скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

p> 2.2. Виды, источники и структура формируемых Фондом ресурсов.

Обыкновенные ресурсы.

Обыкновенные ресурсы Фонда складываются из взносов государств – членов, производимых ими по подписке в счет квот, золотого запаса МВФ, а также резервных активов, выраженных в единицах Специальных прав заимствования (СДР (special Drawing Rights).

Каждая страна - участница имеет квоту (quota), выраженную в СДР.
Квота является наиболее важным, ключевым звеном в механизме финансовых и организационных взаимоотношений стран – членов с МВФ. Она определяет сумму подписки страны на капитал МВФ, возможности использования ею ресурсов
Фонда, наконец, количество голосов, которыми она располагает в нем. Квота может быть изменена по предложению либо самого государства – члена, либо руководящих органов Фонда (но при условии обязательного согласия соответствующего государства). Размеры квот стран – членов устанавливаются на основе экономического значения и удельного веса стран в мировой экономике и международной торговле.

До Ямайского соглашения страна-участница должна была 25% суммы подписки, равной ее квоте, выплачивать в золоте, а остальную часть – в собственных денежных единицах. Ямайское соглашение освободило страны от необходимости взноса в золоте. Теперь бывшая «золотая доля» подписки на капитал МВФ оплачивается страной – членом в резервных активах (reserve assets), которыми являются свободно конвертируемые валюты других стран – членов, избранные Фондом при условии согласия всех стран. Такая доля может быть в принципе и меньше 25%. Точное соотношение между взносами стран – членов в капитал МВФ в резервных активах и национальных валютах определяется Советом управляющих. Однако, как следует из Устава, он не имеет права устанавливать величину оплаты в резервных активах в размере, превышающем 25% квоты страны – участницы. Подобная практика используется и при увеличении размеров квот. Часть взноса в национальной валюте, которая не нужна МВФ для текущих операций, производится страной – членом в форме необращающихся беспроцентных обязательств, оплачиваемых по первому требованию Фонда исходя из их номинальной стоимости. Все средства в национальных валютах, переданные Фонду в счет подписки на капитал МВФ, находятся в центральных банках соответствующих стран – членов.

Золотой запас МВФ сформировался в результате того, что до Ямайского соглашения государства – члены осуществляли 25% своих взносов в золоте. По состоянию на 30 апреля 2000 года на хранении в уполномоченных учреждениях – депозитариях находилось 3217341 килограммов (103, 4 млн. чистых унций) принадлежащего МВФ золота, которое оценивалось в 3,6 млрд. СДР из расчета
35 СДР за чистую унцию.

Находясь на балансе МВФ в качестве актива, золото не считается свободно используемым ресурсом, и не применяется в операциях и сделках
Фонда. Это объясняется тем, что любая реализация золота из запасов Фонда странам-членам или частным покупателям, требует большинства в 85% от общего количества голосов Фонда. Но даже после продажи золота, использование полученной выручки регламентируется определенными положениями Статей соглашения МВФ, что приводит к снижению степени ликвидности принадлежащего
Фонду золота.

В 1969 году была введена счетная валютная единица СДР (Special Drawing
Rights), с которой было связано первое изменение Устава МВФ. СДР – это международный резервный актив. Приносящий процентный доход. СДР призваны служить дополнением к существующим резервным активам, и распределяются
Фондом среди государств – членов, являющихся участниками Департамента СДР, пропорционально их квотам в фонде (статья XV, раздел 1). Ценность СДР как резервного актива определяется, прежде всего, обязательствами участников держать и принимать СДР, а также выполнять различные обязанности, связанные с надлежащим функционированием СДР в качестве резервного актива. Авуары участников в СДР составляют неотъемлемую часть их международных резервов, наряду с авуарами в золоте, иностранной валюте и позициями по резервной доле в Фонде. СДР приносят своим держателям доход по рыночной процентной ставке, которая с августа 1983 года устанавливается еженедельно. СДР являются чисто официальным активом, поскольку правом держать СДР и использовать их обладают лишь государства – участники, сам Фонд и уполномоченные официальные организации. Коммерческие банки создают и выпускают в обращение выраженные в СДР финансовые инструменты, которые, в отличие от СДР как таковых, нередко называются «частными СДР». На счетах в рамках Департамента СДР отражаются все сделки и операции с использованием
СДР.
СДР выделяются каждому участнику по единой ставке, которая составляет определенный процент от его квоты на момент, непосредственно предшествующий распределению. Аннулирование СДР производится на основе чистого кумулятивного объема распределений.

