Участие России в Интеграционных процессах
Глава III. Перспективы интеграции России в мировую экономику
§1. Сотрудничество в рамках Европейского Союза
Существуют
две основные точки зрения на отношения России с ЕС. Сторонники одной считают
вполне необходимым и возможным курс на всемерное сближение с ЕС для того, чтобы
в перспективе вступить в тесный экономический союз. Согласно ст. 237 Римского
договора и ст. «О» Маастрихтского договора любая европейская страна может
претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции
полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для неё «гибель, потерю
управляемости, растворение». Думается, что в ближайшей перспективе вопрос о
возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны
вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и
ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный
на основе международного права, режим экономического взаимодействия,
охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС,
трансграничную торговлю услугами, движение капиталов,
учреждение и деятельность компаний. Значение СПС заключается в том, что в
последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном
сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным
торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую
роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный
импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного
российского экспорта. На его долю приходится 40% товарооборота России, против
5% - с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических связей
России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с его
определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро во
внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию
внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.
В
соответствии с Соглашением о партнерстве и Сотрудничестве для товаров ЕС и
России устанавливается национальный режим. Это означает, что российские товары
на рынке ЕС и товары ЕС на рынке России не могут облагаться налогами и сборами
более высокими, чем отечественные товары. В соответствии с Соглашением
отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны
российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов,
торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями. Соглашение
обязывает Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на
интеллектуальную и промышленную собственность. В целом Соглашение открывает
широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое
хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме
реализовать эти возможности. ЕС, формируя свою политику по отношению к России,
рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре
Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости экономических реформ в России,
ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему
принятию в ВТО и другие международные экономические организации. Направления и
особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и
трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках
СНГ. В ближайшие годы главной задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и
решение конкретных спорных вопросов в сфере торговли, в частности, по
антидемпинговой политике, проводимой в отношении России.
Шанхайская
Организация Сотрудничества, ШОС – субрегиональная международная организация, в
которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан
и Узбекистан. Общая территория входящих в ШОС государств составляет 61%
территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертую часть
населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после
США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский.
Штаб-квартира в Пекине.
Пессимистично
настроенные эксперты отмечают в качестве двух наиболее очевидных проблем ШОС
слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в
вопросе о ее статусе из-за дублирования многих функций ШОС Организацией
договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести
членов ШОС. К тому же Казахстан, Узбекистан и Киргизия пока не ратифицировали
хартию ШОС, принятую в 2002. Это тормозит регистрацию ШОС в ООН и, как
следствие, международное признание ее субъектности. Вместе с тем, такие страны
как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации
в лице АСЕАН
и ЕС
проявляют интерес к сотрудничеству.
Вопрос
о внешнеполитической ориентации стран-участниц остается одним из ключевых при
оценке перспектив развития этой организации. Аналитики отмечают, что такие
инициативы, как проект транспортного коридора от Шанхая до Санкт-Петербурга –
прообраза возрожденного «Великого шелкового пути» – был принят ШОС как
альтернативный после того, как ЕС и США поддержали проект транспортного
коридора из Европы в Азию ТРАСЕКА (TRACECA, Transport Corridor Europe Caucasus
Asia).
Наиболее
четко расхождения между странами ШОС обозначились в отношении войны в Ираке в
2003. Тогда Россия вместе с Францией и Германией пыталась предотвратить начало
войны, Китай на словах осудил действия антииракской коалиции, Казахстан,
Киргизия и Таджикистан заняли в целом нейтральную позицию, а Узбекистан
безоговорочно поддержал военную кампанию. Вместе с тем, тот факт, что
Узбекистан вышел в 2002 из образованной в 1997 региональной организации ГУУАМ
(Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова) и заблаговременно вступил в
2001 в ШОС, говорит о растущем весе и привлекательности этой организации для
стран региона.
Дальнейшему
усилению роли ШОС могут способствовать следующие меры:
1.
Вступление Индии. Подключение такого крупного и авторитетного
государства превратило бы ШОС в одну из наиболее влиятельных международных
организаций. Удалось бы значительно стимулировать экономическую кооперацию за
счет индийского потенциала, а также расширить вовлеченность Дели в политическое
сотрудничество на восточном и северном направлениях.
2.
Принятие Монголии, наряду с закрытием территориальной «бреши» в
ШОС и стимулированием экономического сотрудничества за счет потенциала (в
первую очередь ресурсного) этой страны, имело бы большой демонстрационный
эффект, поскольку в настоящее время основным торговым партнером Монголии
является США, что вполне характерно для посткоммунистической экономики
азиатского государства.
3.
Афганистан можно вовлечь в работу Шанхайской организации
сотрудничества, предоставив ему статус наблюдателя и активизировав роль ШОС в
борьбе с наркоторговлей и в усилиях по стабилизации положения в этой стране.
