скачать рефераты

МЕНЮ


Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) в международных отношениях

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций. Стремление к экономической интеграции с США стало стимулом неолиберальных реформ, предпринятых мексиканским правительством еще в начале 1980-х, отказа от импортозамещающей стратегии развития.

Через региональное объединение с США Мексика стала постепенно интегрироваться в глобальную экономику. Особое значение для нее имело также положительное решение вопроса о внешнем долге после значительных финансовых потерь, понесенных в 1980-е: мексиканское правительство добилось крупных кредитов от США для реализации соглашений по свободной торговле. Многие иностранные компании стали переносить свою деятельность на территорию Мексики с целью проникновения на американский и канадский рынки. Прямые иностранные инвестиции в Мексику только за 1993–1999 выросли вдвое. [9, c.29]

Критики мексиканского членства в НАФТА указывают на то, что выгодами от него пользуется почти исключительно элита, но не трудящиеся. Привлекательность Мексики для иностранных предпринимателей связана во многом с низким уровнем жизни (низкой оплатой труда) и низкими экологическими стандартами. Поэтому США не проявляют сильной заинтересованности в улучшении жизненного уровня мексиканцев.

Участие в НАФТА повернуло Мексику к такой программе торговой либерализации и реструктуризации экономики, которая в будущем делает отход от нее затруднительным, а возвращение к экономической самостоятельности – практически невозможным.  

Канада, заключившая с США еще в 1988 г. Соглашение о свободной торговле — ФТА (вступило в силу с 1989 г.), предполагало с помощью как прежнего (ФТА), так и нового (НАФТА) соглашения расширить воз­можности для доступа канадских компаний на рынок США, усилить экспортные возможности канадских экспортеров, получить беспре­пятственный доступ канадским капиталам на мексиканский рынок и повысить свои конкурентные преимущества путем вывода туда трудо­емких производств. В Канаде полагали, что гораздо более мощная экономика США еще в большей степени станет локомотивом структурных реформ и социально-экономического развития Канады. Во многом эти надежды оправдались.[13, c.16]

Канада – это объективно более сильный член НАФТА, чем Мексика, но более слабый, чем США. Потому Канада склонна блокироваться с Мексикой при отстаивании своих интересов, для оказания давления на Вашингтон. В начале 1990-х Канада опиралась на поддержку Мексики в противодействии протекционистским акциям Соединенных Штатов. В свою очередь, Мексика получила в 1995 поддержку Канады при обращении к МВФ и МБРР, когда возникла необходимость срочного вмешательства для спасения мексиканского песо.[1, c.519]

Канада активно выступает за расширение зоны свободной торговли, считая первоочередными кандидатами на вступление в блок прежде всего Чили, а также Колумбию и Аргентину. Демонстрируя свою самостоятельность и решительность, канадцы заявили, что не станут ждать американцев, и в 1996 заключили двустороннее соглашение с Чили о свободной торговле по образцу НАФТА, а также два дополнительных – о регулировании трудовых отношений и об охране окружающей среды – по образцу соответствующих тройственных соглашений 1993 между Канадой, США и Мексикой. Канада заключила со многими странами Латинской Америки различные двусторонние соглашения по отдельным вопросам экономического сотрудничества, настойчиво пропагандирует идею об интеграции НАФТА с МЕРКОСУРом. Канада самым активным образом включилась в осуществление плана создания Свободной торговой зоны. В 1998 она стала председательствовать на переговорах по заключению этого соглашения, которое было объявлено приоритетом канадской политики в регионе. [18]

Таким образом, Канада в течение всего одного десятилетия превратилась из довольно пассивного наблюдателя в полноправного и активного участника многосторонних процессов и мероприятий стран региона. При этом канадцы выступают в традиционной для себя роли посредника между странами с разными уровнями экономического развития и разной идеологической ориентации.


