скачать рефераты

МЕНЮ


Шенгенская виза

Шенгенская виза

План


Шенгенская виза:

Понятие и виды шенгенской визы.

Порядок и условия выдачи шенгенской визы.

2.       Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации.

Заключение

1.                Шенгенская виза

 

Шенгенские соглашения – это форма продвинутого сотрудничества между государствами – членами Союза, которые стремятся  к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Всего существует два Шенгенсаких соглашения, подписанных в 1985 и 1990 гг. Первое – Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах – носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе – Конвенция о применении Шенгенского соглашения – сохраняет свою актуальность и сейчас. Именно в Конвенции закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами – членами Союза, а также введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая («шенгенская») виза.[[1]]

15 марта 2006 г. принят Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского парламента и Совета, устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах).  Данный документ является первым в истории Европейского Союза кодифицирующим актом, в котором собраны воедино правила по вопросам пересечения физическими лицами государственных границ. Положения Кодекса в равной мере касаются «внутренних» и «внешних» границ Европейского Союза, затрагивают как его собственных граждан, так и выходцев из «третьих стран». Регламент предусматривает отсутствие пограничного контроля за людьми, пересекающими внутренние границы между государствами-членами Европейского Союза, а так же правила в отношении пограничного контроля за людьми, пересекающими внешние границы государств-членов Европейского Союза. Т.е., режим открытости внутренних границ отныне становится правилом, пограничный контроль становится исключением.

Понятие и виды шенгенской визы


Единая виза - это разрешение или решение, которое выражается в прикреплении Договаривающейся Стороной специальной марки в паспорт, документ на поездку или иной действительный документ, дающий право на пересечение границ. Она дает право иностранцу, на которого распространяется обязанность обладать визой, прибывать на пропускной пункт, расположенный на внешней границе страны, предоставившей визу, или на внешней границе другой страны, с целью в зависимости от типа визы ходатайствовать о разрешении на транзитный проезд или о разрешении на пребывание. При этом должны быть выполнены также другие условия для въезда или транзита. При этом факт обладания единой визой не предоставляет абсолютного права на въезд (п. 2.1. Общей консульской инструкции о визах, адресованной постоянным Дипломатическим и консульским  представительствам  договаривающихся сторон Шенгенской конвенции).

Единая виза может быть: (не более 3 месяцев) пребывания и для долгосрочного (более трех месяцев) пребывания. Виза для краткосрочного пребывания может быть (ст. 11 Конвенции):

1) визой для краткосрочного (туристической визой), действительной для однократного или многократного въезда, при этом продолжительность непрерывного пребывания или общая длительность последовательных периодов пребывания с момента первого въезда не может превышать трех месяцев в течение одного полугодия;

2) транзитной визой, позволяющей ее обладателю совершать один, два или, в исключительных случаях, многократный транзит через территории государств – членов Союза по пути на территорию третьего государства, при этом общая продолжительность транзита не может превышать пять дней.[[2]]

Кроме того, в соответствии с Общей консульской инструкцией государства-члены Европейского союза могут выдавать и еще два типа виз, не относящихся к шенгенским.

1. Виза для долгосрочного пребывания.

Данная виза в целях пребывания, по своей длительности превышающего три месяца, является национальной визой, которую каждое государство-член выдает на основании собственного законодательства.

Тем не менее, подобная виза в течение максимум трех первых месяцев ее действия будет также иметь силу единой визы для краткосрочного пребывания, если она выдана при соблюдении общих условий и критериев, Конвенции о применении Шенгенского соглашения или на их основе.

1.                  Виза для транзита через аэропорт.

На основании данной визы иностранец совершает остановку или пересадку в аэропортах Шенгенских государств. Данные визы требуется иметь гражданам отдельных развивающихся стран, из которых наиболее вероятны попытки незаконной иммиграции в Европейский Союз.

Кроме того, если иностранец не соответствует общим условиям для выдачи шенгенской визы, в порядке исключения ему может быть выдана виза с ограниченной территориальной сферой действия. Это виза, которая в порядке исключения проставлена в паспорт, документ на поездку или иной документ, дающий право на пересечение границы, в том случае, когда пребывание дозволено только в пределах национальной территории одной или нескольких стран Шенгенской зоны, и при условии, что въезд и выезд с данной территории также производятся через территорию этой или этих стран. Представительства других государств – участников Шенгенского соглашения должны быть проинформированы о выдаче подобных виз.[[3]]

1.2. Порядок и условия выдачи шенгенской визы


Шенгенские визы выдаются консульскими учреждениями Шенгенских государств. По общему правилу единые визы могут выдаваться только иностранцам, которые соответствуют условиям въезда. Эти условия закреплены в ст. 5 Шенгенской конвенции 1990 г. и конкретизированы в Общей консульской инструкции, которая детально регулирует порядок выдачи виз консульствами государств-членов.

