Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений
p> Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые
могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины
квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная
сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного
использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее
квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные
требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной
доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы,
предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических
мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если
Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда»
или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью
прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может
быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при
которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения
Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном
кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается
выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во
всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о
резервных кредитах. Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by
Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет
получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с
договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий.
Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной
линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных
кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. — до 18 месяцев и даже до 3
лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов. Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время
кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ.
Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних
кредитных долей выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения
этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью
специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев,
предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую
порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ
оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г.
система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она
предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более
длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем
это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита
в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное нарушение
равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в
области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о
расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости
и по просьбе стран-членов — до четырех лет. С ноября 1992 г. действуют
следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и
расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно): предоставление
кредитов на протяжении года — до 68% квоты страны-члена; кумулятивная,
включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная
величина — 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом суммы
предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение срока
кредитного соглашения). Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений. МВФ
осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего
Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной
системы. Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные
средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения
официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного
баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может
приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту.
Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам
гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР
путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает
состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-
кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в
СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в
пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не
возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей
Фондом СДР. После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран
использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными
Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества,
как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной
мере покрывать дефицит их платежного баланса. Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту,
так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию
международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу
СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления
паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель
трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет
оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры
международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на
базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку
они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-
резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации
международной ликвидности и централизованного управления ею. Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по
инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное
место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при
вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты
либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того,
какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была
обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее
квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право
использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных
ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда. Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном
количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1
,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР. В соответствии со Статьей V. раздел 2.а. МВФ должен руководствоваться в
своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара. В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима
валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы
Бреттонвудс-кой валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-
членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных
паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном
Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ
вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В
Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны
«сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения
упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной
системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать
манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой,
направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке
платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества
перед другими странами-членами». Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам
возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и
поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может
быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья
VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда
ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям
платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не
прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения
допускаются только в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте. В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных
отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате
выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные
коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально
высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной
деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике
и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются
частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому
даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной
реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование
кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как
государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с
другой. МВФ наряду с другими международными организациями активно участвует в
урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы,
России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают
мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их
собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников.
Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений краткосрочных
капиталов, координации процесса выравнивания диспропорций в международных
платежах, целенаправленного воздействия на международную ликвидность в ряде
случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков. В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к
мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о
динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте
товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных
золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,
размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом
другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены
обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и
консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной
политики. МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной
политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV
Устава консультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой
путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой
экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ глобальной
экономической ситуации а многосторонней перспективе. МВФ занимается также
оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им
разнообразного набора консультационных услуг. За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную
организацию, добился широкого признания в качестве главного
наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-
заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений
«семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном
формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной
координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд
зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом,
накопил большой и полезный опыт.
Группа Международного Банка Реконструкции и Развития (МБРР)
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние
на темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает
группа МБРР, координирующая политику экономической помощи промышенно
развитых стран, воздействующая на деятельность других международных
экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся
странам в разработке программ их экономического развития. Эта
межгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала
— Международную ассоциацию развития (MAP), Международную финансовую
корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство
(МИГА), превратилась в крупнейший мировой инвестиционный институт. На
группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема
стредств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся
странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается
30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов — около 17
млрд. долл., а вместе со своими филиалами — около 26 млрд. долл.
Создание МБРР, цели и задачи. МБРР — это первый межгосударственный
инвестиционный институт, который был учрежден одновременно с МВФ в июле
1944 г. Соглашение о МБРР, ставшее одновременно его Уставом, официально
вступило в силу 27 декабря 1945 г., а свою деятельность Банк начал с 25
июня 1946 г. МБРР на первых порах был призван с помощью аккумулированных им
средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов
стимулировать частные инвестиции в западноевропейские страны, хозяйство
которых было подорвано второй мировой войной. Тем самым он содействовал
экономической и политической стабилизации в этих странах и распространению
влияния американского капитала на их экономику. В результате деятельность
Банка дополняла политику, которую США проводили посредством «плана
Маршалла», служившего финансово-экономической поддержкой их политического
курса в послевоенной Западной Европе. С середины 50-х годов, когда положение в западноевропейских странах
стабилизировалось и начался распад колониальной системы, МБРР меняет
направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение
освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития
в них рыночных отношений.
Всемирный банк (так часто называют МБРР) как специализированный
финансовый институт ООН призван наилучшим образом способствовать выполнению
стратегической задачи: интегрировать экономику всех стран-членов с
основными центрами мировой системы хозяйства.
Организационная структура МБРР. Руководящими органами МБРР являются Совет
управляющих и Директорат (исполнительный орган). Совет, состоящий из
министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов,
собирается на свои сессии один раз в год, причем МБРР и МВФ проводят их
совместно. Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ. Это
требование объясняется тем, что страны — члены Банка обязаны проводить свою
валютно-финансовую политику в соответствии с положениями Устава МВФ. Право
голоса в органах МБРР определяется паем в его уставном капитале, т.е. здесь
применяется та же система «взвешенных» голосов, как и в МВФ. Кредитная политика МБРР. Кредитная политика МБРР отвечает интересам
частного капитала, функционирующего в развивающихся странах. Это
проявляется в самой процедуре рассмотрения заявок стран-членов на
банковские кредиты. При решении вопроса о предоставлении средств Банк
требует широкой информации об экономическом и финансовом положении этих
стран, направляет туда свои экономические миссии. Такие миссии, состоящие в
основном из представителей промышленно развитых стран, проводят
обследование экономики и финансов стран-членов, влияют на составление и
выполнение национальных программ их экономического развития. В
рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора
экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны.