3.2.Проблемы НАФТА


Можно выделить несколько отрицательных социально-экономи­ческих последствий подписания Североамериканского соглашения о свободе торговли. Среди таких последствий для США и в меньшей степени Канады — прежде всего потеря рабочих мест, связанных с пе­реводом производства в Мексику. Это весьма заметно отражается на  занятости в целом ряде отраслей американской промышленности — в автомобилестроении, производстве комплектующих, в химической и текстильной промышленности и т.д. Такие крупнейшие в США корпорации, как «Крайслер», «Дженерал Моторс», переместили значительную часть своих производственных мощностей в Мексику. Среди предприятий швейной промышленности выделяется крупнейший в США производитель джинсов компания «Гесс», которая перевела в Мексику 2/3 своих производственных мощностей. В этой связи в США уже имели место массовые акции профсоюзов, направленные  на сохранение рабочих мест в стране.[13, c.15]

Расширение товарооборота между США, Канадой и Мексикой, и в  частности рост импорта США из стран НАФТА, способствует росту дефицита торгового баланса США, который в 2005 г. уже превысил 720 млрд. долл. Канада и Мексика занимают четвертое и пятое места среди стран, с которыми США имеют самый большой торговый дефицит (после Японии, Китая и Германии).[20]

Еще одна проблема, обострившаяся в США после подписания НАФТА, — усилившаяся конкуренция со стороны Мексики на рынке сельскохозяйственной продукции. Американские производители не  выдерживают конкуренции со странами существенно более дешевого импорта из Мексики, прежде всего томатов, а также бананов и цитрусовых. В связи с резко возросшими поставками сельскохозяйственной продукции из Мексики вес большую актуальность приобретает проблема контроля над качеством импортируемых сельскохозяйственных продуктов. В Мексике активно используются многие виды пестицидов, запрещенных в США. В то же время, по имеющимся данным, лишь 1% пищевых продуктов, поставляемых из Мексики, подвергается санитарному контролю на границе с США.

 Для Мексики же, получающей немало преимуществ от растущей интеграции с США и Канадой, в числе отрицательных эффектов можно выделить два основных. Во-первых, это растущая зависимость страны от американских корпораций, что порой ставит под угрозу сам факт существования целых отраслей национальной индустрии. Во-вторых, усиливающееся загрязнение окружающей среды в Мексике от хозяйственной деятельности американских и канадских компаний.[2, c. 424]

Как свидетельствуют данные многочисленных исследований, лишь единицы из тысяч иностранных компаний в Мексике соблюдают законодательство в области охраны окружающей среды. Если же учесть, что среди перемещаемых из США и Канады в Мексику компаний немало так называемых грязных производств — химических, металлургических и т.п., острота проблемы не вызывает сомнений. В целом же очевидно, что на данном этапе позитивные последст­вия от интеграционных процессов в Северной Америке преобладают над негативными как для каждой из стран-участниц, так и для региональной экономической группировки в целом.


3.3. Перспективы развития НАФТА

 С возникновением и развитием НАФТА усилилась конкурентная борьба между тремя мировыми лидерами – Северной Америкой, Западной Европой и Японией – но уже в новой конфигурации этих центров, с новым соотношением сил.

Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.

Критики обращают внимание на некоторые отрицательные последствия деятельности НАФТА и для высокоразвитых стран-участниц – в частности, на сокращение рабочих мест, особенно в промышленных районах. Потеря рабочих мест в США связана с тем, что многие американские и транснациональные компании стали переносить производства в Мексику. Фактически самым крупным работодателем в Мексике в настоящее время является американская корпорация «Дженерал Моторс». Другим примером является крупнейший американский производитель джинсов «Гесс» (Guess), который в 1990-х переместил 2/3 своих производственных мощностей из США в Мексику.[12, c.16] Приток дешевой рабочей силы из Мексики на североамериканский рынок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы в США и Канаде.

Из-за высокой зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики. Она проявляется в периоды экономических спадов в США, при колебаниях в их торгово-политическом режиме и в кризисных ситуациях, как это случилось, например, после террористической атаки на США 11 сентября 2001.

