скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

p> Для использования ресурсов Фонда государство-член должно предоставить
Фонду сведения о том, что потребность в этих ресурсах обусловлена состоянием платежного баланса, резервной позицией или изменениями в резервах данной страны. Использование ресурсов Фонда осуществляется на основе равенства и отсутствия дискриминации государств – членов, а также с учетом их внутренних социально-политических целей. Политика Фонда направлена на то, чтобы государства – члены обращались к использованию его механизмов финансирования уже на ранней стадии возникновения проблем в области платежного баланса. Финансовая помощь, предоставляемая Фондом, позволяет государствам-членам исправлять диспропорции платежного баланса без необходимости применения торговых и платежных ограничений. Фонд выступает в качестве финансового посредника, поскольку он обеспечивает перераспределение средств из тех стран, где имеется их избыток, в страны, где существует их дефицит.

Использование ресурсов МВФ, как правило, осуществляется в рамках так называемой «договоренности» Фонда, то есть принимаемого Фондом решения о том, что Фонд гарантирует тому или иному государству-члену свою готовность предоставлять ему иностранную валюту по условиям соответствующего решения и в пределах установленного срока. Договоренность Фонда (не являющаяся правовым договором) утверждается Исполнительным советом в целях поддержки экономической программы, в рамках которой государство-член предпринимает комплекс мер политики по сокращению внешне и внутриэкономических диспропорций.

Распределение кредитов МВФ (%).
|Страны |1947-1976 |1977-1991 |
|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |
|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

В Статьях Соглашения четко указано, что сделки государства-члена с
Фондом в рамках СОР осуществляются исключительно «по инициативе государства- члена», а не самого Фонда (Статья V, раздел 2а). Поэтому государства-члены не обязаны обращаться к МВФ с запросом об использовании ресурсов Фонда лишь в какой-либо определенный момент времени. Разумеется, данное положение служит признанием суверенных прерогатив стран-членов в отношении их внешнеэкономической политики. Вместе с тем, это ограничение не означает, что Фонд не может приступить с тем или иным государством-членом к обсуждению желательности запроса о возможном использовании ресурса Фонда.

С течением лет было признано, что эффективность сочетания политики, стабилизации и финансирования в значительной мере зависит от заблаговременного принятия странами-членами коррективных мер.

После того, как Фонд установит наличие потребности в финансировании платежного баланса того или иного государства-члена, а также его право использовать ресурсы Фонда в рамках одного или нескольких механизмов финансирования, Фонд должен убедиться в том, что данная страна сможет выполнить перед ним свои обязательства [9] по погашению задолженности.
Поэтому Фонд предоставляет финансовые ресурсы государствам-членам на определенных условиях, которые имеют целью способствовать проведению необходимой перестройки экономики и обеспечить временный характер использования кредитов МВФ. Эти условия призваны привести к сокращению дефицита платежного баланса государства-члена до поддающегося управлению уровня при одновременном стимулировании экономического роста, занятости и финансовой стабильности, а также устранении ограничений в области международной торговли и расчетов.

В соответствии с периодически пересматриваемыми установками МВФ в отношении предъявляемых условий, при разработке программ стабилизации Фонд должен надлежащим образом учитывать внутренние социально-политические задачи стран-членов, а также их экономические приоритеты и специфику.

В зависимости от разных программ могут предъявляться и разные условия, так как они не являются жестким и неизменным набором рабочих правил. В соответствии с установками в отношении условий, предъявляемых МВФ,
«критерии реализации» должны ограничиваться только теми экономическими переменными, которые необходимы для достижения целей программ, поддерживаемых Фондом. В число «критериев реализации», как правило, входят определенные макроэкономические переменные, а также критерии, необходимые для выполнения конкретных положений Статей соглашения МВФ или политики, принятой в соответствии с ними. В исключительных случаях «критерии реализации» могут охватывать другие микроэкономические переменные, если влияние последних на макроэкономическое положение сказывается на результативности программ стабилизации государств-членов.

Общей целью политики стабилизации платежного баланса, лежащей в основе поддерживаемых МВФ программ, является достижение такой позиции по счету текущих операций, которую можно поддерживать за счет нормальных потоков капитала, не прибегая к ограничениям в области торговли и расчетов или к неплатежам.

