скачать рефераты

МЕНЮ


Роль Китая в международных экономических отношениях

Усиление экономических позиций позволит КНР играть ведущую роль в мировой экономике и политике.

В ближайшее время, в Китае можно ожидать дальнейшего поступательного роста зарубежных инвестиций при сохранении социально-политической стабильности, улучшении инвестиционного климата в стране, предоставлении действующим на его территории совместным предприятиям национального режима, широкого допуска их продукции на внутренний рынок, либерализации валютного регулирования, связанного со свободной куплей-продажей инвалюты. В Китае понимают, что этап фискального стимулирования инвестиций прошел.

Проблемы и трудности, сопутствующие Китаю в привлечении иностранного капитала, - неизбежное следствие перехода к новой экономической системе. В настоящее время Китай, отстаивая свои национальные экономические интересы, стал проводить более избирательную политику регулирования притока иностранных капиталовложений как в отраслевом и территориальном аспектах, так и с точки зрения технологического уровня и валютной отдачи.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что если в 1990-х годах привлечение иностранного предпринимательского капитала рассматривалось как вспомогательное звено внешнеэкономической стратегии КНР на ее важнейших направлениях - расширении товарного экспорта и валютных поступлений по неторговым статьям, ввозе передовой технологии, - то уже к началу XXI века иностранный капитал, во многом адаптировавшись к условиям Китая, стал важным долговременным фактором экономического развития страны.

Оценивая итоги привлечения иностранного капитала в КНР, следует подчеркнуть, что столь значительных успехов в деле приращения экономического потенциала, снижения себестоимости продукции, повышения ее технологического уровня, экономии валютных ресурсов удалось достичь во многом благодаря жесткому контролю со стороны правительства за привлечением зарубежных капиталовложений, тесной координации этого процесса с планированием развития народного хозяйства и его отдельных отраслей. Были созданы благоприятные условия для конкуренции между зарубежными вкладчиками за более привлекательные условия деятельности на китайском рынке. Китай не допустил распространения чисто сборочных (отверточных) производств и контролировал высокую долю отечественного компонента в стоимости продукции не только во избежание излишней зависимости от поставщиков, но и для обеспечения в будущем конкурентоспособной стоимости производимой продукции по сравнению с ее зарубежными аналогами.


Прогнозы изменений в мировом хозяйстве


Современные учебники международной экономики, как правило, подчеркивают неразрывную связь экономических достижений рыночного хозяйства с политической демократией. Феномен коммунистического Китая (как, впрочем, таких стран, как Чили при Пиночете или современный Казахстан) позволяет усомниться в справедливости этой истины: авторитарная власть, оказывается, вполне уживается с успешной и либеральной экономикой. А громадная китайская экономика с ее ежегодным девятипроцентным увеличением является вполне либеральной и открытой: практически три четверти ВВП Китая производится на негосударственных предприятиях, и доля эта растет ежегодно; после вступления КНР во Всемирную торговую организацию в декабре 2001 года средний уровень импортных пошлин сократился с 41% в 1992 г. до  6%. Китай в настоящее время не только вносит решающий вклад в опережающий экономический рост всей многочисленной группы развивающихся стран, но и превратился в ключевой фактор развития мирового хозяйства в целом. Более того, именно коммунистический Китай парадоксальным образом стал одним из решающих обстоятельств, если не опорой, вполне успешного существования и роста современной американской экономики – традиционного лидера мирового капитализма, переводя экспортную выручку в казначейские обязательства США и финансируя, таким образом, дефицит их платежного баланса.

При этом инфляция на потребительском рынке США в условиях все еще чрезвычайно «мягкой» денежно-кредитной политики Федеральной резервной системы остается невысокой, и здесь опять Китай выступает в роли стабилизатора макроэкономических диспропорций современного американского хозяйства, потому что экспортная выручка китайцев поглощает значительную часть избыточной долларовой ликвидности. А именно это и тормозит инфляцию, позволяя и далее проводить политику «дешевых» денег, стимулирующую устойчивый рост ВВП США.

