Стратегия внешнеэкономических связей России в условиях глобализации
В настоящее время к этому мега-региону можно отнести
около 60 стран и территорий, которые чрезвычайно разнятся по уровню
экономического развития. В данный регион входят крупнейшая мировая держава –
США, такие высоко развитые страны как Япония, Канада, Австралия, Новая
Зеландия, а также Мексика и Республика Корея – все эти государства входят в
Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), быстро развивающиеся
государства Восточной и Юго-Восточной Азии – Китай, ряд стран АСЕАН, прибрежные
государства Южной Америки и большая группа наименее развитых стран ЮВА и
Океании.
После вступления в 1998 г. в форум
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) Россия получила
важный шанс не только обозначить свою роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но
и значительно расширить внешнеэкономические связи, в первую очередь в интересах
ускоренного развития дальневосточных и сибирских районов страны, более активно
подключиться к глобальным процессам экономического развития.
Экономический потенциал данного мега-региона и его
место в мировой экономике и торговле в первую очередь определяется странами,
объединяемыми АТЭС. Этот пока еще неформальный форум включает 21 страну и
территорию с населением 2561 млн. человек и совокупным ВВП порядка 19,3 трлн.
долларов. На их долю приходится более 40% мирового экспорта и 43% мирового
импорта - соответственно 2,9 и 3,1 трлн. долларов (по оценке ВТО мировой
экспорт в 2003 году достиг 7,4 трлн. долларов, а импорт 7,1 трлн. долларов).
Объемы внутрирегиональной торговли превышают 70% внешнеторгового оборота
стран-участниц форума.
К началу нового столетия - в 2000 году
товарооборот России со странами участниками Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества составил 21 млрд. долларов или 15% общего
внешнеторгового оборота страны. Российский экспорт в эти страны достиг 15,5
млрд. долларов, а импорт составил 5,4 млрд. долларов (соответственно 15 и 16,1%
общих объемов российского экспорта и импорта). В 2003 году на долю стран АТЭС
пришлось 16,1% общего объема внешнеторгового оборота России, а в первом
квартале 2004 доля стран АТЭС несколько увеличилась. Ее основными торговыми
партнерами в регионе являются США – 36,5% общего объема торговли с АТР, экспорт
4,6, импорт 2,7 млрд. долларов; КНР - соответственно 30%, экспорт 5,2 и импорт
0,95 млрд. долларов; Япония - 16%, 2,7 и 0,6 млрд. долларов; Республика Корея -
7%, 971 и 357 млн. долларов.
В торговле России с экономиками АТЭС в
целом и большинством стран – членов Форума в отдельности сложился постоянный и
значительный положительный баланс - превышение российского экспорта над
импортом составляет от 1,5 до 3 раз. Устойчивый дефицит в торговле отмечен
лишь с пятью тихоокеанскими странами: Канадой, Австралией, Новой Зеландией и
Индонезией. Это на деле означает масштабный вывоз из России сырья и
полуфабрикатов.
Внешняя торговля России с экономиками АТЭС в значительной мере замкнута на
четыре страны: США, Китай, Японию и Республику Корея. Их доля в суммарном
обороте торговли Россия – АТЭС практически остается неизменной (86,2% в 2001
году), при этом удельный вес Китая возрос (до 31,4%) при некотором сокращении
доли США (31,9%) и Японии (15,7%). Доля России в совокупном товарообороте
стран – членов АТЭС является незначительной (около 2,5% в 2000 г.). Россия не
занимает сколько-нибудь значимых позиций в торговле тихоокеанских государств.
Наибольшие показатели достигнуты в торговых отношениях с Китаем (удельный вес
в общем объеме китайской внешней торговли в 2001 г. составил 3,8%) и Вьетнамом
(немногим более 3%). Во внешней торговле других стран – участниц Форума доля
России обычно не превышает 1%.
Товарная структура торговли России с основными странами за последние
годы не претерпела существенных изменений и основывается на сырьевом экспорте.
В среднесрочной перспективе вряд ли можно рассчитывать на значительное
увеличение удельного веса машиностроительной продукции в российском экспорте в
азиатско-тихоокеанские государства. В качестве немногочисленных исключений
могут рассматриваться Китай и Вьетнам, прежде всего в плане расширения рынков
сбыта отечественного комплектного оборудования и отдельных видов
машинотехнических изделий.