В течение всего срока действия договоренностей с МВФ о финансировании, ресурсы МВФ предоставляются по частям (поэтапно – обычно ежеквартально) в зависимости от соблюдения «критериев реализации», от проведения анализа хода реализации программы совместно с Фондом, либо с учетом обоих этих факторов. Подобно «критериям реализации», поэтапность покупок призвана обеспечивать эффективность условий, предъявляемых Фондом, и оба эти фактора не только гарантируют надлежащее использование ресурсов
Фонда, но и дают государству-члену возможность продемонстрировать другим кредиторам, что дальнейшая поддержка с их стороны оправдана, так как страна реально проводит программу стабилизации.

Если МВФ заимствует средства для пополнения свободно используемых обыкновенных ресурсов, и такие заемные средства привлекаются для финансирования стран-членов. То Фонд проводит различие между покупками за счет заемных средств и покупками за счет обыкновенных ресурсов. Данное обстоятельство получило название «политика совмещения ресурсов»

Проводимая МВФ политика «совмещения» ресурсов имеет отношение к пропорции. В которой заемные ресурсы добавляются к обыкновенным ресурсам для финансирования покупок в рамках кредитных долей или механизмов расширенного кредитования. В периоды использования заемных ресурсов,
Исполнительный совет периодически пересматривает соответствующую структуру ресурсов с учетом разнообразных факторов, включая уровень имеющихся у фонда ресурсов и предполагаемый спрос на эти ресурсы.

Продолжительность использования общих ресурсов МВФ определяется задачами сохранения возобновляемого характера ресурсов Фонда и обеспечения его ликвидности. Сроки выкупа валюты государства-члена и количество выкупов, производимых в течение каждого года, различаются в зависимости от соответствующей политики и механизма финансирования.

При покупке валюты у МВФ, устанавливается график с указанием фиксированных максимально допустимых сроков выкупа. Вместе с тем, Статьями соглашения предусмотрен порядок, согласно которому в случае улучшения состояния платежного баланса и резервной позиции того или иного государства- члена использование ресурсов Фонда данным государством должно быть прекращено, как правило. До установления сроков погашения. Фонд обладает правом и полномочиями принимать решение большинством поданных голосов о продлении срока выкупа национальной валюты, при условии. Что такая отсрочка не приводит к превышению максимального срока выкупа. Возможность продления срока выкупа сверх установленного максимума рассматривается лишь в том случае, если фонд определит, что выкуп в установленный срок приведет к исключительным трудностям соответствующего государства-члена, а также, если более длительный срок выкупа не противоречит возобновляемому характеру использования ресурсов Фонда.

Таким образом. Страна-член может сократить авуары Фонда в своей валюте, соответствующие ранее произведенным покупкам, и тем самым уменьшить или ликвидировать всоси обязательства по уплате сборов Фонду. По усмотрению государства-члена. Производящего выкуп национальной валюты, соответствующий платеж может осуществляться в СДР или в валютах, выбранных фондом согласно политике и порядку использования и получения валют в рамках квартального операционного бюджета фонда. Принятые МВФ установки относительно досрочного выкупа в равной степени относятся ко всем членам Фонда. Эти установки основаны на положении Статьи V, раздел 7b.

3.2. Политика и механизмы финансирования.
Политика.

Финансовые ресурсы МВФ предоставляются государствам-членам в рамках разнообразных политик финансирования, зависящих главным образом от характера проблем платежного баланса, на решение которых они направлены, и также от специфики и степени жесткости, связанных с ними условий, предъявляемых МВФ. Размеры предоставляемых ресурсов определяются, прежде всего, лимитами доступа к финансированию. Которые устанавливаются в зависимости от квоты государства-члена, степенью эффективности проводимой государством-членом политики стабилизации, потребностью в финансировании его платежного баланса, а также его способностью погасить задолженность перед Фондом.

Резервная доля

Резервная доля государства-члена является частью его собственных резервов, и, следовательно, покупка ресурсов у МВФ из резервной доли не представляет собой использование кредита МВФ. Объем покупок средств из резервной доли не может превышать позиции государства-члена по его резервной доле в фонде (до принятия Второй поправки к Статьям соглашения, называвшейся «золотой долей»). Эта позиция равна сумме, на которую квота государства-члена превышает величину авуаров Фонда в валюте данного государства – члена, за вычетом авуаров, отражающих использование кредитов
Фонда государством-членом (а также авуаров на счете МВФ № 2), не превышающих 1/10 процента от соответствующей квоты. Позиции по резервной доле представляют собой ликвидные обязательства Фонда перед государствами- членами, которые возникают отчасти в результате выплаты взносов в счет квоты, вносимых в виде резервных активов, а отчасти – за счет продажи
Фондом валют государств-членов с устойчивым состояние платежного баланса для удовлетворения спроса на ресурсы Фонда со стороны других государств- членов, испытывающих потребность в финансировании своего платежного баланса. Смысл исключения валютных авуаров. Отражающих использование кредитов Фонда, при вычислении позиций по резервной доле, состоит в том, чтобы предоставить странам-членам возможность производить покупки в рамках той или иной политики кредитования, не вынуждая их использовать свои позиции по резервной доле, которые, являясь не столько источником кредитования, сколько резервными активами, могут использоваться в любой момент по усмотрению самого государства-члена.

