скачать рефераты

МЕНЮ


Внешнеэкономическая деятельность Украины

В таких условиях, сложившаяся в стране ситуация требует:

Ø     усиления контроля над репатриацией украинских капиталов,

Ø     создания условий для надежного и выгодного помещения иностранной валюты в национальные банки.

Но для этого необходимо скорректировать политику либерализации ВЭД в сторону более четкой и рациональной организации государственного контроля ВЭД, который, с одной стороны, должен обеспечить защиту государственных интересов, а с другой стороны, не нарушать действия субъектов хозяйственной деятельности как с экономической, так и с правовой точек зрения.

На современном этапе складывающиеся направления развития внешнеэкономических связей Украины создают реальную угрозу национальному производству, которое уже сейчас серьезно страдает от конкуренции многих товаров, поступающих по импорту. К такой свободной, не защищённой государством конкуренции украинская промышленность еще не готова. Здесь необходим весьма взвешенный подход при определении приоритетов во внешнеэкономической политике Украины и выборе тех или иных средств такой политики, способных защитить от разрушения ряд отраслей украинской промышленности, и, прежде всего, наукоёмких производств. По некоторым оценкам, если положение не изменится, через 2-3 года может сложиться ситуация, при которой многие отрасли национальной промышленности, включая электронику и некоторые другие наукоёмкие и трудоёмкие прогрессивные виды производства, окажутся окончательно разрушенными. [4]


1.4 Статистические данные об объёмах экспорта и импорта Украины в 2005-2007 гг


В январе-июне 2005 г. объемы экспорта товаров и услуг из Украины по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. увеличились на 9,3%, импорта - на 26,5% и составили соответственно $19,7 млрд. и $17,8 млрд. Положительное сальдо внешней торговли в этот период достигло $1942,9 млн. (против $3981 млн. в первом полугодии 2004 г.). Об этом сообщил Госкомстат Украины 31 августа.

Общий объем экспорта украинских товаров и услуг в страны СНГ составил $6,1 млрд. и увеличился в сравнении с январем-июнем 2004 г. на 18,7%, в другие страны мира - $13,6 млрд. (+5,6%).

Объем импорта товаров и услуг в Украину из стран СНГ составил $8,4 млрд. (на 14,9% больше показателя I полугодия 2004 г.), из других стран мира - $9,4 млрд. (+39%).

Объемы экспорта товаров из Украины за январь-июнь 2005 г. увеличились на 9,2%, импорта - на 26% и составили соответственно $16935,1 млн. и $16553,8 млн. Положительное сальдо внешней торговли товарами, по данным Госкомстата, снизилось до $381,3 млн. (в январе-июне 2004г. - $2371,4 млн.).

Наибольшие объемы экспортных поставок украинских товаров осуществлялись в Российскую Федерацию (20,1% от общего объема экспорта), Турцию (6,3%), Италию (5,7%), Германию (4,4%), Польшу (3%), США (2,5%), Индию и Беларусь - по 2,3%.

На долю продуктов растительного происхождения в общем объеме экспорта пришлось 3,6% (в т.ч. зерновых культур - 3,1%), готовых пищевых продуктов - 3,4%, живых животных, продуктов животного происхождения - 1,9%.

В общем стоимостном объеме экспорта товаров по сравнению с январем-июнем 2004 г. увеличилась доля зерновых культур, нефти и продуктов ее перегонки, удобрений. Вместе с тем, уменьшилась доля семян и плодов масличных культур, жиров и масел животного или растительного происхождения.

Наибольшие объемы импортных товаров в первом полугодии т.г. поступили из России (36,1%), Туркменистана (9,2%), Германии (8,9%), Китая (4,4%), Польши (3,5%), Италии (2,7%), Франции (2,4%), Беларуси (2,3%).

Поставки готовых пищевых продуктов в общем объеме украинского импорта составили 3,6%.

В общем стоимостном объеме импорта товаров уменьшилась доля зерновых культур, сахара и кондитерских изделий из сахара.

Среди регионов Украины наибольшие объемы экспорта товаров осуществлялись предприятиями Донецкой (24,7%), Днепропетровской (18,2%) областей, г.Киев (12%), Запорожской (7,8%), Луганской (5,8%), Полтавской (5,6%) и Одесской (3,4%) областей.

Наибольшие импортные поступления осуществлялись предприятиями г.Киев (36,7%), Днепропетровской (7,8%), Донецкой (7,6%), Запорожской (4,6%), Одесской (4,1%), Киевской (3,8%) и Харьковской (3,7%) областей. [5]

Среднемесячные поступления в Госбюджет в августе-октябре 2006 года составили 3965,1 млн. грн, что на 30 %больше, чем за январь-июль 2006 года. (3040,4 млн.грн).