В целом же позиции России на рынках готовой продукции гражданского
назначения и высокотехнологичных изделий являются весьма слабыми. Удельный вес
отечественных машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме
экспорта этих товаров экономиками АТЭС не превышает 0,5%, а его стоимостные
показатели многократно уступают аналогичным величинам не только промышленно
развитых государств, но и новых индустриальных стран АТР (объемы вывоза
товаров данной группы из России составляют 2% от уровня США, 3% - от уровня
Японии, 9% - от уровня Мексики и Южной Кореи и т.д.). За вычетом поставок
вооружений и спецтехники, а также машин и оборудования в рамках технического
содействия, объем российской машинно-технической продукции, реально
конкурентоспособной на азиатско-тихоокеанских рынках, исходя из расчетов
специалистов ВНИКИ, составляет примерно 0,4-0,5 млрд. долл., что, по самым
оптимальным оценкам, не превышает одной сотой процента от суммарного
мега-регионального экспорта соответствующих изделий. В начале нового столетия
Россия вывозила в 5 раз меньше машинно-технических изделий, чем Таиланд, в 8
раз меньше, чем Мексика, в 10 раз меньше, чем Китай и в 14 раз меньше, чем
Малайзия и Южная Корея[51].
В этих условиях в среднесрочной перспективе одним из немногих резервов
расширения машиностроительного экспорта из России в тихоокеанские страны
являются поставки вооружений. В 2000 г. доля Российской Федерации в мировом
экспорте вооружений достигла почти 30% - до одной трети поставок
осуществляется в страны Восточной Азии. Кроме того, имеются возможности
расширения поставок в отдельные государства мега-региона оборудования и услуг
для атомных электростанций (удельный вес России в мировом экспорте по этим
позициям оценивается в 11%). В первую очередь это касается КНР и Вьетнама, где
такое сотрудничество имеет давние традиции.
Незначительна роль России в
сфере торговли услугами в мега-регионе. Ее удельный вес в общем объеме
торговли услугами в рамках АТЭС может быть оценен на уровне около 1%, при этом
свыше 80% российского экспорта услуг в азиатско-тихоокеанские страны приходится
на туризм и транспортные услуги.
Результаты развития инвестиционного взаимодействия России с экономиками
Форума за последние годы можно в целом охарактеризовать как более
благоприятные.
К 2000 году общий объем накопленных
инвестиций стран - членов АТЭС в российскую экономику достиг 7,2 млрд. долларов
или 24,5% общего объема иностранных инвестиций, в том числе прямых инвестиций -
около 5 млрд. долларов или почти 40%. На долю США, Японии, Канады и Республики
Корея приходится 97,5% всех инвестиций (96,5 % прямых) из общей доли,
приходящейся на все страны АТЭС, в том числе на США приходится более 88%, при
этом доля прямых американских инвестиций достигает 91%.
На российском рынке инвестиций
присутствует также Китай, Австралия и Сингапур, которые вложили в российскую
экономику порядка 170 млн. долларов, в том числе более 150 млн. долларов прямых
инвестиций.
Суммарные инвестиции Тайваня, Новой
Зеландии, Индонезии, Таиланда и Малайзии оцениваются в 8,1 млн. долларов.
Крайне мала доля Вьетнама и Филиппин, а Чили, Перу и Бруней в инвестиционной
деятельности на территории России не участвуют.
Основными отраслями,
в которые направляются инвестиции из стран АТЭС, являются добыча и переработка
нефти, автомобилестроение, легкая промышленность, производство и переработка
сельскохозяйственной продукции, заготовка и первичная обработка древесины,
строительство, добыча золота, торгово-посреднические и консультационные услуги.
Суммарный отток капитала из России в 2000 г. (поступления за 2000 г.
минус чистый приток за 2000 г.) составил около 9 млрд. долл.; из них более 1,3
млрд. долл. (или 15%) пришлось на страны АТР.
Россия заключила межправительственные
соглашения о взаимной поддержке и защите инвестиций с США. Канадой, КНР,
Республикой Корея.
Однако нельзя не отметить, что само по себе участие России
в АТЭС не привело к возрастанию удельного веса тихоокеанских экономик в российской
внешней торговле и в объеме привлекаемых в страну зарубежных инвестиций. Доля
экономик АТЭС во внешней торговле России в последние годы в целом не претерпела
принципиальных изменений.
По степени вовлеченности во внутрирегиональную торговлю Россия выглядит
достаточно скромно по сравнению со всеми без исключения экономиками АТЭС. В
2000 году странами, в наименьшей степени ориентированными в своей внешней
торговле на партнеров по Форуму, являлись Чили, Перу и США (удельный вес
экономик АТЭС в их экспорте составлял соответственно 53,6%, 54,6% и 64,7%). Для
большинства других тихоокеанских стран и территорий этот показатель превышал
70%, а для отдельных экономик – 90% (Канада – 93,4%, Мексика – 92,1%, Бруней –
95,5%). На этом фоне внешнеторговые интересы России на азиатско-тихоокеанском
направлении вряд ли могут быть охарактеризованы, как приоритетные.
