скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие отношений Россиской Федерации с Международным Валютным Фондом

p> . резкое сокращение общей суммы поступлений от экспорта

. существенное и необратимое повышение чистой стоимости импорта, в особенности энергоносителей

. сочетание первых двух факторов

Первоначально данный механизм долен был действовать до конца 1994 года, но в декабре этого же года Исполнительный совет принял решение о продлении срока его действия до конца 1995 года. Для получения финансирования в рамках данного механизма, государство-член должно было предпринять серьезные шаги в области своей экономической политики, включая некоторые меры, которые необходимо было выполнить еще до предоставления финансирования. Как правило, особое внимание в программах, поддерживаемых за счет средств по линии STF, обращалось на успехи в деле стабилизации экономики, в противодействии оттоку капитал за границу и в проведении структурных и организационно-правовых реформ, необходимых для создания рыночной экономики.

3.4.Доходы и расходы МВФ.

МВФ ставит своей целью каждый финансовый год получать определенный чистый доход, добавляемый к резервам Фонда после покрытия его операционных расходов, обеспечивая при этом надлежащую норму прибыли для государств- членов, имеющих компенсируемые позиции по резервной доле в Фонде, и сохраняя льготный элемент в ставке сборов, которые взимаются с государств- членов, пользующихся кредитами Фонда. В начале каждого финансового года
Исполнительный совет анализирует позицию Фонда по доходам, определяя необходимый размер увеличения страховых резервов и, следовательно, ставку сборов за использование обыкновенных ресурсов МВФ. Кроме того, в серединке финансового года Исполнительный совет проводит анализ, с тем, чтобы определить необходимость внесения каких-либо изменений для достижения целевого показателя по сумме чистого дохода.

Источником основной части валового операционного дохода Фонда являются периодические сборы, взимаемые с государств-членов за использование его ресурсов. Значительно меньшая часть этого дохода поступает в виде процентов по авуарам Фонда в СДР на СОР и в виде комиссионных сборов по покупке средств у Фонда. Операционные расходы состоят в основном из вознаграждения по компенсируемым позициям в рамках резервной доли в Фонде.
Административные расходы Фонда покрываются за счет чистого операционного дохода (операционных доход за вычетом операционных расходов), а остающаяся в результате сумма представляет собой чистый доход МВФ.

Чистый доход МВФ определяется сочетанием ряда факторов, в особенности ставкой процента по активам в СДР, которая в свою очередь определяет ставку сборов за использование общих ресурсов Фонда, ставку вознаграждения, выплачиваемого Фондом по компенсируемым позициям в рамках резервной доли, степень использования общих ресурсов Фонда, а также уровень административных расходов Фонда. Чистый доход Фонда перечисляется в его резервы или распределяется среди государств-членов. Если сумма чистого дохода превышает целевой показатель, установленный в начале года, то Фонд может понизить ставку сборов или повысить ставку вознаграждения до уровня, не превышающего ставки процента по активам в СДР, или же прибегнуть к обеим этим мерам, которые будут иметь обратную силу по отношению к данному году.
Фонд может также полностью или частично перечислить возникшую разницу в резервы, либо произвести ее распределение среди государств-членов, либо отнести сумму разницы к условному доходу за следующий финансовый год.

В настоящее время в МВФ установлены следующие ставки сборов за использование его ресурсов. Во-первых, за каждую покупку ресурсов Фонда в рамках СОР (за исключением необлагаемых сборами покупок средств из резервной доли) взимается комиссионный сбор по фиксированной ставке в размере 5,5%. Этот сбор подлежит единовременной оплате в момент совершения сделки. За покупку средств из резервной доли комиссионного сбора не взимается, поскольку такие покупки представляют собой использование резервных активов государства-члена, находящихся на хранении Фонда.