СДР являются резервным активом, представляющим собой кредитовые проводки по счетам Департамента СДР. Курс СДР определяется в директивном порядке. В 1981 году совет управляющих МВФ постановил определять стоимость
СДР на основе корзины из пяти основных валют, которые также являются пятью
«свободно используемыми» валютами в международных финансовых сделках, а именно: доллар США, немецкая марка, японская иена, французский франк и фунт стерлингов (в связи с введением ЕВРО корзина валют несколько изменится).
Состав валют, определяющих курс единицы СДР, и доля каждой их этих валют в корзине пересматриваются через каждые пять лет.

В конце каждого финансового года (30 апреля) каждый участник выплачивает Фонду обязательные отчисления (пропорционально чистой кумулятивной сумме СДР, распределенных соответствующим участникам) для покрытия операционных расходов Департамента СДР.

СДР распределяются только среди тех государств – членов, которые приняли решение стать участниками Департамента СДР (Участники) и выполнять обязанности таких участников. СДР могут также находиться на счете общих ресурсов и у уполномоченных держателей, но не выделяются им при распределении. На счет общих ресурсов Фонда СДР поступают при выплате государствами – членами части взносов по квотам, при оплате сборов за использование ресурсов Фонда и при выкупе национальной валюты. Кроме того,
СДР могут приобретаться у других участников.

МВФ имеет также право предоставлять полномочия держателей СДР странам, не являющимся членами Фонда, государствам – членам, не являющимся участниками Департамента СДР, учреждениям, выполняющим функции центрального банка для нескольких государств – членов и иным официальным организациям.
Эти организации могут приобретать и использовать СДР в сделках по договоренности и в операциях с участниками и другими держателями на условиях, предписанных Фондом. Они не могут, однако, получать СДР в порядке распределения или использовать СДР в так называемых «сделках по назначению». Механизм назначения участников сделок с СДР действует на основе ежеквартальных планов назначения. В этих планах, утверждаемых
Исполнительным советом, содержится список участников Департамента СДР, подлежащих назначению, и устанавливаются максимально допустимые лимиты на сумму СДР, которая может быть предписана к получению тем или иным участником в данном квартале. Участники и уполномоченные держатели могут использовать СДР в самых различных операциях по переводу средств.

Кроме того, СДР играют важную роль в качестве расчетной единицы МВФ.
Целый ряд международных и региональных организаций применяют в качестве расчетной единицы исключительно СДР или используют СДР как основу для своих расчетных единиц. СДР как расчетная единица используется также в ряде международных конвенций, в особенности выражения лимитов ответственности при международной перевозке товаров и оказании услуг.


Заемные ресурсы.

В соответствии со статьей VII Статей соглашения, Фонд уполномочен заимствовать валютные средства при условии, что определенные масштабы, продолжительность или распределение диспропорций платежного баланса государств – членов требуют значительного временного расширения кредитов
Фонда. Фонд придерживается точки зрения. Что такое расширение более целесообразно финансировать за счет заимствования средств, а не за счет постоянного увеличения размеров собственных средств Фонда. Заимствование средств, таким образом, периодически служит важным временным дополнением к свободно используемым ресурсам, складывающимся из квот государств – членов.

МВФ уполномочен определять источники, выбор времени, масштабы, условия, сроки погашения и методы заимствования средств. Фонд имеет право заимствовать валютные средства из любого источника, в том числе у стран, не входящих в МВФ, и из частных источников, при условии согласия со стороны государства – члена, являющегося эмитентом заимствуемой валюты. В то же время Фонд не имеет права держать средства в валюте стран, не являющихся его членами, и поэтому не может получать займы в таких валютах. Потребность в заимствовании средств может возникать, когда ликвидность МВФ (то есть величина его авуаров в СДР и свободно используемых валютах) невысока по сравнению со спросом на его ресурсы.

Хотя по своему происхождению, а также по суммам, срокам погашения и процентным ставкам различные механизмы заимствования МВФ отличаются друг от друга, они имеют и некоторые общие характеристики, а именно: добровольность, официальный статус кредиторов и поддержание стоимости обязательств перед кредиторами в пересчете на СДР.