Покупки в рамках резервной доли могут производиться лишь при наличии потребности в финансировании платежного баланса. Вместе с тем, Фонд не имеет права требовать от государства-члена обоснования потребности в использовании средств своей резервной доли. Более того, на покупку средств из резервной доли не распространяются условия, предъявляемые МВФ, сборы, а также ожидания или обязательства по выкупу национальной валюты. Вместе с тем, уменьшение позиции государства члена по резервной доле в Фонде приводит к сокращению получаемого от Фонда вознаграждения за свободно используемые резервные активы, предоставленные данным государством-членом.


Кредитная доля

На начальном этапе развития Фонда (1952 год) было принято решение о том, что доступ к ресурсам Фонда будет определяться на основе кредитных долей, каждая из которых составляет 25% квоты государства-члена.
Государство-член может производить покупку средств в рамках четырех кредитных долей. По определению, покупка средств из первой кредитной доли не может приводить к увеличению авуаров Фонда в валюте государства-члена, производящего покупку, в рамках кредитных лелей до уровня, превышающего 25% квоты данного государства-члена. Три последующие доли, каждая из которых эквивалентна 25% квоты, назывались верхними кредитными долями. С течением времени, особенно после принятия в 1981 году решения о проведении политик расширенного доступа, в рамках кредитных долей стало допускаться использование ресурсов Фонда в размерах, существенно превышающих 100% квоты, поэтому термин «верхние кредитные доли» стал в целом применяться по отношению к любому использованию ресурсов Фонда за пределами первой кредитной доли.
Разделение на первую и верхние кредитные доли подчеркивает фундаментальное положение, согласно которому при переходе к каждой последующей доле Фондом выдвигаются все более жесткие условия кредитования.

Договоренности о кредитах «стенд - бай» (Stand - by) и расширенном кредитовании (Extended Fund Facility (EFF))

Договоренность Фонда о кредитах «стенд-бай» (Stand by) или о расширенном кредитовании, представляет собой «решение Фонда, согласно которому государству-члену предоставляется заверение в том, что оно сможет в течение определенного периода и в рамках определенной суммы совершать покупки» с СОР «в соответствии с условиями такого решения» (Статья XXX
(b)). При этом на государство возлагается обязательство произвести в единовременном порядке оплату сборов ( в данном случае 0,5 % от суммы сделки0 и выкуп средств (предоставление эквивалента в своей национальной валюте). Договоренность не является контрактом.

Договоренности Фонда имеют следующие основные характеристики. Как правило. Срок действия таких договоренностей от 1 года до 2х лет (кредиты
«стенд - бай») или от 3х до 4х лет (расширенное кредитование). Кроме того, условия этих договоренностей предусматривают такие элементы, как соблюдение экономических «критериев реализации» и, как возможный вариант, проведение анализа хода выполнения соответствующих программ. Критерии реализации, как правило, включают в себя лимиты на бюджетные расходы и объем кредитов, неприменение ограничений на текущие международные расчеты и трансферты, лимиты на сумму и сроки погашения новой краткосрочной и среднесрочной внешней задолженности, а также поддержание минимального уровня чистого объема валютных резервов. Помимо этого, все договоренности. За исключением договоренностей в рамках первой кредитной доли, предусматривают возможность покупки всей суммы средств, оговоренной в соответствующей договоренности, на поэтапной основе, как правило, поквартально. Несоблюдение критериев реализации приостанавливает право государства-члена на дальнейшую покупку средств в рамках соответствующей договоренности.

Типовые договоренности о кредитах «стенд-бай» призваны обеспечить краткосрочную помощь в финансировании дефицита платежного баланса, имеющего временный или циклических характер. Однако трудности с финансированием платежного баланса могут быть обусловлены также структурными перекосами в производстве и торговле или серьезными искажениями в ценообразовании, для исправления которых, как правило, требуется более длительный период времени
(например, при необходимости новых инвестиций в те или иные сектора экономики или изменений организационно-правового характера).

