Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии
p> Правительство рассчитывало на помощь Запада, но, как выяснилось,
больших кредитов на выплату пособий по безработице ожидать не приходится.
Пока США предоставили субсидию в 1 млн. долл. на создание банка
информационных данных и развитие посреднической системы трудоустройства.
В заключение отметим, что кризисные явления в экономике Венгрии
(стагнация производства, рост задолженности, инфляции, угроза увеличения
безработицы) усугублялись в течение последних десятилетий и прежнему
руководству не удалось их преодолеть старыми методами. Теперь поиск идёт в
условиях:
- формирования новой социально-экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях,
- свободы частного предпринимательства,
- стимулирования вложений иностранного капитала.
Это путь длительный, болезненный, сопряжённый с возникновением
новых конфликтов, что подтверждается и противоречивостью программы нового
правительства Венгрии. Вместе с тем направления и методы перехода к рынку,
трудности, возникающие при этом, целесообразно внимательно
проанализировать, поскольку в той или иной форме указанные проблемы
придётся решать и другим восточноевропейским странам.
3. Итоги трансформации
Истекшее с начала 90-х годов время характеризовалось в Венгрии системной трансформацией, охватывающей политические, экономические и внешние отношения.
В политической области сформировалась парламентская республика с ведущей ролью премьер-министра, которым становится лидер победившей на выборах партии, и относительно номинальной ролью президента. В стране отработан и оправдал себя политический механизм смены власти и даже смены системы парламентским путем.
Несмотря на различие политической ориентации сменявших друг друга
правительств, в их деятельности наблюдалась определенная преемственность в
основных направлениях трансформации - создании правового государства,
переходе к рыночной экономике, основанной на частной собственности,
переориентации внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Запад,
под лозунгом "назад в Европу". По всем этим направлениям за минувшие годы
был достигнут значительный прогресс.
Политическая стабильность, предсказуемость политики, длительный опыт
предшествовавших трансформации экономических реформ сделали Венгрию с
самого начала наиболее привлекательной страной для Запада, который охотно
вкладывал свои капиталы в эту страну. На протяжении многих лет объем
иностранных капиталовложений в венгерскую экономику превышал объем вложений
в экономику других стран региона, вместе взятых. Только в последние годы
Венгрию стали обгонять в этом отношении Чехия и Польша. Однако по
иностранным инвестициям на душу населения (около 2300 долл.) Венгрия по-
прежнему лидирует.
В экономической области за эти годы в Венгрии достигнуты большие
успехи в создании рыночной экономики. Благодаря длительному периоду
предтрансформационных реформ Венгрия смогла быстрее, чем другие страны
региона осуществлять системные преобразования.
Так, в 1990 г. был принят закон об установлении цен, который
ограничил до необходимого минимума сферу государственного воздействия на
цены. В 1991 г. был принят еще ряд важнейших рыночных законов: о
недобросовестном поведении на рынке, направленный против монополизма
продавца-производителя (закон о конкуренции), об эмиссионном банке, о
финансовых институтах, о банкротстве. В эти же годы были приняты законы о
приватизации: в 1990 г. Закон о Государственном имущественном агентстве
(ГИА) и управлении относящегося к нему имущества, Закон о малой,
"предварительной приватизации"; в 1992 г. - ряд дополнительных законов о
приватизации, укрепивших ее централизованный характер, и закон о
принудительном акционировании. (Единый закон о приватизации, разработка и
принятие которого планировались на 1991 г., был принят только в 1995 г.)
Итак, в эти годы было создано правовое поле и институциональная
система, в рамках и на основе которых происходило становление рыночного
хозяйства. Это был очень важный этап, определивший правила игры в ходе
рассматриваемого процесса. Многие венгерские экономисты в начале 90-х годов
подчеркивали, что, несмотря на большую продвинутость Венгрии к рынку по
сравнению с другими странами региона, она находится лишь в начале пути, что
переход к рыночному хозяйству не может быть осуществлен путем "большого
скачка", что это процесс, для которого должны быть подготовлены
экономические и институциональные предпосылки. В тот момент такой вывод
настойчиво подчеркивался и представителями западного мира, напуганными
разрушительными последствиями чрезмерно радикальных мер в ряде стран
Восточной Европы и России, грозящими, как им тогда казалось, социальными
катаклизмами. Так, Ж. Аттали, тогдашний президент ЕБРР, в марте 1992 г.