Картина всемирного хозяйства меняется стремительно. Оставаясь его лидером, США демонстрируют признаки нездорового развития, чреватого грядущими потрясениями как национальной, так и мировой экономики, основанной на слабеющем долларе, - в этом уверен, в частности, Пол Волкер, бывший председатель Федеральной резервной системы США. Другие важнейшие экономические полюсы мира, Япония и Западная Европа, переживают относительный застой и, скорее, тормозят, чем ускоряют глобальный хозяйственный рост. И лишь многочисленная и многообразная группа развивающихся и посткоммунистических стран во главе с гигантами Китаем и Индией позволяют не сомневаться в ближайших благоприятных перспективах развития всемирного хозяйства.

В 2004г. аналитики американского инвестиционного банка «Голдман Сакс» опубликовали прогноз развития мировой экономики на ближайшие полвека. Согласно прогнозу, через несколько десятилетий должна радикально измениться конфигурация так называемой «большой восьмерки». Состав этой элитной группировки выглядит анахронизмом уже сейчас. В  дальнейшем Индия и Китай, по мнению авторов, должны с полным правом занять место среди лидеров мирового хозяйства, вытеснив оттуда такие страны, как Италия или Канада. Китай же, согласно прогнозу, должен опередить США по объему ежегодного валового производства приблизительно к началу четвертого десятилетия и превратиться в крупнейшую экономику мира.

 

II. Развитие экономических отношений с Россией


В основе региональных отношений между сопредельными территориями России и Китая лежит взаимная заинтересованность в развитии торгово-экономических связей между двумя странами, обладающими взаимодополняемыми экономическими структурами.

В основу децентрализованной торговли был положен бартерный обмен, на который по российским данным в 1992-1993 гг. пришлось до 85% общего товарооборота. В качестве средства срочного решения экономических проблем двух стран бартер сыграл свою роль, однако дальнейшее развитие торговли требовало перехода к более цивилизованным формам отношений, поскольку экстенсивное развитие торговли практически исчерпало свои возможности. "Медовый" период бартерной торговли закончился, и рассчитывать на неэквивалентный обмен, топливный бартер и сбыт в Россию низкокачественных товаров больше не приходилось.

Были сделаны попытки наведения порядка в приграничной торговле между двумя странами. При заключении оптовых сделок, многие из которых раньше основывались на бартерных операциях, стало требоваться банковское оформление. Были отменены преференциальные условия для бартерной торговли, позволявшие Китаю получать российские сырьевые товары без затрат валюты в обмен на продукцию легкой и пищевой промышленности. При бартерных сделках с РФ китайские торговые организации имели возможность вдвое сокращать импортную пошлину по большинству товаров. Обе стороны стали внимательнее, чем раньше, следить за качеством поставляемых товаров.

Существенное влияние на сокращение торговли оказала межправительственная договоренность о переходе на расчеты в СКВ. Китай вменил в обязанность руководителям всех уровней содействовать выполнению решений об упорядочении выдачи лицензий и подготовки контрактов, о выходе на российский рынок крупных и средних предприятий, а также "внутренних" городов и уездов.

С начала 1994 г. Китай ввел единый рыночный валютный курс с одновременной девальвацией национальной валюты, что привело к удорожанию и сокращению импорта. Что касается экспорта, то его падение было связано с усилением внимания китайского руководства к качеству экспортных товаров и с ужесточением контроля качества на границе, что в итоге привело к снижению уровня производства и сбыта низкокачественных товаров. На сокращение объемов торговли повлияли падение промышленного производства в России с одновременным ростом цен, повышением ставок транспортных тарифов и таможенных пошлин, снижение покупательной способности населения и усиление контроля над экспортом сырьевой продукции.

Ограничителем спроса на китайские товары, многие из которых не отличаются высоким качеством, стало насыщение ими дальневосточного рынка. В отдельных партиях доля низкокачественных товаров достигает 80-100%, а в целом 50% товаров из КНР не отвечает стандартам. В первую очередь это относится к товарам, ввозимым мелкими партиями. Наведению определенного порядка в этой сфере способствовало введение в России с 1 января 1993г. порядка обязательной сертификации товаров в соответствии с требованиями безопасности жизни, здоровья и имущества людей и охраны окружающей среды.

