Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации
По мнению
многих хозяйственников часть функций, прежде выполнявшихся министерствами и
другими органами исполнительной власти должна перейти к общественным
организациям. Такого рода практика накоплена в зарубежных странах с развитой
рыночной экономикой. Очевидно, в РФ необходим соответствующий закон об
общественных объединениях в реальном секторе экономики.
Ведущую роль в системе общественных объединений, влияющих на развитие
внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными партнерами, играет Торгово-промышленная
палата РФ. ТПП действует на основе закона РФ "0 торгово-промышленных
палатах в Российской Федерации", который определяет общие правовые,
экономические и социальные основы создания торгово-промышленных палат в РФ,
устанавливает организационно-правовые формы и направления их деятельности, а
также определяет принципы их взаимоотношений с государством.
Основными
целями создания Торгово-промышленной палаты было: содействие развитию экономики
Российской Федерации, ее интегрирования в мировую хозяйственную систему,
формированию современной финансовой и торговой инфраструктуры, созданию
благоприятных условий для предпринимательской деятельности, всемерному развитию
всех торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с
партнерами зарубежных стран.
Как
отмечалось в разработанной ТПП РФ Концепции по вступлению в ВТО, необходимо
поднять роль палат в формировании постоянно действующих механизмов для защиты
важнейших отраслей экономики, регионов, мелкого и среднего бизнеса от
возрастающей импортной конкуренции, стимулировании промышленного экспорта и создания
для этого необходимых финансовых условий. ТПП считает целесообразным передачу
системе торгово-промышленных палат РФ функций контроля за качеством экспортной
и импортной продукции, выдаче в соответствии с международной практикой
сертификатов происхождения товаров. Учитывая большую значимость развития
инновационных проектов, важность подключения к ним широких кругов российского
предпринимательства, заслуживает внимания предложение возложить на ТПП функции
по обеспечению участия российских организаций и отдельных изобретателей в
международных салонах изобретений и высоких технологий.
Недавно
в ТПП подготовлен и внесен в Госдуму новый вариант закона «О
Торгово-промышленной палате Российской Федерации»[32] Проектом предусматривается
участие ТПП в регулировании предпринимательской деятельности (до настоящего
времени это была прерогатива государства в лице МЭРТа и Минюста). В частности,
ТПП намерена осуществлять реестр саморегулирующихся организаций; выдавать
международные таможенные документы для временного ввоза или вывоза товаров;
осуществлять экспертную и аудиторскую деятельность; принимать участие в
управлении инвестиционными, коммерческими и иными предпринимательскими рисками.
За последние годы в организации внешнеэкономической деятельности России
обозначилась новая весьма важная и перспективная тенденция к объединению
предприятий, выступающих на внешних рынках. Возникли и действуют союзы
производителей и экспортеров лесоматериалов, рыбы, металлопродукции,
минеральных удобрений, зерна, нефти и др. Заинтересованность в координации
своих действий на мировом рынке реализуют также экспортеры машиностроительной
продукции.
Принципиальная особенность отраслевых союзов состоит в том, что они
создаются на добровольной основе различными хозяйственными субъектами,
объединяют как производственные, так и внешнеторговые предприятия. По сути
дела, формируется новое организационное звено, имеющее целью представительство
интересов своих членов перед государственными органами и всестороннее содействие
им в работе на внешних рынках.
Опыт большинства зарубежных стран свидетельствует, что отраслевые
объединения производителей и экспортеров достаточно эффективно действуют в
условиях рыночной экономики. Не подмена государственных структур, а разграничение
полномочий - основной принцип такого взаимодействия. В контакте с
государственными органами они участвуют в разработке нормативно-правовой базы,
определяют основные компоненты внешнеэкономической стратегии, занимаются
научными разработками, стандартизацией и статистикой. Например, Немецкий союз
машиностроителей определяет высокие требования к техническому уровню продукции,
производимой входящими в него предприятиями; квотирует производство; определяет
объемы экспорта; ведет переговоры с правительством о льготах той или иной
отрасли.
