В настоящее время
все большее значение в мировой политике и экономике приобретают международные интеграции.
В их число входят Северо-Американская международная интеграция, Европейский
союз (созданный на базе Европейского экономического сообщества), а также
большую важность приобретает Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество.
Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня является одним из
важнейших узлов мировой политики, в котором пересекаются всевозможные интересы
разных стран. А со временем значение АТР будет еще более возрастать.
Прежде всего по своему вкладу в мировую экономику. И не
только по тому, что здесь располагаются США и Япония - две экономические
сверхдержавы. Еще в 70-е гг. на международном рынке во весь голос заявили о
себе четыре "дракона" - Гонконг, Тайвань, Сингапур и Южная Корея. В
80-е гг. к ним присоединились новые "тигры" - Индонезия, Малайзия,
Таиланд и Филиппины. Сегодня им на пятки наступает бурно развивающийся Китай, а
затем, возможно, присоединится и Вьетнам.
Целью данной работы является анализ экономической и
политической ситуации в Тихоокеанском сообществе и выявление проблем и
перспектив дальнейшего развития сотрудничества между странами
Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Так как Россия является
членом этого сообщества, то эта проблема очень актуальна для России, особенно
для ее восточной части. Именно сегодня важно развивать международные отношения
с другими государствами, особенно с азиатской частью мира. Это объясняется тем,
что Азиатско-тихоокеанский регион имеет огромный экономический потенциал.
Специалисты полагают, что даже при ожидаемом общемировом снижении темпов роста
экономики за АТР сохранится лидерство в динамике развития.
История
возникновения Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества
На протяжении всего ХХ в. Тихий океан был ареной политической
и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь разворачивалось
70-летнее противостояние капиталистической и социалистической систем (в
основном СССР и США), здесь во второй половине столетия происходил
экономический взлет Японии, новых индустриальных стран и Китая.
Переплетение противоречий и интересов стран
Азиатско-Тихоокеанского региона обусловило возникновение замысла организации,
которая могла бы регулировать ситуацию в бассейне Тихого океана. Идея эта
вынашивалась долго и трудно: предлагались различные варианты ее осуществления,
разнящиеся как по составу участников, так и по целям. США ставили во главу угла
военно-политические интересы и предлагали создать азиатско-тихоокеанский
вариант НАТО; Япония разрабатывала идею организации на экономических основах.
Тихоокеанское объединение, Тихоокеанская зона свободной торговли, Сообщество
Тихоокеанского кольца — вот некоторые предполагавшиеся названия организации. В
1967 г. был образован Экономический совет стран Тихоокеанского бассейна
(Pacific Basin Economic Council), в 1968 г. проведена первая Тихоокеанская
конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference), в 1980 г. учрежден Тихоокеанский совет экономического сотрудничества (Pacific Economic Cooperation
Council).
Однако ни одна из этих организаций не выполняла функций
координирующей региональной экономической структуры. В 1989 г. по инициативе
Австралии и при поддержке ведущих экономических держав региона была создана
качественно новая организация, сумевшая путем синтеза разнообразных концепций
сформулировать конкретные задачи и направления работ объединения — форум
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic
Cooperation — APEC; соответствующая русская аббревиатура — АТЭС).
Основные
направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на
совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых
министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности
(министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые
другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и
некоторые другие подразделения АТЭС.
Региональный рынок Азиатско-тихоокеанского региона в современных
условиях – наиболее динамичный и гибкий в мире, во многом благодаря бурному
экономическому росту азиатских новых индустриальных стран. Развитие в уровне
развития и международной специализации обуславливает взаимодополняемость
экономик бассейна Тихого океана, что способствует высокой торговой и
инвестиционной активности. На протяжении всего ХХ века Тихий океан был
ареной полититической и экономической борьбы крупнейших мировых держав. Здесь
разворачивалось 70 – летнее противостояние капиталистической и социалистической
систем (в основном США и СССР), здесь во второй половине столетия проходил
экономический взлёт Японии, новых индустриальных стран, Китая.
Состав
и значение Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества
Эмблема АТЭС
Организация была основана как форум для обмена мнениями, но
быстро превратилась в координатора экономической жизни региона. Среди
направлений работы — проведение консультаций и семинаров по наиболее острым
проблемам региона, управление процессами либерализации, выработка правил
ведения бизнеса в Тихоокеанском бассейне.
При создании в АТЭС вошли 12 государств (США, Канада, Япония,
Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и 6 стран Юго-Восточной Азии —
Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины), ныне участниками
форума являются уже 21 страна и территория: в 1991 г. присоединились Сянган
(Гонконг), КНР и о. Тайвань, в 1993 г. — Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994
г. — Чили, в 1998 г. — Вьетнам, Россия и Перу.
