скачать рефераты

МЕНЮ


Россия на мировом рынке вооружений

Страны Ближнего Востока в настоящее время являются одними из крупнейших покупателей современных вооружений и военной техники. Сегодня, по мнению экспертов, их доля в общемировом экспорте продукции военного назначения составляет около 40% с тенденцией к дальнейшему росту Еще в 2000 году Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты по объемам закупок (7,3 и 6,4 млрд. дол. соответственно) вышли на первое и второе места среди стран этого региона. Этим объясняется широкое представительство ведущих мировых экспортеров на 7-й Международной выставке вооружений IDEX-2005, которая станет для них своего рода экзаменом.

Говоря о российской продукции военного назначения, следует отметить, что ее востребованность не только сохраняется на прежнем уровне, но и имеет тенденцию к росту. По мнению аналитиков, шансы российских производителей на заключение новых контрактов на ближневосточном рынке оружия в области продажи и модернизации целого ряда сухопутных и военно-морских образцов военной техники достаточно высоки. В первую очередь это относится к образцам бронетанковой техники (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры и др.), системам ПВО, военно-морской технике и стрелковому оружию.

Танк Т-72 ("Уралвагонзавод", г. Нижний Тагил) [приложение 6] с 80-х годов поставлялся в 20 стран, среди которых Алжир (467), Ирак (700), Иран (480), Йемен (60), Ливия (200), Марокко (100), Кувейт (150, под шифром М-84АБ из бывшей Югославии). Всего же за рубеж было поставлено более 15000 танков из около 30000 изготовленных. На базе Т-72 были созданы боевая разведывательно-эвакуационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2 и другая техника. Т-72 был плохо бронирован, менее универсален и обладал более низкой эффективностью огня, чем его конкуренты. Т-72 спроектированный для призывной непрофессиональной армии, был лёгок в управлении и эксплуатации, что и обеспечило его успешный экспорт в различные зарубежные страны. Он был разносторонне оснащён, имел оборудование для преодоления глубоких бродов, а также систему защиты от оружия массового поражения.

Сегодня, для повышения боевых возможностей танка и соответствия современным требованиям, "Уралвагонзавод" предлагает ряд программ его совершенствования. Последний вариант - Т-72М1 был представлен на Нижнетагильской международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов в июле 2004 года. По сути, танк представляет новый боевой комплекс, отличающийся рядом технических нововведений, уже отработанных на танках Т-80 и Т-ЭО. Варианты других фирм, при достаточно высокой стоимости, уступают Т-72М1 по глубине работ и не обеспечивают приобретения нового качества, гарантируемого российской программой[10].

В целом же модернизация, без кардинальных конструкционных изменений, в 1,9 раза повышает боевую эффективность Т-72М1, которая практически сравнивается с боевой эффективностью танка Т-90С (2,1). При этом модернизированный Т-72М1 на 40% дешевле Т-90С, а стоимость работ по его модернизации не превышает 60% цены нового танка. Большое значение имеет и то, что вместе с модернизацией заказчику предлагаются учебные стенды и тренажеры, а также обучение экипажей и инструкторов.

Танк Т-90С - дальнейшее развитие танковой серии "Уралвагонзавода", способен решать широкий круг боевых задач в условиях применения как обычного, в том числе и высокоточного оружия, так и средств массового поражения. При относительно небольших массогабаритных показателях и низком силуэте он имеет высокую боевую эффективность, которая обеспечивается пониженной вероятностью его обнаружения, поражения противотанковыми средствами, а также наличием автоматической защиты экипажа от ОМП и быстродействующей системы пожаротушения.

Один из вариантов модернизации - БМП-ЗФ был представлен на выставке "Дефендори-2004" в Греции. Эта машина уверенно плавает и выходит на берег при волнении моря силой до 3 баллов, может непрерывно находиться в воде с работающим двигателем в течение 7 часов, вести стрельбу с необходимой точностью при волнении до 2-х баллов. В целом же по критерию "стоимость-эффективность" она превосходит существующие зарубежные аналоги.

На прошлой выставке IDEX-2003, наряду с российским, предлагался вариант модернизации БМП-3 южноафриканской фирмы "Эс-Эм-И". Однако установка тяжелого (около 300 кг против 270 кг) электроагрегата-кондиционера в кормовой части ведет к смещению центра масс и ухудшению устойчивости. Кроме того, увеличение на 700 мм (против 450 мм в российском варианте) длины БМП ограничивает возможности ее транспортировки, а также требует дополнительного времени (до 10 минут) для ее подготовки к преодолению водной преграды.

 

2.4. Азиатско-тихоокеанский регион. В 2004 году во Вьетнам было поставлено 4 Су-30МК (всего 12 шт.). В прошлом году ЦМКБ заключило сделку с Вьетнамом на поставку в эту страну ракетных катеров типа "Молния"[11].