Для
решения стоящих перед российской экономикой задач необходима разработка
официально утверждаемой долгосрочной экономической стратегии, составной частью
которой станет и внешнеэкономический комплекс. Вероятно в ней должна
содержаться система отраслевых приоритетов и элементы индикативного
планирования. Российские ученые предлагают разбить процесс реализации стратегии
на следующие этапы.[33]
Основываясь
на этих соображениях, с нашими коррективами, мы приводим эту периодизацию:
Первый (2004-2010) – этап преодоления
последствий кризиса основного и человеческого капитала, где роль государственного
влияния на ВТД будет еще высока..
Второй (2011-2015) – этап завершения
модернизации и принципиального обновления машиностроительного комплекса на
инновационной основе, экспансия продукции российской инвестиционной сферы на
мировом рынке, сокращение доли традиционных товаров в экспорте за счет
инновационных продуктов. При этом роль государства сводится лишь к коррективам
стратегического характера в области международных товарных и финансовых
потоков.
Третий (2016-2025) – этап подлинной
либерализации российской экономики и внешнеэкономических связей, где роль
государства ограничивается, как и в других странах с рыночной экономикой,
необходимой дипломатической и кредитной поддержкой саморегулируемых
хозяйственных и научно-технических организаций. Вместе с тем на всех этапах
сохраняется постоянная функция государства, связанная с наполнением доходной
части бюджета отчислениями от внешнеторговой деятельности.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на важный вывод,
сделанный российским экономистом-исследователем А.Реем: по его мнению
«международная конкурентная стратегия государства в силу большой протяженности
временных отрезков и инерционности процессов на международном и межотраслевых
уровнях на самом деле не является стратегией в привычном смысле – комплексом
собранных воедино инструктивно-доктринальных принципов, принятых единоличным
или коллегиальным органом и сравнительно редко изменяемых. Под международной
конкурентной стратегией здесь и далее, - отмечает он, - понимаются общие
черты устойчивых элементов стратегий национальных компаний на мировом рынке,
образующиеся в силу сходства внешних условий и находящие свое выражение во
внешнеэкономической, промышленной и научно-технической политике государства
лишь постольку, поскольку эти стратегии приносят прибыль. Последнее условие
позволяет связать воедино источники конечного спроса на продукцию национальных
компаний (то есть модели экономического роста) и политэкономические причины
объективной устойчивости международной конкурентной стратегии на протяжении
нескольких поколений.»[34]
Думается, что в условиях России эта оценка пока соответствует, в основном,
отношениям между государством и топливно-сырьевыми компаниями. Другим отраслям
по мере их трансформации из совокупности разрозненных предприятий в вертикально
и горизонтально структурированные концерны еще только предстоит стать
равнозначными партнерами государства.[35]
5. ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ
5.1. РОССИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
5.1.1. Россия и европейская часть постсоветского пространства
Чтобы
представить себе достаточно отдаленное будущее отношений России с бывшими
советскими республиками – ныне самостоятельными государствами, следует прежде
всего определиться в том, какие из ныне разделяющих нас противоречий являются
объективными, а следовательно неодолимыми, а какие вызваны субъективными и
тактическими соображениями правящих элит и их ближайшего окружения, и могут
быть с течением времени при общем стремлении преодолены.
Если говорить о странах Балтии, то ситуация после их вступления в НАТО
и ЕС абсолютно ясна и отношения с ними сегодня и в перспективе – это отношения
с неотъемлемой составной частью всего западноевропейского мира. При этом и в
перспективе будет сохраняться достаточно высокий уровень экономического
взаимодействия в области транспорта, углеводородного топлива и сырья по
сложившейся за многие годы модели сотрудничества России с Финляндией.
Русскоговорящая диаспора стран Балтии, составляющая заметную величину,
вероятно сохранит свой удельный вес в населении этих стран и в будущем, однако
для нее, особенно молодой части, поддержание знания родного языка как средства
взаимного и международного общения уже не будет элементом ностальгии по «единой
и неделимой России» и они, полностью вписавшись в жизнедеятельность своих
государств, будут ощущать себя нормальными европейцами и строить свои, в том
числе и коммерческие отношения с российскими предпринимательскими кругами,
станут исходя из интересов бизнеса, а не так называемого «зова крови».
