Разгосударствление и приватизация: пути и формы. Опыт России и зарубежных стран
Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому
прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный
климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном,
иностранном или смешанном капитале.
Передача или льготная продажа государственных активов работникам
приватизируемых компаний получила распространение в
ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где
первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в
Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в
общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче
в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность
активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне
неравномерна по отраслям и компаниям—от весьма существенных элементов
собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в
крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на
убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными
последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие
внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в
налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов
таких компаний может быть затруднен.
Следующим методом приватизации является реприватизация, т.
е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в
результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации
являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в
натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества
деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах
проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии, Болгарии, Словении,
Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее
благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует
основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации,
особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже
вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как
бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для
привлечения иностранных инвестиций.
Глава 2.
Этапы приватизации в России.
2.1. Акционирование и ваучерная приватизация.
В России задача быстрого ухода государства из сферы
непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового
акционирования и ваучерной приватизации в 1992—1994 гг. В короткий срок была
создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы,
варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных
собственников.
Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный
номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных
производственных фондов на 1 июля 1992 г. Это позволило без особых трудностей
в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные
ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.
В первичном размещении акций большинства компаний принимали
участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые
коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и
компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).
Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные
по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное
закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных
социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75%
приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом
был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала.
Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после
завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале
компаний существенно снизилась, а внешних—увеличилась почти вдвое.
Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в
основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным
предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же
приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях,
стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные
доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся
совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для
рыночной реструктуризации. Однако на ваучерном этапе и некоторое время после
него у коммерческих банков не было осмысленной инвестиционной стратегии, если
не считать расхожего тезиса о необходимости диверсификации портфелей.
Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем
ожидалось. Однако главное все же было достигнуто: в России началось
формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне
определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования
частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный сектор экономики насчитывал
более 25 тыс. акционерных обществ (40 млн. акционеров), причем не менее 10% их
акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 г. количество
приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных,
составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995 г. весь
негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.
2.2. Денежная приватизация.
Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так
называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий
продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать
и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995 г. и
имел две основные цели: во-первых, пополнение государственного бюджета,
во-вторых, инвестиционная поддержка приватизированных компаний. На денежном
этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны
были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая
бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.
Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем
причинам.
Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в
целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты
акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний. Во-вторых, у
потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива
для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг В-третьих, из-за
крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача
поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
2.3. Итоги и перспективы приватизации.
На первоначальном этапе рыночной трансформации устойчиво
преобладали мнения, что приватизация как массовая трансакция собственнических
прав может быть проведена в сравнительно короткие сроки, быстро создаст
критическую массу частных собственников и основу стабильного повышения
эффективности экономики. Иллюзии рассеивались по мере той или иной степени реализации
приватизационных программ: на волне приватизации подъема экономики не
произошло. Нельзя, однако, полностью согласиться и с распространенным в России
взглядом на приватизацию как на ошибочный курс властей, способствовавший
развалу экономики. В мировой экономической истории не было еще прецедентов,
когда на огромном геополитическом пространстве практически одновременно и в
столь короткие сроки были бы приведены в движение фактически все
государственные активы. Процесс такого размаха не мог пройти гладко, с
абсолютно позитивным или близким к намеченному результатом. Проблемы были
неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.
Во-первых, несовершенство, неразвитость институтов собственности
в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации
сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры
фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными
активами. Права новых собственников плохо защищены. Юридическая смена
собственности на государственные активы не обеспечивает новому собственнику
полной уверенности в правах и не стимулирует поэтому рационального
экономического поведения. Таким образом, в переходных экономиках (как, впрочем,
и в любых других) приватизация выходит далеко за рамки чисто юридического
процесса. А потому даже вполне добротная юридическая основа приватизации—это
очень важная, но всего лишь часть процесса изменения отношений собственности.
Во-вторых, нет никаких гарантий, что вслед за юридическим
изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой
экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование
ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к
форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия,
чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического
статуса.
В-третьих, в трансформирующихся экономиках переход прав
собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля.
Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам
профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом,
внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо
от их размеров.