Индонезии поставлено 12 самолётов Су-30КИ. Закупка этих машин стала политическим шагом в ответ на отказ США продать партию истребителей F-16 [приложение 7], но всё же главную роль сыграли технические характеристики.

Крупным успехом России в авиационном сегменте стало заключение в прошлом году контракта на поставку ВВС Малайзии 18 истребителей Су-30МКМ. Поставка этих самолетов заказчику намечена на 2006-2007 гг. Приобретение самолетов Су-30МКМ и МиГ-29 может поставить на повестку дня вопрос о необходимости закупки для малазийских ВВС учебно-тренировочных самолетов, а также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. По мнению А. Бурутина, Россия должна быть готова поставить такие самолеты. А. Бурутин сообщил также, что Россия готова поставить Малайзии самолеты Ил-114 и вертолеты Ка-32.

Несмотря на то, что ВМС Малайзии уже имеют в своем составе малые катера, Россия  пытается наладить с ней контакты в этой области, предлагая катера типа "Мангуст", которые эксплуатируются в ФПС России. Не было обойдено вниманием и различное вооружение для боевых кораблей. ОАО "Морской НИИ радиоэлектроники "Альтаир", входящий в концерн "Алмаз-Антей" представил на выставке комплекс ПВО "Штиль-1" в состав которого входит турельная установка "Гибка", позволяющая применять те же ракеты, что и ПЗРК «Игла».

Глава российской делегации на выставке DSE-2005, директор «Рособоронэкспорта» по особым поручениям Николай Димидюк, отметил, что интерес Малайзии к средствам ПВО связан с закупкой в России партии многоцелевых истребителей Су-30МКМ, и "теперь ей надо обеспечивать охрану аэродромов их базирования, а также ряда промышленных объектов и самой столицы". Малазийская сторона проявила большой интерес к мобильному ЗРК средней дальности "Бук М1-2". Россия также предложила системы ПВО малой дальности, интерес к которым, по словам А. Бурутииа в последнее время возрос. Это, а частности, ПЗРК "Игла-С", и автоматизированная система "Сосна", которая, как отметил А. Бурутин способна бороться не только с воздушными целями, но и с бронетехникой, т.е. является универсальной.

В 2005 году было объявлено о заключении контракта Малайзии с австрийской фирмой "Штейр-Манлихер" на лицензионное производство  автоматической винтовки AUG-3В. Фирма "Штейр-Манлихер" организует производство автоматических винтовок AUG-77 [приложение 8] на своем малазийском филиале. При этом речь идет о том, что "Штейр-Манлихер" выводит с территории Австрии производство боевого оружия, оставляя там производство лишь охотничьего и спортивного. По оценкам, объем производства этой винтовки  в Малайзии может достичь 15-20 тыс. ед. в год. По словам министра обороны Малайзии Мохаммада Наджиба, поставка винтовок AUG-3B  в перспективе может быть осуществлена в 40 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. Если эти планы станут реальностью, то, Малайзия станет ведущим производителем стрелкового оружия в регионе.

Следует отметить, что на рынке военно-морской техники Малайзии активно работает Франция. В частности, в ходе работы выставки в малазийской столице было открыто региональное представительство французского агентства вооружений "Армарис". В настоящее время в Шербуре для ВМС Малайзии ведется строительство двух дизель-электрических подлодок типа "Скорпен". Передача этих кораблей малазийским ВМС планируется в 2008 г. Главным подрядчиком выполнения этого контракта стоимостью 1,04 млрд. евро является французская судостроительная компания DSN, субподрядчиком – испанская "Изар групп".

Франция также предлагает Малайзии десантные корабли-доки типа "Мистраль". Эти корабли могут использоваться как для десантных операций на побережье противника, так и для гуманитарных операций, например для эвакуации гражданского населения из районов стихийных бедствий.

 

2.5. Латинская Америка. Следует отметить, что США считают Латинскую Америку исключительно своей зоной влияния, что мешает проникновению российской продукции. Совершенно уникальный вариант: проблема с Венесуэлой, куда поставляются автоматы Калашникова. Венесуэльский президент Уго Чавес пытался проводить независимую от США политику, что привело к неудавшейся попытке свергнуть его путём бархатной революции по принципу Грузии и Украины. После этого он несколько раз был в Москве, наладил хорошие личные отношения с Путиным, которые трансформировались в том числе и в поставку российских систем вооружений. Автоматы Калашникова — это ранее небольшие по объему поставки, которые являлись скорее символом того, что мы прорываемся на ранее закрытые для нас латиноамериканские рынки. Но ситуация изменилась летом 2006 года, когда Венесуэла закупила партию в 100 тыс. экземпляров автомата Калашникова. Сумма контракта составила $54 млн.  Венесуэла была вотчиной оружейных корпораций США, и поставки туда российского оружия, пусть даже автоматов Калашникова, — это сильнейший раздражитель для Госдепа. Важен прецедент выхода на стволовой рынок. Здесь присутствуют как политические, так и экономические мотивы. Отработанная конструкция и исключительно высокая надежность (включая стрельбу очередями даже при засорении песком и вымогании в грязи) создали автомату Калашникова [приложение 9] репутацию одного из лучших образцов индивидуального автоматического оружия в мире и обеспечили ему долгую жизнь и высокую популярность, в отличие от американской М-16. АК распространён по всему миру, состоит на вооружении 55 стран, всего выпущено около 30 млн. штук в более чем в 15 странах мира.