Что касается юго-западного фланга постсоветского пространства, то здесь
степень неопределенности все еще высока. Республика Молдова достаточно четко
ориентирована на соседнюю Румынию и это не тактика руководства, а истинные
стремления большинства населения, где объединяющими факторами являются язык и
историческое прошлое. Приднестровье как часть Бессарабии, входившая в
межвоенный период в качестве автономии в УССР, а до этого – с ХУШ в. – в состав
России, хотя территориально и меньше Молдовы, но в промышленном отношении
гораздо более развито[36]
и поэтому, несмотря на отсутствие международно-правового статуса, претендует на
равное партнерство, в т.ч. и переориентацию будущего альянса, если удастся его
создать, с Румынии на Украину и Россию.
В случае длительного застоя в нормализации отношений между двумя
частями послевоенной Молдавии, выход, хотя может быть и не окончательный, на
наш взгляд, лежит в проведении через ОБСЕ акта о добровольном вхождении
Приднепровской молдавской республики (ПМР) на правах автономии в состав
Украины, где она и находилась под другим названием, но в тех же территориальных
рамках в межвоенный период.
И все же главными для России с точки зрения ее стратегической
международной безопасности являются ее отношения с Украиной и Белоруссией.
Противоречия между политическим руководством России и Белоруссии, обострившиеся
в последнее время, как бы ни выставляли наши СМИ их в виде капризов
белорусского президента, связаны прежде всего с разными представлениями о
путях трансформации экономических и политических систем постсоветского
общества. Наш западный сосед, как известно, весьма настороженно относится к
российском опыту приватизации, приведшей к появлению узкой кучки олигархов,
пытающейся, в том числе и через РСПП, влиять на внутриполитические процессы в
стране и ближнем зарубежье, опасается реализации такой модели в рамках
союзного государства, которая бы привела к фактическому поглощению Белоруссии
Россией. Наиболее яркое отражение это находит в позиции самого нынешнего
белорусского президента, который в недалеком прошлом был горячим сторонником и
проводником концепции экономического слияния с Россией, столкнувшись с практикой
ее реализации сегодня вынужден маневрировать между пророссийскими силами и
течениями национального самоопределения в своей стране.
Конечно, никакой политический лидер не вечен, но за период его
правления уже воспитано новое поколение белорусского народа, основная масса
которого исходит из определенной системы взглядов на белорусско-российские
отношения. Эта система взглядов базируется на таких постулатах как:
-
братские славянские народы не оставят друг друга в
беде;
-
Белоруссия является для России рубежом и гарантом
безопасности на западном стыке с НАТО и ближайшей к калининградскому анклаву
наиболее дружественной территорией;
-
Белоруссия сохраняет свои позиции в качестве
«сборочного цеха» для России и других стран СНГ, и производственно-технические
и кооперационные связи на основе высоких технологий при всех различиях в
моделях функционирования экономик имеют тенденции к росту;
-
что касается различий в моделях функционирования
экономик, то они нивелируются, как показывает всемирный опыт, через единообразие
систем в рамках ТНК и к этому в конечном итоге дело и идет через такие
корпорации как РАО ЕЭС, Газпром и др.;
-
В то же время белорусы в своей массе не стремятся
стать 90-м субъектом РФ, пусть даже с такими привилегиями как, например, у
Башкирии, Татарстана или Якутии.
Поэтому нельзя исключать, что к концу первой
четверти ХХ1 века в наших отношениях сложится сочетание тесного экономического
союза с сохранением государственной самостоятельности Белоруссии, что
немаловажно и с точки зрения внешней атрибутики (членство в ООН и СБСЕ, прямое
участие в международных мероприятиях, культурное самоопределение).
Сложнее с долгосрочным прогнозированием ситуации в Украине.[37] Во-первых, в столь краткий
исторический период трудно ожидать значительного перелома в языково-культурной
интеграции населения различных частей этой страны независимо от того,
сохранится она в качестве президентской, или станет парламентской республикой,
совместятся ли элементы ОРИ-ЕЭП с ОЭП ЕС, или одержит верх одна из этих
концепций. Во-вторых, решение проблемы внутренней интеграции Украины скорее
будет лежать в плоскости ее федерализации по опыту Германии, США и России.