Сторонники развития НАФТА указывают на значительный рост общего оборота торговли всех трех стран. Так, за период 1993–2000 взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд. долл. до 408 млрд. долл., товарооборот между США и Мексикой – с 80,5 млрд. долл. до 247,6 млрд. Заметно вырос объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мексике, экспорт услуг из США (особенно финансовых). Снизился уровень нелегальной иммиграции. Американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков. [4, c.20]

Хотя НАФТА стимулирует взаимную торговлю, однако ее недолгая история знает и примеры торговых «войн», когда члены НАФТА не могли договориться о мерах регулирования торговли. Так, в 1996–1997 шли «лососевая война» между Канадой и США, «яблочная война» Мексики против американских экспортеров, «помидорная война» Мексики с США.[17]

Несмотря на критику, преобладают положительные оценки перспектив развития НАФТА. Его рассматривают как основу для более широкой интеграции стран всего западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо географических ограничений. В политическом плане предполагается создание в перспективе «сообщества демократий западного полушария» - своего рода конфедерации американских стран с прозрачными границами и единой экономикой.

3.4. Сотрудничество НАФТА с Россией


Каково оно с глобальных позиции - уже понятно: денежки, которые, казалось бы, вот-вот поплывут в нашу пореформенную страну, легли на другой курс. Ничего приятного не сулит для РФ и повседневная практика торговых отношении с Латиноамериканским регионом. Прежде всего, по причинам наших внутренних проблем.

«Нам и раньше-то тяжело доставалась реализация машин и оборудования на, рынке, столь географически отдаленном и избалованном быстрыми поставками качественной техники из США, - жаловался недавно один российский «купец», пытающийся из штаб-квартиры в Буэнос-Айресе продавать в Аргентине и других странах Южной Америки тракторы. - Но мы, приезжая к поставщику и набирая партию экспортных машин, могли в былые времена предъявлять претензии по их цвету, качеству обивки салона, даже устройству дверных ручек. Сегодня я беру все подряд: тракторы без стекол в кабине, без дверей, стартеров. Как-нибудь доведем «до ума». Масштабы разрухи таковы, что вскоре, видно, «лавочку» придется вообще закрывать».[20]

Товарооборот России практически со всеми латиноамериканскими государствами сократился по сравнению с экс-СССР во много раз. А образование в западном полушарии региональных интеграционных группировок еще более осложняет задачу экспортеров российской продукции. Возьмем в качестве примера такие частные моменты.

    На переговорах по НАФТА представители США последовательно стремились защитить те отрасли национальной экономики, которые в последние годы испытывают наибольшие трудности из-за наплыва в страну высококонкурентоспособной зарубежной продукции. По настоянию Вашингтона в договор внесены специальные положения, напрямую увязывающие механизм льготных таможенных тарифов с происхождением товаров, на которые они могут распространяться.

Одна из этих сфер - рынок автомобилей и запчастей к ним. В соответствии, с договором на сниженные тарифные барьеры могут рассчитывать только те легковые машины, при сборке которых 62,5% стоимости комплектующих произведено в трех странах, входящих в НАФТА. Еще более высокий, трехступенчатый барьер поставлен на пути заграничной, одежды. Во-первых, она непременно должна быть сшита в одной из стран Северной Америки. Во-вторых, сшита из ткани, которая тоже сошла с местных ткацких, станков. В-третьих, даже нити этих тканей обязаны быть местного производства. [6, c.14]

Или взять импорт текстиля. Россия могла бы, например, довольно успешно, поставлять на американский рынок льняные ткани, которые пользуются там большим спросом. Однако, чтобы рассчитывать на льготный тариф, российская (или, американская) фирма, которая вздумает продавать в США российскую продукцию, обязана доказать даже не то, что эта продукция на местном рынке дефицита, а что она вообще, даже в минимальных количествах, не производится в странах, объединенных в НАФТА.

Вряд ли стоит при подобных «правилах игры» уповать на диктат потребителей. С ними не особенно-то намерены считаться. Так, по словам американского внешнеторгового эксперта Джеймса Боварда, по меньшей мере 117 видов тканей, необходимых модельерам США, в странах НАФТА не выпускаются.[6, c.19] Однако те, кто защищает интересы американской текстильной промышленности, настаивают на том, что на самом деле этот дефицит не превышает 8 видов тканей. Очевидно, что на североамериканских производителей и продавцов одежды будут и впредь нажимать с тем, чтобы они главным образом использовали ткани, выработанные в, странах НАФТА, пусть даже они и не совсем удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям.

