скачать рефераты

МЕНЮ


Всемирная Торговая Организация и Таджикистан

Приложения к тексту ГАТС, являющиеся его неотъемлемой частью, касаются отдельных видов услуг и связанных с ними вопросов: движения рабочей силы; вре­менных мер по изъятиям из секторов финансовых услуг (преимущественно банковс­ких и страховых)'. Кроме того, в пакете документов “Уругвайского раунда” имеется ряд решений и одна договоренность по вопросам торговли услугами, по которым еще не удалось достичь согласия и которые, таким образом, представляют собой своего рода программу дальнейших переговоров как в отдельных секторах (в том чис­ле в области морского транспорта), так и по отдельным аспектам регулирования (по субсидиям, государственным закупкам и защитным мерам).

Приложения и принципы, сформулированные в ГАТС, станут основой фор­мирования Не только международной системы регулирования торговли услугами, но и национальных систем регулирования поставки услуг. [1, стр. 545-547]


Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S)

Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность определяет рамки применения основных принципов в области охраны прав интеллек­туальной собственности. К таким принципам относятся взаимное предоставление на­ционального режима и режима наибольшего благоприятствования, недискриминация. Сфера действия Соглашения распространяется на регулируемые соответствующими меж­дународными конвенциями авторские права, торговые знаки и знаки обслуживания, патенты, географические названия, промышленный дизайн, раскладку интегральных схем, ноу-хау, коммерческие тайны.

К основным положениям Соглашения относятся:

·        защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируе­мой или производится внутри страны;

·        авторское право в каждом отдельном случае защищается по крайней мере в течение 50 лет;

·        авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и про­дюсеры звукозаписей и радиовещательных программ наделяются исключитель­ными правами;

·        торговые марки и географические идентификации, особенно важные для ев­ропейских производителей вин, получают более надежную защиту; разработки в области полупроводниковых приборов имеют защиту в течение 10 лет; впервые коммерческая тайна защищается от неправомочного раскрытия.

Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, кото­рые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. Кроме того, страны-члены долж­ны предусмотреть в национальных законодательствах уголовное наказание или крупные штрафы за намеренное подделывание товарных знаков и другие анало­гичные нарушения.

Определяются конкретные меры, которые могут быть предприняты тамо­женными органами на границе с целью предотвращения ввоза пиратских това­ров вплоть до их уничтожения. В Соглашении затрагиваются также вопросы допустимости ведения антиконкурентной практики, определяется порядок раз­решения споров. В частности, предусматривается разрешение споров по ТРИПС в рамках интегрированного механизма рассмотрения споров в ГАТТ, предусмот­ренного по результатам “Уругвайского раунда”.

Устанавливаются общие рамки переходного периода для приведения своих наци­ональных законодательств в соответствии с правилами: 1 год — для промышленно разви­тых стран; 5 лет — для развивающихся стран; 11 лет — для наименее развитых стран. [1, стр. 548]

 

2.3. Принципы ВТО


Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие.

Принцип наибольшего благоприятствования uли принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Догова­ривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении недиск­риминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхож­дения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних' налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряже­ний и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленно­сти страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количествен­ные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI—XVI ч. II). В ст. VI говорится, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких зап­рещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспор­тных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов”.

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязатель­ностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сто­ронами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством  многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч.I).

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержаться правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних суб­сидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регули­рования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определен­ные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обви­нениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых ком­пенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение “войны субсидий” и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограни­чения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключе­ние составляют случаи применения количественных ограничений в целях за­щиты платежного баланса (ст. XII ч. II) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. XVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В дан­ном случае предусматриваются “изъятия” и применение “защитной оговор­ки”. “Изъятия” (ст. XXV ч. III) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговы­ми обстоятельствами. “Защитная оговорка” (ст. XIX ч. III) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличи­вающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наиболь­шего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. XXIV ч. III). Предусматривается, что региональные торго­вые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внеш­неторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять мно­гостороннюю торговую систему.

Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощ­рение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также осво­бождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского ра­унда было принято положение о предоставлении развивающимся странам ре­жима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.

Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование (в соответствии с Соглашением о многих видах волокон) торговли этими това­рами путем установления промьгшленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран. [1, стр146-149]












ГЛАВА 3. ТАДЖИКИСТАН И ВТО

 

3.1. Статус Таджикистана в ВТО


Укрепление мира и политическая стабильность позволяют Таджикистану серьёзно углублять экономическую реформу; вхождение в ВТО в настоящее время рассматривается как одна из первостепенных задач Правительства республики в стратегии экономического развития. После подачи Правительством Таджикистана (РТ) в 2001г. официального заявления Генеральный Совет ВТО организовал рабочую группу по рассмотрению процесса вступления РТ в ВТО. 26 декабря 2002г. Правительство Таджикистана подписало Меморандум о взаимопонимании, охватывающий программу поддержки усилий Правительства республики по вхождению в ВТО. Меморандум включает в себя обязательства Правительства США (Центрально-Азиатская миссия USAID) предоставлять техническую помощь по проведению экономических реформ через Проект USAID/Корпорация "Прагма" по развитию торговли и инвестициям (ТИР) в соответствии с планом действий, разработанных Министерством экономики и Торговли (МЭТ) Республики Таджикистан и ТИР. С другой стороны, Правительство РТ, представленное МЭТ и Межведомственной комиссией по вступлению в ВТО, обязуется выполнять свои обязательства, подключая к работе соответствующие министерства и ведомства. В рамках проекта ТИР в сентябре 2002г. создан Консультативный совет, призванный для ведения формального и неформального диалога между предпринимателями, научными кругами и правительством РТ в целях отстаивания их интересов в мировой торговой политике. Консультативный совет предполагает стать форумом для открытого обсуждения вопросов ВТО, проектов законов и положений, инструментом для консультаций, выработке рекомендаций. Консультативный Совет организовал несколько информационных заседаний, но пока не осуществляет в полной мере своих функций по включению других секторов общества в разработку торговой политики республики. Меморандум о взаимопонимании предполагает в перспективе создание Информационного Центра ВТО на базе ресурсов МЭТ республики.

Со второй половины 2002г. в республике начала работать региональная программа Международного Торгового Центра (МТЦ) по продвижению торговли в Центральной Азии, осуществляемая через UNCTAD, Женева. В настоящее время МТЦ осуществляет первую обзорную фазу и мониторинг программ с целью оказания помощи по вхождению республики в ВТО. Поддержку по вступлению РТ в ВТО осуществляет также Швейцарское правительство через программу обучения и исследований (ЮНИТАР), вкладывает определенные донорские средства и Европейский Союз через проекты, финансируемые ТАСИС.

 

3.2.          ВТО и Таджикистан: плюсы, минусы, сомнения


Сегодня уже не стоит вопрос о том, вступать Таджикистану или нет во Всемирную Торговую Организацию. Глобализация стала объективным процессом, и республика не может отгородиться от него. Главное как можно меньше потерять и как можно больше приобрести, став членом мирового глобального рынка. Учитывая также, что политическое решение о присоединении Таджикистана к ВТО уже принято, важно рассмотреть те условия, формы, обязательства и уступки, которые необходимо создать для того, чтобы с учетом конкретных особенностей страны обеспечить её равноправное вхождение в ВТО и одновременно защитить её национальные интересы.

В общем случае эта задача выглядит для Таджикистана следующим образом: минимизировать отрицательные и максимизировать положительные факторы, связанные с вступлением в ВТО. Решаться она должна, как на внутригосударственном уровне, в сфере политики, экономики, законодательства и права, так и на внешнегосударственном, на переговорах с Рабочей группой ВТО. Но в любом случае приоритеты должны быть отданы национальным интересам против интересов международного бизнеса.

Дискуссионным является вопрос, с каким статусом республика войдет в ВТО. Вступление в ВТО налагает определенные обязательства, характер и сроки выполнения которых зависят от статуса присоединения. По международным критериям Таджикистан относится к наименее развитым странам, имея объем ВВП на душу населения 159,6$ в 2000г. В этом случае на нее накладывается меньше обязательств, чем на развитые, период их выполнения дольше, республика получит больше уступок, что даст больше времени на подготовку вступления в ВТО.

