скачать рефераты

МЕНЮ


Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности

Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности

Дипломатическая академия МИД РФ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по современным международным отношениям:

«Роль ОБСЕ в укреплении европейской безопасности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка II курса

факультета Мировой Экономики

3 группы Черникова Татьяна

Проверил Лаптев Виктор Борисович


 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2007

Содержание:

1.     Введение…………………………………………………………………....3

2.     ОБСЕ в Юго-Восточной Европе………………………………………….4

2.1.          Присутствие в Албании…………………………………………….4

2.2.          Миссия в Боснии и Герцеговине…………………………………...5

2.3.          Миссия в Хорватии………………………………………………….7

2.4.          Миссия в Косово…………………………………………………….8

2.5.          Миссия  в Сербии и Черногории………………………………….10

2.6.           






















1.     Введение

ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Белоруссия, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Исландия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Киргизия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония.

Прежнее название – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

·        контроль над распространением вооружений;

·        дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

·        меры по построению доверительных отношений и безопасности;

·        защита прав человека;

·        развитие демократических институтов;

·        мониторинг выборов;

·        экономическая и экологическая безопасность.[1]




2.     ОБСЕ в Юго-Восточной Европе

2.1.          Присутствие в Албании

Присутствие ОБСЕ помогает Албании в укреплении ее демократических институтов, проводя работу по утверждению верховенства закона и прав человека.

Во исполнение задач, поставленных перед ним в документе «Путь вперед», согласованном на Охридской конференции по безопасности границ и пограничному режиму в мае 2003 года, Присутствие продолжало способствовать процессу трансграничного сотрудничества между пограничными службами Албании и ее соседей. Проводились совместные совещания по пограничному сотрудничеству с участием должностных лиц албанской пограничной и таможенной служб и их коллег из полицейской службы Косово, Миссии ООН в Косово (МООНК) и сил НАТО для Косово (СДК). Эти совещания позволяли обмениваться информацией о трансграничных тенденциях с целью совершенствования пограничного режима и борьбы с угрозой, создаваемой трансграничной организованной преступностью. Присутствие облегчает проведение этих совещаний на местном, региональном и национальном уровнях.

Присутствие оказывало разнообразную помощь пограничной службе с целью совершенствования пограничного контроля в Албании. После передачи в дар полицейской службе в 2004 году системы радиосвязи Присутствие продолжало передавать ей на безвозмездной основе портативные рации, базовые и подвижные радиостанции. Это окажет существенное воздействие в плане расширения и совершенствования сети связи во всей стране. Поскольку обеспечение постоянного, бесперебойного электроснабжения проблематично на всей территории Албании, особенно в удаленных районах страны, Присутствие бесплатно предоставило восемь гелиогенераторов в качестве резервного источника электропитания для основных контрольно-пропускных пунктов пограничной службы, с тем чтобы обеспечить возможность эксплуатации находящихся там компьютеров, факсов, средств связи и паспортных сканеров при любых обстоятельствах. Помимо этого, Присутствие совместно с Британским советом приступило к осуществлению проекта обучения пограничников второму (английскому) языку в порядке совершенствования их языковой подготовки.[2]

2.2.          Миссия в Боснии и Герцеговине

В 2005 году в Боснии и Герцеговине происходило Миссия продолжала усилия по укреплению мира, демократии и стабильности в стране.  Особо значимые шаги были предприняты в области военной реформы, в результате чего вооруженные силы и министерство обороны были объединены в единую

общегосударственную структуру. Миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине оказывала активную помощь и экспертно-консультационную поддержку

деятельности в области военно-политического измерения, направленной

на осуществление первого общерегионального моратория на экспорт легкого

и стрелкового оружия.

В конце 2005 года власти Боснии и Герцеговины осуществили самое важное мероприятие в рамках военной реформы, приняв законодательство, являющееся ключом к успешному завершению реформирования сил обороны страны.