Рост децентрализованной торговли выявил ряд негативных тенденций в поведении российских субъектов внешнеторговых отношений. Отсутствие опыта поведения в условиях рыночной экономики и стремление получить сиюминутную прибыль породили практику заключения неэквивалентных сделок с завышением контрактных цен на импортируемые китайские товары и занижением цен по российскому экспорту. Если в Китае северные территории всегда проводили жесткую линию на согласование цен, то Россия многое упускала из-за отсутствия координации и ненужной внутренней конкуренции.

Фактором, сдерживающим развитие приграничной торговли, явилось несовершенство и нестабильность внешнеторгового и налогового законодательства РФ, претерпевающего неоднократные изменения даже в период действия того или иного контракта. В условиях отсутствия внешнеторгового опыта у многих российских партнеров такая политика центральных властей приводила к частым и неоправданным потерям.

Тем не менее, перспективы торговли с Китаем в целом и децентрализованной торговли в частности имеют значительный и до конца не использованный потенциал. В настоящее время торговля с Россией составляет 4% от товарооборота Китая, и Россия занимает лишь седьмое место после Японии, Гонконга, США, Тайваня, Южной Кореи, тогда как в 50-е годы доля СССР достигала половины внешнеторгового оборота страны. Дальнейшее развитие двусторонней торговли и экономических связей лежит на путях интенсификации инвестиционной деятельности, создания свободных экономических зон вдоль границы, совместной работы над масштабными экономическими проектами. Россия должна шире использовать заинтересованность Китая в развитии экономических связей, но делать это надо не только с учетом региональных интересов Дальнего Востока, но в рамках продуманной государственной политики. Лишь сочетание экономической самостоятельности Дальнего Востока с общегосударственными интересами может создать прочную и долговременную базу для развития российско-китайских экономических отношений.

III. Совместные предприятия и инвестиции

 

Торговые отношения


Значительное, хотя и, очевидно, недостаточное развитие в региональных российско-китайских отношениях получило создание совместных предприятий и фирм. В 1992-1993 гг. на Дальнем Востоке было зарегистрировано около 800 совместных китайско-российских и чисто китайских предприятий.

 На 1 апреля 1994г. число зарегистрированных в Хабаровском крае предприятий с иностранным капиталом составило 448, из которых китайских было 193 (43%). Объем инвестиций составил 106,3 млн. долл., из которых на Китай пришлось лишь 10,9 млн. долл. (10,3%). В 1993г. на Китай пришлось 63,3% иностранных инвестиций в экономику края, или 3,5 млн. долл.

Созданные в Хабаровском крае предприятия с использованием китайского капитала в основном заняты в сфере торговли на российском внутреннем рынке. Объем производства российско-китайских СП по данным краевой администрации составил в 1993г. всего 1,2% от общего объема производства продукции совместных предприятий. Невелика их доля и в экспорте края (2,5%), но в импорте она уже составляет 14%. Значительное место СП с китайским капиталом занимают в реализации товаров на внутреннем рынке (34,6%) и в предоставлении услуг (16,5%).

В Амурской области на 1 апреля 1994 г. из 102 зарегистрированных совместных предприятий 70 были созданы с участием китайского капитала, в том числе 7 филиалов китайских компаний и два дочерних предприятия со 100%-ным иностранным капиталом. Из них 20 были ориентированы на производство товаров народного потребления, 25 - на торговлю и сферу услуг, однако реально действует лишь около половины СП. Интересна тенденция к выпуску импортозамещающей продукции. Одно из СП в Амурской области специализируется на выпуске швейных изделий, другое на товарах из кожи, причем производимая продукция выше качеством, чем аналогичные товары, ввозимые из Китая.

