Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г
Установление правового фундамента в кыргызско-российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г
Установление правового фундамента в кыргызско- российских отношениях и Политический диалог в период 1991-2000 г. Обобщая итоги внешнеполитической деятельности за весь промежуток
времени (1991-2000), президент КР подчеркнул: «Интенсивно и плодотворно
развивались взаимоотношения Кыргызстана с Россией, нашим основным
стратегическим партнером. Хотелось бы отметить высокий уровень
политического взаимопонимания и делового партнерства который присущ нашему
сотрудничеству с первого дня установления дипломатических отношений». Приоритетность связей с Россией предопределены всей историей развития
Кыргызстана и обусловлена множеством факторов. Во-первых, вековыми политическими, хозяйственными и духовными связями,
которые сопровождались в последние десятилетия тесным взаимоотношением
экономик и иных сфер жизнедеятельности двух государств. Распад СССР
временно ослабил это взаимодействие, качественное изменение ситуации
обуславливается тем, что на современном этапе речь идет о сотрудничестве
двух равноправных суверенных государств. Во-вторых, общностью целей двух государств в осуществление глубоких
демократических преобразований, преодоление кризисных явлений в социально-
экономической области. Россия с учетом ее мощной и диверсифицированной
хозяйственной структуры и нарастающих рыночных возможностей способна в
послекризисный период сыграть роль локомотива для кыргызской экономики,
равно как и для экономик других стран СНГ. В-третьих, нарастанием взаимного притяжения Кыргызстана и России друг
к другу в связи с тем, что обе страны в обозримом будущем не смогут
включиться на равных в мировое разделение труда и выдержать усиливающуюся
конкуренцию на международных рынках (за исключением лишь некоторых сырьевых
товаров). Поэтому сама история поставила перед ними задачу координации
действий и кооперации ресурсов. Развитие двусторонних отношений – это многомерный процесс, включающий
осознанное движение стран навстречу друг другу. Существенное влияние на
уровень и состояние кыргызско-российских отношений оказали особенности
внешнеполитической стратегии РФ. Политическое руководство КР осознало
возможность возрождения России в качестве великой державы прежде всего при
условии всестороннего развития и укрепления сотрудничества в общепризнанной
сфере ее жизненно важных интересов внутри СНГ. В наиболее концентрированной форме эти установки получили выражение в
«Стратегическом курсе РФ с государствами – участниками СНГ», утвержденном
Указом Президента России Б. Ельцина 14 сентября 1995 г. Реализация Указа и
новый взгляд, в частности, на страны Центральной Азии, стали мощным
императивом в Российской внешней политике. Характер, динамика и открытость кыргызско-российских отношений
подтверждают это. Не случайно Президент РФ Б. Ельцин, выступая на пресс-
конференции по итогам официального визита Президента КР .А.Акаева в Россию
в марте 1996 г. оценил состояние двусторонних отношений между Кыргызстаном
и Россией, как образец для других государств в СНГ. Если рассматривать эти взаимоотношения во временной ретроспективе, то
можно выделить группу узловых документов, отражающих важнейшие вехи
сотрудничества. Прежде всего следует отметить Договор об основах межгосударственных
отношений КР и РФ, подписанный 21 июля 1991 г. по прибытию Президента РФ Б.