Основные приоритеты в работе таможенной службы в конце 2006 года были сформированы заданиями, предоставленными Государственным бюджетом Украины, упрощением и модернизацией таможенных процедур на границах и внутри страны, обеспечением комплексного контроля соблюдения таможенного законодательства субъектами ВЭД и гражданами, разработкой и имплементацией таможенного законодательства, которое должно соответствовать международным стандартам и стандартам ЕС, а также развитием и совершенствованием функциональных подсистем Единой автоматизированной информационной системы Гостаможслужбы и реализацией перспективных информационных технологий.

На протяжении августа-октября 2006 года товарооборот Украины составил 22,5 млрд. дол. США, что на 4,4 млрд. дол. США, или на 24 % больше, чем за аналогичный период 2005 года. Увеличение товарооборота Украины произошло как за счёт роста импорта, так и экспорта. При этом темпы роста экспорта выше, чем темпы роста импорта (26 % против 23%). (Приложение. Диаграмма 1)

В том числе товарооборот Украины:

- со странами СНГ – 9,0 млрд. дол. США;

- с другими странами – 13,6 млрд. дол. США.

Импорт товаров за август – октябрь 2006 года составил 11,9 млрд. дол. США, что на 23 % больше, чем за аналогичный период в 2005 году.

В том числе:

- из стран СНГ – 5,4 млрд. дол. США;

- из других стран – 6,5 млрд. дол. США. (Приложение. Диаграмма 2)

 Без товаров топливно-энергетической группы импорт составил 804 млрд. дол. США.

Наибольшие объёмы импорта в Украину за август-октябрь 2006 года имеют такие отраслевые группы товаров:

- машины, оборудование – 3,5 млрд. дол. США (темп роста – 33 %);

- топливно – энергетические товары – 3,5 млрд. дол. США (темп роста – 19 %);

- продукция химической промышленности – 1,7 млрд. дол. США (темп роста – 29 %).

Экспорт товаров в августе – октябре 2006 года составил 10,6 млрд. дол. США, что на 26 % больше, чем за аналогичный период 2005 года.

В том числе:

- в страны СНГ – 3,7 млрд. дол. США;

- в другие страны: - 6,9 млрд. дол. США. (Приложение. Диаграмма 3)

Наибольшие объёмы экспорта товаров в 2006 году наблюдаются по следующим отраслевым товарным группировкам:

- металлы и изделия из них – 4,6 млрд. дол. США (рост на 41 %);

- машины, оборудование – 1,5 млрд. дол. США (рост на 21 %);

- продовольственные товары – 1,5 млрд. дол. США (рост на 17 %);

- продукция химической промышленности – 1,1 млрд. дол. США (рост на 24 %);

- топливно-энергетические товары – 0,6 млрд. дол. США (падение на 9 %).

В январе – марте 2006 года тенденции экспорта аналогичны 2005 году, а с мая по октябрь наметилась значительная тенденция роста экспорта по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.

Характерной особенностью 2006 года является рост экспорта в августе (на 5 % по сравнению с июлем).

На протяжении 2003 – 2005 года в августе наблюдалось сезонное падение ВЭД. В 2006 году наметилась позитивная тенденция увеличения темпов прироста экспорта, при этом импорт имеет тенденцию к уменьшению темпов роста. Этот показатель уменьшился больше, чем в 2 раза по сравнению с 2003 годом. (Приложение Диаграмма 4)

В ходе реализации поставленных перед Гостаможслужбой заданий, достигнуты положительные результаты. Среднемесячные поступления в Госбюджет в августе – октябре 2006 года составили 3965,1 млн. грн., что на 30 % больше, чем за январь – июль 2006 года (3040,4 млн. грн.). В общем, в течение 10 месяцев 2006 года Гостаможслужба обеспечила поступления в Госбюджет доходы в сумме 33178,2 млн. грн, что на 7999,6 млн. грн. Больше, чем за аналогичный период 2005 года.

Благодаря применяемым мерам по обеспечению контроля определения таможенной стоимости товаров на протяжении августа – октября 2006 года дополнительные поступления в бюджет от корректировки таможенной стоимости возросли, по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 18% и составили 304,2 млн. грн. Постоянно изучаются и анализируются результаты таможенного оформления, используются мероприятия по усилению контроля правильности определения таможенной стоимости бытовой техники, которая ввозится на таможенную территорию Украины. В результате, при импорте этих товаров, еженедельные объёмы таможенного оформления в количественных и стоимостных показателях, а также поступления таможенных платежей в бюджет по сравнению с соответствующими показателями до внедрения мониторинга, увеличились почти на 50 %. [6]


1.5 Государственная политика в сфере ВЭД


Чтобы изменить крайне неблагоприятное развитие событий, необходимо, наконец, покончить с заблуждением, что государство лишь должно создавать правила рыночного поведения, а уж экономика, если ей не мешать, сама пойдёт рыночным путём саморазвития и саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, государство нигде и никогда не играло роли стороннего наблюдателя. Оно нередко и весьма активно вмешивалось в экономические процессы, и особенно это относится к кризисным состояниям в экономике. Ни в одной стране мира выход из кризиса не происходил (да и не мог происходить) без существенного воздействия государства на экономику. И лишь затем становится реальным все большее воздействие рыночных стимулов и методов. А уж внешнеэкономической деятельности вышесказанное касается в первую очередь.