Китайские СП отличаются небольшими объемами и средними размерами вкладываемых капиталов. Они в первую очередь были ориентированы на торговую или посредническую деятельность. Однако в последнее время все активнее стало проявляться стремление китайских инвесторов создавать предприятия со 100%-ным иностранным капиталом, что свидетельствует как о приспособлении китайских предпринимателей к специфике российского рынка, так и о негативном опыте работы с российскими партнерами. В Приморском крае из 115 предприятий со стопроцентным иностранным капиталом 90 китайские, в Хабаровском крае 45 предприятий полностью принадлежат китайским инвесторам. От торгово-посреднической деятельности они переходят к производственной.

 Реально функционирует лишь свободная экономическая зона в Находке, где число совместных российско-китайских предприятий в 1993г. составило 37% общего количества, а китайские инвестиции составили 16 млн. долл., число совместных предприятий с японским капиталом - 16% (66 млн. долл. инвестиций), американских - 10% (26 млн. долл. капиталовложений).

Идея создания СЭЗ вдоль границы пока не реализована, что в первую очередь связано с отсутствием в России законов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в целом и функционирование свободных экономических зон в частности. Существующие сегодня зоны являются таковыми лишь по названию, а на практике представляют собой лишь приграничную сеть барахолок.



Ресурсная составляющая российско-китайских взаимоотношений


Официально с 1989г. Китай и Россия восстановили нормальные политические и торговые отношения, а в 1996г. построили “отношения стратегического партнерства”.

Отношения между РФ и КНР опираются на прочную договорно-правовую базу, развиваются в русле равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. Российско-китайские встречи на высшем уровне проводятся не реже одного раза в год.

Созданы китайско-российские организации, деятельность которых направлена на укрепление и наращивание экономических, деловых, политических и культурных взаимоотношений двух стран. В числе последних был создан Совет делового сотрудничества в рамках Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития.

Проблематика экономических взаимоотношений Китая и России заключается в том, что Китай является на данный момент основным реципиентом капитала и природных ресурсов, а т.к. Дальний Восток России не является регионом с высокими инвестиционными возможностями, то и взаимоотношения ограничиваются лишь ресурсной составляющей.

Примером таких взаимоотношений может, хотя бы, послужить официальное начало в апреле 2004 года импорта электроэнергии городом Хэйхэ в провинции Хэйлунцзян. Электроэнергия вырабатывается на двух гидроэлектростанциях на российском Дальнем Востоке. Китай впервые импортирует сравнительно крупные объемы электроэнергии из Сибири и Дальнего Востока России.

Немаловажным остается тот факт, что опыт страны в целом, а также отдельных ее регионов, может послужить основным побудительным мотивом экономического развития Дальнего Востока России и Приморского края в частности. Помимо этого Китай, являясь основным реципиентов инвестиционных капиталовложений, вполне может выйти на лидирующие позиции мирового инвестора, и развитие северо-восточных провинций Китая будет проходить в совместном сотрудничестве с Дальним Востоком России. Следовательно, и взаимоотношения следует переводить от сырьевой составляющей сотрудничества к стратегическому партнерству в Азиатско-Тихоокеанском Регионе.

IV. Китай и Дальний Восток

 

Приграничная торговля между Россией и КНР


Ценность Дальнего Востока для России всегда определялась в первую очередь его природным и геополитическим потенциалом. Дальневосточный регион занимает территорию, площадь которой составляет более трети всей территории России. На Дальнем Востоке сконцентрировано более 40% всех российских энергетических и геологических ресурсов. Здесь существуют огромные запасы леса, рыбы, морепродуктов и др. Геополитическое положение характеризуется тем, что регион имеет самую протяженную в стране сухопутную границу с другими государствами (КНР, КНДР), морскую границу с Японией. Берега дальневосточных регионов омываются шестью морями и двумя океанами, что дает дополнительные возможности для сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Значение Дальнего Востока для страны сейчас становится еще большим, чем прежде. Происходит это вместе с усилением роли АТР в мировом развитии.

Связи между российским Дальним Востоком и Китаем - важная составляющая системы отношений между РФ и КНР. Если для Москвы отношения с Пекином прежде всего часть глобального внешнеполитического уравнения, то для Владивостока, Хабаровска или Благовещенска Китай - ближайший сосед, земли которого зачастую видны из окон краевой или областной администрации.

