скачать рефераты

МЕНЮ


Рынок вооружений

Рынок вооружений

Содержание

Содержание 2
1. Введение 3
2. Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах 3
3. Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах 6
4. Маркетинговая стратегия России 10
5. Влияние США и Западной Европы на динамику функционирования рынка воору- жений 12
6. Заключение 14
Литература 15

1. Введение

Торговля вооружением занимает не последнее место в мировой экономической системе. Его оборот тесно связан с политикой проводимой различными группами стран и отдельно взятыми странами. Величина этого оборота в существенной степени зависит от наличия противоречий между ними, а также взглядов правительств этих стран на возможные пути разрешения таких противоречий.

Данная работа посвящается рассмотрению ситуации в торговле вооружением сложившейся в первой половине 90-х гг. текущего столетия, господствующих тенденций сложившихся в ней в рассматриваемый период. Основное внимание в ней уделено анализу роли и места России на этом рынке, а также определению ведущих тенденций в динамике ее функционирования на этом рынке.

2. Мировой рынок вооружений в 1990-1994 годах

Мировой рынок оружия, запасного имущества к вооружению, сервисных услуг военного назначения достаточно емкий. Официальный объем рынка, основанный на официальных отчетах продавцов оружия перед ООН, исчисляется величиной 20-
30 млн. долл. США.. В прессе называют и неофициальные объемы рынка в пределах 38-45 млн. долл. США.

В таблицах 1.и 2. приведены данные по 25 ведущим экспортерам и 50 основным импортерам основных видов обычных вооружений .

Анализ содержания таблиц показывает наметившуюся тенденцию незначительного снижения объемов поставок вооружения. При этом, следует отметить, что передача основных видов обычных вооружений сосредоточена в довольно узком круге стран- получателей и еще более узкой группе стран экспортеров, на которые приходится примерно 99 % поставок. Основную роль среди поставщиков, после развала Советского Союза, играют США ( доля которого возросла до 55 % общего объема, по состоянию на 1994 г.) и ФРГ(15
%). Для сравнения в 1990 г. США поставляла на рынок около 35 %, ФРГ 5 % вооружения. Доля России, в абсолютных величинах, упала с 10 459 млн. долл. в1990 г. (34 %) до 842 млн. долл. в 1994 г. (4 % общего объема).

Сейчас обще признано, что российская военная промышленность должна претерпеть фундаментальную реструктуризацию, связанную с резким падением спроса. Тем не менее, с учетом размеров унаследованной от СССР военной промышленности, Россия остается крупным производителем оружия в глобальном масштабе (пятое место в абсолютном исчислении по состоянию на 1994 г.).

Относительно стоимости российского военного экспорта нет единых заявлений, т.к. представители различных ведомств в своих интервью и публичных выступлений дают несовпадающие цифры. Подобные сообщения никогда не сопровождались объяснением того, что включают в себя эти цифры и как они рассчитывались. Так, по данным "Росвооружения", экспорт вооружений в 1992 г. составил 2,329 млрд. долл., в 1993 - 2,504 млрд. долл., прогноз на 1994 г. Составлял 3,4 млрд. долл., а суммарная стоимость соглашений на 1995 г.
Ожидалась на уровне 5-6 млн. долл. В тоже время, по словам первого заместителя генерального директора "Росвооружения" Третьяка фактические валютные поступления от продажи оружия составили в 1992 г. 4,24, а в 1993 г. 2,028 млрд. долл. Согласно заявлению министра по внешнеэкономическим связям (май 1994 г.) стоимость российского экспорта вооружений составила
2,3 млрд. долл. В 1992 и 1,2 млрд. долл. в 1993 г..