С учетом нужд государств-членов, находящихся в подобных обстоятельствах, в сентябре 1974 года был создан механизм расширенного кредитования (ЕФФ – Extended Fund Facility - EFF), предназначенный для оказания помощи в финансировании дефицита платежного баланса в течение более длительных сроков и в более крупных размерах по отношению к квотам, чем это возможно в рамках политики кредитных долей. Срок действия данной договоренности составляет от 3 до 4х лет. Обязательства государств-членов по проведению среднесрочной стабилизации, подразумевающиеся в таких договоренностях о расширенном кредитовании, также побуждают других кредиторов (как международных, так и частных) к рассмотрению финансовых договоренностей с более длительным сроком действия, что в свою очередь позволяет расширить перспективы планирования процесса стабилизации.
Поскольку условия, обеспечивающие целесообразность договоренностей о расширенном кредитовании, в большей степени применимы к развивающимся странам, члены Исполнительного совета отметили, что по своим положениям и правилам применения ЕФФ будет полезен, прежде всего, именно для развивающихся стран. При этом, однако, данным механизмом, подобно другим механизмам фонда, могут пользоваться все государства-члены, которые удовлетворяют соответствующим критериям.

Государства-члены, обращающиеся с просьбой о заключении договоренностей о расширенном кредитовании, должны представить программу с изложением своих целей и политики на весь срок действия договоренности, а также подробное заявление о стратегических и тактических мерах, которые будут приниматься в течение каждого 12-месячного периода для достижения целей программы.

Поскольку в рамках таких договоренностей особое внимание уделяется проведению структурных реформ в течение продолжительного периода времени, фактическое предоставление средств и проверка соблюдения критериев реализации могут производиться один раз в полгода, при условии, что будет обеспечен надлежащий контроль за изменениями в макроэкономической сфере, который обычно осуществляется в форме проверки выполнения государством- членом квартальных целевых ориентиров. Выкуп национальной валюты производится в течение периода от четырех с половиной до десяти лет после даты каждой покупки средств, за исключением случаев финансирования покупок за счет заемных ресурсов, когда срок выкупа составляет от 3,5 до 7 лет.

Политика расширенного доступа, действовавшая в период с 1981 года по ноябрь 1992 года, давала МВФ возможность предоставлять государствам-членам диспропорции платежного баланса которых имели значительные масштабы по сравнению с их квотами, дополнительное финансирование за счет заемных ресурсов в сочетании с обыкновенными ресурсами фонда.[10]

3.3. Специальные механизмы финансирования.
Равновесие платежного баланса может быть временно нарушено в результате внезапных и непредсказуемых стихийных бедствий (землетрясений, ураганов, засухи и т.п.), а так же экономических изменений, которые приводят к серьезным отрицательным последствиям для экономики и платежного баланса соответствующих стран. Для ликвидации этих последствий в рамках МВФ был создан ряд специальных механизмов.[11]

1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования (ССФФ –

Compensatory and Contingency Financing Facility – CCFF). Данный механизм был введен Фондом в действие в августе 1988 года. Механизм компенсационного и непредвиденного финансирования состоит из двух элементов: компенсационного финансирования и чрезвычайного финансирования. В рамках первого элемента. Государство-член может получать финансовую помощь для компенсации падения доходов от экспорта; компенсации увеличения стоимости импорта зерновых; поддержек и корректировочных программ. В рамках второго элемента производится компенсация потерь, которые произошли в силу независящих от страны обстоятельств (стихийные бедствия, падение мировых цен).

2. механизм финансирования буферных запасов (БСФФ – Buffer stock

Financing Facility - BSFF). Механизм финансирования буферных запасов был учрежден в 1969 году. В рамках данного механизма Фонд предоставляет свои ресурсы государствам – членам для финансирования их взносов в международные системы буферных товарных запасов, при условии, что эти системы удовлетворяют определенным критериям, включая требования, утвержденные Экономическим и Социальным Советом

ООН (ЭКОСОС). Начиная с января 1984 года данный механизм не использовался.

3. механизм финансирования системных преобразований (СТФ – Systemic

Transformation Facility - STF). Данный механизм был создан в апреле

1993 года для оказания финансовой помощи странам – членам, которые испытывали трудности с финансированием платежного баланса в результате серьезных нарушений в системе их международной торговли и расчетов, обусловленных переходом от торговли в условиях полного государственного контроля над ценами к многосторонней торговле на основе рыночных принципов. Право использовать данный механизм предоставлялось только тем государствам, у которых наблюдались следующие нарушения:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.