Учитывается, конечно, экономический фактор, потому что президент Уго Чавес может вслед за Калашниковыми купить и МиГи, а потом, по прогнозам маркетологов, и системы С-300. Что касается покупательной способности, Венесуэла в целом— самодостаточная нефтяная страна со значительным притоком нефтедолларов. Это подтверждается контрактом на $1 млрд. на поставку 30 самолетов Су-30 и неуточненного числа вертолетов завода имени Камова. Контракт был подписан во время визита Уго Чавеса в Россию в июле 2006 года.

Начав два года назад работу с Чили практически с "чистого листа", Россия выходит с этой страной на ряд серьезных проектов в сфере военно-технического сотрудничества, считает руководитель российской делегации на выставке FIDAE-2004, начальник департамента анализа и перспективного планирования "Рособоронэкспорта" Сергей Свечников.

В проработке с Чили находятся проекты по поставке в эту страну вертолетной техники, средств ПВО, стрелкового оружия, автомобильной техники ("Уралы"), амфибийных гусеничных средств, гидроакустики, специального оружия и специальных средств для чилийских карабинеров и др. Актуальными остаются и планы выхода на чилийский рынок с техникой сухопутных войск, в частности, с легкими бронемашинами для действий в горах.

С Чили работа ведется с учетом перспективных планов развития вооруженных сил этой страны. В частности, по вертолетной тематике, несмотря на то, что в планах эти закупки приходятся приблизительно на 2007 год, подготовительная работа началась уже сейчас. По экспертным оценкам, потребности ВС Чили составят несколько десятков машин.

В настоящее время на закупку военной техники в Чили выделяется ежегодно 10% от доходов крупнейшей национальной меднорудной компании. Средства распределяются поровну между тремя видами вооруженных сил – ВВС, ВМС и Сухопутными войсками. В год для каждого вида ВС это составляет от 80 до 120 млн. дол. С учетом того, что в последнее время цены на медь непрерывно растут, средства, выделяемые на закупку вооружений, могут существенно увеличиться. То есть в перспективе Чили является вполне финансово самодостаточным государством с точки зрения оплаты сделок по закупкам вооружений.

"Рособоронэкспорт" считает Мексику своим "открытием" в работе на латиноамериканском континенте, поскольку за два последних года удалось осуществить прорыв в работе с Военно-морскими силами Мексики. Именно ВМС на латиноамериканском континенте являются наиболее консервативным видом вооруженных сил, а военно-морская составляющая в целом является наиболее слабым звеном России в регионе Латинской Америки.

Как известно, в ноябре 2002 года "Рособоронэкспорт" заключил с ВМС Мексики два контракта. По первому из них ВМС Мексики поставлены пять ПЗРК "Игла" (стоимость одного комплекса "Игла" ориентировочно составляет 100 тыс. дол.) для обеспечения охраны морских нефтепромыслов в Мексиканском заливе. Согласно второму контракту, ВМС Мексики поставлены два военно-транспортных вертолета Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода (стоимость Ми-17 на рынке составляет около 5-7 млн. дол[12]). Эти машины используются для патрулирования районов нефтедобычи.

В стоимостном выражении (общая стоимость двух контрактов составляет около 15 млн. долларов) эта сделка не столь велика для "Рособоронэкспорта", однако для России она более важна в перспективном плане, поскольку получила положительную оценку в парламенте Мексики. Положительно оценили закупку ПЗРК "Игла" и мексиканские эксперты по вооружениям.

Первый контракт в области ВТС между Россией и Мексикой был заключен в 1994 г. Согласно контракту, мексиканские ВМС получили 20 вертолетов Ми-8Т.  Вертолеты были поставлены в 1995-98 гг. Также в 1997-98 гг. Мексика получила два транспортных самолета Ан-32. Компания "Роствертол" в феврале и апреле 2000 г. поставила ВВС Мексики два тяжелых вертолета Ми-26Т, которые используются в основном для борьбы с последствиями стихийных бедствий.

Недавно мексиканской стороне переданы предложения по созданию технического центра на ремонт и обслуживание  вертолетной техники. Кроме того, подписан контракт на поставку автомобильной техники (автомобили "Урал"). С этой страной идет активнейшая работа и дальнейшая перспектива в отношении расширения двустороннего ВТС безусловно есть.

