Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии
Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Институт интеллектуальных систем и технологий Кафедра Мировой экономики Курсовой проект на тему “Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии ” Выполнил: Макарова А. гр.4115//2 Проверил: Диденко Н. И. Санкт-Петербург 2003 год
Структура Введение 1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем 1. Понятие социально-экономической системы и ее характеристики 2. Сущность и этапы трансформации 3. Методы трансформации 4. Обоснования показателей, оценивающих трансформации 2. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и Венгрии 1. Трансформации социально-экономической системы КНР 1. Предыстория и цели трансформации 2. Ход трансформации 3. Итоги трансформации 2. Трансформации социально-экономической системы Венгрии 2.2.1 Предыстория и цели трансформации 2.2.2 Ход трансформации 2.2.3 Итоги трансформации 3. Анализ социально-экономических показателей трансформации 1. Динамика статистических данных 2. Методика анализа и сравнительного анализа 3. Расчеты и анализ результатов Выводы Источники литературы Введение Одним из событий мировой экономической истории последней четверти
XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала
экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой
страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год. Венгрия отличается от других стран сравнительно успешной динамикой
реальных показателей. По итогам трех кварталов рост ВВП (1999 год) составил
3,9%, при этом он происходил ускоряющимися темпами. Объект: экономика КНР и Венгрии Предмет: трансформации социально-экономических систем Цель: провести сравнительный анализ трансформации социально-
экономических систем КНР и Венгрии Задачи: - проанализировать теоретические основы трансформации - изложить виды трансформаций социально-экономических систем - изложить стратегические цели трансформации в КНР и Венгрии - изложить методы преобразований в КНР и Венгрии - изложить государственное воздействие на экономическую деятельность в процессе трансформаций в КНР и Венгрии - провести сравнительный анализ характера трансформаций в КНР и Венгрии - разработать методику сравнительного анализа - обосновать систему показателей, оценивающих трансформации - собрать статистическую информацию 1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем 1.1 Понятие социально-экономической системы и ее характеристики Социально-экономическая система - это сложный самоорганизующийся
объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как
внутренних, так и внешних[1]. Существует несколько форм развития социально-экономических систем.
Развитие социально-экономических систем различного иерархического уровня
осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при
функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных
объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных,
хозяйственно-экономических, социально-экономических, социально-правовых.
Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации
деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют
операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально-
экономическая деятельность. Исходя из представлений о развитии
иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания,
обновления элементов, качественного преобразования элементов и
функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между
субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим
5 типов развития социально-экономических систем : 1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры; 2. на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и совершенствования структуры организационного управления подсистемами; 3. на основе качественного преобразования элементов при сохранении структуры функциональных подсистем и отношений; 4. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и их отношений; 5. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств организационного управления[7]. Ход исторического развития социально-экономических систем можно
представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого
используется свой режим. Направленность данного режима развития - освоение
нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое
взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих
процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними
факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена
приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных
процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим
второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем,
коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это
позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать
поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима -
обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально-
экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов. Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере
(за счет ухудшения условий, снижения цен). В этом случае третий режим
позволяет за счет качественного преобразования элементов (замены их более
совершенными) улучшить свойства подсистем и обеспечить эффективное
приспособление к новым условиям. В процессе взаимодействий социально-
экономических систем возникают противоречия, следствием которых являются
невосполнимые затраты, потери источников развития (угодий, пашни, ресурсных
баз) социально-освоенных территорий, систем жизнеобеспечения, ресурсного и
экологического потенциала. Изменение условий существования приводит к
необходимости перехода к режимам развития четвертого или пятого типа на
основе качественного преобразования структур подсистем и их отношений. Во
время структурной перестройки прерываются процессы воспроизводства и
созидания, возникают переходные режимы со спадом характеристик валового
продукта, показателей уровня жизни населения. Спад показателей в каждой
сфере деятельности зависит от характера и преобразований, которым они
подвергаются. Если перестройка охватывает все сферы, то возникают
дополнительные системные убытки, обусловленные дефицитом ресурсов, потерей
рынков сбыта, неупорядоченностью связей и дезинтеграцией подсистем. Экономический рост - рост валового национального продукта или
увеличение подушевого дохода. Накопление капитала выражается в темпах и
пропорциях экономического роста. Однако в мировом хозяйстве экономический
рост характеризуется как результат взаимодействия многих факторов -
экономических, социальных, политических. В разные периоды в различных
подсистемах мирового хозяйства импульсом для ускорения экономического роста
могут служить сырьевые ресурсы или международная торговля. Позднее для
экономического развития будут необходимы новые технологии и новации в
производстве. Элементы экономического роста взаимосвязаны. Успех в одном из
них может способствовать развитию других. Однако без сбережений
накопленного капитала в рамках всего мирового хозяйства экономический рост
невозможен. Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе
которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального
подушевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух
условий: - сокращения либо сохранения неизменным числа живущих за чертой
бедности; - сохранения или уменьшения степени неравенства в распределении
доходов. Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение
внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством
и безработицей. Трансформация - преобразование социально - экономических систем
стран в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному
обществу. Большинство проблем, возникающих в ходе трансформации
хозяйственной системы, обусловлено не чисто экономическими причинами, а
сложным взаимодействием политических и экономических факторов, вызванных к
жизни изменением институционального поля, структуры прав собственности,
правил и механизмов принятия решений в сфере государственной политики.
