скачать рефераты

МЕНЮ


Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Следует отметить особое направление внешнеэкономической полити­ки, которая проводилась весь период существования Советского Союза, а после окончания Второй мировой войны и до конца 80-х годов и так называемыми социалистическими странами. Речь идет о политике моно­полии внешней торговли, которая подразумевала исклю­чительное право государства на осуществление внешнеэко­номических связей страны.

Введение монополии внешней торговли обусловлива­лось плановым характером экономики советского государ­ства и преследовало две цели: во-первых, защиту народного хозяйства от давления из-за границы и, во вторых, обеспе­чение аккумуляции доходов от товарного обмена с зарубеж­ными контрагентами в государственном бюджете с целью их использования в соответствии с нуждами и интересами народного хозяйства. На практике это означало, что все внешнеторговые сделки должны были осуществляться от лица государства специально на то уполномоченными орга­нами в соответствии с государственным планом.

Итогом этого  был   полный отрыв монопольных производителей внутри страны от внешнего рынка, что не могло не стать тормозом на пути перевода экономики на интенсивные методы развития, ши­рокого использования достижений научно-технического прогресса. Внутренний производитель не только был ото­рван от мирового рынка и в результате не мог соотносить свои затраты с мировыми, он был попросту не заинтересо­ван в изготовлении продукции на экспорт, а также в рацио­нальном использовании импортных товаров, в том числе и ввезенного из-за границы оборудования.

Первые шаги по реформе внешнеэкономических связей, предпринятые в 1986 г., формально были направлены на восстановление разорванной цепочки: "производитель — мировой рынок — производитель". Однако они были непос­ледовательны, ибо в соответствии с Постановлением Совета Министров от 19 августа 1996 год "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" предпринимались на ос­нове сохранения монополии на внешнеэкономические связи. Примерно в том же направлении действовали и пос­ледующие постановления в этой области, хотя они (под контролем государства) допускали все большее число пред­приятий на внешний рынок. Контроль государства в данном случае заключался в выдаче разрешений на ведение внеш­неэкономической деятельности Министерством внешнеэко­номических связей. Лишь начиная с 1991годпосле обретения нашей страной суверенитета и государственной независимости рядом законов  и постановлений парламента были разрешены все формы внешнеэкономической деятельности для всех юридических лиц.

Роль государства во внешней торговле может быть разноплановой.

1. Государство устанавливает монополии внешней торговли, что, например, было сделано постановлением СНК от 25 апреля 1918 г., в результате чего в конце 70-х годы в CCCР на МВЭС приходилось 90 % внешней торговли этой страны, что осуществлялось при помощи 47 внешнеторговых объединений. [30;c.172] Такая форма участия государства во внешней торговле крайне не эф­фективна и может быть в очень ограниченном круге стран: в Северной Корее, на Кубе и ряде других стран с тотали­тарным политическим режимом.

2. Участие государства во внешней торговле через фирмы, в которых оно имеет контрольный пакет акций или достаточно большую долю.    

3. Стимулирование экспорта из страны — характерно и для  промышленно развитых стран и для развивающихся стран.

Рассмотрим более подробно формы и методы стимулирования экспорта. К ним относят:

Субсидирование экспорта.

1. Прямое субсидирование экспорта — наиболее агрессивная форма поддержки экспорта, которая выражается обычно в вып­лате экспортерам премий, равных разнице между высокими внутренними ценами и ценами мирового рынка. Эта форма пра­ктикуется в отношении отраслей, себестоимость продукции ко­торых довольно высока, а субсидии помогают им значительно снизить цену товара, иногда даже ниже себестоимости, что зна­чительно повышает их конкурентоспособность на мировом рын­ке. В мировой практике прямое государственное субсидирова­ние рассматривается как одна из недобросовестных форм кон­курентной борьбы и жестко регулируется нормами ГАТТ/ВТО. [36, с. 71]

2. Субсидирование НИОКР в экспортоориентированных от­раслях — наиболее перспективное и справедливое направле­ние государственной поддержки.

3. Субсидирование малых и средних фирм с целью расши­рения их деятельности.

