скачать рефераты

МЕНЮ


ВТО: проблемы и перспективы вступления России

В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:
 

·                    Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

·                    Список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

·                    Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

·                    Протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.






2.ВЫГОДЫ, ИЗДЕРЖКИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 ВЫГОДЫ ОТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ В ВТО:

  -Россия получает выход в международное правовое пространство.  При  этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта  другими  странами.

  -Россия может получить выход на новые рынки услуг.

 -Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.

  -Адаптация   нашего   законодательства   к   международным   нормам   — положительный фактор для отечественного бизнеса.

  -Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

  ИЗДЕРЖКИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО:

- Защита многих производств от иностранной конкуренции будет  существенно затруднена.

- Снизятся поступления в бюджет от импортных пошлин.

- Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров  из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.

- Вступление в ВТО не гарантирует  от  применения  против  наших  товаров антидемпинговых мер.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО:

Предполагают, что в течение первых 3-4 лет после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных мер в отношении российских экспортеров сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на предприятиях, несущих в настоящее время потери. При этом рост экономики составит от 1 до 3,3 % ВВП 2004 г. Переходный период (от 5 до 8 лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства. Эксперты Всемирного банка исходят из того, что на первом этапе приток доступной по цене и качественной импортной продукции может привести к спаду производства на российских предприятиях и росту безработицы, однако считают, что приток прямых иностранных инвестиций в перспективе будет способствовать увеличению числа рабочих мест, росту объема налоговых поступлений и платежеспособного спроса населения, что станет дополнительным стимулом для экономики.

3.ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ТОРГОВОГО РЕЖИМА 

Сырьевые отрасли:

- Российские компании-экспортеры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двухсторонних торговых соглашений с основными импортерами. Экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть ликвидирована.

- Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать  издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ для промышленных потребителей будут удвоены. Удорожание  энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий  и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.

- Теоретически увеличение цены на  природный газ может привести к повышению конкурентоспособности энергетического угля на внутреннем рынке за счет увеличения потребительского спроса и объемов добычи. Однако если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углем из топливно-энергетического баланса может не произойти.

Машиностроение:

- Вступление в ВТО может подорвать позиции машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей и долговременной модернизации производства (износ основных фондов по отрасли превышает 80 %). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию.

- Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких импортных пошлин (10-15 % для нефтегазового оборудования, 20  % для авиалайнеров, 25 % для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять  не меньше 7 лет.

- Выходом для автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь литья) для иностранных инвесторов. 

Металлургия:

- Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла.

- Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импорта до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли.

- С большей степенью вероятности увеличат свой экспортный потенциал компании, добывающие редкоземельные металлы, и предприятия цветной металлургии, продукция которой котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.

Химическая промышленность:

- Предприятия химической отрасли страдают от износа основных фондов (по разным оценкам от 60 до 80 %) и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли  до последнего времени обеспечивалась дешевизной сырья и его близостью к перерабатывающим мощностям.

- Снижение импортных тарифов при вступлении в ВТО в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства.

- Российские предприятия могут упрочить свои позиции на жестко защищенном международном рынке минеральных удобрений, включая аммиачную селитру и хлористый калий.

Лесопромышленный комплекс:

- Россия традиционно выступает экспортером продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки-картона, технической бумаги, фанеры.

- Российская мебельная промышленность в настоящее время неконкурентоспособна. Доля импорта на мебельном рынке приближается к 50 % и с вступлением в ВТО будет расти. Можно ожидать, что с вступлением в ВТО выжившие российские предприятия перейдут под контроль западных компаний.

Легкая промышленность:

- Российские предприятия легкой промышленности уже сейчас не справляются с возрастающей конкуренцией со стороны стран-импортеров. Доля российской продукции на внутреннем рынке легкой промышленности составляет лишь 20 %, в то время как 60 % приходится на товары, ввозимые по серым и черным схемам без уплаты пошлин и налогов.

- Снижение и отмена импортных пошлин на технологическое оборудование позволяет ограниченному числу предприятий легкой промышленности ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции. В то же время можно с уверенностью прогнозировать свертывание производства и потерю рабочих мест в отрасли.

Фармацевтика:

- Российская фармацевтическая промышленность при вступлении в ВТО проиграет в ценовой конкуренции с зарубежными аналогами производимых в России препаратов. В период до 2010 г. Предполагается снизить пошлины на некоторые импортные лекарства с 15 до 6.5 %.

- В этой отрасли отсутствуют средства на техническое оснащение, разработку оригинальных лекарств и на внедрение обязательного стандарта GMP, что в ближайшее время может привести к закрытию ряда производств.

Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.


4.ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСПЕКТИВЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

Таблица 2. Отношение к вступлению в ВТО россиян (в %) 

2003год

2005год

За вступление в ВТО

60

43

Против вступления в ВТО

12

24

Не определились

28

33

Абсолютное большинство респондентов готовы не просто поддержать отечественного производителя за счет ограничения импорта, но и платить за это более высокими ценами и терпеть худшее качество товаров. От 67 до 93 % респондентов, опрошенных по разным отраслям, высказались за барьер импорту.

4.1.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 

В последнее время снова активизировалась дискуссия вокруг вопроса присоединения России к ВТО. Связано это не в последнюю очередь с очередным раундом переговоров России с членами рабочей группы по присоединению России к ВТО, на которых «неожиданно» обнаружился целый ряд противоречий, нерешенность которых не позволяет ожидать быстрого завершения переговоров. Тем не менее, все поставленные перед российской делегацией вопросы более чем ожидаемы. Вследствие этого возникла необходимость проанализировать слабые места переговорной позиции России и спрогнозировать возможные будущие проблемы.

Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.

Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

В-третьих, часто говорится о том, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры – 13 % и квоты – 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура проведения подобных расследований определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

Анализ этих проблем позволяет сделать вывод о том, что все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.

Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной России и более важных аспектов вступления в ВТО, как:

(1) общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны;

(2) механизмы защиты российских производителей;

(3) неоднородность развития российских регионов;

(4) обязательства, принятые Россией в рамках региональных торговых соглашений.

Представляется, что нерешенность этих вопросов может привести к низкой результативности всего переговорного процесса в свете стоящих перед страной задач.

Общесистемные требования к изменению условий хозяйственной деятельности

Проблема изменения законодательной и нормативной базы России в целях соответствия нормам и правилам ВТО – с одной стороны, одна из наименее популярных и обсуждаемых, с другой – принципиально важная для дальнейшего развития экономики страны. Присоединение к ВТО будет означать в первую очередь "институционализацию", фиксирование обязательств России в части применяемых инструментов государственной экономической политики. На практике это существенно ограничит для государства набор возможных инструментов обеспечения национальной конкурентоспособности.

Основной проблемой для России могут стать требования стран-членов ВТО о ликвидации действующих механизмов субсидий. Промышленные субсидии, позволяющие существенно влиять на условия конкуренции на рынках промышленной продукции, остаются одним из узловых моментов регулирования торгово-экономических отношений нормами ВТО. В России значительное число предприятий использует финансовую помощь и субсидии государства, в том числе, в виде бюджетного финансирования в рамках федеральных целевых программ, индивидуальных налоговых льгот на федеральном и местном уровне. Более того, к государственным субсидиям в соответствии с нормами ВТО могут относится также использование результатов НИОКР, созданных за счет государственных средств, и основных фондов, переданных предприятиям государством и даже реструктуризация налоговой задолженности.

Конкретным примером может служить требование ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО привести уровень тарифов на продукцию и услуги естественных монополий в соответствие со среднемировым, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит то, что цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики и масштабное повышение цен на товары (услуги) естественных монополий является нецелесообразным по следующим причинам.

Энергоемкая структура и география расположения регионального производства определяют высокую степень влияния естественных монополий на экономику. Вместе РАО "ЕЭС России", Газпром и МПС обеспечивают 13.5 % ВВП, в них занято 4 % от общего числа занятых в экономике. В тоже время, большая часть продукции и услуг естественных монополий формирует значительную часть промежуточного потребления многих отраслей российской экономики и существенным образом оказывает влияние на издержки производителей. В структуре материальных затрат предприятий промышленности 10 % приходится на энергию, для отдельных отраслей (черная и цветная металлургия) этот показатель находится на уровне 15 %. Увеличение относительных цен на продукцию естественных монополий снизит инвестиционные возможности отраслей, обеспечивающих более 85% ВВП. Вместе с тем низкая прозрачность и отсутствие достаточных стимулов для снижения издержек ставят под сомнение эффективность использования средств внутри монополий.

Утверждение о заниженности цен (тарифов) на продукцию российских естественных монополий по сравнению с мировым уровнем стало общепринятым. Однако тезис этот не однозначен. Да, в отношении цен на газ можно говорить о том, что существующий уровень цен является несколько заниженным. Однако вывод о том, что цена на российский газ должна быть повышена, не должен следовать из формального сопоставления с ценами на газ, например, в Европе. Здесь главным фактором должен стать ценовой паритет между различными видами топлива, обуславливаемый потребительскими свойствами энергоресурсов, такими как, например, экологическая чистота.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.