Российскому Дальнему Востоку, в период экономических реформ отстававшему даже от среднероссийского уровня, региональные связи с Китаем позволили удовлетворить первичный спрос населения на продукты питания и товары широкого потребления, избежать социальных потрясений.

Разрыв хозяйственных связей с европейской частью России и беспрецедентный рост стоимости транспортных расходов усилили тенденцию к переориентации товаропотоков на близлежащие страны АТР и прежде всего на Китай. Основной тенденцией развития торговли с Китаем явился рост оборота по децентрализованным каналам (межрегионального и приграничного сотрудничества) в общем объеме российско-китайской торговли. С 1,5% в 1986г. эта доля увеличилась до 74,5% в 1993г. а в 1994г. составила свыше 85% общего товарооборота между двумя странами. По общему объему торговли Китай в 1993г. стал вторым после Германии торговым партнером России, в чем немалую роль сыграл региональный товарообмен.

Удвоение объемов приграничной торговли России и КНР в 1992-1993 гг. явилось следствием как рыночных преобразований в обеих странах, результатом которых стали децентрализация внешней торговли и либерализация внешнеэкономической деятельности, так и рост нарастающего взаимодополняемого дефицита на рынках сопредельных стран. Китай, быстрыми темпами развивавший свою экономику, испытывал необходимость в расширении закупок промышленных товаров и стройматериалов, а Дальний Восток, обладавший значительной промышленной и сырьевой базой, не мог за счет собственных ресурсов и внутренней торговли удовлетворить потребности населения в продуктах и товарах народного потребления.

 В структуре российского децентрализованного экспорта в КНР основными товарами по стоимости были химические удобрения, прокат черных металлов, стальные заготовки, арматурная сталь и катанка, концентраты цветных металлов и отходы кабельной продукции, нефть и нефтепродукты, деловая древесина, химические продукты, автомашины, авиатехника, трактора большой мощности и металлообрабатывающие станки. В российском импорте главное место занимали одежда и обувь, текстильные изделия, электробытовые приборы и продовольствие. Импорт из Китая стал важнейшим источником получения товаров широкого потребления и продовольствия для большинства субъектов Дальнего Востока. Так, в Амурской области в 1993г. свыше 90% товарооборота пришлось на Китай, в Хабаровском крае из Китая было импортировано 65% всех закупок на сумму 224 млн. долл.

 

Проблема освоения Дальнего Востока.

Миграция населения.


Открытие границы с Китаем в конце 80-х годов в значительной степени явилось возвращением к нормальной практике жизни соседних стран, которая была прервана японской оккупацией Китая и сталинскими чистками Дальнего Востока в 1937г. Активное переселение русских в Приморье началось в середине XIX в., когда в регион через построенные порты началось переселение крестьян и казаков из центральной России и Сибири.

Рост приграничной торговли с Китаем и открытие границы для китайской иммиграции по сути явилось ответом на ту экономическую ситуацию, которая сложилась на Дальнем Востоке после начала перестройки.

До 1994г. Китай уступал КНДР по числу выезжавших на работу в Россию, но по данным на 1 июля 1994г. он вышел на прочное первое место, что, однако, связано не с увеличением трудовой миграции, а с резким сокращением числа корейских рабочих на российском Дальнем Востоке.

Открытие границы для китайской рабочей силы позволило несколько стабилизировать ситуацию, особенно в строительстве и овощеводстве, но и поставило вопрос о возникновении угрозы китайской колонизации Дальнего Востока. Алармистские настроения ряда руководителей Дальнего Востока основаны на том, что регион испытывает серьезное демографическое давление со стороны Китая в силу огромной диспропорции численности населения по обе стороны границы.

Отличием дальневосточной миграции китайцев является преобладание торговой и ресторанной занятости мигрантов. Кроме того, на Дальнем Востоке китайцы более активно привлекаются к капитальному строительству. Однако сейчас все большую роль начинает играть аграрная занятость китайских мигрантов на Дальнем Востоке.

