скачать рефераты

МЕНЮ


ВТО: проблемы и перспективы вступления России

Чтобы более или менее объективно сопоставлять внутренние цены на энергоресурсы в разных странах, надо пользоваться паритетами покупательной способности (ППС) национальных валют с долларом США. Расчет внутреннего тарифа на электроэнергию по паритету рубля к доллару свидетельствует о том, что внутренние цены на электроэнергию в России отнюдь не завышены. В 2001 г. среднероссийский тариф на электроэнергию, отпускаемую промышленным потребителям, был на уровне Германии и превышал уровень Франции.

Даже если удастся избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения.

Механизмы защиты внутренних производителей

ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности, со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

Россия существенно снизила уровень таможенных тарифов и провела их унификацию вне переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов – 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым она не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путем использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.

Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

Ускорение процессов самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой - в России крайне слаба и неразвита. К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На все это явно потребуется не один год.

Неоднородность развития российских регионов

Присоединение России к ВТО может, с одной стороны, существенно обострить диспропорции в развитии российских регионов, а с другой стороны, ограничить возможности государства по компенсации региональных диспаритетов. Наиболее драматичных последствий от присоединения России к ВТО можно ожидать в обрабатывающих отраслях промышленности, в частности, в химической и нефтехимической, а также в машиностроении. В тоже время, структура промышленного производства многих российских регионов слабо диверсифицирована. Например, в Нижегородской и Самарской областях продукция машиностроения составляет, соответственно, 47 и 56,5 % промышленного производства, при этом вклад налоговых поступлений от машиностроительных предприятий в общий объем уплаченных налогов достиг в данных регионах 19 и 34%, соответственно. Аналогичная картина наблюдается в ряде других регионов со слабо диверсифицированной отраслевой структурой производства.

Таким образом, присоединение России к ВТО может привести к существенному сокращению налоговой базы отдельных «моноотраслевых» регионов. В тоже время мала вероятность того, что выпадающие доходы в бюджетах и потери в занятости в этих регионах будут возмещены за счет развертывания других производств, например благодаря иностранным инвестициям. Как показывает статистика, прямые иностранные инвестиции концентрируются в Москве и Московской области, куда в первом полугодии 2002 г. поступило 50% их общего объема. В этом связи присоединение к ВТО может привести к развитию еще больших региональных диспропорций.

Региональные торговые соглашения

В завершение – еще один аспект присоединения России к ВТО, о котором говорят мало и вскользь, но который с точки зрения национальных интересов страны может оказаться более серьезным, чем прямые экономические последствия. Речь идет об обязательствах России в рамках СНГ, а, говоря шире, о будущем всей экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Несмотря на то, что экономика России по своим масштабам несопоставима с экономиками стран СНГ, формирование интегрированного экономического пространства с ними играет принципиально важную роль для развития российской экономики в долгосрочной перспективе. Такая зависимость прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, Россия устойчиво занимает лидирующие позиции во внешнеторговом обороте отдельных стран СНГ. Украина, Казахстан и Беларусь импортируют из России от 42 до 64 % от всего объема своего экспорта. А такие страны как Таджикистан, Молдова и та же Беларусь экспортируют в Россию от 33 до 51 % своих товаров.

Во-вторых, Россия в значительной мере субсидирует экономики стран СНГ за счет заниженных цен на энергоресурсы, по оценкам, до 5 млрд. долл. в год.

В-третьих, экономики стран СНГ, особенно Белоруссии, Украины и Казахстана, входящие в ЕврАзЭС, критически необходимы как рынки сбыта российской продукции высокой степени переработки и как механизм для отработки стратегии продвижения российских товаров на рынки третьих стран. Нельзя не учитывать, что уровень насыщения российского экспорта, направляемого в СНГ, продукцией высокой степени переработки почти втрое выше, чем в страны дальнего зарубежья. Если в страны дальнего зарубежья Россия экспортирует 7-8 % всего экспорта гражданской машинотехнической продукции, то в страны СНГ – 20 %. Для ряда отраслей машиностроения (энергетическое, железнодорожное, станкостроение и др.) экспорт в СНГ является важнейшим каналом реализации продукции. С другой стороны, качество продукции металлургии и машиностроения России критически зависят от импорта из стран СНГ ряда полезных ископаемых.

От кооперации со странами СНГ критически зависит конкурентоспособность российского машиностроения вообще и выход его продукции на мировые рынки. Отраслями, где кооперация способна дать наибольший эффект, являются: авиа- и автомобилестроение, электротехника и приборостроение, военно-техническая продукция и др.

В случае присоединения России к ВТО вся система отмеченных выше факторов подвергнется значительным корректировкам в первую очередь потому, что двусторонние соглашения, являющиеся организационно-правовым механизмом согласования интересов и принятия решений в СНГ, не только не позволят скоординировать позиции стран СНГ, но и не признаются ВТО в качестве основы преференциальных торговых отношений. Одним из первых кризисных последствий может стать резкое понижение конкурентоспособности товаров из стран СНГ на российском рынке и наоборот, а также снижение взаимного торгового оборота.

4.2. РОССИЯ И США

Президент России Владимир Путин выразил несогласие с требованиями, которые предъявляются России для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Выступая во вторник перед бельгийскими бизнесменами в Брюсселе, Владимир Путин выразил недоумение выдвинутыми перед Россией "особыми требованиями", которые для вступления в ВТО никогда раньше не предъявлялись к другим странам.

