скачать рефераты

МЕНЮ


Внешнеторговая политика Республики Беларусь

Таблица 1.3.

Импортный тариф и экспортная субсидия

 

Импортный тариф

Экспортная субсидия

Относительная цена импорт­ных товаров на мировом рын­ке

сокращается

увеличивается

Относительная цена экспорта товаров на мировом рынке ЕС

увеличивается

сокращается

Условия торговли

улучшаются за счет других стран

ухудшаются в   пользу других стран

Внутренняя цена импортных товаров

увеличивается (снижается в случае парадокса Метцл.)

остается прежней

Внутренняя цена экспортных товаров

остается прежней

увеличивается     (снижается в случае парадокса Метцл.)

Внутренний спрос на экс­портные товары

остается прежним

снижается

Внутренний спрос на импортные товары

снижается

остается прежним

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законода­тельного одобрения. Аргументы, кото­рые высказываются обычно для оправда­ния экспортных субсидий, сводятся к тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приоб­ретают внутренние и экспортные суб­сидии, точно определить их размер не­просто. В начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран вы­давали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл. в год. В 1984-1986 годы внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе — 56, в Японии — 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяй­ственным продуктам (яйца, молоко, пти­ца, говядина, пшеница, сахар, рис, соя-бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 — в Европейском союзе и 64% — в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пош­лины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты инос­транным государствам, связанным обя­зательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Экспортные кредиты

Нередко скрытое субсидирование эк­спорта осуществляется через экспорт­ное кредитование.

Экспортное кредитование (ex­port credit) — метод финансовой не­тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое сти­мулирование государством развития эк­спорта национальными фирмами.

Экспортное    кредитование    может иметь форму:

•   субсидированных кредитов наци­ональным  экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банка­ми под ставку процента ниже рыноч­ной;

•   государственных кредитов инос­транным импортерам при обязатель­ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

•   страхования экспортных рисков национальных экспортеров,  которые включают коммерческие риски (неспо­собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю­щие импортеру выполнить свои обяза­тельства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

•   краткосрочными — на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских  товаров и сырья;

•   среднесрочными — на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитова­ния экспорта машин и оборудования;

•   долгосрочными — на срок более 5 лет,   используются   для   кредитования экспорта  инвестиционных товаров и больших проектов. По оценкам МВФ, в 1988-1993 годы объем экспортных кредитов утроился и достиг к 1994 году порядка 400 млрд. долл. На экспортные кредиты приходится пятая часть всего внешнего долга развивающихся и переходных стран. Экспортное кредитование сильно  сконцентрировано на небольшой группе стран: 10 стран получают 63% всех экспортных  кредитов.

Австрия, ФРГ и Нидерланды осуществляют экспортное кредитование через частные компании (соответственно, ОеКВ, Hermes, NCM). В США в середине 30-х годов был специально создан Экспортно-импортный банк (Эксимбанк) с целью предоставления льготных   кредитов американским экспортерам и кредитов зарубежным импортерам пси условие приобретения ими американских товаров. Льготное кредитование обеспечивает примерно 10% американского экспорта и по 45% экспорта Японии, Франции и Великобритании. В значительной степени своим успехом на международных рынках корпорация “Боинг” обязана льготным кредитам Эксимбанка, за счет которых иностранные государства приобретали ее самолеты.                                                                                           

В 1993 году Россия и другие страны бывшего СССР стали в совокупности крупнейшим  получателем экспортных кредитов в мире — около 48% от общего объема кредитования. За ними следовали Китай (32%), Бразилия (22%), Мексика (21%). Практически все двусторонние межправительственные кредиты, получаемые Россией от иностранных государств, имеют связанный характер, то есть обусловлены закупкой определенных товаров

Товары могут рассматриваться как форма торговой поли Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре­ния конкурентной борьбы может при­нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне­ние их с рынка.

Демпинг— метод фи­нансовой нетарифной торговой полити­ки, заключающийся в продвижении то­вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор­мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стре­мящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет го­сударственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо­жет приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа из­лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происхо­дит тогда, когда внутренние объемы про­изводства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не ис­пользовать часть производственных воз­можностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внеш­ний рынок.

Преднамеренный демпинг— временное умышлен­ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и пос­ледующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров  по  ценам  ниже  цен своего   внутреннего   рынка   или   даже ниже издержек производства.