Теоретически приобретения, которые может получить Таджикистан от присоединения к ВТО, заклю­чаются в следующем. Во-первых, это выход в унифицированное международное правовое прос­транство, базирующееся на не­скольких десятках соглашений и других документов ВТО. Они со­держат основополагающие прин­ципы торговли (наибольшего благоприятствования, нацио­нального режима, гласности ее регулирования и др.), которые направлены на обеспечение ста­бильных и предсказуемых усло­вий деятельности всем экспорте­рам и импортерам. Тем самым Таджикистан получит защиту от торго­вой дискриминации.

Во-вторых, став членом ВТО, одной из крупнейших и влия­тельнейших международных экономических организаций, Таджикистан получит возможность в дальнейшем оказывать влияние на формирование правил разви­тия мировых торговых связей в соответствии со своими нацио­нальными интересами.

Присоединение Таджикистана к ВТО неизбежно приведет и к некото­рым потерям Первое - снижение импортных пошлин, неизбежное в случае присоединения Таджикистана к ВТО, может оказаться весьма серьез­ным ударом по государстенному бюджету. Правительству придет­ся компенсировать эти потери с помощью других налогов и сбо­ров. Третье. Членство в ВТО ог­раничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регули­рования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт. Конечно, в распоряжении властей останут­ся и примитивные, но весьма эф­фективные нетарифные методы ограничения импорта, связан­ные с внутренним таможенным регулированием и поэтому не подпадающие под юрисдикцию правил ВТО.

В целом присоединение к ВТО стратегически выгодно Таджикистана. Это признается многими как внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело — тактика отношений с этой организацией, сроки и условия присоединения. Здесь точки зрения не совпадают. Определенная часть спе­циалистов и представителей бизне­са считает, что РТ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того, существует мнение, что присоедине­ние к этой организации может окончательно по­дорвать таджикскую промышленность, еще боль­ше увеличить сырьевую составляющую экспорта, зависимость от внешних факторов. Предлагает­ся присоединять Таджикистан к ВТО только после перехода ее экономики в фазу устойчивого рос­та, когда национальный бизнес будет готов про­тивостоять иностранной конкуренции.

Особую актуальность приобретает восстанов­ление практики системного долгосрочного ком­плексного прогнозирования национальной эко­номики. Требуется единая система постоянного мониторинга и периодической корректировки от­раслевых и 'макроэкономических прогнозов с привлечением ведущих специалистов различных областей. Такой системный долгосрочный про­гноз особенно важен при переходе таджикской экономики на новый режим функционирования в связи с вступлением в ВТО






 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

Бесспорно, все прогнозы относительно цены, которую придется заплатить за «звездный час» достижения намеченной цели (а именно вступления в ВТО), весьма разнообразны, однако сегодня все больше осознается необходимость вступления каждой страны во Всемирную торговую организацию.

Полноправное участие в ВТО предполагает принятие нормативно-правововой базы и разработку механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей. Как уже показал опыт, международное право способствует промышленному росту по средствам увеличения внешнеторгового оборота. Став полноправным членом ВТО, наша республика сможет значительно увеличить доступ к рынкам других стран-членов ВТО, будет иметь право защищать свои интересы, будет пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и т.д.

В данной курсовой работе были отмечены и «плюсы» и «минусы» от вхождения Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию. Никто не говорит, что процесс вхождения в эту многостороннюю систему будет быстрым и безболезненным, но те выгоды, которые получит наша республика от вступления в ВТО, с лихвой покроют возможные издержки. И, наконец, Республика Таджикистан сможет проводить ту торговую политику, которая ей наиболее выгодна, что неизменно приведет к развитию всех отраслей промышленности, социальной и других сфер жизни общества.





























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. И.Н. Герчикова. Международные экономические организации.//М: "Консалтинг" – 2000.

2.   Л.Фридкин. Вступление в ВТО: 3-й раунд.//НЭГ – 2001 - № 22 - стр. 3

3. В.В.Батанин. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международную торговую систему. //БИКИ –1999 - № 16 - стр. 5-8.

4. Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО.//НЭГ – 2000 - №16 - стр.16.

5. Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. //Вестник экономики - № 14 - стр.46.

6. www.agris.com (зеркало официального сайта ВТО в интернете)

7. www.agris.ru/ICSAIS/WTO (история ГАТТ/ВТО)

                           


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.