Итак, в заключении главы можно подвести итог, что Россия является полноправным игроком на мировом рынке вооружений, так как география ее продаж очень широка, и начиная со стран бывшего соцлагеря и заканчивая странами НАТО, такими как Греция.

Глава 3 «Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений».


Такому специфичному рынку как рынок вооружений присущи некоторые особенности, связанные с уникальностью продаваемых на нём товаров − вооружений, что и ведёт к появлению на нём важной роли неэкономических рычагов.

На мировом рынке часто возникают различные сложности, вызванные опасениями страны-экспортёра вооружений (или третьей стороны) за возможное агрессивное использование этих вооружений страной-импортёром, или за возможность противодействовать собственной агрессии. Зачастую по этим причинам накладывается запрет на продажу определённого оружия вообще или только конкретной стране. В данном случае и начинают работать описанные неэкономические рычаги, действующие посредством законодательного вмешательства.

Примером может служить активное противодействие со стороны США (третья сторона) попыткам России поставлять оружие в «страны-изгои», такие как КНДР или Иран. Несмотря на экономически обоснованную заинтересованность обеих стран, но ввиду политической незаинтересованности России, крупные сделки являются невозможными. Единственным верным выходом для России остаётся чётко определить, что принесёт больше прибыли (или меньше убытков) − отказ от заказов упомянутых стран или дополнительные разногласия с США.

Для России главной проблемой, возможно, остаётся недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения, которые интенсивно поставляются на экспорт. Это создаёт диспропорцию в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону. Проблемой является и то, что Россия должна продолжать поставлять вооружение до тех пор, пока не будет удовлетворён спрос, ведь, как уже отмечалось выше, спрос на рынке с такой жёсткой конкуренцией, как на рынке вооружений всё равно будет удовлетворён, но без прибыли для России. Из этого следует, что остаётся только увеличить госзаказ на поставки вооружений для внутренних нужд страны, что в последние годы и происходит. В 2000 г. по данным журнала «Известия» госзаказ был в 4 раза меньше выручки предприятий ВПК от экспортных контрактов, а в 2004-2005 г.г. госзаказ примерно сравнялся с объёмами экспорта вооружений.

Так же России оказывается явное противодействие в проникновении на новые рынки сбыта, подконтрольные, как правило, США. Эта проблема упоминалась в главе 2 на примере Венесуэлы, но на самом деле имеет гораздо больший масштаб. В данном случае, на мой взгляд, действуют чисто экономические механизмы, обоснованные жёсткой конкуренцией на мировом рынке вооружений, но проявляющиеся зачастую не в улучшении показателя стоимость-эффективность продаваемой продукции, а в том же политическом давлении.

Трудности в проникновении России на мировой рынок являются не только проблемой для России, но и для США, которые эти трудности и создают. США таким образом пытаются противодействовать экспансии российской продукции на мировой рынок вооружений и защитить национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО (в главе 2 рассмотрен пример Греции). У США есть два пути решения этой проблемы: путь политического давления на покупателей (как уже отмечалось, активно используется) и путь повышения конкурентоспособности продукции. Снижение цены может быть обеспечено посредством переноса наиболее трудоёмкой части производства в развивающиеся страны с более низкими издержками на заработную плату (примером может послужить описанный в предыдущей главе контракт между Австрией и Малайзией на лицензионное производство винтовки семейства AUG «Steir»).

Важной проблемой для стран-экспортёров оружия является сложность в получении оплаты за поставленную продукцию. Как уже отмечалось выше, мировой рынок вооружений является крайне политизированным, поэтому зачастую оружие поставляется в долг, по заниженным ценам в целях удовлетворения политических амбиций государства и, несмотря на возможную неплатёжеспособность страны-импортёра. В данном вопросе «продавцу» оружия следует определиться в вопросе состоятельности таких трансакций, то есть принесут ли заведомо убыточные поставки политическую прибыль.

Для России некоторые сложности возникают из-за почти монопольного права госпосреднической корпорации на ведение внешнеэкономической деятельности. Считается, что отдельные фирмы, создающие предложение на мировом рынке вооружений более гибко ведут себя на переговорах, стараются учесть все требования потенциальных покупателей. В доказательство данного суждения можно привести динамику роста объема продаж военной техники зарубеж российским предприятием тульское ГУП "КБП", за последние пять лет удвоившим продажи. Сегодня это предприятие имеет заказов на $3 млрд. Тульское ГУП "КБП" одно из немногих на сегодняшний день имеет право на экспорт своей продукции. Но с другой стороны многие мелкие НИИ и ОКБ нуждаются в сотрудничестве с рособоронэкспортом пор ряду причин, таких как организация международных выставок, правовая поддержка, поиск клиентов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.