждой и стран, теоретические и эмпирические пути его урегулирования и их последствия. Представленный материал отражает не все вопросы, связанные с сложным комплексом проблем. В частности не излагалась и не анализировалась позиция России, поскольку это - большая самостоятельная проблема, требующая специального исследования.

         Важность рассмотрения методов урегулирования конфликтов региона, анализа их подлинной сути и причин провала некоторых из них в результате внутренних и внешних причин, обуславливается наличием, как отмечалось ранее, более двухсот подобных потенциальных ситуаций. В свете использованных Соединенными Штатами Америки и Североатлантическим Альянсом механизмов в ходе конфликта и в процессе мирного урегулирования конфликтов в странах  Юго-Восточной Европы, в частности Югославия, необходим анализ формирования новых внешнеполитических доктрин США и НАТО, которые изменили облик международных отношений, особо что касается правовой его части. Велико значением опыта (позитивного и негативного) мирного урегулирования в бывшей Югославии для осмысления и теоретической разработки проблем миротворчества, учитывая остроту уже существующих конфликтов и возможность потенциальных конфликтов такого рода.

         Все вышесказанное и определило выбор  данной темы для исследования.

Степень изученности темы. Историографический материал, использованный в данной работе, делится на три части: российскую, западную и незначительно сербскую литературу.

Современные российские исследования исторического прошлого Боснии не носят фундаментального характера, а касаются отдельных аспектов[3]. Наряду с этим использовались российские дореволюционные исследования Э.С.Вульфсона, Я.И. Спасоевича[4].

В российской и зарубежной научной литературе имеется значительное число работ, затрагивающих проблемы распада СФРЮ. Значительный интерес представляют труды С.А. Романенко, Б. Шмелева, Ю. Братина, П. Симича, Ж. Бодстона.[5] В основе концепции данных исследователей лежит комплексный подход к изучению причин распада Югославии. Во главу угла они ставят комплекс внутренних и причин, приведших югославскую федерацию к распаду. Особое место уделяется причинам политическим, экономическим и этноконфессиональным. Выделяя внутренние причины югославского кризиса в качестве основных, данные исследователи не умаляют значения влияния внешнего фактора на распад Советской Федеративной Республики Югославия.

По свежим следам косовских событий в журналах и газетах давался фактический материал, связанный с конфликтом в регионе и планами мирного урегулирования. Затем стали появляться работы, в которых авторы стремились осмыслить эти события и планы.

Отдельные аспекты анализировались в работах российских югославистов Н. В. Куликовой, Л.В. Тягуненко и П.В. Волобуев занимались изучением Дейтонского мирного соглашения.

Особо следует сказать о работах крупных специалистов по проблемам Югославии и международным отношениям: докторе исторических наук, руководителе Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Е.Ю. Гуськовой и докторе исторических наук, заведующей отделом Европы Института этнологии и антропологии РАН М.Ю. Мартыновой. В работах Гуськовой Е.Ю. содержится не только хронологически последовательное изложение событий Балканского кризиса, но и стремление осмыслить их, охарактеризовать позиции сторон с использованием материалов на русском, сербском и английском языках. В трудах Мартыновой М.Ю. дан анализ особенностей этнической структуры и политических проблем Балканского региона, его этнодемо-графическая характеристика, изучены факторы, вызвавшие дезинтеграцию Советской Федеративной Республики Югославия, разработаны вопросы, связанные с нынешним положением и перспективами развития этнических меньшинств, а также освещены проблемы территориальных и культурных автономий. Ее работы базируются на широком круге источников и литературы по этнологии, этнографии, истории, демографии, статистике, политике.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является анализ путей и методов урегулирования международных конфликтов, используя опыт стран региона Юго-Восточной Европы, в частности бывшей Югославии. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

·        проанализировать сущность международного конфликта;

·        определить этапы развития конфликта;

·        выявить основные механизмы разрешения международного конфликта;

·        показать роль переговоров в качестве эффективного пути урегулирования конфликта;

·        осуществить анализ практических методов, осуществленных миротворческими организациями в ходе урегулирования конфликтов;

·        рассмотреть урегулирование приднестровского вопроса сквозь призму конфликтов в Юго-Восточной Европе.

Методологическая и теоретическая база исследования.Определяющим для данной работы является системный анализ проблемы международных конфликтов и возможных путей разрешения их, условия и критерии данных процессов. Акцент сделан на анализе case –studies, их сравнительном исследовании в истории международных отношений, а именно на примерах региона Юго-Восточной Европы. Были также использованы исторический, сравнительный, индуктивный и дедуктивные методы анализа.

         Оригинальность  работы  состоит в том, что автором было обосновано то, что миротворчество выступает центральным инструментом в урегулировании международного конфликта, оно может быть представлено различными механизмами, которые находятся в постоянной трансформации ввиду усложнения международной системы. Среди них дипломатический, метод, гуманитарная помощь, информационный и правовой элементы, а также военные операции.