В 1995—1996 гг. не была достигнута главная, фискальная,
цель приватизации—недовыполнение заданий по поступлениям в бюджет было
огромным. Переломить на некоторое время негативную тенденцию удалось с помощью
новой для России (и нетипичной в мировой практике) схемы так называемых
залоговых аукционов (осень—зима 1995 г.). В соответствии с этой схемой правительство
(госбюджет) получает от коммерческих банков кредит под залог федеральных
пакетов акций наиболее привлекательных компаний. По акциям, предназначенным в
залог, проведены тендеры, победителями которых были признаны банки,
предложившие более крупные кредиты. Банки, выигравшие на залоговом аукционе,
получили право управлять залоговыми пакетами в течение всего времени залога. По
истечении этого времени (намеченный срок—1 сентября 1996 г.) в случае
невозврата кредитов (а иначе и не могло быть при катастрофическом состоянии
госбюджета) залогодержатель получал право продать залоговые пакеты и погасить
за счет выручки предоставленные правительству кредиты. С определенными
оговорками залоговые схемы можно назвать специфическим методом приватизации—практически
все залогодержатели предпочли не продавать свои пакеты. На залоговые аукционы
были выставлены акции 12 компаний. Бюджет в общем итоге получил от залоговых
аукционов около 1 млрд. долл.
Проведение аукционов сопровождалось множеством конфликтов
между участвовавшими банками (их инвестиционными компаниями), а после завершения
аукционов возникли конфликты также между банками-залогодержателями и
менеджментом компаний. Менеджмент стремился сохранить контроль, не допуская
представителей банков в корпоративные органы управления, препятствуя открытию
всей финансовой информации и тормозя тем самым начало реструктуризации
предприятий (таким, например, было противостояние «Норильского никеля» и
ОНЭКСИМбанка).
Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных
российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их
результативности сказался очевидный олигархический характер переходной
экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрытыми для
большинства банков, создавая выгодные условия сделок только «для своих».
Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались, по различным оценкам,
в 3—5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.
В 1997 г. вступил в силу новый закон «О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской
Федерации». Закон делает основной акцент на приватизацию не предприятий
(большая часть из них уже приватизирована), а имущественных долей государства.
Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг.
Сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены) льготы
трудовым коллективам. Важно, что стоимость имущественных комплексов
определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно—на основании
уставного капитала, балансовой оценки и рыночной стоимости. Восстановлено
забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).
С 1997 г. предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить
ситуацию прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую
бюджетную эффективность предшествовавших массовых продаж, новый порядок
приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные
сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового
консультанта нацелена на получение максимальных поступлений в федеральный
бюджет. Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций
и недвижимость по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными
и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи
федерального имущества в аренду.
Крупнейшими сделками в 1997—1998 гг стали продажи пакетов
акций компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных
для этого из запретительных списков.
Планы приватизации компаний, условия конкурсов и аукционов
по продаже крупных пакетов вновь стали предметом длительных острых конфликтов
между потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы
упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок,
Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной
степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в
приватизации. Выделяется пять типов предприятий:
Þ региональные и национальные естественные монополии, в которых
управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей
государства (РАО «Газпром», РАО «БЭС России» и др.);
Þ акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие
реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества
контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного
пакета акций или «золотой акции»;
Þ акционерные общества, акции которых могут быть переданы в холдинги или
другие объединения предприятий (в том числе финансово-промышленные группы) с
сохранением у государства «золотой акции»;
Þ акционерные общества, пакеты акций которых могут быть переданы в
управление субъектам федерации;
Þ все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы
или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.
В первом квартале 1998 г. пакеты акций, находящиеся в федеральной
собственности, по величине доли в уставном капитале АО распределялись следующим
образом: более 50%—831 АО; от 25 до 50%—2004 АО; до 25%—1400 АО;
«золотая акция»—631 АО. Всего на начало 1998 г. в России зарегистриро-чана 31 тыс. АО.
Глава 3.
Опыт зарубежных стран.
3.1. Опыт ваучерной приватизации.
Приватизация в постсоциалистических странах не была
равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с
государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по
критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось
поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных
программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной
приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и
государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной
приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий
через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам
собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно
легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными
трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и
Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением
Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов,
когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый
рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за
контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг.
в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство
не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная
приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения.
Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г,
большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.
Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации
в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в
1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России.
Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции
предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России,
чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после
завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего
государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит
благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление
приватизированными предприятиями.
Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии,
выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В
условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность
контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца,
становится объектом злоупотреблений.
3.2. Опыт платной приватизации.
Опыт платной приватизации. В середине 90-х годов
возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была
связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все
восточноевропейские страны.
Причина кризиса—в нереформированности бюджетной сферы.
Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной
сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности
профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того,
если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство
добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции
(а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то
при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого
«источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться
такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических
странах не было (например, выплата пособий по безработице).
Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997
г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для
всех переходных экономик.
Страницы: 1, 2, 3
|