Таблица 1

25 ведущих экспортеров основных видов обычных вооружений в 1990-1994 г.(млн. долл. в ценах 1990 г.)

|№ |Страна экспортер.|1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1990-199| | |
|п/п | | | | | | |4 | | |
|1. |США |10 648|13 041|13 801|12 905|11 959| 62 354| | |
|2. |СССР/Россия |10 459| 3 | 3 | 3 | | 21 912| | |
| | | |838 |385 |388 |842 | | | |
| 3.|ФРГ | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 10 536| | |
| | |656 |505 |487 |726 |162 | | | |
|4. |Великобритания | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 557| | |
| | |509 |156 |020 |278 |593 | | | |
|5. |Франция | 2 | 1 | 1 | 1 | | 6 287| | |
| | |220 |090 |113 |159 |705 | | | |
|6 |КНР | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 5 980| | |
| | |245 |117 |157 |257 |204 | | | |
|7 |Голландия | | | | | | 2 065| | |
| | |264 |453 |432 |356 |558 | | | |
|8 |Италия | | | | | | 1 997| | |
| | |287 |360 |479 |514 |357 | | | |
|9 |Чехословакия | | | | | | 1 587| | |
| | |753 |60 |221 |474 |79 | | | |
|10 |Швейцария | | | | | | 1 142| | |
| | |282 |386 |344 |83 |46 | | | |
|11 |Северная Корея | | | | | | | | |
| | |0 |138 |86 |420 |43 |687 | | |
|12 |Швеция | | | | | | | | |
| | |248 |121 |129 |56 |91 |646 | | |
|13 |Югославия | | | | | | | | |
| | |60 |543 |21 |0 |0 |624 | | |
|14 |Канада | | | | | | | | |
| | |67 |15 |131 |161 |208 |582 | | |
|15 |Украина | | | | | | | | |
| | | | |400 |23 |0 |423 | | |
|16 |Израиль | | | | | | | | |
| | |74 |93 |39 |73 |87 |367 | | |
|17 |Испания | | | | | | | | |
| | |87 |65 |57 |39 |116 |363 | | |
|18 |Словакия | | | | | | | | |
| | | | | |145 |150 |295 | | |
|19 |Бразилия | | | | | | | | |
| | |74 |43 |59 |24 |61 |262 | | |
|20 |ГДР | | | | | | | | |
| | |245 | | | | |245 | | |
|21 |Польша | | | | | | | | |
| | |152 |63 |0 |1 |0 |216 | | |
|22 |Норвегия | | | | | | | | |
| | |10 |91 |0 |47 |61 |209 | | |
|23 |Южная Корея | | | | | | | | |
| | |53 |53 |0 |48 |38 |192 | | |
|24 |Пакистан | | | | | | | | |
| | |62 |129 |0 |0 |2 |192 | | |
|25 |Молдавия | | | | | | | | |
| | | | |14 |0 |175 |189 | | |
| |Другие | | | | | | 1 507| | |
| | |433 |168 |399 |316 |188 | | | |
| |Всего |30 891|25 527|24 776|24 494|21 725|127 414 | | |

Таблица 2.

50 Ведущих импортеров основных видов обычных вооружений.

