скачать рефераты

МЕНЮ


Участие Греции в международных организациях

 

 

 

§3. Греция и Совет Европы (CoE)


 Совет Европы является основной европейской организацией, деятельность которой направлена на поддержку и защиту прав человека. После Второй мировой войны ряд европейских стран в 1949 создали  Совет Европы и тем самым установили, что международные обязанности по защите прав человека не должны быть исключительной прерогативой ООН и ее членов. Греция вступила в Совет Европы в том же году 9 августа. В 1950 году Совет  принял Европейскую Конвенцию по правам человека, которая вступила в силу в 1953 году. Договор изначально предусматривал три органа, работающих с вопросами о нарушениях прав человека: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров.

Европейская Конвенция заостряет внимание на гражданских и политических правах. Она защищает права на жизнь, свободу, безопасность человека, неприкосновенность частной жизни, свободу совести и религии, мирных собраний и ассоциаций, справедливое судебное разбирательство. Положения Конвенции применяются ко всем лицам, включая неграждан, находящимся в юрисдикции подписавших ее стран.

Государства - участники приняли одиннадцать протоколов, дополнивших Конвенцию, в том числе и такими положениями, как отмена смертной казни, кодификация права на частную собственность, образование, свободные выборы и передвижение. Европейская система защиты прав человека – самая развитая из всех иных подобных региональных систем. Европейский Суд по правам человека также помог создать наиболее сильную из всех подобных организаций юридическую систему. К тому же, согласно ст. 41 Европейской Конвенции, Совет Европы пошел намного дальше других организаций и обеспечил судебное возмещение убытков за нарушения прав человека.

Суд выработал три категории дел, по которым может быть присуждена компенсация. Во - первых, суд присуждает компенсацию имущественного ущерба, когда он может определить наличие материального или экономического вреда. Для получения имущественного возмещения заявитель должен доказать реальное причинение вреда и его причинную связь с нарушением

Во - вторых, компенсация за неимущественный (моральный) вред может понадобиться для возмещения эмоциональных страданий или нарушений охраняемых прав.

Третья категория - это издержки, которые включают судебные пошлины и расходы на дорогу и проживание.

Наибольшую озабоченность при присуждении компенсации за нарушение прав на справедливое правосудие в разумные сроки вызывает продолжительность национальных судебных процедур. Беспокойство и неуверенность также послужили основанием для больших сумм возмещения.

Самая большая компенсация была присуждена потерпевшим в деле "Греческие нефтеперерабатывающие заводы" "Стрэн" "и Стратис Андреадис” (Stran Greek Refineries and Stratis Andreadis) против Греции.1 Дело возникло в результате конфликта между правительством Греции и частной компанией из-за контракта на постройку нефтеперерабатывающего завода. После того, как национальный арбитраж вынес решение в пользу компании, правительство успешно обжаловало решение в суде. Затем оно инициировало принятие законодательства, которое отменило дальнейшую возможность апелляции владельцами нефтеперерабатывающих компаний. Европейский Суд установил, что принятие этого нормативного акта нарушило право заявителя на справедливое разбирательство. Суд присудил потерпевшим компенсацию в размере 160 млн. долларов в дополнение к компенсации, присужденной национальным судом.

Дело о Греции, наверное, наиболее драматический пример использования процедуры жалоб Конвенции по схеме - государство против государства. Оно возникло вследствие военного путча 1967 г. в Греции. Немедленно после переворота новое правительство изменило законы и приостановило действие ряда прав, предусмотренных ст. 15 Конвенции. Сообщения о массовых арестах, пытках и иных нарушениях просочились из Греции. Они побудили ряд стран – Норвегию, Швецию, Данию и Нидерланды - направить жалобу в Комиссию о множественных нарушениях прав человека.

