Союз России и Белоруссии
Но, несмотря на это, с образованием Союзного государства создаются
реальные предпосылки дальнейшей интеграции России и Белоруссии в единое
общеевропейское пространство, качественного укрепления их позиций на
международной арене. Таким образом, обе страны выигрывают от сближения как в
экономическом, так и в политическом плане.
2.
Нормативно-правовая база союза России и Белоруссии
2.1 Основные документы нормативно-правовой базы
союза
Нормативно-правовая база союза базируется на следующих основных документах:
1)
Договор «О создании Союзного государства»
Договор подписан 8 декабря 1999г., вступил в силу 26 января 2000г.
2)
Договор «О равных правах граждан»
Данный договор обеспечивает равные права граждан
избирать и быть избранными в выборные органы союза; на участие
в хозяйственной деятельности на территориях России и Белоруссии; на
получение среднего, среднего специального, высшего и послевузовского
профессионального образования; на приобретение, владение, пользование
и распоряжение имуществом на своих территориях;
на трудоустройство, оплату труда и предоставление других
социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России.
3)
Договор «О сотрудничестве в области
социального обеспечения»
Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством
договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном
(государственном) социальном страховании и обязательном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что
относится к:
- пособиям по временной нетрудоспособности и материнству;
- пособиям по безработице;
- трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по
случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальным пенсиям;
- пособиям в случае трудового увечья или профессионального
заболевания;
- пособиям для семей с детьми;
- пособиям на погребение.
4)
Постановление «Об обеспечении равных прав на
приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом»
В соответствии с данным постановлением граждане Республики
Беларусь и Российской Федерации по своему усмотрению владеют,
пользуются и распоряжаются принадлежащим им на территории другого
государства союза имуществом наравне с гражданами этого государства.
Гарантированная законодательством Союзного государства зашита права
собственности относится в равной мере к гражданам Республики Беларусь
в Российской Федерации и к гражданам Российской Федерации
в Республике Беларусь.
5)
Решение Высшего Совета «О беспрепятственном обмене жилых помещений»
Основная цель данного решения состоит в том, что обмен жилыми
помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской
Федерации, постоянно проживающими на территориях обоих государств
и переселяющимися из Республики Беларусь в Российскую Федерацию
или из Российской Федерации в Республику Беларусь,
осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным
законодательством обоих государств. Такой обмен является основанием для выдачи
им разрешений на постоянное жительство в Белоруссии
или в России.
6)
Решение Высшего Совета «О равных правах на трудоустройство,
оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»
На основе данного решения Высшего Совета порядок
регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы
в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации
и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь
не применяется. Документы, выданные в Белоруссии и России
для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий
их граждан, или их копии, заверенные в установленном
порядке, признаются без легализации. Трудовой стаж, включая стаж,
исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности,
приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территории
обеих стран, взаимно признается за их гражданами. Исчисление
трудового стажа граждан производится в соответствии
с законодательством государства трудоустройства.
7)
Постановление «О взаимном предоставлении равных прав в получении
всесторонней медицинской помощи»
Данное постановление гарантирует то, что каждое
из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность
и равные со своими гражданами права на все виды медицинской
помощи. Взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь
в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике
Беларусь скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально
значимых заболеваний не производятся. [12]
2.2 Основные
положения Договора «О создании Союзного государства»
8 декабря 1999 года Российская Федерация
и Республика Беларусь, руководствуясь волей народов России и Белоруссии
к единению и опираясь на общность их исторических судеб,
заботясь о жизненных интересах своих граждан, заключили Договор «О
создании Союзного государства».
Главы России и Белоруссии были убеждены
в том, что образование Союзного государства позволит объединить усилия
в интересах социального и экономического прогресса обоих государств,
продолжить развитие интеграционных процессов, заложенных Договором «Об
образовании Сообщества России и Белоруссии» от 2 апреля
1996 года, Договором «О Союзе Беларуси и России»
от 2 апреля 1997 года, Уставом Союза Беларуси и России
от 23 мая 1997 года, а также реализовать положения
Декларации «О дальнейшем единении России и Беларуси» от 25 декабря
1998 года.
Целями Союзного государства являются:
1)
обеспечение мирного и демократического развития братских
народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния
и уровня жизни;
2)
создание единого экономического пространства для обеспечения
социально-экономического развития на основе объединения материального
и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования
рыночных механизмов функционирования экономики;
3)
неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека
и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами
и нормами международного права;
4)
проведение согласованной внешней политики и политики
в области обороны;
5)
формирование единой правовой системы демократического государства;
6)
проведение согласованной социальной политики, направленной
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека;
7)
обеспечение безопасности Союзного государства и борьба
с преступностью;
8)
укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного
сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества
Независимых Государств. [12]
Союзное государство базируется на принципах
суверенного равенства государств-участников, добровольности, добросовестного
выполнения ими взаимных обязательств. Также оно основано на разграничении
предметов ведения и полномочий между Союзным государством
и государствами-участниками. Союзное государство России и Белоруссии
является светским, демократическим, социальным, правовым государством,
в котором признаются политическое и идеологическое многообразие. [6]
К исключительному ведению Союзного государства
относятся:
1)
создание единого экономического пространства и правовых основ
общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов,
рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия
и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
2)
единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая
политика;
3)
единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
4)
объединенные транспортная и энергетическая системы;
5)
разработка и размещение совместного оборонного заказа,
обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений
и военной техники, объединенная система технического обеспечения
вооруженных сил государств-участников;
6)
единая торговая и таможенно-тарифная политика
в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
7)
единое законодательство об иностранных инвестициях;
8)
разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного
государства;
9)
управление собственностью Союзного государства;
10) международная
деятельность и международные договоры Союзного государства
по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного
государства;
11) функционирование
региональной группировки войск;
12) пограничная
политика Союзного государства;
13) стандарты,
эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление
времени, геодезия и картография;
14) статистический
и бухгалтерский учет, единые банки данных;
15) установление
системы органов Союзного государства, порядка их организации
и деятельности, формирование органов Союзного государства. [12]
2.3 Органы Союзного
государства России и Белоруссии
В соответствии с Договором «О создании Союзного государства»,
вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси
и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров,
Суд и Счетная палата.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного
государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств,
главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
Согласно Договору, в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют
Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда
Союзного государства.