Чтобы получить шенгенскую визу в соответствии с гл IV Консульской инструкции:

1)                иностранец должен обладать действительным документом или документами, предусмотренными Исполнительным комитетом, которые дают право на пересечение границы (как правило, загранпаспорт);

2)                в случае необходимости способен предоставить документы, обосновывающие цель и условия предполагаемого пребывания, и располагает достаточными средствами к существованию на период предполагаемого пребывания и для возвращения назад (гарантия возврата назад и наличия средств к существованию), либо способен приобрести данные средства законным способом.

3)                иностранец не должен являться объектом информационного запроса в целях недопуска.

4)                 иностранец не должен рассматриваться в качестве лица, способного представлять угрозу публичному порядку, национальной безопасности или международным отношениям одной и стран Шенгенского соглашения.

 В соответствии с данной инструкцией заполняется бланк ходатайства, к которому прилагается ряд документов.

1. Действительный документ на поездку, в который может проставляться виза, при условии, что данный документ удостоверяет личность владельца, его национальность, гражданство, а также, что этот документ признан сторонами Шенгенского соглашения или одной или несколькими из этих сторон:

а) документы на поездку, выданные в соответствии с международными нормами теми странами или территориальными образованиями, которые признаны всеми сторонами – участниками Шенгенского соглашения;

б) паспорта или документы на поездку, которые хотя и выданы странами или территориальными образованиями, не признанные всеми сторонами – участниками Шенгенского соглашения, но гарантируют иностранцу право возвратиться  обратно при условии признания их действительности Исполнительными комитетами в целях проставления в данном документе единой визы;

в) документы на поездку для беженцев, выданные в соответствии с Конвенцией 1951 г. о статусе беженцев;

г) документы на поездку для апатридов,  выданные в соответствии с Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов[[4]].

2. При необходимости документы, подтверждающие цель и условия намеченного пребывания.

В конечном счете, иностранцы должны убедить дипломатическое или консульское представительство в наличии у них достаточных средств, чтобы обеспечить свое существование и возвращение назад.

Порядок предоставления визы включает в себя два этапа.

Первый этап - осуществление проверки дипломатическим или консульским представительством документов, предоставленных ходатайствующим лицом. На данном этапе рассматривает ходатайство о предоставлении визы.

Во-первых, проверяется само ходатайство, а именно, срок пребывания, в отношении которого подается ходатайство, должен соответствовать цели поездки. Также ответы на вопросы в бланке ходатайства должны быть полными и не противоречить друг другу. Бланк должен включать личную фотографию ходатайствующего лица, и содержать указание на главное место назначения его поездки.

Во-вторых, осуществляется проверка, направленная на установление личности ходатайствующего лица, и проверка на предмет наличия информационного запроса в целях недопуска в рамках Шенгенской информационной системы или с целью выяснить представляет ли он угрозы иного характера, препятствующие выдаче визы.

Основополагающими критериями при рассмотрении ходатайства о предоставлении визы являются интересы безопасности стран-участниц, борьба со скрытой эмиграцией, а так же другие проблемы в сфере международных отношений. При этом проверка по данным критериям усиливается в отношении людей, относящихся к группе риска: безработным, лицам, не имеющим постоянного источника доходов. Но проверка может и ослабляться, но только в отношении лиц, признанных в качестве добросовестных[[5]].

В-третьих, проверяется сам документ на поездку по четырем критериям:

- проверка законности документа: он должен быть полным и не являться измененным, искаженным или поддельным;

- проверка территориальной сферы действия документа на поездку:  он должен быть действительным для въезда на территорию стран, являющихся участницами Шенгенского соглашения;

- проверка срока действия документа на поездку: срок действия документа на поездку должен превышать на три месяца срок действия визы.

- проверка длительности предшествующих пребываний на территории стран - участниц Шенгенского соглашения.