Ельцина с официальным визитом в КР, 20-21 июля 1991 г., обсуждались вопросы
кыргызско-российского сотрудничества. Впервые в истории двух государств в Договоре официально закрепилось: «
Высокие Договаривающиеся Стороны признают друг друга суверенными
государствами и обязуются воздерживаться от действий, которые могут нанести
ущерб государственному суверенитету другой Высокой Договаривающейся
Стороны. Отношения между Высокими Договаривающимися Сторонами строятся на
основе принципов суверенного равенства и уважения прав, присущих
суверенитету, не применения силы или угрозы силой, включая экономические и
иные способы давления, территориальной целостности и нерушимости границ,
мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения
прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться
своей судьбой, добросовестного выполнения обязательств, взаимовыгодного
сотрудничества и других общепризнанных норм МП». Несмотря на то, что Договор был заключен еще в рамках бывшего СССР, он
создал правовую основу для дальнейшего развития двусторонних отношений. После распада СССР перед новыми независимыми государствами встала
задача формирования договора- правовой базы в соответствии с нормами МП. Первыми документами такого рода стали Протокол об установлении
дипломатических отношений между КР и РФ 20 марта 1992 г. При этом они
руководствовались стремлением развивать свои отношения содействовать
осуществлению целей и принципов СНГ. Также Протокол о сотрудничестве и
координации деятельности между МИДами от 24 апреля 1992г. и Договор о
Дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между КР и РФ от 10 июня 1992г
Этими документами были окончательно установлены дипломатические отношения
между Кыргызстаном и Россией. Последним договором определены основные
направления сотрудничества и взаимодействия РФ и КР в политической,
экономической, военной, гуманитарной и иных сферах. В преамбуле Договора отмечалось значение исторических сложившихся
прочных связей двух государств, традиций доброго общения и взаимодействия
народов. В статье 1 закреплено: «Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои
отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь
принципами взаимного уважения государственного суверенитета и
территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения
силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления
равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения
прав человека и основных свобод добросовестного выполнения обязательств, а
также другими обще производственными нормами МП.» Статья 2 гласит: Высокие Договаривающиеся стороны взаимодействуют в
целях укрепления мира, повышения стабильности как в глобальном, так и
региональном масштабе. Они координируют свою внешнеполитическую
деятельность, способствуя продолжению процесса разоружения и укреплению
коллективной безопасности, а также усилению миротворческой роли ООН и
повышению эффективности региональных механизмов. Они прилагают усилия для
содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций,
затрагивающих интересы сторон. Стороны координируют свои позиции в этих
областях с целью осуществления в необходимых случаях совместных или
согласованных действий. В соответствии с Договором Россия и Кыргызстан являются дружественными
государствами. Данный Договор был заключен сроком на десять лет. Дипломатические отношения между странами быстро обрели полноформатный
характер: были открыты посольства, главам государств вручили верительные
грамоты первые послы суверенных государств. Открытие в Бишкеке посольства РФ 8 сентября 1992 г. свидетельствовало
о том, что в летописи взаимоотношений народов двух государств,
насчитывающей уже многие столетия богатейшей истории, была открыта новая
страница. От 1-го кыргызского посла в России Баатыра до 1-го российского
посольства в Кыргызстане прошло более двух столетий. Дружба кыргызов и
народов России испытана временем. Благодаря ей, достигнуты впечатляющие
результаты. В КР послом стал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ М.А. Романов, а в России – Чрезвычайный и Полномочный Посол КР А.К. Манаев. Но а с января 1997 г. РФ в КР представляет новый Чрезвычайный и
полномочный Посол Г.А. Рудов. Уместно заметить, что посольства КР было открыто в Москве на базе
действовавшего много лет Постоянного представительства КР в России. Что же
касается Российской стороны, то она открыла свое посольство в Кыргызстане
впервые. Министерства иностранных дел, двух государств договорились о
регулярном проведении переговоров и консультаций на уровне министерств
иностранных дел и других уровнях по международным и двусторонним вопросам,
представляющим взаимный интерес. Совместными усилиями созданы
благоприятные условия для взаимодействия дипломатических служб и
ознакомления с опытом друг друга посредством обмена стажерами, экспертами,
проведения семинаров и совместных исследований, налаживания различных форм
прямой связи, подготовки и переподготовки специалистов для дипломатической
службы. Взаимодействие МИДов двух сторон носит многоуровневый характер, имеет
свой отлаженный механизм. Здесь приводятся некоторые звенья этого механизма:
Состояния дел в конкретной сфере , подготовку, подписание работы над
договорно-правовой базой двусторонних отношений, которые включают в себя
аналитическую деятельность, изучение договоров, соглашений, других
межгосударственных, межправительственных и межведомственных актов,
выработку регуляторов их ратификации и практического осуществления;
Двусторонние консультации, включающие обмен дипломатическими делегациями
разного уровня для обсуждения актуальных проблем и перспектив кыргызско-
российского сотрудничества, стажировки дипломатов, направление специалистов
МИДА КР в МИД РФ с целью ознакомления с практикой работы его
функциональных подразделений, обмена опытом, повышения квалификации;
Квотное обучение посланцев Кыргызстана в Дипломатической Академии и МГИМО
МИД России, а также содействия указанных заведений функционированию
факультета МО КРСУ;
Формирование информационной базы, помощь внешнеполитического ведомства РФ в
расширении банка данных, фондов архива и библиотеки МИДа КР за счет
специальной литературы международно-правового, дипломатического профиля, а
также сборников документов СНГ, ОБСЕ и ООН;
Практические мероприятия – организация визитов, контакты посольств,
совместные шаги на международной арене. Активность, динамизм работы дипломатических ведомств двух стран,
несмотря на сложности 1-х лет, давали импульс развитию двусторонних
кыргызско-российских отношений. Однако, это не означало, что они имели лишь
однолинейное измерение. Проблем, трудностей возникало немало, но обе
стороны находили пути их решения. В короткий срок была отлажена система периодических встреч на уровне
Глав государств, правительств, парламентов и ведомств двух стран. 10-11 февраля 1993 года состоялся рабочий визит Президента КР А.