Во-вторых, установлен сбор в размере 0,5% в год, который подлежит оплате в начале каждого периода по невыбранной сумме кредита, которая может быть получена в течение данного периода согласно договоренности о предоставлении кредита «стенд - бай» или расширенном кредитовании. После того как государства0члены производят покупку средств по соответствующей договоренности, им выплачивается возмещение данных сборов пропорционально сумме покупки.

В-третьих, МВФ взимает периодические сборы по той части своих авуаров в валюте государства-члена, которая превышает его квоту, за вычетом суммы, составляющей не более 1/10% от величины квоты (т.е. максимальной суммы на счете МВФ № 2). Такие авуары, как правило, образуются в результате покупок средств, представляющих собой использование кредитов Фонда.

Согласно порядку, начавшему действовать с 1 мая 1981 года, «базовая» ставка сборов, взимаемая с государств-членов за использование обыкновенных ресурсов Фонда, определяется в начале каждого финансового года. При определении этой ставки Фонд учитывает предполагаемый объем своих доходов и расходов на будущий год, включая целевой показатель по сумме чистого дохода на этот год. С 1 мая 1989 года ставка сборов устанавливается пропорционально еженедельной процентной ставке по активам в СДР и, соответственно, меняется каждую неделю в зависимости от изменений этой процентной ставки.

Начиная с мая 1986 года в соответствии с политикой распределения финансового бремени, в базовую ставку сборов (и ставку вознаграждения) стали вноситься коррективы, призваны восполнить сумму периодических сборов, не оплаченных государствами-членами с просроченной задолженностью перед
Фондом в течение 6 месяцев и более.

До 30 апреля 1993 года ставка сборов за использование заемных ресурсов равнялась стоимости заимствования средств Фондом плюс определенная маржа и устанавливалась в ретроспективной порядке на каждые шесть месяцев, период заканчивающийся 30 июня и 31 декабря. Эта ставка также не подлежала корректировке в рамках механизма распределения финансового бремени. Сборы же за использование обыкновенных ресурсов вместо заемных взимались по той же ставке, что и в случае обыкновенных ресурсов как таковых, и подлежали корректировкам в рамках механизмов распределения финансового бремени. В декабре 1992 года Исполнительный совет принял решение о том, что с 1 мая
1993 года в отношении покупок средств, финансируемых за счет заемных ресурсов, следует применять ту же ставку сборов, которая установлена за использование обычных механизмов финансирования Фонда, и что данная ставка подлежит корректировкам с учетом распределения финансового бремени.

Сборы, причитающиеся Фонду и подлежащие зачислению на СОР, оплачиваются в СДР. С 1 мая 1993 года сборы за все виды использования ресурсов Фонда подлежат оплате на ежеквартальной основе (по финансовому году Фонда). Ни в Статьях соглашения МВФ, ни в его правилах и положениях не предусматривается возможностей отсрочки оплаты сборов.

Для покрытия прямых финансовых издержек, связанных с просроченными обязательствами, фонд взимает дополнительный «специальный сбор» по просроченным обязательствам. Ставка сбора за просрочку выкупа средств устанавливается в размере, равном единице между процентной ставкой по активам в СДР и базовой ставкой сборов. Ставка специального сбора по просроченным сборам равна процентной ставке по активам в СДР. Специальный сбор по просроченным обязательствам в отношении Трастового Фонда и САФ взимается по пониженной ставке.

МВФ ежеквартально выплачивает вознаграждение (проценты) тем государствам – членам, которые имеют компенсируемую позицию по резервной доле. Позиция по резервной доле для того или иного государства-члена определяется на основе соотношения объема авуаров Фонда в валюте данного государства-члена и размера квоты последнего. Компенсируемая позиция по резервной доле возникает в тех случаях, когда уровень авуаров Фонда в валюте государства-члена опускается ниже его «нормы» вознаграждения. Норма государства-члена представляет собой сумму в 75% его квоты по состоянию до принятия Второй поправки к статьям Соглашения (1 апреля 1978 года) и всех последующих увеличений квоты. Для стран, ставших членами фонда после 1 апреля 1978 года норма представляет собой среднее взвешенное значение норм, применимых ко всем остальным государствам-членам на дату вступления страны в фонд, плюс все увеличения квоты данной страны после этой даты. С каждым увеличением квоты норма государства-члена постепенно приближается к 100%.