Начиная с 70-хх годов заимствования МВФ, равно как и его иные операции, выражаются в СДР. Срок погашения полученных займов в большинстве случаев составляет от четырех до семи лет (в среднем – около пяти), что имеет целью обеспечить как можно более близкое соответствие сроков погашения кредитов, выданных Фондом государствами – членам за счет заемных ресурсов, со сроком погашения кредитов, взятых Фондом. Остальные заимствования производятся на более короткие сроки (от одного года до трех лет).
Важная особенность большинства заимствований МВФ состоит в том. Что кредиторы (за исключением Банка Международных Расчетов (БМР)) имеют право на досрочное погашение своих ссуд (путем инкассации или перевода задолженности третьей стороне на условиях, согласованных между исходным ссудодателем и новым кредитором) в случае возникновения у них каких-либо проблем в области платежного баланса. Этот аспект является особенно привлекательным для стран – кредиторов, входящих в МВФ, с учетом вероятности непредвиденного ухудшения состояния платежного баланса и резервных позиций этих стран в течение срока действия их ссуд Фонду. Данный аспект придает ссудам, предоставленным Фонду, чрезвычайно ликвидный характер, в силу чего эти активы рассматриваются как часть международных резервов кредиторов.

2.3. Структура формируемых Фондом ресурсов.

Финансовая структура МВФ представлена следующим образом. Все финансовые сделки и операции МВФ проводятся через Департамент общих счетов,
Департамент СДР и через прочие счета, управляемые МВФ.

Большая часть операций МВФ проводится через Департамент общих счетов
(ДОС). В соответствии со Статьями соглашения, Департамент общих счетов МВФ состоит из счета общих ресурсов (СОР), счета специальных выплат (ССВ) и инвестиционного счета (являющегося на данный момент неактивным).
Департамент общих счетов включает также промежуточные счета заемных ресурсов. Эти счета[7] были созданы по решению Исполнительного совета в мае
1981 года, но с 1991 года они являются неактивными.

Большинство сделок между странами – членами и Фондом осуществляется через СОР. Через этот счет проводится, в частности, получение взносов в счет квот, покупка и выкуп средств, получение возмещение сборов, выплата вознаграждения по компенсируемым позициям государств – членов в рамках резервной доли в Фонде, а также погашение основной суммы долга кредиторам фонда. Активы, хранящиеся на СОР, состоят из валют стран – членов Фонда, собственных авуаров Фонда в СДР и авуаров Фонда в золоте.

ССВ начал использоваться в июне 1981 года для получения средств, перечисляемых из Трастового фонда (Трастовый фонд, созданный в мае 1976 года, был ликвидирован в декабре 1980 года с переводом средств на ССВ).
Часть ресурсов, полученных таким образом на ССВ, была перечислена на управляемый Фондом счет субсидий механизма дополнительного финансирования.[8]

В рамках Департамента общих счетов Фонд уполномочен создать инвестиционный фонд. До сих пор, однако, решения об этом принято не было
(управление средствами на СОР осуществляется на основе принципа рентабельности и имеет целью сокращение компенсируемых позиций по резервной доле (для снижения расходов фонда)), либо увеличение авуаров Фонда в СДР
(для повышения доходов Фонда). Для обеспечения большей прибыльности ресурсов на инвестиционном счете их следовало бы инвестировать по ставке, превышающей процентную ставку по активам в СДР с учетом любого валютного риска. Активы на инвестиционном счете должны храниться отдельно от средств на счете общих ресурсов, и на них не должны распространяться требования о поддержании стоимости. Согласно Статьям соглашения, активы на инвестиционном счете могут образовываться за счет прибыли от продажи золотого запаса Фонда, за счет перевода валютных средств, хранящихся на
СОР, или за счет доходов или поступлений от инвестирования средств данного счета. За исключением доходов от инвестирования средств инвестиционного счета, общая сумма, переводимая на этот счет, не может превышать суммы ресурсов, хранящихся в общем и особом резервах Фонда. Объектом инвестиций могут быть только приносящие доход и обращающиеся на рынке обязательства международных финансовых организаций или государств – членов, валюта которых используется для такого инвестирования. Полученные доходы могут реинвестироваться или использоваться для покрытия расходов на веление дел
Фонда, включая как операционные, так и административные расходы. На счетах в рамках Департамента СДР отражаются все сделки и операции с использованием
СДР.

Счета, управляемые МВФ, включают в себя: Счета пенсионного обеспечения персонала МВФ, Трастовый фонд Механизма расширенного финансирования (ЕСАФ (Enhanced Structural Adjustment Facility ESAF)), трастовый фонд, счет субсидий механизма дополнительного финансирования
(СФФ(Structural Fund Facility - SFF)), другие счета, находящиеся под управлением МВФ. Эти счета созданы на основании полномочий МВФ по оказанию финансовых услуг, соответствующих его целям. На настоящий момент основным счетом, управляемым МВФ, является Трастовый фонд ЕСАФ, который был создан в декабре 1987 года для предоставления на льготных условиях кредитов соответствующим государствам – членам с целью поддержки программ структурной перестройки. Трастовый фонд ЕСАФ функционирует на основе входящих в его состав счета ссуд, счета резервов и счета субсидий. Ресурсы инвестируются МВФ в долговые обязательства, выраженные в СДР. Помимо этого имеется также ряд других управляемых МВФ счетов, которые служат различным целям, а в апреле 1995 года был создан управляемый МВФ базовый счет для предоставления ресурсов в целях финансирования деятельности по линии технической помощи.