Россия в АТР и АТЭС
Приоритеты
внешнеэкономической политики России в АТР и в рамках форума АТЭС определены
в Концепции внешней политики Российской Федерации и Концепции участия России в
форуме «Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – оба этих документа
были одобрены в 2000 году.
Документ
по АТЭС является развитием ряда положений общей концепции, в частности,
определяющих возрастающее значение Азии во внешней политике России как
евроазиатской державы, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому
динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири
и Дальнего Востока. В этом смысле упор делается на активизацию участия России в
основных интеграционных структурах АТР, в том числе АТЭС.
В
Концепции ставится стратегическая цель: проводя активную политику на
европейском и азиатском направлении, поднять уровень политического и
хозяйственного сотрудничества с регионом АТЭС до уровня, ранее достигнутого
Россией в Европе. При этом учитывается, что стратегическая обстановка в регионе
АТР не несет непосредственных угроз для России, экономические факторы
главенствуют над военно-политическими.
Народнохозяйственные
интересы России в регионе АТР стимулируются наличием в нем капиталов,
технологий, а также нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных
путей через Тихий океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны
Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими
сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в
Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и
на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития
малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в
Тихоокеанском бассейн.
Вместе
с тем обращается внимание на наличие проблем и рисков для России. Главная
проблема состоит в том, что при недостаточной вовлеченности Сибири, Дальнего
Востока и крайнего Северо-Востока в общероссийское развитие форсирование
сотрудничества в регионе АТЭС несет угрозу превращения этих районов из
интегральной в прошлом части отечественного рынка во внешние рынки сопредельных
с Россией государств.
Однако
такая угроза вполне преодолима путем совершенствования федеративных отношений и
поиска путей для закрепления участия дальневосточных и восточносибирских
субъектов федерации в общефедеральных доходах от внешнеэкономической
деятельности.
Это
предопределяет необходимость, как сказано в Концепции, выделения
азиатско-тихоокеанского направления в качестве одного из приоритетных в
российской внешней политике. В экономической сфере предстоит наращивать объемы
хозяйственного сотрудничества со всеми субрегионами АТЭС, обеспечивая
индустриализацию российского экспорта за счет машиностроения, химической
промышленности, ядерной энергетики, а также услуг транспорта и транзита,
телекоммуникаций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий, рыбопромысловой деятельности, военно-технического сотрудничества,
стабильных поставок энергоносителей через сеть проектируемых магистральных
нефте- и газопроводов и линий электропередачи; закреплять имеющиеся торговые
возможности через российские инвестиции в экономику стран АТЭС, налаживать
сотрудничество в финансовой сфере, на рынках ценных бумаг; проводить линию на
гармонизацию таможенных процедур, требований стандартизации и сертификации,
стимулировать выход предприятий Сибири и Дальнего Востока на рынки АТЭС.
Следует искать пути увеличения импорта и привлечения инвестиций из стран АТЭС
для социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока.
Ставится
задача укреплять наше политическое и дипломатическое присутствие в регионе,
развивать отношения с субрегиональными интеграционными группировками, вести
дело к полномасштабному участию в региональных банках развития, стремиться к
вовлеченности в евроазиатский диалог, налаживанию диалога СНГ – АТЭС, в том
числе с опорой на Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
Важной
представляется задача освоить технику участия в АТЭС и его рабочих органах на
правительственном и неправительственном уровнях, в многостороннем и
двустороннем формате, обеспечивать адекватный уровень представительства России
в наиболее важных мероприятиях АТЭС.
Задачи
Концепции нашли свое развитие и детализацию в докладе "Стратегия России в
АТР в XXI веке", подготовленном в 2000 г. учеными
Института Дальнего Востока и других научных учреждений РАН. В докладе
предложены следующие направления участия России в АТР:
развитие
нефтяных и газовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири и сооружение на
пространстве Северо-Восточной Азии сети нефте- и газопроводов, а также линий
передачи электроэнергии, которые бы стали основой будущей экономической
интеграции России в АТР;
использование
"геотранспортного" положения России как естественного моста между
Европой и Азией; привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонаселенных
сибирских и дальневосточных регионов на основе строгого соблюдения
иммиграционного законодательства, контролирующего процесс сотрудничества со
странами – экспортерами рабочей силы, прежде всего Китаем, КНДР и Вьетнамом;
использование все еще существенного научного потенциала;
создание
стратегического резервного нефтяного фонда с участием России, Китая, Японии и
Южной Кореи и др. как основы энергетической безопасности стран региона.