С 1 февраля 1987 года ставка вознаграждения равна процентной ставке по активам в СДР. Ставка впоследствии корректируется с учетом распределения финансового бремени. Вознаграждение выплачивается в СДР, если только МВФ или соответствующим государством – членом не будет принято решение о том, что выплата данному государству-члену должна производиться в его собственной валюте.

Начиная с 1 августа 1983 года процентная ставка по активам в СДР и ставка вознаграждения рассчитаются на еженедельной основе, и вознаграждение выплачивается в конце каждого квартала финансового года МВФ.

Фонд формирует также страховые резервы. Страховые резервы МВФ состоят из двух его резервов и остатков средств на двух специальных страховых счетах. Резервы Фонда создаются за счет удержания чистого дохода. Резервы поддерживаются с целью защиты качества активов Фонда, а также в качестве показателя рациональности финансового управления активами. Остатки средств на специальных страховых счетах образуются из периодических отчислений ресурсов при корректировках, производимых с учетом распределения финансового бремени, не считая первоначально помещенной на первый
Специальный страховой счет суммы в размере 26,5 млн. СДР. Оба страховых счета были созданы в соответствии с решениями Исполнительного совета.
Первый Специальный страховой счет служит для защиты СОР от потенциальных убытков в связи с просроченными обязательствами перед Фондом, а второй
Специальный страховой счет был создан в качестве меры предосторожности на случай убытков в результате возможного невыполнения государствами-членами своих обязательств по выкупу, которые связаны с покупкой средств в рамках соответствующих договоренностей после завершения программ накопления прав и реализации накопленных прав.

Глава 4. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ.

4.1.Обусловленность вступления России в МВФ. per aspera ad astra

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками.
Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" (membership)
Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

На 1 августа 1997 года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР.

Для объяснения обусловленности и необходимости вступления России в МВФ в 1992 году необходимо рассмотреть экономическую ситуацию, сложившуюся в
СССР до 1991 года., определить круг основных экономических и политических проблем, с которыми столкнулось руководство России в период с 1991 по 1992 год. Именно события конца 80-х начала 90-х годов обусловили необходимость вступления России в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство страны пыталось решить данным шагом.

В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В этой связи сотрудничество с МВФ открывало для России возможность установления новых экономических связей с развитыми странами, а также снижения чрезвычайной нагрузки внешнего долга на бюджет страны. В свою очередь МВФ проявлял готовность оказать России финансовую помощь и организационную поддержку.

Следует отметить, что предоставляемая МВФ финансовая помощь, по сути, относится к разряду суверенных заимствований (правительственных займов).
Суверенные заимствования - это крайняя мера, к которой руководство страны прибегает, как правило, лишь в исключительных случаях. Исходная невыгодность суверенных заимствований заключается, прежде всего, в том, что выплата процентов и погашение основной части долга осуществляется из доходов госбюджета, в то время как такие займы не производят финансовой нормы прибыли. Кроме того, в качестве непременного условия для получения финансирования. Фонд выдвигает правительству страны-заемщика еще и политические требования. Данное обстоятельство существенно осложняет внутреннюю ситуацию в стране, вынужденной обратиться в МВФ за финансовой поддержкой.

Очевидно, что заимствования у МВФ оправдывают себя только в кризисных ситуациях, при условии, что возникшие трудности носят временный характер.
Привлекаемые таким образом средства должны использоваться для поддержания определенного уровня государственных расходов, в то время как все внутренние и внешние ресурсы следует направлять на создание базовой экономической инфраструктуры, способной обеспечить достаточный уровень государственных доходов (для осуществления возврата привлеченных кредитов), а также дальнейший экономический рост.