4.
Значительная активизация экономического сотрудничества в рамках
ШОС за счет государственного финансирования многосторонних проектов. Наилучшим
вариантом было бы создание программы или фонда развития ШОС, которые бы
финансировались из госбюджетов стран-членов.
5.
Направление экономической активности Китая в рамках ШОС в более
конструктивное русло, разъясняя преимущества широкого и комплексного подхода к
экономическому сотрудничеству, который в большей степени отвечал бы общим
интересам.
6.
Учреждение на базе экспертного Форума Шанхайской организации
сотрудничества, Международного института, призванного исследовать политическое
и экономическое развитие региона охвата ШОС.
Осуществление
вышеуказанных мер способствовало бы выходу Шанхайской организации
сотрудничества на новый этап развития, поставило бы ее в ряд наиболее
влиятельных международных институтов и способствовало бы продвижению российских
интересов в Азии.
§3. Интегрирование России в Ассоциацию Стран Юго-Восточной
Азии
Ассоциация
Стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South East Nations, ASEAN) –
региональная организация стран Юго-Восточной Азии. Образована в 1967. Включает
10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней (1984),
Вьетнам (1995), Лаос (1997), Мьянма (1997), Камбоджа (1999)).
Основные
цели АСЕАН:
–
ускорение экономического развития, социального и культурного прогресса стран
Юго-Восточной Азии (ЮВА);
–
укрепление мира и региональной стабильности;
–
расширение активного сотрудничества и взаимопомощи в области экономики,
культуры, науки, техники и подготовки кадров;
–
развитие более эффективного сотрудничества в сфере промышленности и сельского
хозяйства;
–
расширение взаимной торговли и повышение жизненного уровня граждан
стран-участниц;
–
установление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с другими международными
и региональными организациями.
В
странах Ассоциации считают, что Россия является, и будет оставаться великой
евроазиатской державой, что региональная безопасность выиграет от вовлечения ее
в важнейшие политические и мирохозяйственные процессы, идущие в АТР и ЮВА.
Начиная
с 1992 Россия на постоянной основе участвует в постминистерских конференциях
АСЕАН, являясь одним из диалоговых партнеров Ассоциации. С 1994 – в работе АРФ
по проблемам безопасности. По инициативе РФ в документах Форума нашла место
идея постепенного продвижения от налаживания мер доверия через этап
превентивной дипломатии к созданию системы региональной безопасности,
охватывающей тихоокеанскую Азию.
С
середины 1997 начал действовать Совместный комитет сотрудничества АСЕАН –
Россия, заседания которого периодически проходят в Москве или в одной из
асеановской столиц. Создан и действует предусмотренный диалоговыми отношениями
Фонд Россия – АСЕАН, занимающийся проблемами двустороннего экономического,
торгового и научно-технического взаимодействия. В его деятельности участвуют
представители как официальных, так деловых и академических кругов.
Успешно
развиваются торговые связи России со странами АСЕАН, лидирующих в системе
двусторонних экономических отношений.
Заметное
место в отношениях с такими странами АСЕАН, как Вьетнам, Индонезия, Малайзия
занимает военно-техническое сотрудничество. За счет военной техники российского
производства полностью осуществляется модернизация стратегических ракетных
войск, малайзийские ВВС оснащены самолетами российского производства.
Вполне
благополучно складывается положение с финансовыми интересами России в странах
АСЕАН. Индонезия досрочно рассчиталась по своему крупному долгу, восходившему к
1960-м годам. В 2000 подписано соглашение об урегулировании крупной
задолженности Вьетнама. Реализуется аналогичная договоренность с Лаосом.
Единственная проблема – задолженность Камбоджи, размеры которой, однако,
относительно невелики.
С
учетом того, что государства Юго-Восточной Азии в последнее время все более
наращивают торговые связи с Россией, причем особое внимание уделяется в первую
очередь не сырьевой стороне экономики, а ВПК, можно предположить, что в
ближайшем будущем Россия вступит в АСЕАН. Такое решение могло бы
поспособствовать ещё более тесным контактам между государствами-членами АСЕАН и
Россией.
Интеграция
России в мировую экономику – важнейшая задача, от выполнения которой зависит
дальнейшее развитие страны и успешное продвижение нынешнего экономического
курса. В настоящее время в мире не осталось фактически ни одного государства,
которое могло бы существовать изолированно от других участников международных
отношений.
Основными
формами интеграции являются:
1.
Зона свободной торговли;
2.
Таможенный союз;
3.
Платежный союз;
4.
Общий рынок;
5.
Экономический и валютный союз.
Наиболее
ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский Союз.
ЕС удалось достигнуть сочетания в себе фактически всех форм экономической и
политической интеграции, благодаря чему была образована устойчивая, постоянно
расширяющаяся, интеграционная группировка. Исходя из успеха Евросоюза, можно
предположить, то наиболее эффективным является именно такой механизм
интеграции, какой был применен в ЕС.