         Выявлено положение основных конфликтов на примере региона бывшей Югославии, в котором активное участие принимало международное сообщество: Босния и Герцеговина, Сербии, Черногория, Албания, Хорватия, бывшая Югославская республика Македония.

         Установлен полифункциональный характер переговоров в сочетании с другими механизмами, использовавшиеся международными организациями, и давшие результат в процессе разрешения конфликтов.

         Рассмотрен приднестровский конфликт и практические пути его урегулирования.

         Структура и объем работы.  Работа состоит из введения, трех  глав: 1. Концептуальные основы международного конфликта, которая охватывает вопросы определения понятия международный конфликт, а также раскрывает этапы его протекания. 2. Механизмы урегулирования международного конфликта, рассматривает общие инструменты решения конфликтной ситуации, уделяя внимание переговорам как одного из мирных путей ее разрешения.3 глава «Положение международных конфликтов на примере бывшей Югославии и эмпирические пути их разрешения» содержит сведения о развитии конфликтов на Балканах, в частности на территории бывшей Югославии, о миротворческих миссиях в регионе. Также приведен опыт в урегулировании приднестровского конфликта.

Каждая глава содержит по два параграфа, третья глава - три параграфа, следует  заключение, список использованной литературы и резюме. Общий объем  работы — 71 страницы.



 

Глава 1. Концептуальные основы международного конфликта.

В первой главе исследовательской работы рассматривается общие теории и подходы к изучению международного конфликта. В свете классической и современной школ в политической и социальной науках приводится эволюция  мысли древности к быстро глобализирующегося мира.

Рассмотрению также подлежат фазы развития международного конфликта с выявлением особенностей каждого этапа – возникновение, развитие, окончание – и возможные варианты разрешения/непримирения сторон.

§1. Эволюция изучения международного конфликта.

         В научной литературе существует многообразие подходов к исследованию международных конфликтов, которое во многом объясняется различием трактовок понятия «международный конфликт». Кроме того, само понятие имеет самостоятельное значение для выработки теоретических представлений, адекватных международной политической практике.

Первые попытки осмысления конфликта, не международного, а скорее универсального, относятся к глубокой древности. Сам термин «конфликт» еще не употреблялся. Проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в трудах мыслителей древнего освещена с позиции, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Уже тогда видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-Цзы в пятом столетии до нашей эры, — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие»[6]. По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.

         Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского, который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия: «Война — отец всех вещей, а мир — их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти»[7].

         Древнегреческий философ Эпикур считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.

         В эпоху Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Пытаясь как-то объяснить и оправдать бесчисленные проявления зла в мире, созданном Богом, религиозная философия разработала специальное учение, получившее наименование «оправдание Бога», или «теодицея».

Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.

         В Новое время, когда социальные трения стали наиболее острыми, нашли отражение два подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.

         Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс. В книге «Левиафан» он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.

         Оптимистический подход представлен французским философом Жан-Жаком Руссо, который в отличие от Гоббса считал, что человек по своей природа добр, миролюбив, создан для счастья. Источником конфликтов в современном обществе, по его мнению, явились недостатки в его организации, заблуждения и предрассудки людей и прежде всего их приверженность частной собственности. Важнейшим инструментом восстановления естественных для людей отношений мира и согласия должно стать создаваемое ими по взаимному договору демократическое государство, опирающееся преимущественно на ненасильственные, воспитательные средства, которые в наибольшей степени соответствуют сущности человека.

И в последующий период исследователи данной проблемы или придерживались одной из указанных двух концепций, или же разрабатывали ту или иную разновидность их синтеза. Так, немецкий философ Эммануил Кант считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее есть, наоборот, состояние войны, то есть если и не беспрерывные военные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено»[8]. Таким образом, Кант, подобно Т. Гоббсу, пессимистично признает естественным для людей «состояние воины», но вместе с тем подобно Ж.-Ж. Русо, выражает оптимистическую надежду на возможность достижения «состояния мира».

         Современная школа, представленная западной ветвью в лице известного американского ученого Л. Козер определяла конфликт с точки зрения социальных наук как «столкновение между коллективными акторами по поводу ценностей, статусов, власти либо редких ресурсов, в котором цели каждой из сторон состоят в том, чтобы нейтрализовать, ослабить или устранить соперников»[9]. Исходя из этой точки зрения, некоторые исследователи международных отношений утверждают, что конфликт имеет объективное содержание. Другими словами, речь идет о противоположности интересов, одновременная реализация которых участниками международного взаимодействия невозможна именно ввиду объективности конфликта. Так, по К. Боулдингу, конфликт – это «ситуация соперничества, в которой стороны осознают несовместимость возможных позиций и каждая сторона стремится занять положение, несовместимое с тем, которое хочет занять другая»[10].

Иная точка зрения свидетельствующая в пользу субъективности конфликта у Дж. Бертона, согласно которому «конфликт носит в основном субъективный характер… при условии переосмысления ими восприятия друг друга возможен позитивный результат для той или иной из сторон, которое позволит им сотрудничать на функциональной основе в совместном использовании оспариваемого ресурса»[11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.