4. Льготы для экспортеров в вопросах косвенного обложе­ния, льготы по уплате налогов с доходов на экспорт.

5. Скрытые формы субсидирования экспорта:

а) беспошлинный ввоз сырья для экспортного производ­ства;

б) скидки с транспортных тарифов.

Государственное кредитование и оказание помощи.

 1. Оказание помощи промышленно развитыми странами развивающимся, 75 % которой ежегодно идет на финансирова­ние экспортных поставок из государства-донора. За счет всех видов помощи развивающимся странам промышленно разви­тые государства финансируют до 10 % своего экспорта в эти страны. [29;c.364]

2. Предоставление "связанных" кредитов — товарных кредитов, реальных финансовых активов, которые оста­ются в стране-кредиторе и могут быть истрачены заемщи­ком только на закупку товаров в этой стране.[20, с. 34]

3. Кредитование государством экспортеров на ряду с коммерческими банками, однако у государства сроки кре­дитования больше, а процентная ставка ниже. Льготное кредитование характерно для большинства стран, в некоторых из них государство кредитовало до 1/3 всего экспорта;

4. Кредитование государством экспорта совместно с бан­ком, когда государство может рефинансировать часть креди­тов экспортера, полученных им у коммерческих банков, субси­дировать разницу между льготными процентными ставками и текущей ставкой по кредитам в коммерческих банках, что ак­тивно практикуется в Англии.

Страхование государством разного рода рисков фирм, связанных с экспортом — одна из наиболее распространен­ных форм поддержки экспортеров государством.      

1. Страхование большей части политических рисков на 100 %, а экономических на 70 — 80 %: Эту операцию государ­ство осуществляет, как правило, через экспор­тно-импортный банк по низким ставкам— обычно 1 % от суммы сделки; [36, с. 67]

2. Выдача гарантий государством коммерческим банкам под кредиты, выдаваемые экспортерам. Заключение соглашений и договоров с другими государствами для создания благоприятных условий для деятель­ности национальных экспортеров, инвесторов.

Организационная поддержка экспортеров. Так, в Япо­нии в 1951 годбыла создана фирма "Джетро" (Japan Export Trade Organization) с капиталом 2 млрд йен, поступившими из госбюджета с целью финансирования сбора и обработки ин­формации о внешних рынках для японских экспортеров, орга­низации их контактов с потенциальными партнерами за рубежом, проведения там рекламной компании японских товаров "Джетро". Она имеет свои филиалы более чем в 60 странах. В Великобритании ежегодно на оказание информационных услуг семи тысячам экспортеров выделяется около 40 — 50 млн. ф. ст. [29;c.368]

Поддержание конкурентоспособности отечественных экспортеров. Все вышеперечисленные формы форсирования экспорта с той или иной степенью уверенности можно было бы отнести к этому пункту, однако выделим еще несколько средств.

1. Создание крупных фирм для завоевания ими позиций на мировом рынке, а также смягчение в отношении их антимоно­польного законодательства.

2. Проведение, насколько это возможно, политики дешевой национальной валюты, что должно способствовать экспорту из страны.

Как можно было заметить, расходы государства на различ­ные формы форсирования экспорта очень велики, однако они окупятся сторицей ростом доходов фирм, их работников, уве­личением поступлений в виде налогов, ростом производства и занятости, а в целом все это способствует росту экономическо­го потенциала страны.

Ограничения, заложенные в механизме платежей.

1. Импортные депозиты — определенное соотношение к сумме контрактной стоимости импорта, установленное прави­тельством, принимающее форму денежного залога, который импортер должен внести в свой банк перед закупкой товара за рубежом.

2. Валютные ограничения:

1) существование нескольких валютных курсов;

2) продажа валюты под строго ограниченный список това­ров, как это происходит в Беларуси, когда просто нельзя ку­пить валюту под другие программы;

3) обязательная продажа всей валютной выручки или ее части через биржу по официальному курсу, как правило, зани­женному, что равносильно введению дополнительного налога;

4) другие виды валютных ограничений, которые тормозят товарообмен между странами.

