скачать рефераты

МЕНЮ


Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях

В итоге, рассматривая региональные и двусто­ронние ССТ отдельно, можно констатировать: между развивающимися и между развитыми и развивающимися странами либерализация взаим­ных экономических связей (не считая взаимодей­ствия в ВТО) развивается как через регионализм, так и через билатерализм, а между самими разви­тыми - почти исключительно через регионализм.


1.2 Вредоносный эффект двусторонних соглашений о свободной

торговле


Появление комплекса двусторонних ССТ, на­слоившихся на уже действующие региональные экономические союзы, естественно, стало объек­том многочисленных исследований. Большин­ство экономистов считают своего рода идеалом, к которому должна стремиться мировая торговля, глобальную недискриминационную либерализацию, а ее инструментом - ВТО, и потому ДССТ стали рассматривать как негативное явление. При этом любопытно, что чем более настойчиво звучали эти оценки, тем более популярными на практике становились ДССТ. Образовался значи­тельный разрыв между теорией и практикой.

Так в чем же заключается вредоносный эф­фект ДССТ? Считается, что они отвлекают вни­мание от многосторонних торговых переговоров ВТО, искажают торговые потоки, ведут к услож­нению условий внешней торговли и дискримина­ции неучаствующих стран, не имеющих льготно­го доступа на иностранные рынки.[17] Пожалуй, наи­более острая критика связывает распространение ДССТ (как и региональных соглашений) с эрози­ей режима наибольшего благоприятствования, который в послевоенный период успешно служил основой международной торговли и работы ГАТТ/ВТО. К таким выводам пришел консульта­тивный совет ВТО в так называемом докладе Сазерленда, посчитав, что режим наибольшего бла­гоприятствования становится теперь едва ли не исключением из правил.

Подытоживая, отметим, что двусторонние со­глашения о свободной торговле, бурное распро­странение которых наблюдается с начала 90-х го­дов, стали неотъемлемым элементом междуна­родных экономических отношений. В 2000-х годах стало окончательно ясно, что это новая и самостоятельная тенденция, набирающая силу уже помимо, а может быть, и вопреки активности региональных или многосторонних (глобальных) объединений.

Регионализм и билатерализм - явления не од­ного и того же порядка. Различия между ними сводятся к тому, что в основе создания региональ­ных блоков лежит интеграция национальных рынков, а в основе двусторонних соглашений -лишь облегчение доступа товаров и услуг на на­циональные рынки. Изучение ДССТ, таким обра­зом, целесообразно не в контексте уже устоявшихся представлении о региональной экономиче­ской интеграции, а скорее как независимого феномена современной мировой экономики и политики.[11, c.48]

Уточнив масштабы и ряд характерных свойств данного явления, следует признать, что, с одной стороны, огромная популярность ДССТ, а с другой — непрекращающаяся мощная критика в их адрес еще больше усиливают интерес к изучению реального значения этих соглашений для эконо­мики участвующих стран и мировой торговли в целом с опорой на объективные количественные данные. Последующий анализ должен выявить преимущества и потери от ДССТ, особенно учи­тывая определенную уязвимость развивающихся стран перед тотальной внешнеэкономической ли­берализацией, установить природу и движущие силы билатерализма.

II .ИСТОРИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА НАФТА


Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — экономическое интеграционное объединение, в которое входят США, Канада и Мексика. Является одним из трех (наряду с ЕС и Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС)) наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков.

Первым шагом к созданию НАФТА стал «план Эббота», принятый в 1947г., целью которого являлось стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.

Следующим шагом стало заключение в 1965г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое способствовало интеграции многих других отраслей. Идея торгово-политического объединения США, Канады и Мексики стала претворяться в жизнь в 1970-е годы. Сначала речь шла об оформлении энергетического союза. Подобная идея была поддержана в 1980-е президентами Р. Рейганом и Дж. Бушем.[5, c.201-202]

В сентябре 1988 после нелёгких трёхлетних переговоров было подписано американо-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение десяти лет США и Канада должны были сформировать зону свободной торговли.[2, c.420]

В свете происходивших в 1980-е годы интеграционных процессов в Европе и Азии значение вопроса о создании НАФТА возросло, так как стало понятно, что ответом на объединение Европы должно стать объединение Америки и, как его части, — Северной Америки. Однако с самого начала Мексика, Канада и США рассматривали роль и потенциал НАФТА с различных позиций.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (сокр. также НАФТА) — было подписано 7 октября 1992 г. Президентами США и Мексики и премьер-министром Канады, дополнено соглашениями от 13 сентября 1993 г. и вступило в силу с января 1994 г.

Среди основных целей, зафиксированных в Соглашении, были сформулированы следующие:

☻ снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

☻ установление справедливых условий конкуренции в рамках зоны свободной торговли;

☻ расширение возможностей для инвестирования в странах — участниках Соглашения;

☻ обеспечение необходимой и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран-участниц;
эффективное исполнение и применение данного соглашения
|для решения споров;

☻ установление рамок для будущего многостороннего регионального сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ Соглашения.[2, c.423]

Соглашение предусматривало либерализацию внешнеэкономических отношений трех стран,  в частности ликвидацию в течение лет почти всех торговых и инвестиционных барьеров. Речь фактически о создании в перспективе единого рынка товаров, услуг и капитала на территории стран-участниц. Достижение этой цели должно происходить поэтапно — сразу после вступления Соглаше­ния в силу были значительно снижены пошлины во взаимной тор­говле промышленными и продовольственными товарами, в 1998 г. были отменены таможенные пошлины на большую часть товаров в американо-канадской торговле, а в начале 2003 г. — в торговле США и Канады с Мексикой.