заявил: "Надо заставить понять восточноевропейские страны, что реформы не
могут быть осуществлены с одного дня на другой. Сначала надо создать
необходимую институциональную систему, что и делалось в Венгрии с 1968г."В
те же годы была проведена либерализация импорта (к 1990 г. около 90%), цен
(было либерализовано 92%), заработной платы (в 1992 г. было отменено
государственное регулирование заработной платы). Характерно, что
либерализация цен не вызвала в Венгрии столь разрушительной инфляции, как в
других странах региона. Пик инфляции был достигнут в 1991 г., когда темпы
роста розничных цен составляли 35%, затем они последовательно снижались, за
исключением всплеска в 1995 г., и составили в 1998 г. 14,3%, в 1999 г. -
10, в 2000 г. - 9,8, в 2001 г. - 9,2%.
К 2000 г., по существу, была завершена приватизация. Она началась
еще до смены системы, а пик процесса пришелся на 1995-1997 гг. Ее
отличительной чертой была преимущественная платность. В середине 1994 г.
степень приватизации составила около 50%, при этом доля национальной
частной собственности достигла 25-30%, иностранной 15-20%. В этом же году
процесс замедлился, поскольку на руках у государства оставались в основном
предприятия ключевых отраслей венгерской экономики, приватизация которых
была непосильной для отечественных предпринимателей (энергетика,
металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта), и крупные
банки. Дальнейшее проведение приватизации требовало серьезных политических
решений. Они были приняты пришедшим к власти летом 1994 г. социал-
либеральным правительством во главе с социалистами. Был взят курс на
ускоренную приватизацию при активном участии иностранного капитала, но с
сохранением льгот для отечественного менеджмента и работников[10].
Участие иностранных инвесторов, как правило, транснациональных
компаний, обеспечивало вложение дополнительных средств в приватизируемые
предприятия и банки. Законом о приватизации, принятом в мае 1995 г.,
определялись цели, условия и механизм приватизации. Начался процесс
приватизации энергетического сектора, телекоммуникационного концерна,
важнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации были важным
источником пополнения государственной казны. Только за один рекордный в
истории приватизации 1995 г. государство получило около 4,5 млрд долл.,
которые пошли на сокращение внешнего долга. В 1997 г. в основном была
завершена массированная приватизация, доля частной собственности в
экономике превысила 75%. При этом в Венгрии, даже по европейским масштабам,
чрезвычайно велика доля иностранного капитала: она составляет более
половины в промышленности, около четверти в энергетическом комплексе и
более 60% в банковском секторе. Сократилась доля государства в
перераспределении доходов: в 1990 г. она составляла 60% ВВП, в 1995 г. -
51, в 1999 г. - 44-45% и столько же в 2000 г. Это соотношение не намного
превышает уровень Западной Европы, где оно составляет около 40%2.
После принятия Венгрией нового валютного кодекса МВФ причислил 1
января 1996 г, венгерский форинт к разряду конвертируемых валют.
В 1996-1997 гг. были приняты новые законы в сфере банковской
деятельности, рынка ценных бумаг, финансов, учитывающие изменения в экономике и подготовку к вступлению в ЕС,
гармонизирующие ее правовые нормы с нормами европейских стран. Наряду с
рынком товаров в Венгрии образовался рынок капитала.
Если в начале 90-х годов происходил трансформационный спад в
экономике, обусловленный как переходом к рыночной экономике, так и потерей
традиционных восточных рынков в связи с развалом СЭВ и Советского Союза и
резкой переориентацией на Запад, то с конца 1995 г. начался период
стабилизации.