Комиссия рассматривала дело в течение двух лет. Она получила материалы сторон, решила вопрос о допустимости и потом провела слушания по проблеме. Правительство Греции протестовало против вмешательства в его дела, ввело экономические санкции против этих четырех государств, но продолжало участвовать в процедуре. Поворотный момент наступил, когда подкомиссия, сформированная для проверки жалобы, приехала в Грецию. Правительство разрешило встречи с некоторыми свидетелями, но запретило встречаться с другими и не пустило подкомиссию в тюрьмы, о которых говорилось в жалобах. После посещения подкомиссия отказалась предоставить дальнейшее продление рассмотрения дела и приступила к процедуре инициирования дружественного урегулирования вопроса. Стороны не смогли договориться, поскольку правительство Греция отказалось определить сроки проведения выборов. 5 ноября 1969 года Комиссия приняла отчет и направила его в Комитет министров. 11 декабря 1969 года Комитет подготовился к голосованию по вопросу об исключении Греции из Совета Европы. Когда стало ясно, что результат голосования будет против Греции, ее представители покинули зал заседания. Правительство Греции вышло из Совета Европы и из числа стран, подписавших Конвенцию.

После того, как Греция покинула Совет Европы, европейские банки отказали ей в финансировании. Военное правительство, однако, продолжало опираться на поддержку США и ряда иных стран. В 1973 году хунта поменяла руководство, но военные оставались у власти до вторжения на Кипр. США поддержали Турцию в начавшемся конфликте, и новый путч сверг правительство в 1974 году. Новое правительство осудило преступников по греческим законам и вновь вступило в Совет Европы.

После саммита СоЕ в Вене 1992 Греция выразила особый интерес к цели Организации усилить демократическую безопасность на Европейском Континенте. Она конструктивно участвовала во всех попытках предупреждения вооруженных конфликтов и принятия решений в спорах с привлечением метода угрозы или использованием силы, в то же время это способствует установлению мира, стабильности и безопасности в Европе. Среди других действий в этом ключе, Греция приняла активное участие в Европейской Кампании Молодежи против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости и существенно способствовала релевантному бюджету

 Во второй половине 1998 года (5 мая – 18 ноября) Греция была председателем Совета Европы.1 Председательство Греции  совпало с важным периодом развития СоЕ, результатом которого стал «План действий» выработанный на втором саммите в Страсбурге 10-11 октября, и «План» для структурных реформ. Более того основание Суда по правам человека в ноябре 1998  в рамках Европейской Конвенции по правам человека явилось важным шагом  в развитии  системы защиты прав человека. Греция, взяв на себя председательство  в СоЕ, обязалась обеспечивать фундаментальные принципы этой  организации, т.о. укрепляя и способствуя миру, безопасности и стабильности в Европе. Главной целью греческого президенства было усовершенствование и улучшение  имиджа организации и поддержка деятельности предыдущих председателей, акцентированная в основном на защите человеческих прав. План действий Греции предполагал как политические, так и культурные инициативы. Одним из преимуществ греческой политики было укрепление роли Парламентской Ассамблеи СоЕ. Упор также был сделан на решение таких проблем как нелегальная иммиграция, проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, строительство приютов и детских домов.

 Греция обеспечивала работу Коммиссариата по правам человека, института, чья роль и миссия служит укреплением уважения человеческих прав на национальном и международном уровне.

Другие приоритеты Греции – улучшение существующей мониторинговой системы по правам человека и вопросам меньшинств. В этом контексте поощряется сотрудничество между Комитетом министром и Парламентской ассамблеей.. Греция стремилась к усилению деятельности против расизма и ксенофобии посредством Европейской комиссии против расизма и нетерпимости (ECRI). Более того, Греция поддерживала действия  Секретариата Совета Европы по консолидации и обеспечению  демократических институтов, т.е. вопросы относительно политических партий, свободных выборов и свободы выражения и информации в странах Центральной и Восточной Европы. Также  Греция стремилась развивать сотрудничество между СоЕ и неправительственными организациями. К тому же Греция развивала отношения со странами – не членами (Азербайджан, Армения, Грузия, Ближний Восток и страны Средиземноморья) и другими международными организациями - ЕС, ОБСЕ. Кроме того, Греция организовывала серию культурных событий, концерты, выступления, выставки, съезды, такие напр., как съезд в Страсбурге  в мае 1998 по теме «Демократический институт и гражданское общество в Юго-Восточной Европе», организованный Институтом международных отношений  и Университетом Социологии и Политологии при сотрудничестве с Венской комиссией и спонсированное Министерством иностранных дел Греции. Были проведены семинары, как тот, которой был проведен в Дельфах в 1998 году. Дополнительно были выпущены ряд публикаций о достижениях СоЕ. 

Греция поддерживает политику СоЕ в стремлении к международному миру, стабильности в Европе и сотрудничеству между народами.