Теперь представьте себе, что подобный режим распространится от Юкона до Огненной Земли. Наши «лады» и «нивы», которые хоть и по бросовым ценам, но все-таки пока находят спрос в Чили, Бразилии и ряде других стран, тогда уж точно «выйдут в тираж». НАФТА никоим образом не имеет антироссийской направленности. Просто раздел мира на крупные экономические группировки предполагает наряду с уменьшением внутренних барьеров и препон совместный механизм защиты от «внешней опасности». В такой ситуации, как говорится, «один в поле не воин».     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                 


Время,  прошедшее  с  момента  заключения  НАФТА  (Североамериканского Соглашения о свободной торговле) никоим образом не уменьшило накал  страстей дебатов на эту тему и не смогло соединить  два  края  пропасти,  разделившей сторонников НАФТА и его противников в 1993 году. Это во  многом  обусловлено тем, что полемика  по поводу НАФТА, как  раньше  так  и  сейчас  затрагивает гораздо больший спектр вопросов, чем просто торговля между  США,  Мексикой  и Канадой. С этим соглашением многие жители этих  стран  связывают  надежды  и тревоги, имеющие отношение к глобализации экономики.

Реализация Североамериканского соглашения о свободной торговле привело к существенным экономическим последствиям для всех стран-участниц — улучшились их макроэкономические показатели: в первую оче­редь возросли размеры ВВП, заметно возрос взаимный товарооборот (более чем в два раза) и масштабы инвестиционных потоков. Соглашение способст­вовало повышению конкурентных преимуществ американскими и канадски­ми корпорациями, а также снижению издержек производства за счет перевода производства в Мексику. Для Мексики присоединение к НАФТА позволило ускорить темпы социально-экономического развития и проведение масштабных экономических реформ.

Объединяясь страны – участницы НАФТА руководствовались не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе единения лежат также  общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Булатов А.С. Мировая экономика: Учебник для вузов.- М.: Экономист, 2007.

2.                 Международные экономические отношения: Учебник / под ред. Б,М, Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3.                 Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / кол.авт.; под общей ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р,К, Щенина. – 4 изд.; перераб. И доп. - М.: Крокус, 2007.

4.                 Сударев В.П. Взаимозависимость и конфликт интересов. США и Латинская Америка (вторая половина XX века).-М.: ИЛА РАН, 2002.

5.                 Фомишин С.В. Международные экономические отношения: Учебник. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006.

6.                 Барковский А.Н.,  Оболенский В.П. Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом пространстве. – Россия и современный мир. – 2005. - № 3.

7.                 Василевский Э. Структурные сдвиги, динамики и эффектность роста экономики.//Мировая экономика и международные отношения.-2006.-

№ 11.

8.                 Караев Б.М. Ускоренный рост торговли между Китаем и странами Латинской Америки.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2007.- № 84.

9.Майданик К. «Четвёртая волна».//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 11.

10.Майданик К. «Четвёртая волна». Продолжение.//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 12.

11.Мурадов К. Региональные и двусторонние соглашения о свободной   торговле.//Мировая экономика и международные отношения.-2007.№7.

12.Силаев К.Н. В биотехнологической промышленности США.//Бюллетень иностранной коммерческой информации.-2007.- № 93.

13.Тонарева О. А. МВФ о положении в экономике США и Канады.//Бюллетень иностранной экономической информации. -2007.- № 87.

14.Шишков Ю.В. Теория региональных интеграций.//Мировая экономика и международные отношения. -2006.- № 4.

15.Asia Times. Tokyo. -2004. -№ 56.

16.World Bank. Global Economic Prospects 2005: Trade, Regional­ism and Development. Washington, 2005.

17.www.analitik.ru

18.www.ereport.ru

19.www.krugosvet.ru

20.www.news.ru



Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.