Совместно с НАТО Миссия активно участвовала в заседаниях рабочих групп

и консультациях с национальными экспертами на предмет поддержки этих

реформ, которые должны привести к поистине замечательным переменам

через 10 лет по окончании внутреннего вооруженного конфликта в стране – к

созданию единых профессиональных вооруженных сил, находящихся под контролем государства Босния и Герцеговина, ликвидации министерств обороны и армий образований, составляющих это государство, и отмене всеобщей воинской повинности. В процессе консультаций с парламентариями и руководством оборонного сектора Миссия обеспечила

включение в соответствующее законодательство и нормативно-оперативные

инструкции положений, предусматривающих надлежащий демократический

гражданский контроль над вооруженными силами Боснии и Герцеговины.

Совместно с Женевским центром по вопросам демократического контроля над вооруженными силами и представителями составленной НАТО программы сотрудничества Миссия подготовила программу обмена двусторонними визитами между парламентариями Боснии и Герцеговины и других стран, имеющих аналогичные по размеру вооруженные силы и сталкивающихся с такими же проблемами в деле осуществления реформ и стабилизации. Цель этих визитов заключалась в том, чтобы извлечь уроки из опыта стран, находящихся в аналогичном положении, в том, что касается лучшего способа создания механизма эффективного парламентского надзора, обеспечивающего защиту как гражданских лиц, так и военнослужащих страны.

При технической и административной поддержке Миссии Босния и Герцеговина смогла повысить уровень выполнения ею принятых в рамках ОБСЕ военно-политических обязательств, включая составление и подписание документа, представляемого ею в рамках ежегодного обмена информацией, и продолжение сотрудничества с личным представителем Действующего председателя по статье IV в вопросах выполнения положений статьи IV Дейтонских мирных договоренностей. Кроме того, Босния

и Герцеговина создала в своем министерстве обороны отдел контроля над

вооружениями и учредила координационный орган для объединения действий военной и государственной разведывательных служб.

Особым достижением, которому активно способствовала и оказывала экспертную поддержку Миссия, стал первый региональный Мораторий на экспорт легкого и стрелкового оружия, подписанный в июле 2004 года. Осуществление моратория было успешно завершено в июле 2005 года и способствовало прекращению официального экспорта военных вооружений из страны.

В сотрудничестве с военным контингентом Европейского союза в Боснии и Герцеговине и Программой развития ООН Миссия продолжала оказывать помощь в ликвидации легкого и стрелкового оружия. В 2005 году было уничтожено более 30 000 единиц ЛСО. Они относились к запасам вооружений двух входящих в состав страны образований (Федерация Боснии и Герцеговины и Республика Сербская), ставших излишними в результате мер по сокращению личного состава и модернизации военной техники. К концу 2005 года излишки легкого и стрелкового оружия, унаследованные от

армии Республики Сербской и на начало года насчитывавшие, согласно оценкам, 26 690 единиц, были полностью ликвидированы. Излишки, принадлежащие вооруженным силам Федерации, – около 45 000 единиц – в настоящее время ожидают уничтожения.[3]

2.3.          Миссия в Хорватии

В соответствии с „дорожной картой“, разработанной министерством внутренних дел, Миссия продолжала сотрудничать с министерством в осуществлении реформы полицейской службы. Одним из важнейших элементов этой реформы является создание абсолютно прозрачной системы управления людскими ресурсами применительно как к полицейским, так и к гражданским сотрудникам службы. При содействии Миссии и полицейских экспертов из Германии в июне был проведен семинар, посвященный работе с кадрами.