Известно, что занятия китайцев по выращиванию плодово-овощных культур в регионах Дальнего Востока частично стимулируют местные собственники сельскохозяйственных земель. Собственники в теневом режиме сдают землю в аренду китайским мигрантам, которые наполняют рынки дальневосточных регионов своей продукцией, выращенной на российских землях. На этом фоне приходят в упадок целые российские деревни, жители которых ранее успешно занимались сельскохозяйственной деятельностью. В пограничной зоне процесс разрушения дальневосточных деревень и оттока из них населения выглядит особенно опасным.

В связи с прокладкой крупнейшего нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» с ответвлением в Китай, дальневосточные территории усиливают свою роль мощного сырьевого источника не только для страны, но и для значительной части АТР. Помимо сырьевого ресурса территории Дальнего Востока обладают ресурсом больших неосвоенных площадей, пригодных как для проживания, так и для размещения крупных производственных узлов, в том числе сельскохозяйственных, способных стать одной из главных составляющих продовольственной безопасности страны.

В свете новых событий, еще более актуализируется геополитическое положение Дальнего Востока. По сути, Дальний Восток – это площадка, с которой удобно влиять на социально-экономические процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно это преимущество сейчас создает условия для растущей угрозы безопасности российскому Дальнему Востоку, поскольку усиливает территориальный интерес ряда государств, в частности КНР, Японии, Республики Корея, США.

Известно, что Правительство КНР максимально способствует притоку своих граждан к границе с Россией и переселению их в пограничные регионы Дальнего Востока. При этом, администрация Китая отчасти полагается на механизмы саморегулирования миграционных процессов, которые так или иначе выводят на территорию российского Дальнего Востока избыточные человеческие ресурсы китайского общества. Эти избытки, попадающие большей частью в пограничные регионы востока России, характеризуются в основном весьма низким социальным качеством.

По мнению В. Гельбраса, «главная проблема (по крайней мере, в настоящее время) коренится не в численности китайских мигрантов, а в том экономическом ущербе, который наносится России китайскими землячествами». В. Гельбрас раскрывает механизм действия «черных» схем экономического грабежа России. В дальневосточных регионах сегодня нелегально существуют целые финансово-кредитные системы, включающие подпольные китайские банки, финансирующие торговые операции китайских мигрантов. Банки аккумулируют выручку торговых фирм, выделенную на развитие оборота, затем через посреднические фирмы, чаще российские, заготавливают или закупают товар (лес, рыбу, цветные металлы, дикоросы и др.) и переправляют в Китай.

Поощрение китайским руководством миграции своих граждан в регионы Дальнего Востока происходит не только в ключе скрытых территориальных притязаний, но несет заметную экономическую выгоду стране. Не имеет значения, какие по своим социальным параметрам граждане КНР переселятся в Россию, важно, чтобы они везли в Китай деньги и сырье. В данном случае китайское руководство действует по принципу Дэн Сяопина: «неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей».

Сегодняшние тенденции китайской миграции на Дальний Восток свидетельствуют, что территориальное закрепление китайских граждан составляет сферу интересов руководства КНР.

В этом случае возможно говорить о существующей угрозе не только социальной, но и геополитической безопасности Дальнего Востока. Ведь сколько бы не говорилось о необратимости и даже пользе заселения Дальнего Востока китайцами, в реальности их пребывание там будет полностью подчинено интересам своей родины, что далеко не всегда совпадает с ориентирами России.

Правительство КНР стремится к тому, чтобы создать в приграничной с Россией Маньчжурии пояс открытости, города которого превратятся в форпосты выхода на российский рынок. С этой целью в Маньчжурии активно наращивается инфраструктура.

В то же время китайская сторона не ведет прямого инвестирования в экономику того же Дальнего Востока и, согласно рекомендациям экспертов Госсовета КНР, не проявляет активности в разработке каких-либо крупномасштабных совместных проектов на региональном уровне, а сосредотачивается на осуществлении программ, способствующих увеличению в первую очередь экспорта китайской продукции на российский рынок.