В целях существенного повышения эффективности участия Украины в международном разделении труда, в мировых связях, изменения положения во внешнеэкономической сфере, основной упор следует сделать на государственную поддержку, например, отраслей-локомотивов с сильным госсектором, включая оборонные отрасли с мощным научно-техническим потенциалом, способных к интервенции в мировую экономику, а также к налаживанию высокоэффективного производства, чтобы на этой основе стимулировать развитие других отраслей промышленности, и прежде всего тех, которые позволят добиться значительного внутреннего роста производства и потребления.

1. На первых порах в качестве первоочередных мер целесообразно предпринять попытки в поисках соответствующих "ниш" на мировых рынках для той продукции, доведение которой до уровня мировых требований возможно в короткие сроки за счет сравнительно ограниченных средств.

Для реализации такой внешнеэкономической политики необходимы конкретные государственные программы, подкрепленные соответствующим финансированием, и система хорошо организованного государственного контроля их реализации.

2. Следует также наладить эффективную поддержку экспорта путем увеличения государственного кредитования экспортеров и производителей, достаточно широкое предоставление государственных гарантий под экспортные операции. На смену многим мелким организациям, выходящим в настоящее время на внешний рынок, должны прийти сравнительно немногочисленные внешнеторговые организации, объединяющие вокруг себя производителей, выпускающих значительные объемы экспортной продукции, крупные внешнеэкономические специализированные акционерные общества, предоставляющие на возмездной основе на высоком профессиональном уровне внешнеторговые, транспортно-экспедиторские, финансовые, валютно-кредитные и др. услуги, внешнеэкономические ассоциации, холдинги и т.д.

3. Одной из важных сфер ВЭД является привлечение иностранных капиталов в украинскую экономику. Но при этом крайне необходимо определить приоритетные отрасли и виды производств, куда в первую очередь следует эти инвестиции привлекать, а также создать для этого соответствующие экономические условия и правовое обеспечение гарантий этих капиталовложений. И если иметь ввиду привлечение иностранных инвестиций, то в этом плане приоритетными отраслями скорее должны быть такие, которые имеют экспортную структуру и направленность и могут достичь необходимой конкурентоспособности в процессе участия в мировых хозяйственных связях.

4. В то же время крайне важно разработать и последовательно осуществлять активную политику защиты украинского внутреннего рынка. Необходима рациональная политика избирательного протекционизма наиболее важных для украинской экономики отраслей, связанных в первую очередь с авиакосмической индустрией, с некоторыми отраслями ВПК и др.

Таким образом, государство призвано не только задавать общие ориентиры реформы ВЭД, но и последовательно прокладывать им дорогу. При этом в первую очередь нужна жесткая и в то же время взвешенная политика государства, направленная на преодоление кризисных ситуаций, с тем, чтобы превратить ее в эффективный сектор украинской экономики. [4]


1.6 Практическое применение государственного регулирования в сфере ВЭД


Результатом последовательной и настойчивой работы Гостаможслужбы по присоединению к Международной конвенции про упрощение и гармонизацию таможенных процедур (Киотская конвенция) стало принятие в октябре 2006 года Верховной Радой Украины соответствующего закона, проект которого был разработан Гостаможслужбой. Присоединение Украины к этой конвенции будет способствовать закреплению единых международных стандартов и подходов к регламентации тождественных правоотношений в таможенном деле в Украине, устранению расхождений в таможенных процедурах, которые препятствуют развитию международной торговли и осуществлению ВЭД украинскими предприятиями, упрощению таможенных процедур и стимулированию международного сотрудничества, введению в национальное законодательство общепринятых порядков осуществления таможенного контроля, использованию информационных технологий и расширению правовой базы для совершения общего таможенного контроля со смежными странами.

Продолжается работа по приведению законодательства Украины в сфере защиты прав интеллектуальной собственности до уровня мировых стандартов. Кабинетом Министров Украины рассмотрен, и в октябре 2006 года направлен в Верховную Раду Украины разработанный Гостаможслужбой законопроект, которым предусмотрено предоставление таможенным органам права приостанавливать таможенное оформление в случае перемещения через таможенную границу товара, про который не подана заявка о защите прав интеллектуальной собственности, но есть достаточные основания полагать, что при его перемещении могут быть нарушены права интеллектуальной собственности.