При этом
в докладе подчеркивалось, что "главное внимание должно быть сосредоточено
на идее создания международной транспортной инфраструктуры и международной
топливно-энергетической системы Северо-Восточной Азии, охватывающей Сибирь,
Дальний Восток и наших соседей по региону".
Хотя
наиболее значимые из этих направлений уже находятся в стадии практической
реализации или серьезно обсуждаются с заинтересованными странами, их значение
как рассчитанной на длительную перспективу стратегии интеграции России в АТР
достаточно обоснованно оспаривается некоторыми другими учеными. Так, в
выполненном по заказу Минэкономразвития России в 2002 году докладе СОПС
«Проблемы и перспективы участия России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество» (руководитель В.Г. Введенский)[52] отмечается, что «перечисленные
цели являются ярким проявлением "стратегии аутсайдера" и отражают
фактическое игнорирование авторами сформировавшихся к настоящему времени
базовых векторов тихоокеанской интеграции.
Ориентация
на достижение вышеуказанных целей в порядке их перечисления будет по существу,
означать окончательный вывод России из сферы макро-регионального высокотехнологичного
обмена, закрепление ее положения в качестве поставщика "первичных"
услуг и дальнейшее углубление сырьевой специализации национальной экономики.
Вместе с тем сказанное не отрицает необходимости реализации вышеуказанных
задач. Просто спектр этих задач должен быть несколько шире, учитывая не только
российские сравнительные преимущества, но и тенденции развития стран – экономик
АТЭС.»
Ученые СОПС полагают, что приведенные направления
экономического взаимодействия могут быть использованы в качестве тактических
целей для создания финансового резерва восточных регионов и последующего
прорыва в область сотрудничества в наукоемких отраслях.[53] Что же касается стратегических
ориентиров, то по их мнению, следует стремиться к создание зоны интенсивного
международного экономического сотрудничества по оси Урал – Южная Сибирь –
Приморье – Северо-Восточный Китай – Республика Корея. Выполнение подобной
задачи подразумевает вступление ряда азиатских регионов России в стадию
опережающего технологического подъема, что, в свою очередь, вряд ли возможно
без радикальной отраслевой перестройки российской экономики в целом. Авторы
отмечают, что реальные предпосылки к началу движения по указанному пути на
сегодняшний день в России не совсем очевидны. Работа по определению перспективных
секторов развития на базе технологических инноваций находится еще в начальной
стадии, что пока не позволяет говорить о конкретных направлениях отраслевой
специализации в рамках АТР и АТЭС для Российской Федерации в целом и ее
азиатских регионов в частности. Вместе с тем, авторы полагают, что Россия имеет
гораздо больше возможностей технологического, а впоследствии и
внешнеэкономического прорыва в передовых наукоемких, нежели в традиционных
отраслях. Разработка тихоокеанской экономической стратегии России должна быть
тесно увязана с определением секторальных приоритетов структурной перестройки
национальной экономики, особенно в восточных регионах страны.
На
практике основным способом участия России в азиатско-тихоокеанском
сотрудничестве, вследствие объективных и субъективных причин, по-прежнему
остаются двусторонние отношения, при этом возрастает роль таких
российских партнеров в АТР, как США, Китай, Япония, Республика Корея и
некоторые другие, торгово-экономические отношения с которыми в последние годы
находятся на подъеме.
С учетом реального развития
экономических связей в регионе АТР возникает необходимость определенного
уточнения, если не пересмотра, ряда положений Концепции нашего сотрудничества
в регионе и выработки продуманной торговой политики для азиатско-тихоокеанского
направления.
Видимо, настало время отказаться от известного преувеличения роли
форума АТЭС как главного источника подъема районов Сибири и Дальнего Востока
России. В то же время следует использовать в национальных интересах то, на что
нацелен АТЭС – создание условий для свободной торговли и инвестиций в регионе,
внедрение в практику торгово-экономических отношений стран-участниц
общепризнанных норм и правил международной торговли и многосторонних соглашений
ВТО.
При
этом следует учитывать активно развернувшийся в начале XXI века
процесс заключения региональных торговых соглашений и создания зон свободной
торговли. По данным ВТО, в настоящее время в регионе имеется несколько десятков
торговых объединений разного уровня и ведутся переговоры о формировании по
меньшей мере 30 зон свободной торговли на двустороннем, многостороннем,
региональном и трансрегиональном уровне. Российским предпринимателям в
ближайшей перспективе необходимо всесторонне проанализировать выгоды и
последствия от участия в проводимой в АТЭС работе по региональным переговорам,
определить соответствующие национальным интересам формы взаимодействия с
действующими и формирующимися торговыми блоками в АТР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|