Страны АТЭС – это около 60% мирового ВНП, 50% объемов внешней
торговли в мире, 40% населения планеты. В регионе АТЭС сконцентрированы
огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы.
Столь быстрое расширение привело к объявлению организацией
10-летнего (до 2008 г.) моратория на прием новых членов, несмотря на то, что
Индия, Монголия и несколько других стран Азии, а также Латинской Америки
выразили желание влиться в ее ряды.
Такое количество государств, среди которых есть как главные
промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе
обусловливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития
большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в
число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.
Страны — участницы международного форума
Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества
Показатели социально-экономического развития стран
АТЭС, 2000 г.1
Страна
ВВП,
млрд долл.
Темпы
прироста ВВП, %
ВВП на
душу населения, тыс. долл.
Экспорт,
млн долл.
Импорт,
млн долл.
Численность
населения (на середину 2001 г.), млн чел.
Темпы
прироста населения (2001 г.), %
Число
пользователей Интернета3, млн чел.
Австралия
446
4,7
23,2
63869
71531
19,4
0,99
7,77
Бруней
6
3,0
17,6
3500
1600
0,3
2,11
0,03
Вьетнам
154
5,5
2,0
14450
15635
79,9
1,45
0,12
Индонезия
654
4,8
2,9
62124
33515
228,4
1,60
0,40
Канада
775
4,3
24,8
276635
244786
31,6
0,99
13,28
Китай
4500
8,0
3,6
249297
225097
1273,1
0,88
22
Южная
Корея
765
9,0
16,1
172268
160481
47,9
0,89
15,3
Малайзия
224
8,6
10,3
98237
82210
22,2
1,96
1,5
Мексика
915
7,1
9,1
166424
182635
101,9
1,50
2,5
Новая
Зеландия
68
3,6
17,7
13267
13906
3,9
1,14
1,34
Папуа-Новая
Гвинея
12
2,9
2,5
1980
1120
5,0
2,43
0,002
Перу
123
3,6
4,6
7002
8797
27,5
1,70
0,40
Россия
1120
6,3
7,7
105200
45500
145,5
-0,35
9,2
Сингапур
110
10,1
26,5
137875
134545
4,3
3,50
1,74
США
9963
5,0
36,2
781125
1257636
278,1
0,90
148
Сянган
(Гонконг), район Китая
181
10,0
25,4
202440
214200
7,2
1,30
1,85
Таиланд
413
4,2
6,7
69057
61924
61,8
0,91
1
о.
Тайвань
386
6,3
17,4
148320
140010
22,4
0,80
6,4
Филиппины
310
3,6
3,8
39783
33808
82,8
2,03
0,50
Чили
153
5,5
10,1
18158
18070
15,3
1,13
0,63
Япония
3150
1,3
24,9
479249
379511
126,8
0,17
27,06
Всего
по странам АТЭС
24428
5,6
14,0
3110260
3326517
2585,3
1,33
261,0
Всего
по миру
43600
4,8
7,2
6364000
6669000
6157,4
1,25
407,1
Страны АТЭС в % от
общемировых показателей
56,02
…
…
48,87
49,88
41,99
…
64,12
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. К началу
ХХI в. на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового
товарооборота, а их совокупный валовой продукт превышал 24 трлн долл., то есть
56% общемирового. К тому же создание организации усилило экономические связи
между странами.
За 1990—2000 гг. доля экспорта стран — членов АТЭС внутри
этой организации возросла с 67,5 до 72,6% от общего объема экспорта этих стран,
доля импорта — с 65,4 до 68,1%.
Развитие
Азиатско-тихоокеанского экономического сообщества
Эмблема
встреч министров и экономических лидеров АТЭС в Брунее в 2000 г.
Первая встреча министров иностранных дел, экономики и
торговли стран АТЭС состоялась в ноябре 1989 г. в Канберре (Австралия). Были
выработаны ключевые принципы организации, важнейшими из которых являются
неполитический характер форума, его консультативный статус и равноправие всех
участников; определены задачи: создание свободной и открытой торговой системы в
регионе, содействие дальнейшему экономическому росту.
В 1993 г. в США, в городе Сиэтле (точнее, на острове Блэйк
рядом с Сиэтлом) состоялась первая неформальная встреча глав государств и
правительств стран АТЭС. На втором саммите, состоявшемся в городе Богоре
(Индонезия) в ноябре 1994 г., была принята «Декларация об общей экономической
решимости лидеров АТЭС», в которой официально зафиксировали главную
долгосрочную цель организации, а также сроки ее осуществления: для развитых
стран установление свободного и открытого торгово-инвестиционного режима должно
быть достигнуто к 2010 г., для развивающихся — к 2020 г.