Принцип работы СоЕ основывается  больше на международном праве, чем на международной политике, и именно это качество Совета обеспечивает ее объективность и эффективность. Известно,  что действия Совета основаны в большой степени на международных соглашениях, так же как, и на деятельности каких-либо органов, подобно Комитету Венеции, которая является компетентным в решении проблем Конституционных Юридических и Демократических Учреждений.

Важным органом Совета Европы является  Европейский суд по правам человека. Греция расценивает европейский суд по правам человека как ценный аппарат для защиты прав человека, особенно учитывая тот  факт, что  благодаря его решениям была проведена  модернизация национальных юридических систем для защиты прав человека. Грецию в суде представляет  профессор Розакис.

В течение последних лет традиционно близкое сотрудничество между CoE и Грецией было значительно расширено1. В 2001 Грецию посетили президент Парламентской ассамблеи г-н Рассэль-Джонстон, Генеральный секретарь Совета г-н.Швиммер и Генеральный директор по правам человека г-н Имберт.

Греция посредством финансовых вкладов активно участвует в контроле по  подготовке к выборам и выбору миссий для наблюдения за выборами, подобно Косовским парламентским выборам 17 ноября 2001.

Греческий Парламент организовывал международные встречи, такие как, Заседание Парламентской Ассамблеи по защите окружающей среды в июне 2001 в Санторини. Кроме того, Секретариат молодежи время от времени организовывает конференции, к примеру “Нерегулярное Перемещение и миграция: Сотрудничество в Средиземноморье ”, которая была проведена в Афинах 3-4 октября 2001. Шестая Встреча на высшем уровне европейских Министров по делам молодежи  была проведена 7-9 ноября 2002.

Греция участвует в Контроле Группы по урегулированию конфликтов недавно-признанных государств в CoE, Армении и Азербайджане, через его Постоянного Представителя в Страсбурге.

В рамках Совета Греция участвует в Рабочей группе по борьбе с международным терроризмом. В Парламентской ассамблее, Греция представлена г. Тэодоросом Пагалосом, главой Парламентской Делегации.



Глава II. Греция в составе НАТО

 

НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя первоначально 12 европейских и североамериканских государств. В настоящее время число членов НАТО составляет 191, среди них Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, США, Турция, Франция, Чехия. Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, эта организация  открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.1

Греция вступила в НАТО в 1952 году согласно договору правительства Венизелоса-Пластироса. НАТО сыграло роль и в перевороте «черных полковников» в 1967-1974 гг., поддержав их режим.2

Греция была верным членом альянса до 1974 года, когда она решила выйти из военной организаци НАТО в знак протеста, что НАТО молча восприняли события на Кипре. НАТО предприняли хитрый ход, пообещав Греции поддержку при вступлении в ЕС и после длительных переговоров Греция в октябре 1980го года была полностью восстановлена в  НАТО.

Греция на Балканах старается играть  роль регионального лидера. Греческая сторона постоянно проявляла активность в сфере посреднической деятельности, хотя при этом она оказалась перед непростым выбором: либо действовать в русле политики США и НАТО, либо отстаивать свою собственную позицию регионального лидера. Выбор был сделан в пользу второго. Греческая сторона пыталась, хотя и безуспешно, способствовать также и урегулированию конфликта вокруг Косово. Попытка такого рода состоялась в январе 1998 г., когда заместитель министра иностранных дел Греции И.Папандреу предложил посреднические услуги С.Милошевичу, И.Рутове и Ф.Нано. Албания приняла предложение, косовское руководство отвергло его, а из Белграда не последовало никакой реакции. Будучи членом НАТО, Греция, с самого начала "воздушной операции" альянса против Югославии  выступила за решение конфликта мирным путем.

В самый разгар натовских бомбардировок, в конце мая 1999 г., Греция совместно с другой страной-членом НАТО - Чехией выступила с конкретным планом урегулирования косовского конфликта, учитывающим реальное положение вещей. Этот план предполагал приостановку бомбардировок и принятие резолюции СБ ООН, предусматривающей вывод большинства (но не всех!) югославских воинских и полицейских формирований из Косово при условии разоружения частей АОК, введение международных миротворческих сил, возвращение беженцев, создание новой администрации края при его безусловном сохранении в составе СРЮ. Греческо-чешская инициатива не была, однако, принята во внимание руководством НАТО. На всех этапах косовского кризиса Греция сохраняла отрицательное отношение к возможной силовой акции против Белграда, поскольку для нее больше, чем для любой другой страны члена НАТО, была очевидной опасность расширения в этом случае общебалканского конфликта.1 Причины фактического отказа Греции от участия в военных операциях НАТО на территории бывшей Югославии заключались также в ее опасениях по поводу неизбежного в этом случае ухудшения сербско-греческих отношений и окончательной дестабилизации положения в регионе.