Акаева в Москву. В ходе визита состоялись встречи с президентом РФ Б.
Ельциным и Главой Правительства РФ В. Черномырдиным. На этой встрече
обсуждались вопросы кырзызско-российского сотрудничества. Была достигнута
договоренность о предоставлении Кыргызстану российского льготного кредита
на 75 млрд. рублей. Был решен и ряд других практических проблем кыргызско-
российского сотрудничества. Но а 30 мая 1993г официальная делегация КР во главе с Президентом А. Акаевым приняла участие в торжествах, посвященных 290 –летию г.Санк-
Петербурга. Было заключено соглашение о расширении сотрудничества КР с г.
Санк-Петербургом. 6 августа 1993 года образовано добровольное общество «Кыргызстан-
Россия, целью которого является всемирное содействие укреплению дружбы и
разносторонних связей между народами двух равноправных государств. 24-25 января 1994г. в Бишкеке с официальным визитом находилась
Правительственная делегация во главе с министром иностранных дел
А.Козыревым. В ходе этого визита состоялся обмен мнениями с Президентом КР
по вопросам дальнейшего развития российско-кыргызских отношений, о
положении в Среднеазиатском регионе, о путях нормализации обстановки в
Таджикистане и вокруг него, а также пот некоторым другим проблемам,
представляющим взаимный интерес. Стороны обменялись ратификационными
грамотами Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам, подписали Консульскую конвенцию. Но, а в 1994 г. 12февраля состоялся официальный визит
Правительственной делегации КР во главе с премьер-министром А.Джумагуловым.
В ходе этого визита состоялась встреча с главой Правительства РФ
В.Черномырдиным и таким образом было подписано соглашение о торгово-
экономическом сотрудничестве в 1994г. 22 февраля 1994 г. в Кремле Президент России Б.Ельцин и Президент
Кыргызстана А.Акаев обсудили вопросы о положении русскоязычного населения,
расширения торгово-экономического сотрудничества, а также о ситуации в
Центральной Азии, Таджикистане и другие проблемы. 21 сентября 1995 года в Москве состоялись переговоры министерств
иностранных дел РФ и КР между Р.Отунбаевой и В.Козыревым обсуждался широкий
круг вопросов углубления двустороннего сотрудничества, ситуация в СНГ и
пути укрепления СНГ, обстановки в Среднеазиатском регионе, положение
русскоязычного населения в КР. Большое внимание было уделено координации
позиций по международным вопросам в свете 50-й сессии ГА ООН. Министры с удовлетворением отметили динамичный характер развития
кыргызско-российских отношений, высокую степень взаимопонимания по
региональным и международным проблемам, выразили решимость вносить
конкретный вклад в деле дальнейшей интеграции в рамках СНГ. В.Козарев и Р.Отунбаева подписали Соглашение о статусе корреспондентов
СМИ обеих стран и План мероприятий по сотрудничеству между МИД РФ и МИДКР
на 1996 г. Состоялся также обмен грамотами о ратификации кыргызско-
российской консульской конвенции. 20 декабря 1995 г. в Москве состоялась рабочая встреча президентов КР
И РФ. Они обменялись мнениями по широкому кругу проблем, представляющих
взаимный интерес. Выражена обоюдная приверженность курсу на углубление
демократических преобразований и экономических реформ в обеих странах,
дальнейшее укрепление кыргызско-российского сотрудничества и
стратегического партнерства по всем направлениям двусторонних отношений , в
рамках СНГ, в вопросах региональной и международной политики. Особое внимание руководители России и Кыргызстана уделили различным
аспектам гуманитарного сотрудничества, включая вопросы миграции и
положение Россиян в КР, а также углубление и повышение эффективных
интеграционных процессов между странами СНГ. Члены Правительства Кыргызстана, в том числе Премьер-министр
А.Джумагулов, его заместитель, Я. Фишер в 1995-1996 гг. осуществляли
рабочие поездки в Москву. Всего в 1996 г. более 30 различных российских представителей и
делегаций побывали в Бишкеке. Следует особо выделить специфику официальных визитов президентов
суверенных государств. Каждый из них знаменует собой крупную веху в
развитии межгосударственных отношений. Показательным в связи с этим является официальный визит Президента
А.Акаева в Россию в марте 1996 г. В состав делегации вошли: Премьер-министр
А.Джумагулов, Гос.секретарь и.Абдуразиков, министр иностранных дел
Р.Отунбаева, мэр г. Бишкек Б.Силаев, министр образования и науки А.Какеев,
чрезвычайный и Полномочный Посол КР в РФ А. Мамаев и министр по делам
сотрудничества с государственными участниками СНГ Я.Фишер. В ходе визита состоялись встречи А.Акаева с Президентом Б.Ельциным,