3. Регулирование ввоза и вывоза капиталов. Например, го­сударство требует возврата капитала от реализации товара за рубежом в строго определенный срок либо затрудняет перевод прибылей за рубеж от реализации импорта в стране.

Из всего вышесказанного следует, что арсенал мер скрытого протекционизма в руках государства очень широк и многообразен, что позволяет государству при необходимости прибегая к ним защищать эффективно собственного производителя от конкуренции иностранных товаров.


1.2. Основные инструменты внешнеторговой политики


Государства, проводя определённую внешнеэкономическую политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. Для достижения одной и той же цели могут быть применены различные инструменты, поэтому в каждой кон­кретной ситуации государство выбирает то или иное их сочетание.

Государство может давать рекомендации и поощрять хозяйству­ющие субъекты к тем или иным действиям, что иногда приносит положительные результаты. Например, крупные фирмы вправе ожидать, что, поступая в соответствии с этими рекомендациями, они могут получить определенные льготы и преимущества (государст­венные заказы и т. д.). Однако подобные рекомендации имеют только единичный эффект и не способствуют достижению более широких государственных целей.

Более действенными инструментами государственной внешнетор­говой политики являются различного рода запреты, например, на экс­порт или импорт какой-либо продукции вообще или в отношении определенной страны.

К методам внешнеторговой политики относится также сис­тема двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются такие инструменты, с помощью которых государство, воздействуя на уве­личение или уменьшение прибыли от внешней торговли, заставляет хозяйствующие субъекты принимать решения в этой области в соот­ветствии с целями государственной политики. К этим инструментам относятся тарифные и нетарифные барьеры.

Таможенный тариф — основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, это систематизированный перечень товаров, облага­емых пошлинами при перемещении их через государственную границу страны; свод пошлин. Под пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенный тариф включает: товарную номенклатуру, методы определения таможенной стоимости ввозимых (вы­возимых) товаров, виды пошлин, ставки таможенных пошлин, порядок взимания пошлин, правила определения страны происхождения товара и пределы полномочий органов исполнительной власти.

Сфера действия таможенного тарифа охватывает единую таможенную территорию страны, таможенного союза в рамках их официальных государствен­ных границ, включая акваторию — территориальные воды — морей и океанов (если есть). Однако на территории свободных экономических зон (СЭЗ) или иных территорий с особым льготным хозяйственным, в том числе и таможенным режи­мом, изданным на территории государства, действие тамо­женного тарифа может быть ограничено.

Основные функции таможенного тарифа страны:

1. Реализация фискальных целей государства, так в Российской Федерации в 1995 годтаможенные сборы обеспечили 38,6 трлн. RUR, что сос­тавило 25%  доходной части годового бюджета. [1, с. 112]

2. Обеспечение достижения протекционистский целей, т.е. в целях защиты внутреннего рынка от иностранной конку­ренции. Например, в Австрии импортные пошлины на хлопчато­бумажные ткани составляют 22 %, на одежду — 30%, около 11 % всего импорта в страны ЕС (с учетом пересчета из специфи­ческих выражений стоимости в адвалерный эквивалент облагаются пошлинами, ставка которых 50 % и более. [32;c.127]

3. До определенного момента таможенный тариф—может способствовать развитию молодых наукоемких, пер­спективных отраслей, однако проведение политики, нап­равленной на поддержание данных отраслей путем ограниче­ния конкуренции со стороны импорта в долгосрочном плане, создает для них тепличные условия, а как следствие этого, снижение конкурентоспособности данных национальных производств.

4. Использование в качестве орудия борьбы за по­лучение торгово-политических уступок от партнеров на основе взаимности. Например, снижение пошлин единого та­моженного тарифа (ЕТТ) стран ЕС осуществлялось преимущес­твенно в обмен на встречные уступки других государств, в пер­вую очередь США и Японии, в рамках многосторонних перего­воров политики ГАТТ. В результате в начале 90-х годов сред­ний уровень таможенного обложения составил в ЕС – 4,6 %, в США — 4,3 %. Японии — 2,7%. [13;c.19]

5. Осуществление жесткого государственного контро­ля за прохождением грузов через границу.