В-четвертых, проверяются иные документы, относящиеся к ходатайству, количество и характер которых зависит от возможной угрозы незаконной эмиграции и от местных особенностей и может быть различным для разных стран. Данные подтвердительные документы должны охватывать: цель совершения; транспортные средства и способ возвращения обратно;  средства к существованию; условия размещения Лицо может быть освобождено от обязанности предоставлять подтвердительные документы в отношении условий проживания, если оно в состоянии доказать факт наличия у него финансовых средств, достаточных для покрытия расходов на существование или проживание в Шенгенском государстве, которое он намерен посетить.

Кроме того, в некоторых случаях, необходимы и иные документы: документы, подтверждающие постоянное место жительства и характеризующие связь со  страной проживания, согласие родителей для несовершеннолетних, подтвердительные документы в отношении социального и профессионального статуса ходатайствующего лица.

В-заключение первого этапа предоставления визы осуществляется проверка «добросовестности» ходатайствующего лица. Для этого дипломатические или консульские представительства проверяют, относится ли ходатайствующее лицо к лицам, признанными «добросовестными» в рамках консульского сотрудничества на конкретной территории. Кроме того, используется информация, получаемая в рамках взаимного обмена. Это информация о лицах, в удовлетворении ходатайств которых было отказано ввиду использования ими похищенных, утерянных или поддельных документов, несоблюдения даты въезда, указанной в предшествующей визе, или существования угрозы безопасности. В частности, в силу предположения о попытке осуществить скрытую иммиграцию на территорию страны, входящей в Шенгенскую зону.

Второй этап - принятие  решения по ходатайству о предоставлении визы на основе проверенных документов.

На данном этапе определяется тип визы и количество въездов, и, собственно, принимается решение. По общему правилу решение принимается самостоятельно дипломатическим или консульским представительством на основе совокупности данных, которые находятся в его распоряжении, и с учетом конкретных обстоятельств дела, для каждого ходатайствующего лица. Но Исполнительный комитет устанавливает детальные положения применительно к случаям, когда виза должна выдаваться после консультации с центральным органом страны, которой обращена соответствующая просьба, а также, при необходимости, с центральными органами других стран, входящих в Шегенскую зону.

В данном случае  так же необходимо установить, что в отношении ходатайствующего лица не имеется информационного запроса в целях недопуска. Если такой запрос не поступил, то дипломатическое или консульское представительство безотлагательно направляет ходатайство центральному органу своей страны.  Если данный орган принимает решение об отказе в ходатайстве, в отношении которого договаривающаяся сторона является компетентной, то инициирование или продолжение консультационной процедуры с центральными органами других стран, потребовавших консультации с ними, не является необходимым.

Когда ходатайство рассматривается в качестве представителя компетентного государства, то центральный орган договаривающейся стороны, которой подано ходатайство, направляет его центральному органу данного компетентного государства. Если центральный орган представляемого государства или государства-представителя решает отказать в удовлетворении ходатайства о предоставлении визы, то инициирование или продолжение консультационной процедуры с центральными органами других стран, которые потребовали консультации с ними не является необходимым.

Кроме ходатайства о предоставлении визы в рамках консультационной процедуры дипломатическое или консульское представительство, в которое подано данное ходатайство, направляет своему центральному органу следующую информацию:

1.                 Дипломатическое или консульское представительство, в которое подано ходатайство.

2.                 Фамилия, имя, дата и место  рождения, а также имена родителей ходатайствующего лица или лиц в той мере, в какой они являются известными.

3.                 Гражданство ходатайствующего лица (лиц), и любое прежнее гражданство, если оно известно.

4.                 Тип и номер представленного документа (документов) на поездку, дата их выдачи, истечение срока действия.

5.                 Продолжительность и цели намеченного пребывания.

6.                 Планируемая начальная и конечная дата пребывания.

7.                 Место жительства, профессия, работодатель ходатайствующего лица.

8.                 Сведения от государств-членов, в том числе, прежние ходатайства и поездки.

9.                 Граница, через которую ходатайствующее лицо намерено въехать на Шенгенскую территорию.

10.            Другие имен и фамилии (имя и фамилия, полученные при рождении, или, в необходимых случаях, приобретенные после вступления в брак, - с целью провести идентификацию в соответствии с требованиями национального права государства пребывания и национального права государства, гражданином которого является ходатайствующее лицо).

11.            Другая информация, признанная уместной для консульских представительств и относящаяся, например, к супругу и несовершеннолетним детям, которые сопровождают заинтересованное лицо; визам, ранее полученным ходатайствующим лицом, ходатайствам о предоставлении визы, относящихся к  тому же месту назначения.

При направлении данной информации четко указываются день и час передачи и получения информации центральным органом, которому она направлена.