Считается, что если стабилизация экономики может быть в принципе
осуществлена за 1 - 2 года, то собственно переходный период, под которым
подразумеваются фундаментальные системные преобразования, носят
долгосрочный характер. Создание новой институциональной среды,
соответствующей законодательной базы, новых форм собственности, а также
структурная перестройка производства с учетом вхождения в мировой рынок
требуют времени, политической воли, новаторских подходов[14]. 2. Сущность и этапы трансформации Общественные науки, нуждающиеся в новых понятиях для характеристики
социальных процессов, используют термин “трансформация” с 50-60-х годов XX
столетия для описания радикальных структурных перемен, перехода общества к
качественно новому состоянию организации[1]. В середине XX в. произошел перелом в основных процессах развития
человечества. Завершилась эпоха гигантских мировых войн и тяжелейших
кризисов, кровопролитных революций и гражданских войн, фашистских диктатур
и массовых репрессий. Новые экономические, социальные и политические
условия потребовали принципиально новых подходов и теорий. Одно за другим
гибнут учения, отражавшие (подобно сталинскому марксизму) закономерности
прошлого. Одновременно вторая половина XX в. породила множество концепций,
отражавших трансформации экономических и социальных структур. Центром тяготения этих концепций стала идея научно-технической
революции, принятая экономистами обеих сталкивавшихся систем. Ее развитие
отделило друг от друга три относительно устойчивые функциональные
структуры: 1) индустриальное общество начала века; 2) общество массового
потребления 60-х гг.; 3) информационное общество конца XX века. Индустриальное общество начала века развивалось на базе «индустрии
дымных труб» (крупное машинное производство) в ходе острейшего социального
конфликта между наемными работниками и капиталом. На этой ступени развития
экономики и общества богатство наций выступает как «огромное скопление
товаров», а сама эта ступень (как и предшествующая ей ступень
индустриализации) характеризовалась острейшей конфронтацией классов. Общество массового потребления 50—60-х гг., вышедшее из гигантских
военных и гражданских потрясений начала века и сформировавшееся из
принципиально новых, нуклеарных семей (как социальных и потребительских
ячеек), выработало новое представление о богатстве наций как потоке
устойчивого потребительского спроса, обеспечивающего динамичные рынки
сбыта. Были найдены компромиссные демократические формы решения острых
социальных и политических проблем. Это общество быстро прогрессировало и
экономически (благодаря поточно-конвейерному массовому производству ранее
неизвестных качественных товаров и услуг, доступных для населения), и
социально, преодолевая благодаря массовой занятости, высокой оплате труда и
системе социальной защиты прежнюю нищету своих граждан. Многие его
достижения значительно превзошли идеалы социалистов 20—40-х гг. Новое гражданское общество 80—90-х гг., сформировавшееся в
экономически лидирующих странах из граждан с двенадцатью годами образования
в школе и двумя классами в колледже («Просвещенное общество» — К. Флекснер,
США), граждан, осваивающих основы научных Знаний и интеллектуальную
технологию производства («Общество знаний»— П. Друкер. США; «Информационное
общество» — А. Тоффлер, США). Главной формой богатства наций становится
развитый интеллектуальный и духовный мир граждан, обеспечивающий поток
инноваций и эффективность информационного производства. Закономерности
функционирования этого общества массовой индивидуальности так же сильно
отличаются от закономерностей общества массового потребления, как последнее
отличалось от индустриального. В каких концепциях адекватно отразилась каждая из этих трех
структур. Это были позитивные результаты трех весьма тяжелых для населения
«революционных» переходных периодов — процессов их глобального становления
(индустриализация аграрной экономики начала века, эпоха гигантских войн и
революций 1900—1950 гг. и последующее становление поточно-массового
производства и потребления, потрясения 1973—1985 гг. и вторжение
интеллектуальных технологий), которые также имели своих теоретиков.