Спад экономики к 1994 г. закончился, а с середины 1996 г. начался
относительно устойчивый рост общественного производства: в 1997 г. темпы
роста ВВП составили уже 4,6%, в 1998 г. -4,9, в 1999 г. - 4,1, в 2000 г. -
5,2, в 2001 г. 3,8%, что в условиях ухудшения конъюнктуры в Западной Европе
было не мало. В 1996-1997 гг. начала снижаться внешняя задолженность.
Венгрия расплатилась с МВФ и перестала брать у него новые кредиты. Норма
инфляции упала в 1999 г. до уровня 10%, в 2000 г. она составила 9,8%, в
2001 г. - 9,2%.
После резкого падения жизненного уровня в 1990-1992 гг. и снижения
его в 1995 г. наметился рост реальной заработной платы, составивший 4,9% в
1997 г., 3,5% в - 1998 г., 2,5% - в 1999 г. и 1,5% - в 2000 г. (средняя
заработная плата превышает 250 долл. в месяц на одного занятого). В 2001 г.
повысились темпы роста реальных заработков несмотря на резкое снижение
темпов экономического роста - более чем в 4 раза. Это объясняется
спецификой предвыборного года. (В апреле 2002 г. в Венгрии прошли новые
выборы в парламент страны.) По официальному курсу средний заработок
составляет в Венгрии 10% от среднего уровня стран ЕС, а ВВП на душу
населения - 20%, по покупательной же способности это соотношение равно 30 и
50%. Улучшилась структура производства и экспорта, более половины объема
последнего составляет продукция машиностроения. Благодаря прямым
иностранным инвестициям в производство (в 2000 г. около 23 млрд евро)
повысилась конкурентоспособность венгерской продукции.
В результате стабилизации улучшились экономические показатели
Венгрии. В начале 2002 г. статистическое ведомство Ев-росоюза - Евростат -
опубликовало данные о странах претендентах на вступление в ЕС, согласно
которым по показателю объема ВВП на душу населения Венгрия находилась на
пятом месте среди них. Его уровень равен 51% среднего уровня стран ЕС (Кипр
- 86%, Словения - 69, Чехия - 59, Мальта - 56, замыкают ряд Болгария - 28%,
Турция - 26 и Румыния -23%).
В 90-е годы развитие страны происходило на фоне политической и
экономической ориентации на Запад, что оказывало влияние на характер
происходящих процессов. Если в начале 90-х годов продолжалось начатое еще
до смены политической системы создание институциональных основ рыночного
хозяйства, то вторая половина минувшего десятилетия характеризуется
интенсивным продвижением в этом направлении. Если в первой половине
десятилетия ощущалось шоковое влияние обвала традиционных рынков и
переориентации на более требовательные западные рынки, то во второй
половине Венгрии в большей мере, чем другим странам региона удалось
адаптироваться к новым условиям. В этот период начались практические шаги
по вхождению в европейские интеграционные структуры. Оба процесса ~ переход
к рыночной экономике и переориентация экономических связей на Запад,
включая будущее вступление в ЕС, - имеют свою социальную и экономическую
цену, но они так тесно переплетены друг с другом, что трудно отделить цену
перехода к рынку от цены переориентации связей и количественно определить
последнюю.
. изучение распределения частот значений переменной (изучение вариационных рядов)
. определение статистик, связанных с распределением частот (среднее арифметическое, мода, медиана, показатели вариации)
. определение показателей формы распределения
. проверку гипотез (гипотез о связях между переменными, гипотезы о различиях)
С распределением частот используют для анализа следующие статистики:
среднее арифметическое, мода, медиана, размах межквартирный размах,
стандартные отклонения, коэффициент вариации, асимметрия и эксцесс.
Среднеарифметическое используется, когда данные собраны с помощью
интервальной или относительной шкалы. Среднее арифметическое определяется
по формуле:
[pic], где Хij – значение i-й переменной по j-му объекту; n – число объектов в выборке.
Мода – значение переменной, встречающееся чаще других. Мода является
хорошим показателем центра распределения. В табл. 3.1 для показателя –
доступ к санитарно техническим системам чаще всего встречается значения
равное 74 и 78 %.