Еще одной сферой деятельности было оказание помощи хорватской полиции в налаживании работы по квартальному принципу. Эксперты Миссии осуществляли консультационную поддержку и подготовку кадров в рамках учебной программы для сотрудников квар тальной полиции – т. н. участковых, что является важной частью реформы полицейской службы. В 2005 году к службе приступили более 400 таких сотрудников, и ожидается, что к марту 2006 года число прошедших подготовку участковых достигнет 700. В сентябре Миссией был также осуществлен проект по просвещению школьников о работе полиции в Задарском округе с целью обеспечения более широкой поддержки новой концепции, предусматривающей формирование квартальной полиции.[4]

2.4.          Миссия в Косово

В 2005 году ускорился процесс взятия полицейской службой Косово (ПСК) на себя ответственности за выполнение оперативной полицейской работы. Руководство большинством полицейских участков и основная часть командных функций на региональном уровне были переданы недавно повышенным в звании офицерам ПСК. В свете этих позитивных шагов по передаче все большего объема полномочий на места Миссия перенесла основной упор в своей работе на осуществление переходного процесса в руководимом Миссией Училище полицейской службы Косово и на разработку правовой базы для ПСК.

За год Училище подготовило еще 673 новых сотрудника ПСК, в результате чего общее число новобранцев, успешно завершивших подготовку, достигло 7600 человек. Из них 15 процентов приходится на долю женщин, а 16 составляют представители национальных меньшинств.

Полицейская служба демократического государства должна зиждиться на прочной правовой основе, в которой в полной мере отражены принципы подотчетности и транспарентности и задачи работы с населением. ПСК, которая готовится принять на себя оперативные полицейские функции в Косово, все еще не располагает такой основой. В 2005 году Миссия совместно с экспертами МООНК, ВОСУ и другими организациями участвовала в подготовке законопроекта о полицейской службе Косово.

Одним из важных пунктов утвержденного 20 декабря Положения о ПСК, призванного заложить правовую и этическую основу для деятельности полицейской службы, является положение о создании в 2006 году в Косово Академии охраны общественного порядка, образования и развития. Это учреждение будет создано в качестве независимого органа в рамках ВОСУ и будет функционировать под надзором совета, в задачи которого входит обеспечение минимальных стандартов в области образования и развития. В 2005 году обучение и подготовку в училище прошли более 14 000 слушателей из различных служб охраны общественного порядка (полицейские, работники исправительных учреждений, таможенной службы, а также руководящие работники службы по чрезвычайным ситуациям).

Профильной задачей Училища является базовая подготовка полицейских; вместе с тем оно уделяет все больше внимания подготовке руководящих кадров, а также специальной и экспертной подготовке по таким дисциплинам, как уголовное следствие, ведение оперативного наблюдения,

судебно-медицинские науки и борьба с организованной преступностью. Кроме того, сотрудников ПСК обучали современным методам пресечения бытового насилия, распознавания случаев торговли людьми и приемам работы квартальной полиции.

В качестве непосредственной реакции на вспыхнувшие в Косово в марте 2004 года волнения в Училище был введен курс по обучению действиям в случае общественных беспорядков. В его основу положена принятая в Дании тактика „мобильных сил“, которая позволяет полиции наращивать потенциал противодействия в таких ситуациях; предусматривается, в частности, изоляция прибегающих к насилию элементов, предупреждение агрессивных действий в отношении других лиц и нанесения материального ущерба. В 2005 году этот курс прослушали более 1200 курсантов.

Полицейское училище выступило с важной инициативой, нацеленной на повышение роли населения в полицейской деятельности. Совместно с международными и местными партнерами Миссией была сформирована Руководящая группа по делам квартальной полиции Косово, которая осуществляет надзор, координацию и поддержку деятельности квартальной полиции, а также работы по предупреждению преступности и обеспечению общественного порядка на местах. Этой группой разработана стратегия

поддержания общественного порядка в Косово, нацеленная на полномасштабное вовлечение всех членов общества в обеспечение в Косово безопасных условий для всех.