На данный момент Греция является участницей ряда договоров, заключенных НАТО: Соглашение относительно уменьшения обычного вооружения в Европе.

Соглашение, которое определяет баланс вооружения между государствами - членами НАТО и странами бывшего Варшавского договора. Принятие соглашения было вызвано распадом биполярного мира и решением расширить НАТО. Начиная с его регистрации в 1990, Соглашение относительно Обычных Вооруженных сил в Европе (CFE ) служило ядром военной стабильности в пределах Европы. После распада биполярного мира появилась необходимость пересмотра этого соглашения.  Процесс пересмотра,  продиктованный потребностью переработки новых данных был начат в 1996. Они расценивают безопасность по европейской области Атлантики после краха Варшавского договора. Переговоры относительно пересмотра были проведены на встрече на высшем уровне в Константинополе (17-19 декабря 1999). Общее изменение соглашения предусматривает отмену структуры с двумя коалициями, которая была образована предыдущим документом и переход к национальной системе вооружения  в  государствах-участницах Соглашения1.

 Согласно соглашению, были ограничены рамки вооружений на территории одной страны, запрещена чрезмерная концентрация воинских сил на территории одной страны. Соглашение ограничивает развертывание сил вне определенных рамок на территории соседних стран (Греция, Турция).

В соответствии с новым Соглашением, НАТО сохраняет полномочия при  принятии некоторых решений, которые позволяют ему (блоку) перемещать его силы в другие страны Союза, на тех же условиях, что и первое соглашение. Примечательно, что для расположения вооруженных сил на территории других стран необходимо письменное согласие этих стран. Новое соглашение способствует обеспечению стабильности и безопасности по европейской области Атлантики.

Следуя за подписанием  пересмотренного CFE Соглашения в декабре 1999, государства партнеры по НАТО готовятся к  выполнению CFE, после его ратификации всеми странами.

Греция также принимает участие в соглашении  об открытом воздушном пространстве (Open Skies Treaty), которое было подписано в Хельсинки 24 марта 1992, в пределах структуры встреч ОБСЕ. Страны-участники - 27 государств, а именно государства партнеры по НАТО и государства прежнего Варшавского договора. Также участвовали Кипр, Австрия, Швеция и Финляндия и Кыргызстан. Соглашение еще не вступило в силу, требуется ратификация 20 государств, (США, Канада, Россия, Украина, Германия, Великобритания, Франция, Италия, и Турция). Греция ратифицировала Соглашение 20 марта 1993. Концепции Соглашения заключаются в  объединении усилий по ограничению вооружения и предотвращению конфликтов в пределах структуры  ОБСЕ. Компетентные органы ОБСЕ следят за выполнением всех условий соглашения. Консультационный комитет находится в Вене и собирается 4 раза в год или в случае острой необходимости по требованию страны-участницы. Комитет определяет цели и способствует осуществлению соглашения.

 Важное значение сейчас придается расширению НАТО. Согласно Вашингтонскому саммиту (апрель 1999), первый шаг к расширению НАТО был сделан в 1997 году заявлением «Двери открыты». Это относилось к странам – кандидатам таким, как Албания,  Болгария, Румыния, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония. Эти страны вступили в предварительную стадию согласно «Плану действия», который определяет и оценивает вооруженные силы, экономические, юридические и другие отчеты, затрагивающие все аспекты военной и технической подготовки.1

В июне 2001, США объявили о потребности в дальнейшем, крупномасштабном расширении. Государства не должны иметь споров с  соседними странами и должны уважать права человека и права меньшинств. Все страны, за исключением Албании выполняют условия. Что касается военных условий (расходы, реструктурирование сил, однородность вооружения и т.д.), многие полагают, что они не являются столь критическими как предыдущие условия.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.