К основным задачам Высшего Государственного Совета относятся:
1)
решение важнейших вопросов развития Союзного государства;
2)
образование в пределах своей компетенции органов Союзного
государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
3)
назначение выборов в Палату Представителей Парламента Союзного
государства;
4)
утверждение бюджета Союзного государства, принятого Парламентом
Союзного государства, и годовых отчетов о его исполнении;
5)
утверждение международных договоров Союзного государства,
ратифицированных Парламентом;
6)
утверждение государственной символики Союзного государства;
7)
определение местопребывания органов Союзного государства;
8)
заслушивание ежегодного отчета Председателя Совета Министров о
реализации принятых решений.
Парламент Союзного государства является представительным и
законодательным органом Союзного государства.
К основным вопросам ведения Парламента относятся:
1)
решение вопросов развития нормативно-правовой базы интеграции
государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной,
экологической, гуманитарной и других областях;
2)
одобрение проекта Конституционного Акта Союзного государства;
3)
принятие законов Союзного государства по вопросам, отнесенным к
исключительному ведению Союзного государства;
4)
принятие Основ законодательства Союзного государства по вопросам,
отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
5)
внесение предложений по вопросам развития нормативно-правовой базы
Союзного государства в органы Союзного государства;
6)
содействие унификации законодательства государств-участников и внесение
соответствующих предложений в органы государств-участников, обладающих правом
законодательной инициативы;
7)
обеспечение взаимодействия парламентов государств-участников;
8)
заслушивание ежегодных посланий Высшего Государственного Совета о
положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
9)
принятие бюджета Союзного государства, заслушивание годовых и
полугодовых отчетов о его исполнении;
10)
ратификация международных договоров, заключаемых от имени Союзного
государства;
Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.
В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств,
Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета
Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов
государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных
органов управления Союзного государства.
На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители
центральных банков и министры государств-участников.
Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его
деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов
управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим
Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.
Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной
Договором «О создании союзного государства» и решениями Высшего
Государственного Совета, призван решать следующие задачи:
1)
разрабатывать основные направления общей политики по вопросам
развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для
рассмотрения;
2)
вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию
отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять
руководство их деятельностью;
3)
вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и
Основ законодательства;
4)
обеспечивать контроль над выполнением положений Договора, актов
Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления
государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
5)
разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект
бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять
Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
6)
рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
7)
осуществлять управление собственностью Союзного государства;
8)
обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства,
проведение единых финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой
и торговой политики;
9)
координировать процесс унификации законодательства
государств-участников;
10) способствовать
проведению согласованной политики государств-участников в международных делах,
в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан,
обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области
культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны
окружающей среды.
Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления,
директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или
отменено Высшим Государственным Советом. [12]
Таким образом,
нормативно-правовая база союза России и Белоруссии соответствует международным
стандартам, обеспечивает равные права и свободы граждан. Органы Союзного
государства наделены широкими полномочиями и достаточно успешно выполняют свои
функции.
3.
Основные
направления сотрудничества и перспективы развития союза России и Белоруссии
3.1
Внешняя и внутренняя политика союза России и Белоруссии
Значение cоюза России и Белоруссии
выходит за пределы обоих государств. Он может рассматриваться не только как
ядро нового международного объединения, а, будучи открыт для любой третьей
страны, которая разделяет цели и принципы cоюза, представляет из себя одну из возможных
моделей углубления интеграции между всеми странами СНГ, а также за его
пределами.
Среди основных направлений внешнеполитической деятельности
Союзного государства можно выделить: координацию действий в сфере внешней
политики, связанных с осуществлением Договора; принятие в состав Союзного
государства других государств; взаимодействие в международной сфере по военным
и пограничным вопросам, включая реализацию международных договоров по вопросам
сокращения вооруженных сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими
направлениями внешнеполитической деятельности являются обеспечение признания
Союзного государства всем мировым сообществом, активное участие в деятельности
и мероприятиях международных организаций, развитие всесторонних связей с
бывшими республиками СССР в рамках СНГ, участие в обеспечении стабильности и
безопасности на евразийском континенте и в мире. [3]
Страницы: 1, 2, 3
|