Оценка роли Международного валютного фонда в экономике современного мира, как показывают последние публикации в отечественной и зарубежной печати, является весьма актуальной и злободневной. Международный кредитно- финансовый кризис 1997-1999 гг., не обошедший стороной и Россию, показал определенную противоречивость и неоднозначность рецептов, предлагаемых международными финансовыми организациями вообще, и Международным валютным фондом в частности, для решения насущных экономических проблем в странах, претендовавших, да и претендующих на получение кредитов со стороны МВФ.

Почему при одинаковости рецептов и зачастую тождественности исходных экономических показателей в разных странах был получен различный результат?
Ведь если абстрагироваться от каких-то конкретных цифр и сгруппировать страны, реформировавшие экономику по рецептам МВФ, по региональному признаку и, в известной степени, по тождественности исходных экономических показателей, то мы увидим, что результат в принципе сходен. Да, темпы роста в Венгрии и Польше различны, но в обеих странах, невзирая ни на что, сохраняется положительная динамика экономической конъюнктуры, национальные валюты достаточно стабильны, спад деловой активности, вызванный кризисом, среднестатистичен по отношению к остальному миру и так далее. В то же время значительно более динамично развивавшиеся все эти годы "азиатские тигры", также формально игравшие по правилам МВФ, явились не только виновниками нынешнего международного кредитно-финансового кризиса, но и его первыми жертвами, и даже чрезвычайная, оказанная в невиданных дотоле масштабах помощь со стороны Международного валютного фонда не смогла спасти от краха ни южнокорейскую войну, ни индонезийскую рупию, ни таиландский бает.

Так чем был вызван азиатский кризис, переросший затем в международный?
Может быть, внутригосударственной коррупцией, чрезмерным срастанием власти и бизнеса, всегда в долгосрочном периоде порождающими мало конкурентную и слабоустойчивую экономику, или наоборот, слепым следованием рецептам
Международного валютного фонда, обострившимися противоречиями внутри
Ямайской валютной системы, у истоков создания которой стояли эксперты
Фонда, или простой служебной халатностью, невниманием специалистов Фонда по отношению к своим азиатским клиентам? На все эти вопросы мировая экономическая общественность пока не готова дать ясный и четкий ответ.

В этой связи представляется актуальным рассмотреть проблему взаимоотношений Международного валютного фонда и России на современном этапе - ведь который уже раз за последние несколько лет проблема получения или неполучения Россией денег Фонда, следования его рецептам становится ключевым фактором российской, да и, как показывают последние скандалы, американской политической интриги. А между тем весьма интересным представляется тот факт, что именно наша страна (в лице СССР) стояла у истоков создания МВФ.

Международный валютный фонд, образованный в 1946 году, был результатом
Бреттон-Вудской конференции. Советский Союз также принимал активное участие в создании МВФ, квота СССР составляла 1 200 млн. дол. при начальном уставном капитале в 8,8 млрд. дол. и являлась третьей после американской и английской, так как рассчитывалась по особой формуле, которая не учитывала ни объема внешней торговли, ни национального дохода, ни золотовалютных запасов. Однако в конечном итоге учредительные документы Фонда не были подписаны нашей страной. Это произошло, прежде всего, из-за нежелания СССР соблюдать провозглашенный МВФ принцип раскрытия внутристрановой экономической информации, а также по целому ряду других, скорее всего политических причин.

Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в июне
1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в
Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса Российской
Федерации как правопреемницы бывшего СССР.

В настоящее время МВФ является официальным кредитором РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или Центральный банк России. По официальной линии предоставляются также кредиты региональным администрациям, предприятиям и организациям под гарантии государственных органов и без гарантий (т.е. несуверенные займы).