6. Применение в интересах развития экспорта односто­роннего освобождения от пошлин определенных материалов, используемых для производства соответствующей продукции предназначенной для экспорта.

Среди множества классификаций таможенного тарифа можно отметить следующие наиболее распространённые и часто применяемые на практике виды:

1. Импортный таможенный тариф. Когда говорят о таможенном тарифе, имеют — ввиду, как правило, импортный таможенный тариф. По масштабу таможенной территории.

2. Единый таможенный тариф в рамках регионального торгово-экономического объединения стран таможенного союза. Например, с 1 июля 1968 годa страны-члены ЕС применяют еди­ный таможенный тариф (ЕТТ) в торговле с третьими странами, товары из которых, подвергшиеся таможенному обложению при ввозе в одну из стран-членов ЕС, далее приравниваются к товарам, произведенным в отравах ЕС, и не облагаются больше пошлинами при пересечении внутренних границ ЕС. Сами же страны-участницы таможенного союза отменили таможенные пошлины во взаимной торговле.

Как отмечалось выше, таможенный тариф представляет собой свод таможенных пошлин, которые в некотором смысле можно сравнить с налогами (плате­жами), взимаемые государством с товаров при их ввозе на тамо­женную территорию страны или вывозе товаров с этой терри­тории, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Классификацию таможенных пошлин наглядно можно представить в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1.

Виды таможенных пошлин

По способу взимания

Специфические - начисляются в установленном разме­ре за единицу облагаемого товара.

Адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров

Комбинированные - (смешанного типа) сочетают оба названных вида пошлин.

По объекту обложения

Импортные

Экспортные

Транзитные

По характеру

Сезонные - Могут вводиться в действие прави­тельством страны для более оперативного регулирования дви­жения товарных потоков через границу на срок, не превышаю­щий 6 месяцев.

Антитемпинговые - применяются в случае ввоза на таможенную территорию страны товара по более низкой це­не, чем его нормальная стоимость при наличии двух условий:

а) если такой ввоз наносит материальный ущерб отечес­твенным производителям подобных товаров или препятствует организации, расширению производства этих товаров;

б) если действительно был факт демпинга.

Компенсационные - применяется к товарам, которые продаются по заниженным ценам вследствие государственного субсиди­рования экспортера государством.

По происхождению

Автономные - пошлины, регулируемые стра­ной самостоятельно и не попадающие под действие междуна­родных соглашений. Эти пошлины широко применялись в пе­риод господства высокого (сильного) протекционизма.

 

Конвенционные - являются результатом международных переговоров, предметом двух- или многосторонних договоров, соглашений, например, в рамках ГАТТ/ВТО или ЕС, и не могут быть изменены в одностороннем порядке в течение срока действия договора или соглашения.

Переференциальные - Предостав­ляются практически всеми промышленно развитыми стра­нами в одностороннем порядке более 150 развивающимся в рамках Общей (всеобщей) системы преференций (ОСП), ко­торая действует сначала 70-х годов.

По способу вычисления

Номинальные

Эффективные

--

По типам ставок

Постоянные

Переменные

--

 

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от импортной или экспортной цены товара, фиксируемой статистикой. Но несмотря на видимую простоту таможенного обложения, можно выделить его некоторые особенности:

1. Чем выше уровень экономического развития страны, тем, как правило, ниже ставки импортных пошлин, а экспор­тные практически отсутствуют или носят фискальный харак­тер. Так, средний уровень импортных пошлин в соседних евро­пейских странах Швейцарии, Австрии, Венгрии составляет примерно 3; 8; 16 % соответственно. Это объясняется высокой конкурентоспособностью товаров в развитых странах, как пра­вило, их не надо защищать пошлинами. [16, с. 43]

2. Применяется скользящая шкала таможенного тарифа, т.е. чем выше уровень обработки товара, тем выше пошлина, тем самым поддерживаются национальные перерабатываю­щие отрасли (табл. 1.2)

Таблица 1.2

Уровень импортных пошлин на товары с различной степенью обработки (по странам), в процентах от таможенной стоимости*

Страна


Сырье


Полуфабрикаты


Готовые изделия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.