Довольно опасными для Дальнего Востока являются попытки китайской стороны создать на российской территории совместные экономические зоны площадью 5-10 кв. км. Это желание китайской стороны в полной мере согласуется с генеральной линией властей КНР по заселению Северного Китая, развитию инфраструктуры северных территорий. В перспективе, когда переселенцам в северные районы Китая потребуется работа, они, по замыслам китайских властей, могут найти ее на объектах, построенных на нашей территории.

Поставить заслон китайским мигрантам невозможно, однако фильтровать потоки китайских иммигрантов необходимо, в первую очередь, с позиций национальной безопасности.

Однако проблема освоения Дальнего Востока должна решаться не за счет роста числа иммигрантов из Китая, а путем проведения продуманной политики переселения людей из районов, где складываются некомфортные условия существования. Колонизация Дальнего Востока имеет длительную историю дореволюционного добровольного переселения и советского принудительного и полупринудительного освоения региона. В послесталинский период для привлечения людей на Дальний Восток использовались такие материальные стимулы, как повышенный коэффициент зарплаты, льготный пенсионный стаж, возможность получения жилья "на материке" и т. д. Как только эта система развалилась, люди, большинство из которых рассматривали свое пребывание на Дальнем Востоке как временное, начали покидать регион, и массовый исход во многом тормозился колоссальным ростом транспортных расходов.

Сейчас, когда стало очевидным, что превращение Дальнего Востока в Калифорнию не состоялось, его интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион возможна только на пути, этапами которого должны быть экономическая стабилизация, создание условий для роста инвестиций, увеличение экспортного потенциала. Роль федеральной власти в реализации этих задач на сегодняшний день можно свести к знаменитому медицинскому принципу - "не навреди пациенту". Только в условиях хозяйственной самостоятельности Дальний Восток может решить задачи обеспечения людей всем необходимым, прекратить отток населения, открыть новые рабочие места и сделать регион привлекательным для переселенцев из Центральных районов России.

Заключение


Развивающиеся страны в последние несколько лет превратились в настоящий локомотив мировой экономики: если мировое производство товаров и услуг в целом выросло в 2004г. на 5,1%, то развивающиеся страны вместе с посткоммунистическими увеличили совокупный ВВП в том же году на 6,6%.

Феноменом самых последних лет стало стремительное увеличение объема прямых зарубежных инвестиций из развивающихся стран, направляемых как в развитые, так и в другие развивающиеся страны. Так, по данным Всемирного банка, он возрос с 16 млрд. долл. в 2002г. до приблизительно 40 млрд. долл. в 2004г. и демонстрирует тенденцию к дальнейшему ускорению. Такие крупные вложения, как покупка предприятий по выпуску компьютеров американской «Ай-Би-Эм» или возможное приобретение знаменитой английской автомобильной фирмы «МГ Ровер» свидетельствуют об особой зарубежной активности китайских инвесторов.

Беспрецедентные социально-экономические успехи Китайской Народной Республики (КНР) стали одним из важнейших событий мировой экономической истории последних десятилетий XX века. Весь мир буквально загипнотизирован высокими темпами роста ВВП в Китае. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамичную развивающуюся державу.

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии. В середине 90-х гг. КНР - третья в мире держава по объему годового производства ВНП (исходя из паритета покупательной способности национальных валют).

В целом, внешняя политика Китая все более явно ориентируется на всемирное политическое, идеологическое, экономическое содействие созданию благоприятных условий для мирного возвышения Китая и нейтрализации негативной реакции за рубежом на этот процесс.

Использованная литература

 

I.                  Журнал «Проблемы Дальнего Востока» № 6, 2005г.

II.              Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 727 с.

III.           лекция Михаила Малахина «Некоторые неожиданные тенденции развития всемирного хозяйства на рубеже веков»

IV.           статья Михаила Носова «Российский Дальний Восток и Китай: проблемы сегодняшнего дня и перспективы сотрудничества»

V.               статья «КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОТЕРИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА» автор: Романов Игорь Анатольевич кандидат социологических наук

VI.           статья «Внешнеэкономическая стратегия Китая и ее реализация на Дальнем Востоке России» 27 мая 2004г. автор Илларион Курусь,  Аспирант кафедры ДВГУ



Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.