Что касается низового уровня, то Миссия, используя свою программу по созданию местных групп по обеспечению безопасности, продолжает формировать форумы для наглядной демонстрации методов взаимодействия и участия. 16 муниципалитетам в Косово в настоящее время оказывается помощь в реализации инициатив по обеспечению безопасности на местах. Эти группы занимаются стоящими на местах задачами по снижению уровня преступности с одновременным укреплением порядка и безопасности.

Миссия вела работу с сотрудниками ПСК, представителями местных органов управления, членами общин и инструкторами, преподающими принципы квартальной полиции, в интересах расширения и углубления партнерских отношений в общинах.

В порядке поддержки сети подготовки кадров по организованной преступности Пакта о стабильности для Юго-Восточной Европы Миссия сообща с экспертами Интерпола и Европола выступила спонсором первой из трех программ подготовки кадров по вопросам организованной преступности и контроля над наркотиками для стран Юго-Восточной Европы. С созданием сети оперативные работники, занимающиеся борьбой с организованной преступностью, получат возможность совершенствовать свои знания и методы работы на основе европейских и международных норм и правил. Кроме того, сеть позволит упростить контакты между следователями стран региона и их связь с другими международными партнерами, участвующими в борьбе с организованной преступностью.[5]



2.5. Миссия  в Сербии и Черногории

Объектом деятельности Миссии по предотвращению конфликтов были сербская и албанская этнические общины в южной Сербии. Цель состояла в том, чтобы подключить членов албанской этнической общины к работе местных органов управления, укреплять доверие между различными

этническими общинами и создать на местном уровне судебные и правоохранительные структуры, действующие в интересах всех жителей.

Миссия продолжала оказывать помощь властям в выполнении мирного

соглашения 2001 года, нацеленного на реинтеграцию этнических албанцев. В

интересах совершенствования работы назначенного правительством для южной Сербии координационного органа Миссия поддержала решение об учреждении восьми рабочих групп. Каждая из этих рабочих групп занимается конкретными вопросами, такими, как безопасность, образование, здравоохранение и развитие экономики. На их заседаниях встречаются представители соответствующих министерств центрального правительства, местных общин, политические руководители и должностные лица местных органов управления. Президент Борис Тадич и премьер-министр Воислав Коштуница, присутствовавшие на церемонии повторного открытия

координационного органа, подтвердили свою приверженность делу ослабления трений и содействия социально-экономическому развитию региона. В интересах более полного информирования общественности по этим вопросам Миссия проводит обучение и оказывает техническую помощь местным телерадиовещательным компаниям, выпускающим многоязычные программы. Для учащихся, принадлежащих к меньшинствам, были организованы специализированные учебные мероприятия в порядке подготовки их к работе в местных органах управления, судах и муниципальных скупщинах.

В апреле в Черногории был принят новый закон о полиции, который ознаменовал начало процесса модернизации. В ноябре, после того как Миссией и Советом Европы были по отдельности представлены замечания экспертов к законопроекту о полиции, соответствующий закон был принят в Сербии. Программы в области подготовки полицейских и развития полицейской службы предусматривали введение современных учебных

программ, рассчитанных на различный уровень подготовки полицейских.

Подготовку инструкторов было поручено проводить местным инструкторам,

которым в обеих республиках передавались все более широкие полномочия по подготовке полицейских и повышению их профессионального уровня. Миссия оказала помощь в преобразовании полицейского училища в Сремска-Каменице в базовый учебный центр по начальной подготовке полицейских. Профессиональная постановка работы по подготовке полицейских кадров рассматривается в качестве важнейшего элемента устойчивой реформы полицейской службы в обеих республиках. Акцент в этой работе делается на соблюдении признанных международных норм, особенно в том, что касается более строгих гарантий соблюдения прав граждан.

Миссия продолжала выполнять функцию координации международной поддержки десяти пилотных проектов по введению квартальной полиции в Сербии и оказывала прямую помощь в осуществлении трех таких проектов в южной Сербии. Во взаимодействии с министерством внутренних дел и другими международными организациями Миссия также координировала разработку национальных планов введения квартальной полиции в обеих республиках. Ее сотрудники оказали помощь в организации в разных пунктах Сербии „круглых столов“, по итогам которых были разработаны руководящие принципы развития сотрудничества и контактов между полицейской службой и средствами массовой информации.