В рамках программы БУМАД, в государственной таможенной службе Украины прошла встреча представителей таможенных администраций Черноморского региона, на которой был обговорен вопрос налаживания обмена информацией про перемещение товаров между портами Чёрного моря. По результатам встречи решено создать рабочую группу по обеспечению реализации практичной эффективной структуры своевременного обмена информацией о морских перевозках относительно задержек подозрительных поставок, грузовых лодок, яхт и модуля действий с целью облегчения процессов таможенного контроля и оформления. Кроме того, в октябре в Гостаможслужбе работала диагностическая миссия Всемирной таможенной организации, которая позитивно оценила деятельность Гостаможслужбы Украины и предоставила рекомендации относительно дальнейшего совершенствования её работы. В частности, ведётся работа по обеспечению этих рекомендаций.

Проведён ряд мероприятий по перестройке, реконструкции и обустройству таможенной инфраструктуры.

В сентябре 2006 года торжественно открыта новопостроенная площадка (выезд из Украины) одного из сильнейших на границе с Республикой Польша пункта пропуска для международного автомобильного сообщения «Ягодин», сооружение которой проводилось в рамках Программы приграничного сотрудничества Tacis за счёт международной технической помощи ЕС.

Сдан в эксплуатацию международный пункт пропуска через государственную границу с Румынией «Солотвино-Сигету-Мармацией», торжественное открытие которого при участии глав внешнеэкономических ведомств Украины и Румынии. Также, начата реализация проекта строительства нового пункта пересечения границы в Ужгороде. Ужгородской таможней подрядной строительной организации передана площадка под строительство, здания для офиса, разрешение для проведения строительных работ.

Таможенными органами осуществляется контроль за соблюдением законности при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

В августе – октябре 2006 года таможенными органами возбуждено 61 уголовное дело о контрабанде на общую сумму 18,8 млн. гривен. По фактам нарушений таможенного законодательства за это время заведено 6592 дела о нарушении таможенных правил, стоимость предметов правонарушения в которых составляет 227 млн. гривен.

По делам о нарушении таможенных правил изъято промышленных товаров, сырья и материалов – на сумму более 42 млн. грн.; продовольственных товаров и сельхозпродукции на сумму 4,8 млн. грн.; валюты и драгоценных металлов на сумму 23,8 млн. грн. (более 55 % от показателя с начала года); 377 единиц транспортных средств стоимостью более 12 млн. грн. Применена конфискация в 3657 делах на сумму 18,9 млн. грн. В государственную исполнительную службу передано конфискованных по решению суда предметов на сумму более 10 млн. грн., в Госбюджет перечислено конфискованной валюты на сумму около 3 млн. грн. С целью усиления противодействия контрабанде и нарушениям таможенных правил специальными группами осуществлён ряд мероприятий в зоне деятельности Одесской таможни и на западной границе Украины.

Постоянно проводится анализ и обработка информации, которая содержится в Единой информационно – аналитической системе Гостаможслужбы и обрабатывается информация, которая приходит из различных источников (информирование от физических и юридических лиц, правоохранительных органов, структурных подразделений Гостаможслужбы Украины, информация от лиц, которые звонят по телефону доверия Гостаможслужбы) с целью выявления как одиночных случаев нарушений таможенных правил субъектами ВЭД, так и хорошо налаженных схем незаконного ввоза на территорию Украины товаров и транспортных средств.

Например, 6 августа 2006 года должностными лицами Гостаможслужбы Украины, привлечёнными к проведению специальных мероприятий, приостановлено попытку незаконного перемещения через таможенную границу Украины 44 900 пачек сигарет, которые были спрятаны от таможенного контроля в бумажных мешках, где, по документам, должен был находиться пигментная двуокись титана.

Оперативной группой в составе работников центрального аппарата Гостаможслужбы Украины и Южной региональной таможни в период с 1 августа до 14 августа 2006 года в зоне деятельности Одесской таможни при проведении оперативных мероприятий было составлено 12 протоколов о нарушении таможенных правил на общую сумму более 2 млн. грн., возбуждено 2 уголовных дела на сумму 2,8 млн. грн.

Сравнение 2005 и 2006 годов говорит о том, что на фоне уменьшения количества дел, где предметом правонарушения является валюта, средняя стоимость по одному такому делу составляет около 9,6 тис. Грн., что почти на 5 тыс. грн. Больше, чем в 2005 году.

15 августа 2006 года на т/п «Изварино» Луганской таможни во время проведения таможенного контроля автомобиля «Субару Легаси», который перемещался из Украины в Россию под управлением гражданина Украины, было выявлено спрятанную от таможенного контроля иностранную валюту в количестве 1 900 000 дол. США и 7 243 000 руб. РФ. Составлен протокол о НТП по статье 352 ТКУ.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.