В1990-1994 г.(млн. долл. в ценах 1990 г.)
|№ |Страна импортер |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1990-1994 | |
|п/п | | | | | | | | |
|1 |Саудовская Аравия |2 459|1 331|1 073|2 534|1 602 | 8 999 | |
|2 |Япония |2 272|2 386|1 608|1 199| 919 | 8 383 | |
|3 |Турция | | |1 640|2 281|2 135 | 7 814 | |
| | |804 |954 | | | | | |
|4 |Греция |1 221| |2 732| | 973 | 6 375 | |
| | | |568 | |811 | | | |
|5 |Индия |1 599|1 494|1 166| | 773 | 5 998 | |
| | | | | |966 | | | |
| 6|Египет | |1 234|1 263|1 367|1 370 | 5 990 | |
| | |755 | | | | | | |
| 7|ФРГ |1 084|1 005|1 267|1 202| 629 | 5 187 | |
| 8|Тайвань | | | | |1 069 | 3 878 | |
| | |553 |867 |416 |974 | | | |
| 9 |Афганистан |2 466|1 212| | | 0 | 3 678 | |
| | | | |0 |0 | | | |
|10 |Израиль | |1 373|1 097| | 557 | 3 640 | |
| | |29 | | |557 | | | |
|№ |Страна импортер |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1990-1994 | |
|п/п | | | | | | | | |
|11 |Пакистан | | | | | 819 | 3 505 | |
| | |743 |605 |389 |819 | | | |
|12 |Иран | | | | | 780 | 3 206 | |
| | |776 |175 |283 |780 | | | |
|13 |КНР | | | 1 | | 2| 2 932 | |
| | |125 |151 |976 |679 | | | |
|14 |Канада | | | | | 691 | 2 857 | |
| | |200 |969 |561 |435 | | | |
|15 |Испания | | | | | 964 | 2 834 | |
| | |799 |126 |275 |670 | | | |
|16 |Таиланд | | | | | 679 | 2 739 | |
| | |437 |630 |838 |154 | | | |
|17 |Южная Корея | | | | | 613 | 2 713 | |
| | |686 |395 |537 |481 | | | |
|18 |Кувейт | | | | | 80| 2 552 | |
| | |282 |616 |953 |622 | | | |
|19 |Индонезия | | | | |1 451 | 2 357 | |
| | |202 |238 |69 |397 | | | |
|20 |Великобритания | | |1 128| | 52| 2 193 | |
| | |78 |873 | |61 | | | |
|21 |США | | | | | 509 | 2 147 | |
| | |203 |444 |418 |572 | | | |
|22 |Австралия | | | | | 221 | 2 109 | |
| | |437 |253 |450 |748 | | | |
|23 |ОАЭ | | | | | 389 | 2 090 | |
| | |936 |127 |172 |465 | | | |
|24 |Португалия | |1 103| | | 491 | 1 998 | |
| | |101 | |3 |300 | | | |
|25 |Франция | | | | | 66| 1 612 | |
| | |45 |981 |384 |137 | | | |
|26 |Финляндия | | | | | 143 | 1 495 | |
| | |100 |98 |519 |635 | | | |
|27 |Венгрия | | | |1 071| | 1 137 | |
| | |36 |27 |0 | |4 | | |
|28 |Голландия | | | | | 273 | 1 092 | |
| | |208 |300 |186 |126 | | | |
|29 |Швейцария | | | | | 148 | 1 070 | |
| | |317 |236 |286 |84 | | | |
|30 |Норвегия | | | | | 94| 1 066 | |
| | |376 |251 |194 |151 | | | |
|31 |Болгария | | | | | | 1 043 | |
| | |633 |398 |12 |0 |0 | | |
|32 |Мьянма | | | | | 248 | 1 042 | |
| | |197 |226 |34 |338 | | | |
|33 |Алжир | | | | | 20| 1 023 | |
| | |384 |561 |38 |20 | | | |
|34 |Сингапур | | | | | 70| 1 014 | |
| | |400 |317 |70 |158 | | | |
|35 |СССР/Россия | | | | | | 1 010 | |
| | |974 |36 |0 |0 |0 | | |
|36 |Чехословакия | | | | | | 965| |
| | |835 |126 |4 | | | | |
|37 |Чили | | | | | 263 | 938| |
| | |203 |85 |268 |119 | | | |
|38 |Сирия | | | | | 194 | 889| |
| | |28 |138 |341 |188 | | | |
|39 |Румыния | | | | | 50| 838| |
| | |659 |38 |46 |43 | | | |
|40 |Польша | | | | | | 816| |
| | |497 |246 |49 |19 |5 | | |
|41 |Ангола | | | | | | 797| |
| | |748 |0 |0 |49 |0 | | |
|42 |Северная Корея | | | | | 13| 743| |
| | |561 |30 |34 |15 | | | |
|43 |Бразилия | | | | | 217 | 719| |
| | |201 |165 |65 |72 | | | |
|44 |Италия | | | | | 171 | 698| |
| | |81 |114 |79 |252 | | | |
|45 |Бельгия | | | | | 55| 694| |
| | |223 |225 |89 |103 | | | |
|46 |ГДР | | | | | | 649| |
| | |649 | | | | | | |
|47 |Бангладеш | | | | | 75| 620| |
| | |161 |126 |258 |0 | | | |
|48 |Марокко | | | | | 181 | 554| |
| | |111 |89 |26 |147 | | | |
|49 |Венесуэла | | | | | 147 | 553| |
| | |100 |186 |64 |52 | | | |
|50 |Бахрейн | | | | | | 550| |
| | |402 |50 |64 |26 |8 | | |
| |Другие |2 424|1 351|1 351| |1 513 | 7 615 | |
| | | | | |976 | | | |
| |Всего |30 |25 |24 |24 |21 725 |127 414 | |
| | |891 |527 |776 |494 | | | |