Для ведения дел с МВФ каждое государство - член обязано назначить фискальное агентство и депозитарий. Функцию фискального агентства может выполнять казначейство (министерство финансов), центральный банк, государственное денежно-кредитное агентство, стабилизационный фонд или иная аналогичная организация государства – члена. МВФ может вести дела только с назначенным таким образом фискальным агентством, которое наделено соответствующими полномочиями осуществлять от имени страны – члена все операции и сделки, разрешенные по статьям соглашения. Кроме того, каждое государств - член обязано назначить свой центральный банк в качестве депозитария для всех авуаров МВФ в валюте данной страны. При отсутствии центрального банка государство-член может назначить другое приемлемое для фонда учреждение, например, даже коммерческий банк.

Каждый депозитарий ведет счета МВФ № 1 и № 2 (некоторые ведет даже счет ценных бумаг МВФ), для авуаров Фонда в валюте соответствующей страны.
Эти валютные авуары образуются в первую очередь за счет выплаты Фонду взносов государств – членов по своим квотам. Депозитарий обязан по первому требованию и незамедлительно производить выплаты по авуарам Фонда в валюте соответствующего государства – члена любому указанному Фондом получателю на территории данного государства, а также обеспечивать для фонда ответственное хранение ценных бумаг в тех случаях, когда взамен части авуаров в своей валюте государство-член выпускает необращающихся беспроцентные векселя или аналогичные долговые обязательства.

Счет № 1 используется для проведения сделок с МВФ, включая выплату взносов по подписке, покупку и выкуп средств, погашении займов, а также продажу валюты соответствующего государства – члена. При условии поддержания определенного минимума средств на счете № 1 все указанные операции могут проводиться по счету ценных бумаг МВФ.

Счет ценных бумаг МВФ может открываться ввиду того, что государства – члены имею право выплачивать любую часть взноса по подписке в национальной валюте путем депонирования необращающихся беспроцентных векселей или аналогичных обязательств, которые подлежат оплате Фонду по первому требованию, за исключением случаев, когда денежные средства в соответствующей национальной валюте необходимы для операций и сделок МВФ.
Указанные векселя находятся на хранении у депозитария, который выступает в качестве представителя Фонда при проведении инкассации векселей с целью постоянного поддержания минимального остатка средств на счете № 1. Если в результате какого-либо платежа со стороны МВФ остаток средств на счете № 1 уменьшается ниже минимума, составляющего 0,25% квоты государства – члена, то к следующему операционному дню этот остаток должен быть восстановлен до данного минимального уровня посредством инкассации векселей на достаточную сумму.

Счет № 2 используется для отражения административных расходов и поступлений МВФ (например, поступления от продажи публикаций Фонда в валюте соответствующего государства- члена в пределах его территории. Небольшие расходы, оплачиваемые за наличный расчет (например, плата за телеграфные и почтовые услуги), могут относиться на дебет данного счета ежеквартально.

Глава 3. Финансовые сделки и операции Фонда. Политика и механизмы финансирования.

3.1.Общие условия предоставления финансовой помощи.

Сделки, совершаемые Фондом, представляют собой обмен одних денежных активов на другие денежные активы, а операции Фонда – это другие виды использования или получения им денежных активов. Все операции и сделки фонда проводятся через счет общих ресурсов (СОР), Департамент СДР и прочие счета, управляемые МВФ.

МВФ оказывает финансовую помощь тому или иному государству – члену, продавая СДР или валюту других государств – членов в обмен на собственную валюту данного государства – члена. При совершении «покупки» член МВФ предоставляет эквивалентную сумму в своей валюте, которую он обязан
«выкупить» через определенный период времени. По этой причине в статьях
Соглашения МВФ вместо терминов «кредиты» и «погашение кредитов» употребляются выражения «покупка валюты» и «выкуп валюты».

Помощь Фонда государствам – членам не приводит к уменьшению совокупной величины авуаров Фонда в СДР и различных валютах, а только изменяет их структуру.

МВФ поддерживает значительный фонд ресурсов, предназначенный для оказания помощи государствам – членам в финансировании временных диспропорций в их платежных балансах. Эти ресурсы носят возобновляемый характер и складываются. Главным образом, из валюты, вносимой государствами
– членами в качестве взносов в счет своей квоты. МВФ может также пополнять эти ресурсы путем заимствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.