После получения всей необходимой информации центральный орган страны, в представительство которой подано ходатайство, консультируется с центральным органом или органами других стран, потребовавших консультации с ними. После проведения необходимых проверок, данные органы в течении семи календарных дней, с момента направления ходатайства центральным органом, который обращается за консультацией,  направляют ему оценку ходатайства о предоставлении визы. Данный семидневный срок может быть увеличен еще на семь дней (или более по мотивированной просьбе), если за этим обратится один из центральных органов, с которыми проводится консультация.

Отсутствие ответа в установленные сроки приравнивается к согласию и означает, что для стран, с центральных органов которых проводилась консультация, не существует никаких причин возражать против предоставления визы.

Таким образом, после истечения изначального или продленного срока центральный орган той стороны, которой подано ходатайство, может уполномочить дипломатическое или консульское представительство выдать единую визу. Если центральный орган не выражает такого решения, то дипломатическое или консульское представительство, в которое подано ходатайство, может выдать визу по истечении четырнадцати дней, с момента направления ходатайства центральным органом, который должен обратиться за консультацией.

Дипломатическое или консульское представительство может отказать в рассмотрении ходатайства или в предоставлении визы, если ходатайствующее лицо не соответствует всем установленным условиям и, если документ, в который должна проставляться виза, не признается действительным ни одной из договаривающихся сторон. Данный отказ должен быть мотивирован по установленной формулировке. Процедуры и возможные способы обжалования такого отказа предусматриваются правом соответствующей стороны.

Если принято положительное решение, то на паспортный лист наклеивается уже заполненная визовая марка, которая подписывается от руки должностным лицом, специально на это уполномоченным. Также проставляется печать таким образом, чтобы не допустить повторного использования визовой марки.

Таким образом, установление единого Шенгенского пространства позволило физическим лицам свободно перемещаться внутри него. Наличие общей визы (Шенгенской визы), выдаваемой консульскими учреждениями стран-участниц, означает отмену внутреннего пограничного контроля. Внутренние границы могут пересекаться в любом месте без проведения пограничных проверок в отношении лиц независимо от их гражданства. Но для получения такой визы необходимо соблюдать четкие правила и условия, отклонение от которых означает отказ в предоставлении визы.

25 мая 2006 г. в г.Сочи подписано Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза. В соответствии с данным Соглашением устанавливается перечень документов, подтверждающих цель поездки, для определенных категорий граждан. Упрощенность проявляется в том, что перечень данных документов значительно уже, чем устанавливает общий порядок получения Шенгенской визы.

2. Порядок транзита граждан России между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации

 

Кроме Шенгенской конвенции 1990 г. и Общей консульской инструкции 1999 г. новейшее законодательство Европейского сообщества о визах и визовом режиме включает нормативные акты, которые издает Совет Европейского Союза. Особый интерес граждан России представляет законодательство ЕС, напраленное на решение «Калининградской проблемы». После вхождения Литвы в состав Европейского Союза и в Шенгенское пространство Российской Федерацией гражданам России приходится пересекать территорию шенгенского пространства для проезда в Калининградскую область.

Так как условия и процедура получения шенгенской транзитной визы являются достаточно сложными, были изобретены особые виды транзитных документов, которые выдаются в упрощенном порядке. Сам порядок  передвижения граждан Российской Федерации в Калининградскую область и обратно через территорию Литовской Республики был установлен Постановлением Правительства РФ от 23.06.2003 г. №361 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в совместном заявлении Российской Федерации и Европейского Союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации». А так же утверждены правила оформления проездных документов (билетов) для проезда граждан РФ в Калининградскую область железнодорожным транспортом. [[6]]

Оформление проездных документов производится в соответствии с законодательством РФ с соблюдением  особого порядка.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2003 г. №361 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в совместном заявлении Российской Федерации и Европейского Союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации» особый порядок заключается в следующем. Граждане РФ для проезда граждан транзитом через Литву в Калининградскую область должны иметь:

а) проездной документ (билет);

б) документ, удостоверяющего личность пассажира, реквизиты которого указаны в проездном документе (билете);

в) документ, дающий право на транзитный проезд через территорию Литвы (виза Литовской республики, карточка аккредитации категории «А» либо «В» Литовской республики, упрощенного транзитного документа или упрощенного проездного документа на железной дороге).

Документом, удостоверяющим личность может быть:

а) дипломатический паспорт;

б) служебный паспорт;

в) заграничный паспорт РФ;

г) паспорт моряка при наличии записи в судовой роли либо надлежащим образом заверенной выписки из нее;

д) свидетельство на возвращение для однократного возвращения в Российскую Федерацию.