3. Россия, ее место на рынке вооружений в 1990-1994 годах

Остановимся на рассмотрении ситуации с продажей вооружения Россией более подробно. В производстве оружия на экспорт и его экспорте участвуют следующие структуры: предприятия, КБ и НИИ военно-промышленного комплекса, которые участвуют в изготовлении оружия и предоставлении каких-либо услуг военного назначения; банки, желающие участвовать в осуществлении экспортных проектов или в акционировании оборонных предприятий;
Госкомоборонпром - федеральное ведомство, курирующее производственную деятельность предприятий ВПК;
Государственная компания "Росвооружение" - продавец российского оружия ;
Госкомитет по военно-технической политике определяет стратегию продажи оружия и занимается лицензированием экспорта оружия.

Процедура экспорта продукции, работ и услуг военного назначения изложена в Положении о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения, утвержденном постановлением правительства РФ от 4 сентября 1995 года №879 "О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в РФ. "Экспорт продукции, работ, услуг военного назначения и товаров двойного назначения регулируется законом РФ "О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности ", в котором сказано, что в целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств РФ по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создание В РФ действует система экспортного контроля.

Номенклатура, подпадающая под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств, его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ. Наименование товаров и услуг, имеющих отношение к военной технике (товары двойного назначения), изложено в Перечне отдельных видов сырья, материалов и технологий, утвержденном Распоряжением Президента РФ 11 февраля 1994 г. №74-рп.

Под товарами двойного назначения понимаются товары, которые могут быть использованы как для создания товаров народного потребления, так и для создания вооружений и военной техники. Экспорт товаров и услуг, имеющих двойное применение, с территории РФ контролируется в соответствии с
Положением о порядке контроля за экспортом из страны отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, утвержденным правительством РФ.

Следует отметить, что в СССР до 1990 года существовала государственная монополия на военно-техническое сотрудничество. Сразу после его развала административные органы, отвечавшие за принятие решений в области экспорта вооружений были упразднены, что составило часть процесса борьбы с КПСС. С
1990 по 1993 год на федеральном уровне существовало несколько государственных ведомств, осуществляющих военно-техническое сотрудничество с другими странами. Перестройка механизма принятия решений и административных органов, отвечающих за реализацию политики в области экспорта вооружений, продолжалась вплоть до 1994 г. В конце 1993 года в
России государственная монополия на продажу оружия была восстановлена путем создания государственной компании "Росвооружение". В мае 1994 года правительство РФ своим постановлением №479 "О предоставлении предприятиям права участия в военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами" предоставило производителям возможность прямого выхода на внешние рынки, поиска партнеров, для продажи продукции полученной сверх государственного заказа, при обязательном условии получения лицензии и сохранении госконтроля и необходимости взаимодействия с "Росвооружением" как с посредником.

Анализ изменений, происходящих в этой области, позволяет проследить смысл новой российской политики. В настоящее время с различной степенью успешности осуществляются три вида военно-технического сотрудничества. Во- первых, Россия пытается восстановить военно-промышленные связи между научно- исследовательскими, конструкторскими и производственными предприятиями на территории всего бывшего СССР. Во-вторых, возобновила поставки вооружений некоторым наиболее важным клиентам бывшего СССР. В-третьих, начала попытки проникновения на новые рынки. Российские официальные лица и представители промышленности проявляли очень высокую активность в попытках продать военное оборудование в страны расположенные в Юго-Восточной Азии, районе
Персидского залива, Латинской Америке, которые никогда не были клиентами
СССР. В КНР Россия стремилась восстановить свое присутствие на важном в прошлом рынке.

Другие формы военно-технического сотрудничества, практиковавшиеся в СССР восстановить в той же мере не удалось. Восточноевропейские страны - все военное оснащение которых основано на советском оружии- стремились избежать связей с Москвой. В какой-то мере это отражало их предпочтение сотрудничеству со странами НАТО, а также падения их военных расходов.
Перелома в этой тенденции пока не наблюдается. Тем не менее военно- промышленные связи восточноевропейских стран с Россией полностью не прерваны.