Тогда появилась бы возможность взаимно интегрировать крупные регионы Украины
на основе разделения функций между ними и федеральным центром, решающим общенациональные
задачи развития, опираясь на экономические и культурологические аспекты зон
приграничного притяжения различных «земель», что соответствует концепции
регионального сотрудничества, разработанной в рамках Совета Европы и признанной
большинством государств, в том числе Россией и Украиной.[38] В этом случае вполне нормально
будет восприниматься тяготение южных и восточных земель Украины к региональному
сотрудничеству с югом и центральным черноземьем России, Закарпатья и Буковины –
со странами ЦВЕ в составе ЕС. Нельзя исключать также появления в Украине новых
автономий, базирующихся исключительно на этнических особенностях, а не
политических предпочтениях своего населения.
Что касается выбора дальнейшей ориентации Украины на включение в
европейскую или евразийскую интеграцию, то по мнению представителя молодого
поколения постсоветской экономической науки в Украине, президента Центра
антикризисных исследований Ярослава Жалило эта дилемма представляется
надуманной. Надуманность ее обусловлена несовместимостью этих векторов во
времени: евроинтеграция – стратегическая цель отдаленной перспективы,
формирование единого экономического пространства – вопрос, который следует
решать сегодня. Несомненно, выбор для Украины все же существует, но он состоит
отнюдь не в выборе между интеграционными альтернативами, а в поиске источников
ресурсного обеспечения колоссального скачка, который необходим в экономической
и социальной сферах, а также возможностей повышения конкурентоспособности
национальной экономики, ее приближения к нормам «европейского общежития».[39]
В итоге своих размышлений украинский аналитик делает
весьма взвешенный, на наш взгляд, вывод: «Впрочем, на данном этапе украинские
политические круги, увы, еще не готовы к тому, чтобы активно содействовать
развитию интеграционного процесса ЕЭП в наиболее выгодном для нашей республики
направлении. К сожалению чрезмерная политизация вопроса о вхождении в эту
организацию не предлагает альтернативы пассивному принятию выработанных вне
участия Украины интеграционных моделей.
Поэтому, по всей видимости, даже в случае ратификации договора (о ЕЭП –
прим. авторов), мы станем свидетелями затягивания принятых решений под маркой
фразеологии евровыбора и под воздействием испытанной политики Евросоюза,
направленной на поддержание равноудаленности Украины как от России, так и от
Европы. Такая позиция приведет к тому, что Украина еще длительное время не
сможет использовать потенциальные преимущества региональной интеграции. Но она
в полной мере ощутит все «прелести» статуса «серой зоны», расположенной между
двумя ключевыми геополитическими игроками, убежища опальных полукриминальных
российских капиталов и поля их битвы с капиталами, вытесняемыми из новых, то
есть центральноевропейских стран-членов ЕС.»[40]
К этой, весьма сочной оценке, трудно что-либо добавить, тем более что она
исходит из авторитетных аналитических кругов самой Украины.
5.1.2. Россия и
Закавказье
Интересы России в этом регионе имеют самый широкий
спектр. В силу объективных исторических, географических, экономических и
политических причин она остается тесно связанной с Азербайджаном, Арменией и
Грузией. Имеются и весомые военно-стратегические мотивы сохранения тесных
отношений с государствами Закавказья. Нестабильность в этом потенциально
конфликтном регионе оказывает сильное влияние на положение в Северном Кавказе и
в целом на безопасности России. Закавказский вектор является самым
"горячим" направлением российской внешней политики, которое особо
выделяется динамизмом, сложностью и остротой решаемых проблем, имеющих
геостратегическое измерение.
Большое геоэкономическое значение зоны Закавказья
для России определяется многими факторами. В регионе находятся перспективные
крупные залежи углеводородного сырья в прилегающей зоне Каспия, а также имеются
запасы ряда полиметаллических руд. В ближайшей перспективе возрастает
стратегическое значение закавказских стран как транзитного региона, через
территории которых начинают прокладывать транспортные маршруты, газопроводы и
нефтепроводы, связывающие Европу и Азию.
В регионе расположены ряд крупных промышленных
предприятий и энергетических объектов, которые нуждаются в инвестициях и
налаживании взаимовыгодных кооперационных связей. Наконец, важной предпосылкой
развития сотрудничества является защита прав соотечественников, проживающих в
государствах Закавказья, регулирование вопросов трудовой миграции.
Несмотря на наличие благоприятных предпосылок,
отношения России с закавказскими государствами складываются сложно и
противоречиво. Реализация российских интересов осуществляется в условиях острых
этнополитических конфликтов, осложняющих становление новых независимых
государств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|