За последние восемь лет Фонд предоставил Российской Федерации целую серию кредитов, и так как резервная квота была практически сразу же выбрана нашей страной, то в дальнейшем кредитование осуществлялось в рамках различных кредитных механизмов Фонда, в первую очередь механизма кредитования системных преобразований (МКСП). Данный механизм призван обеспечивать оказание помощи государствам-членам, сталкивающимся с трудностями в осуществлении внешних платежей в результате глубоких нарушений традиционных торговых связей и структуры платежей, вызванных переходом от государственной торговли по ценам, не связанным с рынком, к многосторонней торговле по рыночным ценам.

Чтобы лучше понять, на каких условиях Российской Федерации выделялись кредиты, следует вспомнить о базовых принципах предоставления кредитов МВФ.
Любая страна, претендующая на кредиты Фонда, должна следовать советам его экспертов. Эти советы носят достаточно односторонний характер и направлены на снижение страной-претендентом на кредит уровня инфляции, повышение эффективности налоговой системы, в том числе за счет увеличения налогового бремени на самые различные субъекты экономической деятельности, либерализацию счетов капитала, отмену экспортных пошлин, повышение таможенных тарифов (в ущерб интересам национального производителя). Все эти требования уже который год предъявляются также и к Российской Федерации.

На данном этапе сотрудничество с МВФ остается одним из важных направлений российской внешнеэкономической политики и непосредственно связано как со специфическими проблемами финансовой деятельности, так и с созданием предпосылок для устойчивого роста в будущем производства в условиях экономики переходного типа. Особенно важны кредиты Международного валютного фонда для Российской Федерации в нынешней ситуации, ведь сотрудничество с Фондом является гарантией кредитоспособности страны в глазах иностранных инвесторов, чье присутствие жизненно необходимо экономике России. Получение кредитов поможет России реструктурировать долги
Парижскому и Лондонскому клубам. Также немаловажно заметить, что кредиты
МВФ являются наиболее дешевыми и долгосрочными из доступных кредитных ресурсов. Так, для России в 1992-1998 гг. процентные ставки колебались в пределах 3,68-5,8% годовых, а средняя ставка была 4,69% (* См.: БИКИ. 1999.
25 февраля. № 22 (7912). С. 3). МВФ предоставляет кредиты на срок от 5 до
10 лет, с льготными периодами, когда не производится выплата основного долга (от 3,3 до 5 лет) (* См. там же.). Во вторник 12.10.2000 Россия выплатила Международному валютному фонду очередные $117,7 млн. по ранее полученным кредитам, что соответствует 89,9 млн. СДР (специальные права заимствования - условная денежная единица, используемая МВФ). Об этом сообщили в Минфине. Как отметили в министерстве, Россия продолжает в полном объеме и в срок осуществлять платежи Международному валютному фонду. До конца текущего года России предстоит осуществить еще восемь платежей (по четыре в ноябре и декабре) на общую сумму около 416 млн. СДР (около $530 млн.). Дата ближайшего платежа в размере 19,5 млн. СДР (около $25 млн. долларов) наступает 2 ноября. В целом, в текущем году объем выплат российской стороны по долгу МВФ составит около $3,6 млрд. Долг России перед
МВФ оценивается в размере порядка $12 млрд.
Если говорить о сугубо прикладной стороне вопроса, то тема становится еще более актуальной: нельзя забывать, что в текущем году России предстоит выплатить по своим внешним обязательствам примерно 16 млрд. дол. При определенном развитии событий эта сумма будет близка к 10% ВВП. И это при том, что, как видно из платежного баланса страны, Россия в 1999 г. не смогла консолидировать ресурсы, превышающие 5 млрд. дол. Случаев дефолта по долгам МВФ и Всемирному банку среди респектабельных стран еще не было.
Дефолт, безусловно, осложнит взаимодействие с любыми международными финансовыми институтами. К тому же, согласно одному из прогнозов
Минэкономики РФ, платежный баланс в России невозможно будет свести к положительному сальдо без крупных финансовых вливаний извне еще лет 10-12.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.