Уже начиная с 1994 года начались  разговоры  о  присоединении  Чили  к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу начались только  в  июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению  состава  участников  Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников. Представители  первых, как  в  Канаде,  так  и  в  США  аппелировали  к  тому,  что  более   прочные экономические связи с Чили  создадут  больше  возможностей  для  торговли  и инвестиций на этом рынке, характеризующемся высокими темпами роста.  Любимым высказыванием   партии   сторонников   присоединения   Чили   стали   слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году:  «Каждый  доллар,  на  который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает  день  рабского труда, а часы  ненужной работы, которая требуется  для  этого,  крадутся  из бесценного  времени,  предназначенного  на  выполнение  личных  обязанностей каждого.»  И  на  самом  деле, правительство,  ограничивающее  мировую конкуренцию среди производителей  с  помощью  тарифов  или  других  торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в  том  числе  и  в своей стране.[17]

Сами Чили неоднократно  доказывали  свою  готовность  присоединиться к НАФТА.  Еще  за  несколько  лет  до  заключения  Соглашения  они   пошли  на существенное снижение тарифов, но к  1997  темпы  этого  снижения  пошли  на убыль, так как в Чили возникли опасения,  что  дальнейшее  снижение  тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их присоединения  к  НАФТА. В связи с этим чилийские тарифы на некоторое  время  зависли  на  уровне  15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть снижены еще больше,  в обмен на  снижение  торговых  сборов  и  больший  доступ  на  рынки  будущих торговых партнеров.[19, c.267]

В 1997 году Канада  и  Чили  удачно  завершили  переговоры  о   временном   двустороннем соглашении о свободной торговле и параллельных соглашениях о  сотрудничестве в области охраны труда и окружающей среды, что было призвано служить  мостом на пути к  присоединению Чили к НАФТА. Мексика также вела переговоры с  Чили о  пересмотре  соглашения  между  ними  о  свободной  торговле  с  целью  ее  усиления.


Табл.1 Сравнение региональных блоков за 2004 год [17]

Региональный
блок

Площадь(км²)  

Население  

ВВП (ППС) ($US)
ВВП (млн.)  

ВВП (ППС) ($US)
ВВП на душу населения  

Участники
Страны участники

ЕАСТ (EFTA)

529,600

12,233,467

471,547

38,546

4

ЕС (EU)

4,325,675

496,198,605

12,025,415

24,235

27

ЕврАзЭС

(EurAsEC)

20,789,100

208,067,618

1,689,137

8,118

6

СААРК (SAARC)

5,136,740

1,467,255,669

4,074,031

2,777

8

ССАГПЗ (GCC)

2,285,844

35,869,438

536,223

14,949

6

НАФТА (NAFTA)

21,588,638

430,495,039

12,889,900

29,942

3



Рассмотрим внутреннюю организацию НАФТА. Она не предполагает создание каких-либо межгосударственных или надгосударственных органов, действующих на постоянной основе. Главной организационной структурой интеграционной группировки является Комиссия по свободной торговле. Она призвана контролировать и оказывать содействие деятельности различных комитетов и рабочих групп, созданных для решения конкретных   вопросов сотрудничества и урегулирования возникающих споров.  Рабочий орган Комиссии — Координационный секретариат НАФТА, который включает три  национальные секции, куда входят эксперты от стран-участниц. Национальные секции являются постоянно действующими структурами и располагаются в Оттаве (Канада), Мехико (Мексика) и Вашингтоне (США). [3, c.62]

Члены Комиссии, представленные министрами торговли, собираются не реже одного раза в год. НАФТА  предусматривает  дальнейшую  работу  по  оказанию   помощи   в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии  с  Соглашением, с целью способствования торговле  и  инвестициям,  обеспечения  эффективного претворения в жизнь норм НАФТА и их администрирования были созданы более  30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в  которых  ведется  работа  по созданию норм, включают в  себя  происхождение  товаров,  таможни,  торговлю сельскохозяйственными  товарами  и  субсидии  в   эту   область   экономики, стандартизацию товаров,  госпоставки  и  передвижение  деловых  людей  через границы.  Эти  рабочие  группы  и  комитеты  ежегодно  предоставляют   отчет Комиссии НАФТА.