В
настоящее время Россия является полноправным участником большинства наиболее
влиятельных международных интеграционных группировок, что позволяет ей
лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане
наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое
Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.
ЕЭП
России, Украины, Белоруссии и Казахстана имеет своей целью создание
достаточного основания для обеспечения свободной торговли между входящими в
него государствами. К сожалению, из-за политической нестабильности в Украине,
постоянной смены власти в этой стране и, как следствие этого, неопределенности
её внешнеполитического курса, Украина до сих пор не ратифицировала весь пакет
соглашений по ЕЭП, а значит не может полноценно принимать участия в работе
сообщества. Несмотря на это три государства в 2007 году подписали соглашение об
организации таможенного союза, что может послужить основой для дальнейшей
экономической и политической интеграции государств.
АТЭС
также преследует цель укрепления экономических отношений между
странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами
Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений.
Несмотря на это, до последнего времени Россия не принимала серьезного участия в
работе форума. Однако в 2005 году резидент РФ В.В. Путин объявил, что АТЭС
является для России важнейшим партнером. После этого произошла заметная
активация деятельности России в данной организации, а на последнем саммите было
решено, что саммит АТЭС-2012 пройдет во Владивостоке.
Содружество
Независимых Государств в последнее время испытывает серьезный кризис. К
сожалению, СНГ сейчас фактически разделилось на 3 лагеря: государств,
стремящихся к взаимной интеграции с Россией; государств, стремящихся к
интеграции в ЕС и государств, пытающихся быть лояльными и той и другой стороне.
Особенно такое разделение усилили ряд бархатных революций, а также
энергетические конфликты с Украиной и Белоруссией. Однако, несмотря на это СНГ,
остается важнейшей организацией, поскольку основан не на желании
государств-членов, а на необходимости интеграции, поскольку все страны,
входящие в СНГ неразрывно связаны культурно, экономически и политически.
Идея
вступления России в Европейский Союз в настоящее время не актуальна. Гораздо
более важным для обеих сторон является задача построения крепкого
экономического сотрудничества. ЕС является одним из главных торговых партнеров
России, хотя в последнее время из-за чреды энергетических скандалов между
Россией и некоторыми государствами СНГ европейские страны все более
задумываются об уменьшении роли РФ в поставках сырья в ЕС.
Шанхайская
Организация Сотрудничества также имеет ряд проблем. Прежде всего, это
дублирование большинства её функций другими международными организациями,
членами которых являются страны-участники ШОС. Однако данная группировка имеет
серьезный потенциал, который в первую очередь определяется экономическим
потенциалом России и Китая, участвующих в ней. Для его раскрытия ШОС следует
принять ряд стабилизационных и прогрессивных мер, которые могут способствовать
расширению роли данной организации.
В
последние годы все больше растет интерес России к государствам Юго-Восточной
Азии, что в первую очередь вызвано тем, что именно там располагаются наиболее
перспективные рынки сбыта продукции российского ВПК. В настоящее время уже существует
и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой направлена на
сближение России с организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем
вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран
данного региона.
В
целом, Россия уже сейчас является полноценным членом мирового сообщества. В
последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом
большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её
отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические
интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить
ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить
товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на
российской экономике в целом.
1.
Гринберг Р.С. Перспективы валютной интеграции на постсоветском
пространстве// Формирование интеграционных объединений стран СНГ: финансовый,
валютный, банковский аспекты. – М.: «Финансы и статистика», 2006, с. 171-179.
2.
Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Изд-во БЕК, 2000. –
464 с.
3.
Мировая экономика. Под ред. Щербанина. – М.: «Юнити-Дана», 2007,
423 с.
4.
Мировая
экономика: прогноз до 2020 года. Под ред. А.А.
Дынкина. – М.: Магистр, 2007. 647с. (ИМЭМО РАН)
5.
Лукин А. Шанхайская организация сотрудничества: что дальше?//
Россия в глобальной политике, 2007, №3, с.15-17.
6.
Подколзина
И. Единая Европа: Эксперимент в реальном времени// Мировая экономика и
международные отношения, 2000, №8, с.23-27.
7.
http://www.shos2007.ru/
8.
http://www.kremlin.ru/events/articles/2005/12/98762/98842.shtml
9.
http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010296/1010296a1.htm
10.
http://apec.technet.ru/
11.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Единое_экономическое_пространство
12.
http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_70457.html
13.
http://www.kremlin.ru/text/appears/2004/05/64803.shtml
14.
http://www.krugosvet.ru/articles/107/1010706/1010706a1.htm
15.
http://www.vladcity.ru/center/ru/publications/kopilov_APEC/contents.htm.
Страницы: 1, 2, 3
|