•   Постоянный   демпинг  — постоянный экспорт това­ров по цене ниже справедливой.

•   Обратный демпинг - завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встреча­ется крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур­сов валют.

Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по зани­женным ценам. Встречается также ред­ко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного това­ра в каждой из стран.

Демпинг запрещен как международ­ными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми за­конами многих стран, которые позво­ляют применять антидемпинговые пош­лины в случае обнаружения факта демпинга. По американскому закону, например, демпингом считается прода­жа товаров на американский рынок по ценам “ниже справедливых”, нанося­щая ущерб национальной промышлен­ности. Разумеется, большие сложности возникают при определении справедли­вого уровня цены на тот или иной товар. Для этого проводят специальное расследование и сравнивают предпола­гаемые демпинговые цены с ценами на данный или аналогичный ему товар, преобладавшими в течение определен­ного предшествующего периода в стра­не, где осуществляется демпинг, или на рынках третьих стран. Серьезным доказательством демпинга является продажа товаров по ценам ниже издер­жек производства. По результатам расследования, если факт демпинга доказан, страны вправе вводить од­носторонние торговые ограничения в виде антидемпинговых пошлин.

Антидемпинговая пошлина — временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рын­ках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных пос­ледствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.                     

Обвинения друг друга в демпинге являются традиционным приемом торговой полити­ки развитых стран. Например, с начала 80-х годов каждые 5 лет только против американских корпораций выдвигается более 100 обвинений в демпинге, тогда как сами США выдвига­ют более 350. Страны Европейского союза выдвигают порядка 280 обвинений в демпинге своим торговым партнерам, но в то же время около 200 исков предъявляется им. Широко известен случай с обвинением ФРГ американскими производителями стали в демпинге стали на американский рынок в начале 80-х гг.: внутренняя цена западногерманских галь­ванизированных стальных листов составляла 617 долл. за т, тогда как в США они про­давались по 437 долл. за т. Сумма демпинга составляла 180 долл. за т, большую часть которой западногерманские производители получали в качестве дотации от правительст­ва. Департамент торговли США пригрозил ввести антидемпинговые пошлины на импорт стали из ФРГ, в результате чего германское правительство решило “добровольно” огра­ничить экспорт стали немецкими предприятиями в США.

В практике стран с переходной экономикой обвинения в демпинге были связаны в основном с сильными различиями в системе ценообразования и постепенностью процесса перехода на свободное ценообразование на внутреннем рынке. Например, Россия неод­нократно в начале 90-х годов обвинялась в демпинге алюминия на мировой рынок, что было связано даже не столько с государственным субсидированием алюминиевой промышлен­ности, которое тоже имело место, сколько со значительным разрывом в уровне внутрен­них и мировых цен, который остался от централизованно планируемой системы. Под угрозой применения антидемпинговых процедур Европейским союзом Россия была вы­нуждена ввести квоты на экспорт алюминия.

B      числе      нетарифных      средств регулирования международной торговли находятся    правовые    инструмен­ты, которые в подробностях изучают­ся  международным  правом,  но тесно связаны   с   международной   экономикой.

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых догово­ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнителя  и подлежат ратификации законода­тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

В практике регулирования междуна­родной торговли наиболее часто ис­пользуются следующие режимы:

Режим наибольшего благоприят­ствования — РНБ  - условие, закреплен­ное   в   международных   торговых   со­глашениях,   предусматривающее   пре­доставление договаривающимися сторо­нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу­дет пользоваться любое третье государ­ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не­дискриминационного режима в между­народной торговле.

Национальный режим - режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридичес­ким лицам режим не менее благоприят­ный, чем режим для своих юридичес­ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и приме­нительно к вывозу капитала.

В практике международных экономи­ческих   организации   системы   ООН иногда используется понятие справед­ливого и недискриминационного режи­ма, который не имеет четкого опреде­ления и используется в основном как напоминание о совершаемой неспра­ведливости в торговой или иной экономической сфере. В большинстве торговых договоров, подписываемых стран ми на двусторонней основе, содержите положение о применении РНБ, который стал универсальным правилом поддерживается ВТО. Например, к с редине 90-х годов  Россия  подписал пятилетние торговые соглашения с 13 странами мира, с Европейским союзом и через него со всеми входящими в него странами.  126 соглашений содержал пункт о применении РНБ во взаимной торговле. Эти соглашения имеют разные названия — Соглашение о торговых отношениях с США, Соглашение торговле и платежах с Ливаном, Соглашение о торговле и экономическом со трудничестве с Индией, Долгосрочно соглашение о товарообороте и платежах с Гвинеей, Соглашение о торговом коммерческом   и   экономическом   со трудничестве с Европейским союзом и т.д.  Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:

* Изъятия для соседних стран целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятие, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько-нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом;

* Изъятия и преимущества, выдающиеся из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется до 40% международной торгов­ли. Страны, предоставившие опреде­ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци­па РНБ, искажающее влияние соглаше­ний о создании таможенных зон на сам принцип РНБ очевидно.

Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе­ренций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос­тавляемых развитыми и переходными странами развивающимся в виде отмены torn значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

2. Организация внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой

2.1. Внешнеторговая политика в странах Восточной Европы на примере Польши и Эстонии


Как было отмечено выше внешнеторговая стратегия страны складывается под влиянием множества факторов, часто разнонаправленных: состояния экономики, торговых и пла­тежных расчетов с другими государ­ствами, тенденций изменения конкуренции и т.д. Все это создает сложную и подвижную структуру внешней тор­говли, в результате которой формиру­ются либо внешнеторговые доктрины, либо преобладающие в тот или иной момент линии внешнеторговой поли­тики. Мировой рынок - это сложная, многоярусная, динамичная и все бо­лее конкурентная система. Каждая страна, включающаяся в эту стремящу­юся к равновесию (постоянно наруша­ющемуся благодаря появлению новых товаров и услуг) систему, вынуждена приспосабливаться к тому конкретно­му состоянию, которое существует на данный момент.

Конкуренция заставляет производите­лей постоянно обновлять технологию производства, снижать издержки, улуч­шать потребительские свойства продук­ции Причины изменения внешнетор­говых позиций международные экспер­ты рекомендуют искать прежде всего в области конкурентоспособности. Успе­хи одних стран в этом направлении не­гативно влияют на внешнеторговую де­ятельность других стран.

ПОЛЬША. Одним из факторов, определивших курс внешнеторговой политики Польши, является усиление связей с интеграционными группировками Западной Европы на базе трех договоров:

·                Европейского договора, обеспечивающего Польше статус ассоциированного члена ЕС;

·                договора о свободной торговле со странами Центральной Европы;

·                договора о свободной торговле со странами ЕАСТ.

Рубеж 1995 года зафиксировал снятие большинства барьеров на пути продвижения польских товаров на рынки ЕАСТ и ЕС. С этого момента Польшей взят курс на либерализацию промышленного импорта. Процесс полного устранения импортных барьеров завершится к 2001 году. Либерализируя взаимную торговлю с ЕАСТ, Польша тем самым последовательно включается в процесс формирования Зоны свободной торговли, оформление которой завершится к 2002 году. В вопросах поставки сельскохозяйственных товаров применяется селективная и частичная либерализация, касающаяся снижения таможенных пошлин и других барьеров для нескольких групп товаров. Данный товарный рынок, следует признать, не подвержен полной либерализации, а лишь допускает частичное устранение торговых барьеров.

Со стратегической точки зрения, глобальной целью торговой политики Польши является усиление связей с ЕС, поскольку этот рынок несет в себе решение задач в обороте капитала, перемещении рабочей силы и приближении законодательного режима Польши к нормам ЕС.

Не прерываются торговые связи Польши с бывшими странами СССР. Сферами торгового сотрудничества явились: таможенная, взаимная защита инвестиций, устранение двойного налогообложения и т.д. В результате отмеченного, торговый оборот Польши со странами бывшего Союза возрос более чем в 5,8 млрд. долларов в 1999 году.

Для сравнения следует отметить, что в 1993 году он составлял приблизительно 3 млрд. долл. Распределение торгового оборота между этими странами по мере убывания можно представить следующим образом: Россия -5,1 млрд.долл., Украина - 1,2 млрд.долл., Беларусь -0,7 млрд.долл., Литва - 0,34 млрд.долл., Узбекистан -0,16 млрд.долл., Казахстан - 0,1 млрд.долларов.

Внешняя торговля Польши до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз (за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия), но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. В 1996 на топливо приходилось 8% общей стоимости импорта, на машины, оборудование и средства транспорта – 32%. Сельскохозяйственная продукция составляет 19% общей стоимости импорта, а потребительские промышленные товары – 9%. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок. [41;c,78]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.