Вся политическая обстановка в России в настоящее время стимулирует военный экспорт на рынки, где это можно делать на законных основаниях.

Несмотря на расхождение в данных он обеспечивает поступление в страну твердой валюты. Так общая стоимость российского товарного экспорта оценивалась госдепартаментом США в 1993 г. в 40 млрд. долл. Следовательно, если взять наибольшую из приведенных цифр, доля экспорта вооружений составляла 6 % к общему итогу.

С политической точки зрения соответствующие вопросы оказываются центральным элементом в развитии или восстановлении тесных связей со многими государствами. В экономическом плане зарубежные поставки позволяют снизить остроту кризиса военной промышленности, которую в противном случае пришлось бы целиком поддерживать из госбюджета. Хотя экспортные поставки неспособны в полном объеме компенсировать сокращение внутренних закупок.
Тем не менее с их помощью можно избежать крах отдельных производителей.

Во внешнеэкономическом плане произошли существенные изменения в паритетах, влияющие на отношение к военным поставкам. В Персидском заливе
Россия стремится поддерживать отношения с Ираком, ранее важным рынком советских товаров, и нормализовать связи с Ираном, представляющим собой перспективный рынок для российских товаров, тем более, что эти страны оказывают свое влияние на стабильность на Кавказе и в Средней Азии. Россия предпринимала усилия для нормализации отношений и с другими странами
Персидского залива.

Общая позиция России по отношению к экспорту вооружения не отличается от той, которой придерживаются другие крупные страны экспортеры. Российское правительство не спешит без всякой причины отказываться от экономических выгод такого экспорта. Российская позиция национальной безопасности 1994 г. содержала два конкретных предложения: провести переговоры между основными поставщиками вооружений для определения квот в торговле вооружением и учредить Конференцию стран-экспортеров вооружений для регулирования мирового рынка оружия. В своем выступлении в ООН в сентябре 1994 г. президент Б. Ельцин выдвинул идею обсуждения вопроса о регулировании экспорта вооружений под эгидой ООН.

Что касается основных видов обычных вооружений в России, то их экспорт находится под полным государственным контролем, хотя и имеет место соперничество между отдельными ведомствами (МИД, МО, МВЭС, Министерство экономики, и т.д.) и споры о том, как следует осуществлять этот контроль.

Экспорт продукции и услуг военного назначения осуществляется по лицензиям, выдаваемым Гос. Комитетом РФ по военно-технической политике в соответствии с решением правительства РФ. Лицензии выдаются только юридическим лицам РФ, получившим право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Регистрация таких юридических лиц осуществляется Гос. комитетом РФ по военно-технической политике.

Для исполнения обязательств по контракту с иностранным заказчиком экспортер имеет право заключать договоры на изготовление и поставку продукции только российскими разработчиками или производителями военной техники, зарегистрированными в реестре Гос. комитета по оборонным отраслям промышленности, а также с аналогичными разработчиками и производителями государств-участников СНГ. Заявление на получение лицензии на экспорт продукции, работ и услуг военного назначения согласовывается с
Министерством обороны РФ. Лицензия на экспорт продукции и услуг военного назначения выдается на срок до 12 месяцев.

Госкомитет РФ по военно-технической политике осуществляет контроль уровня экспортных цен.

Контроль за вывозом продукции через таможенную границу РФ осуществляется
ГТК.

Заявки на экспорт контролируемых товаров подаются одним из трех ведомств: "Росвооружение", "Промэкспорт"(орган комитета по оборонным отраслям промышленности), "Воентех" (ведомство, отвечающее за продажу за продажу военного оборудования из арсеналов вооруженных сил). С созданием "
Росвооружения", как оказалось производители теряют право на проведение переговоров с потенциальными покупателями. Однако, как следует из заявления президента Ельцина в июне 1994 г., по меньшей мере некоторые из предприятий до сих пор пользуются правом осуществлять прямые контакты с потенциальными покупателями.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.