Медиана – это значение переменной в середине ряда данных,
расположенных в порядке возрастания или убывания. В табл. 3.4 представлен
показатель – доступ к санитарно техническим системам для выборки в 20 стран
в порядке возрастания этого показателя.
Для данных измеряемых с помощью интервальных или относительных шкал
определяют следующие показатели вариации: - рамках вариации; - межквартальный размах; - дисперсию; - стандартное отклонение; - коэффициент вариации.
Разmах i=Xmaxi - Xmini
Для показателя – городское население (процент от общего населения)
Разmах=91-27=64%
Межквартальный размах – это разность между 75 и 25 процентилями.
Среднеквадратическое (стандартное) отклонение определяется по
формуле:
[pic].
Коэффициент вариации вычисляется по формуле:
[pic].
Коэффициент вариации определяется для данных, измеряемых с помощью
относительной шкалы.
Для базового анализа оценивают закон распределения данных с помощью
асимметрии и эксцесса.
Асимметрия – это характеристика распределения, которая оценивает
симметрию расположения значений данных относительно средней.
При симметричном распределении значения среднего арифметического,
моды и медианы равны между собой, а частоты любых двух значений переменной,
которые расположены на одном и том же расстоянии от центра распределения,
одинаковы..
Эксцесс (kurtosis)- это показатель, показывающий островершинность
или плосковершинность кривой вариационного ряда по сравнению с нормальным
распределением.
Эксцесс случайной величины, имеющий нормальный закон распределения,
равен нулю. Если эксцесс имеет положительный знак, то распределение более
островершинной, при отрицательном знаке более плосковершинной.
Проверка гипотезы заключается в выполнении следующих этапов: a) формулируется нулевая гипотеза Н0 и альтернативная гипотеза Н1; b) выбирается статистический критерий проверки гипотезы; c) выбирается уровень значимости (; d) определяется объем выборки, собираются данные, вычисляется значение выборочной статистики; e) определяется вероятность, которую примет статистика критерия (см. этап b) при выполнении нулевой гипотезы, а для альтернативной гипотезы определяется критическое значение статистики, которое делит интервал на область критерия и непринятия нулевой гипотезы;
f) сравнивается полученная вероятность по результатам выборки с заданным уровнем значимости, а для альтернативного варианта определяют, попадет ли выборочное значение в область критерия или отклонения нулевой гипотезы;
g) формулируется решение принять или отвергнуть нулевую гипотезу; h) излагается статистическое решение с позиций экономического
смысла.
Корреляционный анализ
Корреляционный анализ - один из методов статистического анализа
взаимозависимости нескольких признаков.
В процессе статистического исследования связей между экономическими
явлениями определяют следующие виды коэффициентов корреляции:
a) коэффициент парной корреляции;
b) корреляционное отношение;
c) множественный коэффициент корреляции;
d) частный коэффициент корреляции;
e) коэффициент ранговой корреляции;
f) коэффициент канонической корреляции.
Корреляция – стохастическая (случайная, вероятностная) связь двух
или более случайных переменных или рядов данных явлений. При помощи
корреляции можно выразить интенсивность и направленность связей между
исследуемыми экономическими явлениями.
Самая простая форма корреляции это корреляция между двумя
переменными (х и у).
Тесноту линейных связей двух случайных переменных х и у (у= а0+а1х)
показывает коэффициент парной корреляции (линейный коэффициент корреляции).
В процессе статистического исследования связей между экономическими
явлениями встречаются и такие, в которых корреляция имеет форму кривой,
которая может быть гиперболой, параболой и т.д. Степень криволинейной
стохастической связи между х и у измеряется корреляционным отношением.
В случае сложных связей между массовыми экономическими явлениями
появляется несколько независимых переменных, существенно влияющих на
зависимую. Общее влияние этих переменных измеряется с помощью показателей
корреляции. Показателем тесноты линейной зависимости случайной переменной у
от к случайных переменных х1, х2…хk являет множественный коэффициент
корреляции.