Закономерности этих остроконфликтных процессов становления новых структур и
закономерности их дальнейшего устойчивого функционирования и развития
оказались качественно различны. Каждая из этих принципиально различных (трех относительно
устойчивых и трех предельных, смешанных) экономических структур имела свои
социально-экономические отношения, которые отражались экономическими
теориями и представлениями. Кто и когда «добротнее» проделал эту работу во
второй половине XX в., когда на смену эпохе гигантских войн и революций
пришла эпоха мирного развития НТР? Чьи идеи имели наибольшее воздействие на
общество? Трансформации можно определить как системные, затрагивающие весь
спектр жизни государств - их политику, экономическую и социальную
структуры, духовную жизнь. Тем самым они отличаются от реформ, содержанием
которых является обновление без принципиальной ломки. Реформы
осуществляются целенаправленно, изменяя часто свои цели в ходе событий. Они
затрагивают, как правило, частичные системы общества и имеют дело главным
образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и в
меньшей степени на уровне общества в целом. Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми
и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений,
являются: 1) либерализация хозяйства; 2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного
порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной
экономики; 3) преобразование реального сектора экономики (общественного
производства)[13]. Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для
функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства,
демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и
централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово-
распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением
экономики. Меры этого блока реформирования хозяйственной системы, как
правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на
завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо
«декретом» в день его опубликования. В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений
включает: а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны; б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных
монополий в хозяйственной сфере—монополии внешней торговли и проведения
валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской
деятельности; в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической
деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к
конвертируемости национальной валюты; г) задействование принципов свободы предпринимательской деятельности,
хозяйственного равноправия и состязательности субъектов рынка независимо от
формы собственности предприятий и формы управления ими; д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов
взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития
не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости,
капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных,
образовательных и т.п.). Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных
преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного
саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого
механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения
качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов
производства. Принято считать, что понятия «либерализация» и «либерал»
тождественны понятиям «демократизация» и «демократ». Но это далеко не так;
яркий пример — либерализация экономики при пиночетовской военной диктатуре
в Чили. Либерализацией в одном случае могут воспользоваться широкие слои
населения, а в других — мизерное меньшинство, формирующее олигархическую
структуру экономики и концентрирующее в своих руках подавляющую часть
доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В ряде стран
экономическая либерализация осуществлялась, по сути, силовым путем,
автаркически и асоциально — в режиме «шоковой терапии». В более редких
случаях — эволюционно, при активной общественной поддержке и с
непосредственной пользой для большинства населения. Тем не менее, либерализация экономики (особенно обретение свободы
ценообразования, формирования и использования доходов, движения всех видов
ресурсов) - условие становления главного блока рыночного саморегулирования,
превращения платежеспособного спроса в основной регулятор динамики и
структуры производства. Однако одной либерализации для становления цивилизованного рынка
недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию,
провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики,
криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным
потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований
определенного хозяйственного порядка. Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная
часть трансформации хозяйственного механизма при переходе от планово-
распределительной к рыночной системе; определенная институциональная
структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических
отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования,
преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту
рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации,
чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической
жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих
полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость,
прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества. Таким образом, институциональное строительство позволяет
предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную
безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-
административных принципов управления экономикой). Иными словами, институциональные преобразования в ходе реформ
направлены на упорядочение рыночной среды, всестороннее обустройство
рыночного пространства. Решение соответствующих проблем — выработка
формальных и неформальных норм хозяйственных взаимоотношений, правил и
кодексов поведения на рынке и во всей социальной среде, принятие комплекса
законов и становление системы обслуживающих рынки учреждений — требует
определенного времени. Традиции и формально написанные правила, а также
институты рынка не могут возникнуть и начать эффективно действовать,
условно говоря, в ночь с 31-го числа одного месяца на 1-е число следующего.
Институциональные преобразования - это действия по меньшей мере
среднесрочного горизонта. Ресурс времени здесь необходим для: выработки и
всестороннего обоснования той или иной институциональной новации; внедрения
ее в хозяйственную практику, организации и осуществления мониторинга
результатов такого внедрения; выявления недостатков, корректировки
соответствующих решений и воплощения модернизированных регламентов,
законов, норм, организационных форм и алгоритмов действия институтов рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|