Исходя из задачи укрепления потенциала службы пограничного контроля по борьбе с торговлей людьми и транснациональной организованной преступностью, Миссия организовала специализированные учебные семинары, помогла с поставкой технического оснащения и с разработкой комплексной стратегии пограничного контроля.

Миссия отслеживала ход ряда громких процессов в Сербии и Черногории. Убийство помощника начальника уголовного розыска Подгорицы Славолюба Щекича было трагическим напоминанием о необходимости удвоить усилия по борьбе с организованной преступностью.

Пример эффективного международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью был подан сербской прокуратурой совместно с итальянским управлением по борьбе с мафией. В Италии были  организованы, среди прочего, учебные семинары для следователей и

прокуроров, занимающихся делами об организованной преступности.

На региональном уровне вкладом в развитие сотрудничества стала поддержка сети, объединяющей прокуроров стран Юго-Восточной Европы, а на международном уровне – деятельность Международной ассоциации прокуроров. Миссия также взяла на себя ведущую роль в поддержке разработки законодательства, в применении действующих законов, касающихся конфискации имущества и обращения на него взыскания, а также в борьбе с киберпреступностью.

Миссия оказала экспертную помощь в разработке и претворении в жизнь в Сербии и Черногории законов о защите свидетелей. Сербии удалось укрепить правовую основу за счет принятия уголовного кодекса, содержащего определения новых видов преступлений, таких, как финансирование терроризма и контрабанда людей.

Миссия вела работу по укреплению потенциала судебных органов в области уголовного и судебного преследования военных преступников; с этой целью она оказывала экспертную помощь в разработке законодательства и в проведении в общенациональных масштабах разъяснительной кампании. Миссия отслеживала ход ряда процессов в Сербии на предмет оценки их соответствия международным стандартам. Совместно с Миссией в Боснии и Герцеговине, Миссией в Хорватии и Центром по предотвращению конфликтов Секретариата ОБСЕ она оказывала помощь и поддержку в межгосударственном сотрудничестве в вопросах судебного преследования военных преступников.

Одной из ведущих тенденций информационной деятельности Миссии в стране было выполнение Сербией и Черногорией международного обязательства сотрудничать с Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии. Без оказания в этом вопросе всемерного содействия Государственный союз не сможет продвинуться в направлении интеграции в евроатлантические институты. Несколько полицейских и военнослужащих, против которых были выдвинуты обвинения, добровольно отдали себя в руки Гаагского суда; тем самым сделан еще один шаг вперед.

Предпосылками к укреплению демократии и верховенства закона в Сербии и Черногории являются демократический контроль над армией, полицией и силами безопасности и создание четкой правовой основы, определяющей их деятельность. Миссией были организованы мероприятия, нацеленные на укрепление демократических принципов, определяющих порядок функционирования сектора безопасности. Среди них – содействие пересмотру законодательства путем оказания помощи парламенту и вооруженным силам в составлении соответствующих законопроектов.[6]



[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Ежегодный отчет ОБСЕ 2005 год / Деятельность на местах в Юго-Восточной Европе, 3 стр.

[3] Ежегодный отчет ОБСЕ 2005 год / Деятельность на местах в Юго-Восточной Европе, 11 и 12 стр.

[4] Ежегодный отчет ОБСЕ 2005 год / Деятельность на местах в Юго-Восточной Европе, 17 стр.

[5] Ежегодный отчет ОБСЕ 2005 год / Деятельность на местах в Юго-Восточной Европе, 18 и 19 стр.

[6] Ежегодный отчет ОБСЕ 2005 год / Деятельность на местах в Юго-Восточной Европе, 24 – 26 стр.



Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.