Деятельность этих миссий не может не затрагивать суверенитет стран-членов.
Если рекомендации МБРР не принимаются страной, испрашивающей кредит, то
зачастую он не предоставляется. Причем делаются попытки ограничить доступ и
к другим источникам международных кредитов, поскольку МБРР не только
координирует свою кредитную политику с другими международными валютно-
кредитными и финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, но и
возглавляет большинство консорциумов и клубов помощи отдельным
развивающимся государствам, используемых развитыми странами-донорами для
более эффективного использования своей двухсторонней официальной помощи
развитию. Общая сумма кредитов, представленных Банком за 47 лет его активной
деятельности, достигла 235 млрд. долл., причем более 1/3 этих ассигнований
(80 млрд. долл.) приходится на 1989—1993 гг. Тем самым МБРР осуществляет
воздействие на экономическое развитие развивающихся стран, особенно путем
регламентации инвестиционной политики стран-заемщиков, поскольку кредиты
Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых
объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за
счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних
источников. Основная задача МБРР — кредитование конкретных объектов
(преимущественно инфраструктурных — транспорт, связь, энергетика) на основе
их тщательного отбора. С середины 70-х годов в кредитах Банка все большую
роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью.
Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование,
планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется
охране окружающей среды и приватизации. Большинство кредитов МБРР выдаются на срок 15—20 лет (льготный период — 5
лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования промышленности.
Зависимость МБРР от мирового финансового рынка негативно отражается на
стоимости его кредитов. Получая заемные средства под высокий процент. Банк
кредитует страны-члены по ставке, которая в среднем на 0,5% превышает
стоимость заемных средств и изменяется по полугодиям (с 1982 г., когда
кредитная ставка МБРР достигла рекордного уровня в 11,6% годовых). К
середине 1993 г. основная кредитная ставка МБРР равнялась 7.43% годовых.
Поэтому кредитами МБРР могут пользоваться далеко не все развивающиеся
страны, а лишь самые крупные или наиболее развитые из них: Мексика, Индия,
Бразилия, Индонезия, Турция, Китай. Филиппины, Аргентина, Южная Корея,
Колумбия. Чтобы содействовать реализации программы урегулирования валютно-
финансовых проблем крупнейших стран-должников, выдвинутой бывшим министром
финансов США Дж. Бейкером и включавшей предложение наращивать кредиты МБРР
для структурной перестройки, Банк увеличил к началу 90-х годов долю таких
кредитов до 25% и более, тогда как в начале 80-х годов их доля в годовом
объеме кредитов MБРР составляла 10-12%. Таким образом, за короткий период
удельный вес приоритетного кредитования проектов, связанных со структурной
перестройкой экономики стран-заемщиков, увеличился более чем вдвое. Международная ассоциация развития (MAP). Чтобы смягчить критику в свой
адрес и укрепить престиж среди развивающихся стран, МБРР при поддержке США
как главного пайщика в I960 г. создал свой филиал — MAP, которая имеет с
ним общие органы управления во главе с президентом Банка. MAP призвана
дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее развитым странам
беспроцентные кредиты на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. взимая
комиссию на покрытие административных расходов. Развивающиеся страны,
естественно, заинтересованы в получении льготных кредитов MAP, но она не
может выдавать средства всем желающим. Поэтому льготные кредиты
предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения
не выше 650 долл. в год: к ним в начале 90-х годов относились 40 стран.
Однако чтобы участвовать в MAP и получить доступ к ее льготным кредитам,
необходимо вступить в МБРР. Хотя часть средств направляется в развивающиеся страны почти бесплатно, в
целом кредитная деятельность двух основных учреждений группы МБРР
рентабельна, так как средневзвешенная кредитная ставка не ниже 5% годовых. Международная финансовая корпорация. МФК создана в 1956 г. по инициативе
США с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых
государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует
только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых развивающихся
странах. Это обусловлено, в частности, относительно высокой стоимостью ее
кредитов, которая выше среднегодовых ставок на основных рынках ссудных
капиталов. Срок кредитов МФК не превышает, как правило, 15 лет, а средний
срок — 7—8 лет. МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом
и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя
имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК
заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не
требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и MAP при
предоставлении кредитов предприятиям иди организациям. Это ограждает
частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит
интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся
стран. Другим существенным отличием МФК является то, что с 1961 г. она получила
особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно
осуществлять инвестиции в акционерный капитал строящихся или расширяющихся
предприятий с последующей перепродажей их акций частным инвесторам. При
этом МФК, как и МБРР, не только не конкурирует с частными инвесторами, а
наоборот, должна стимулировать внедрение частного капитала в развивающуюся
экономику. Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА). Ни один орган
группы МБРР не мог обеспечить максимальных гарантий для частных инвесторов
в условиях возросших некоммерческих рисков, что в значительной мере
сдерживает приток иностранного капитала во многие страны-члены. Именно МИГА
как третий филиал МБРР, учрежденный в 1988 г., служит такой специальной
цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления
прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования
от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена
конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в
переводе прибылей в страну инвестора: экспроприация имущества инвестора;
военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-
политической обстановке; невыполнение контракта вследствие
правительственного решения. Для выполнения поставленной цели МИГА не только предлагает гарантии
против перечисленных некоммерческих рисков, но и консультирует
правительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки
и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся
иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между
международными деловыми кругами и местными органами власти заинтересованных
стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые
информационные услуги. Срок гарантий, предоставляемых МИГА, обычно
составляет 15 лет, но возможно до 20 лет.