Один из данных документов необходимо предъявить для оформления проездного документа (билета). При этом срок действия данного документа должен превышать срок действия документа, дающего право на транзитный проезд через территорию Литовской республики.

Кроме того, пассажир, оформляющий проездной билет, может, как иметь документ, дающий право на транзитный проезд через территорию Литовской республики, так и не иметь его. В первом случае билетный кассир вносит в специальный бланк сведения о наличии такого документа, а пассажир удостоверяет их своей подписью. Во втором случае личные данные пассажира (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер документа удостоверяющего личность), а также номер поезда и дата отправления сообщаются с помощью автоматизированной системы «Экспресс» посольству Литовской республики для оформления упрощенного проездного документа на железной дороге, дающего право на проезд пассажира транзитом через территорию Литвы. При этом личные данные пассажира вносятся в специальный бланк, их правильность удостоверяется подписью пассажира. И в том и в другом случае два экземпляра заполненного специального бланка вручаются пассажиру, третий экземпляр остается в билетной кассе.

По истечении 26 часов с момента оформления проездного документа (билета) пассажир имеет право получить в любой справочной или билетной кассе российских железных дорог, оборудованной терминалами автоматизированной системы «Экспресс», информацию о наличии оформленного для него упрощенного проездного документа.

Если компетентные органы Литовской республики имеют возражения на проезд транзитом через территорию республики, то работники железнодорожного транспорта РФ или работники органов внутренних дел принимают меры по информированию пассажира.

Основания недопуска пассажира к посадке в поезд:

А) возражение компетентных органов Литовской республики на проезд пассажира транзитом через территорию республики;

Б) отсутствие у пассажира проездного документа (билета), документа, удостоверяющего личность.

При этом пассажир имеет право вернуть неиспользованный проездной документ (билет) и получить его стоимость.

Таким образом, для осуществления транзита не нужно оформлять транзитную визу, это существенно упрощает передвижение граждан РФ в Калининградскую область и остальную часть территории Российской Федерации через территорию Литовской республики.

Заключение


Таким образом, рассмотрев понятие, порядок и условия предоставления шенгенской визы, можно придти к следующим выводам.

Появление единого шенгенского пространства упростило передвижение иностранцев на территории входящих в данное шенгенское пространство государств. Этому способствует установление единой шенгенской визы, позволяющей беспрепятственно передвигаться по территории государств – членов европейского Союза.   Но, не смотря на такое упрощение, для получения шенгенской визы необходимо предоставить большой объем документов, пройти сложную процедуру проверки и получения визы.  

Для РФ такой порядок получения шенгенской визы упрощен с  принятием Соглашения, в соответствии которым устанавливается перечень документов, подтверждающих цель поездки, для определенных категорий граждан. Упрощенность проявляется в том, что перечень данных документов значительно уже, чем устанавливает общий порядок получения Шенгенской визы. Кроме того, для осуществления транзита граждан Российской Федерации через территорию Литвы, являющейся членом Европейского Союза, не нужно оформлять транзитную визу, что существенно упрощает передвижение граждан РФ в Калининградскую область и остальную часть территории Российской Федерации через территорию Литовской республики. Для этого установлен упрощенный проездной документ, который позволяет находиться лишь в пределах Литвы. Но при этом правом на посещение других государств-членов данные проездные документы не наделяют. 

Список литературы:


1. Шенгенский кодекс о границах от 15 марта 2006 г.

2. Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 19 июня 1990 г.

3. Общая консульская инструкция о визах, адресованная дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции от 28 апреля 1999 г.

3. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза от 25 мая 2006 г.

4. Постановление Правительства РФ от 23 июня 2003 г. N 361 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в Совместном заявлении Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации".

5. Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю.Кашкин (и др.); отв. ред. С.Ю.Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


[1] Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю.Кашкин (и др.); отв. ред. С.Ю.Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


[2] Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю.Кашкин (и др.); отв. ред. С.Ю.Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


[3] Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю.Кашкин (и др.); отв. ред. С.Ю.Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.


[4] Общая консульская инструкция, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции, Приложение №11

[5] Общая консульская инструкция, адресованная постоянным дипломатическим и консульским представительствам договаривающихся сторон Шенгенской конвенции, глава V.

[6] Право Европейского Союза: учеб. пособие / С.Ю.Кашкин (и др.); отв. ред. С.Ю.Кашкин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.



Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.