Премьер-министром В.Черномырдиным, Председателем Гос.Думы Г.Селезневым,
Министром иностранных дел Е. Примаковым, мэром г.Москвы Ю.Лужковым,
мэром г.Санк-Петербурга А..Собчаком. Во время беседы с Президентом РФ обсуждалось состояние двустороннего
сотрудничества в политических, торгово-экономических и культурно-
гуманитарной областях. Было отмечено, что в целом кыргызско-российские
отношения развиваются на прочной дружественной основе. Особое внимание президенты уделили положению русскоязычного населения
КР. Президент Б.Ельцин приветствовал решение Кыргызстана присоединиться км
Таможенному союзу и Договору об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях. Президенты обменялись мнениями о ситуации в конфликтных регионах СНГ,
подчеркнув необходимость укрепления системы коллективной безопасности в
рамках Сотрудничества. Вопросы межпарламентного сотрудничества Кыргызстана с Россией и
другими государствами-участниками СНГ обсуждались на встрече с
Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Е.Строевым. Стороны высказались за дальнейшую совместную деятельность парламентов
по сближению национальных законодательств, за создание единого правового
пространства на территории СНГ, экономическое и культурно-гуманитарное
сотрудничество между КР и РФ. Во время встречи с мэром Москвы Ю.Лужковым были затронуты проблемы
регионального сотрудничества, взаимодействия мэрий столиц двух государств.
Ю.Лужков заверил, что мэрией Москвы будет оказано всяческое содействие
установлению прямых связей между предприятиями столиц, в организации и
проведении Дней культуры Кыргызстана в РФ. В обшей сложности во время визита было подписано 13 важных документов. Придавая приоритетное значение двусторонним отношениям, Президенты КР
и России неоднократно выступали инициаторами укрепления и развития
многосторонних интеграционных процессов в рамках СНГ. Обе страны являются
участниками четырехстороннего Договора между Россией, Кыргызстаном,
Белоруссией и Казахстаном об углублении интеграции в экономической и
гуманитарной областях в марте 1996 г., Ташкентского Договора о
коллективной безопасности. С точки зрения политики для стран СНГ весьма важным является
Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ который был подписан 10
февраля 1995 г. в Алма-Ате главами всех 12 государств. Государства СНГ заявили о том, что они будут воздерживаться от
военного, политического, экономического и иных форм давления друг на друга. Государства подтвердили нерушимость существующих границ друг друга и
выступили против любых действий, подрывающих их незыблемость, и намерены
решить все споры, возникающие по вопросам границ и территорий, только
мирными средствами. Государства должны воздерживаться от любого прямого или косвенного
вмешательства во внутренние дела другого государства-участника, а также
воздерживаться от участия в союзах или блоках, направленных против любой
из стран СНГ. Государства по этому Меморандуму обязуются не поддерживать на
территории других государств содружество сепаратистских движений , а также
сепататистские режимы, если таковые возникнут, не устанавливать с ними
политических, экономических и других связей; не допускать использование ими
территорий и коммуникаций государств СНГ; не оказывать им экономической,
финансовой, военной и другой помощи. Государства будут поддерживать усилия
друг друга по дальнейшему укреплению мер доверия и безопасности между ними. Во время визита в Москву Премьер-министра А.Джумагулова в марте
1995 г. состоялись консультации по вхождению КР в Таможенный Союз (Россия,
Казахстан, Беларусь). В ходе визита выработаны следующие документы:
Протокол согласования тарифного регулирования;
Протокол согласования нетарифного регулирования;
Протокол согласования экспорта пошлин;
Протокол согласования импортных пошлин. Не менее насыщенным был визит в КР Правительственной делегации РФ во
главе с заместителем Председателя Правительства А.Большаковым в октябре
1995 г. Обсуждались вопросы вступления в Таможенный Союз, совместного
использования ряда военных объектов на территории Кыргызстана,
сотрудничества в области телерадиовещания, модернизации оборудования
гидроэлектростанций. Подписано 12 документов, в том числе:
Договор о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в КР и граждан
КР, постоянно проживающих в РФ;
Соглашение об основных принципах создания финансово-промышленных групп;
Соглашение о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности;
Соглашение о контроле продукции, поставляемой для Вооруженных Сил РФ и
Вооруженных Сил КР.
Страницы: 1, 2
|