 Рабочие  группы  и  комитеты  НАФТА  также  помогают  сделать  процесс претворения НАФТА в жизнь более  гладким,  обеспечить  создание  форума  для изучения  способов  дальнейшей   либерализации   торговли   между странами-участницами. Примером может  служить  последовательная  политика   Канады, направленная на ускоренное  снижение  тарифов  на  некоторые  виды  товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА  создают  арену  для  обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем  на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. Комиссия по сотрудничеству  в  сфере   охраны  окружающей  среды  была создана в 1994  году  в  соответствии  с  Североамериканским  соглашением  о сотрудничестве области охраны окружающей среды  для  усиления регионального сотрудничества, снижения возможных   конфликтов и способствования эффективному исполнению  законодательства   в   этой   сфере.   Она   также содействует сотрудничеству и участию общественности  в  ускорении  процессов консервации,  защиты  и  улучшения  окружающей  среды  в  Северной  Америке. Соглашение, подписанное Канадой, Мексикой и США  дополняет  положения  НАФТА затрагивающие вопросы, связанные с окружающей средой.

Комиссия по сотрудничеству в сфере  охраны окружающей  среды  включает в себя три основных элемента: Совет, Совместный   общественный консультативный комитет и Секретариат. Совет  является  руководящим  органом Комиссии и состоит из представителей на уровне министров от каждой из трех стран. Совместный общественный консультативный комитет насчитывает пятнадцать  членов,  по пять представителей   от   каждой   страны.   Он консультирует совет по  любым  вопросам  в  рамках  Соглашения.  Секретариат обеспечивает административную, техническую и  оперативную  помощь  Совету  и несет ответственность за осуществление ежегодной рабочей программы.[19]

Можно  говорить  о том, что за   четыре   года существования НАФТА, была разработана четкая организационная  структура  для эффективного  претворения в жизнь положений  Североамериканского  соглашения о свободной торговле. Более того, основные тенденции, изначально приведшие  к заключению этого соглашения, нашли  свое  отражение  не  только  в  области свободной торговли и,  следовательно,   можно  говорить  о  распространении принципов лежащих в основе НАФТА на другие  сферы  экономики  и  политики  в Североамериканском регионе.

Особенностью Североамериканского соглашения является асимметричный характер осуществляемых интеграционных процессов, т.е. условия создания здесь свободных рынков товаров, услуг и капитала, а также правила высшей торговли не одинаковы для различных секторов экономик стран-участниц и не синхронизированы по времени. Это обусловлено в первую очередь неравными стартовыми условиями стран и отраслей региона, зависимостью в ряде случаев национальных производителей и рынков (в частности, Мексика) от более сильных партнеров (США и Канады).[2, c.511]

III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ   СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ   ПЕРСПЕКТИВА СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ


Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую оче­редь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способст­вовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадски­ми корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ.[2, c.528]

Почему же страны решают вступить в НАФТА? Несмотря на неравнозначность партнеров по НАФТА, как по уровню экономического развития, так и по масштабам экономического  потенциала, участники Соглашения рассчитывали на существенные  экономические преимущества. Социально-экономические цели создания НАФТА были продиктованы интересами стран-участниц, и в первую очередь США, которые инициировали создание интеграционной   группировки.   Американские   корпорации  рассчитывали  еще  более усилить свои конкурентные преимущества от тесного взаимодействия с партнерами из Канады и Мексики. Все предшествующие подписанию Соглашения десятилетия постоянно имело место, усили­вающееся разделение труда между тремя странами при естественно доминирующей роли США, которые стали главным источником инвестиций для соседних Канады и Мексики. Фактически, в экономическом плане образовался «центр» (США) и «периферия» (Канада и Мексика) Североамериканского субконтинента, а Канада и Мексика в результате все более тесного срастания их экономик с американской стали ее продолжением. Одновременно быстрыми темпами возрастала взаимная торговля между тремя странами Северной Америки, и в Результате Канада и Мексика превратились в крупнейших торговых партнеров США.[14, c.65]


3.1. Роль стран в НАФТА

 

Соединенные Штаты в результате заключения этого соглашения получили значительные выгоды:

☻ в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

☻ перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

☻ интеграционные связи, институционально закрепленные, обеспечивают устойчивые поставки в США сырья, материалов и полуфабрикатов из Канады и Мексики.[4, c.18]

☻ в результате вывода производства в соседние страны, в первую очередь в Мексику, американские корпорации получают возможность значительно снизить издержки производства, используя гораздо более дешевую местную рабочую силу.

☻ создание НАФТА заметно усилило конку­рентные позиции США на фоне интеграционных процессов в других регионах мира, и в первую очередь, расширения и углубления Европейского союза, а также укрепления интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе.[1, c.503]

Участие США в региональном интеграционном процессе превратилось в мощный фактор долгосрочного положительного воздействия на внутриэкономическое развитие.

Общий товарооборот с Мексикой только за 1993–1997 вырос почти в 2,5 раза (с 80,5 млрд. долл. до 197 млрд.), с Канадой – почти в 2 раза (с 197 до 364 млрд.). На обе эти страны приходится треть внешней торговли США. В начале 2000-х средний ежегодный прирост товарооборота с Мексикой составил более 20%, с Канадой – 10%. Статус беспошлинных товаров распространился уже на две трети всего американского экспорта в регионе, и эти возможности продолжают расширяться. США нуждаются в такой региональной экономической интеграции для повышения своей конкурентоспособности по отношению к основным экономическим соперникам – ЕС и Японии. [13, c.15]

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.