"Мы не согласны с требованиями, которые предъявляют нам и никогда никому другому не предъявлялись", - подчеркнул президент. К примеру, по словам Владимира Путина, от России требуют еще до вступления в ВТО привести все законы в соответствие с законами этой организации, то есть сперва открыть рынки. Глава российского государства назвал этот подход "политическим". "Нам это не понятно", - сказал он, добавив, что Россия не требует для себя каких-либо привилегий, а хочет, чтобы ей были предоставлены общие условия для вступления в ВТО. "В конечном итоге наши партнеры в Европе заинтересованы больше и выиграют больше от вступления России в ВТО, чем российский бизнес", - подчеркнул Путин.

США создают искусственные препятствия для вступления России в ВТО, заявил президент Владимир Путин на очередной встрече с бизнесменами. Президент сообщил, что Россия получила от США список вопросов, требующих дополнительных согласований, при том что эти вопросы считались в Москве давно пройденными. По словам главы государства, РФ искусственно возвращают назад в ходе переговорного процесса. Путин подтвердил заинтересованность России во вступлении в ВТО, однако отметил, что этот шаг будет сделан лишь в том случае, если он будет устраивать всех участников процесса, прежде всего Россию, ее экономику. Глава государства полагает, что необходимо выработать усредненный показатель условий вступления РФ в ВТО, приемлемый для всех отраслей экономики. На встрече в Кремле генеральный директор Северсталь-групп Алексей Мордашов отметил, что сейчас всем ясно, что вступать в ВТО Россия будет, и разговор перешел из плоскости «вступать или не вступать» в плоскость - «как извлечь плюсы от вступления в ВТО», передает РИА «Новости».Путин уточнил, что, действительно, вопрос о вступлении или невступлении не стоит, но он лежит в другой плоскости: не как использовать плюсы от вступления, а на каких условиях вступать. Президент добавил, что кроме той отрасли, которую представляет Мордашов, и других отраслей, заинтересованных во вступлении, есть отрасли, которые ждут от руководства страны взвешенного решения.









5.УСТУПКИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ВТО СТРАН

 

Табл. 3 Уступки и обязательства по товарам в зависимости от года присоединения

 

ВНП на душу населе- ния (доллары США)

Страна

Год вступле- ния в ВТО

Тарифные уступки по сельскохозяйствен ным товарам

Тарифные уступки по другим товарам

Участие в секторальных инициативах

Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства

Экспортные субсидии по сельскому хозяйству

1310

Эквадор

1996

25,8% (в основном от 15 до 30%) переходный период 5 лет применение СЗМ по некоторым товарам

20,1% (в основном от 15 до 30%) нет переходного периода

 

10% от ВНП с/х

Ноль

1380

Болгария

1996

34,9% (в основном от 15 до 63%) переходный период в 5-6 лет применение СЗМ по некоторым товарам

12,6% (в основном от 5 до 25%) переходный период до 15 лет

Только в нескольких “нулевых” инициативах

снижение на 79% за два года

Снижение по реальным выплатам на 35,8% и по ассигнова- ниям на 22,0% за шесть лет

350

Монголия

1997

18,4% (в основном от 10 до 30%) без переходного периода неприменение СЗМ

20% (в основном от 10 до 20%) без переходного периода

Химическая гармонизация

10% от ВНП с/х

Ноль

300

Киргизия

1998

11,7% (в основном от 5 до 20%) без переходного периода, кроме шерсти; по шерсти - 5 лет неприменение СЗМ

6,7% (в основном ниже 10%) переходный период 7 лет

Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА

5% от ВНП с/х

Ноль

620

Грузия

2000

12,1% (в основном от 12 до 20%) переходный период 5 лет неприменение СЗМ

5,8% (в основном от 0 до 12%) переходный период 5 лет

Все “нулевые” инициативы, за исключением алкогольных напитков, химическая гармонизация, ИТА

10% от ВНП с/х

Ноль

870

Албания

2000

10,6% (в основном от 10 до 20%) переходный период 7 лет неприменение СЗМ

6% (в основном от 0 до 10%) переходный период 9 лет

Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА

10% от ВНП с/х

Ноль

370

Молдова

2001

в основном от 10 до 15% максимально 40% переходный период 4 года неприменение СЗМ

в основном от 10 до 20% максимально 40% переходный период 4 года

Все “нулевые” инициативы, за исключением алкогольных напитков и мебели, химическая гармонизация, ИТА

Снижение на 16% за четыре года

Ноль

3070

Панама

1997

26,1% (в основном от 10 до 70%) переходный период до 14 лет применение СЗМ по некоторым товарам

11,5% (в основном от 5 до 30%) переходный период до 14 лет

Химическая гармонизация

10% от ВНП с/х

ноль

2470

Латвия

1999

33,6% (в основном от 10 до 40%) переходный период 9 лет неприменение СЗМ

9,3% (в основном ниже 15%) переходный период 9 лет

Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА

5% от ВНП с/х; использование 24 миллионов СПЗ (SDR) (около 8%) как минимум до 1 января 2003)

ноль

3480

Эстония

1999

17,7% (в основном от 10 до 30%) переходный период 5 лет неприменение СЗМ

6,6% (в основном ниже 15%) переходный период 6 лет

Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА

5% от ВНП с/х

ноль

1500

Иордания

2000

25% (в основном от 15 до 35%) переходный период 10 лет неприменение СЗМ

25% (в основном от 20 до 30%) переходный период 10 лет

Некоторые “нулевые” инициативы, химическая гармонизация, ИТА

Снижение на 13% в течение7 лет

ноль

4580

Хорватия

2000

10,4% (в основном от 0 до 15%) переходный период 5 лет неприменение СЗМ

5% (в основном от 0 до 10%) переходный период 5 лет

Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА

Снижение по отношению к базовому периоду 1996-1998 на 20% ежегодно равными частями в течение 5 лет с даты вступления

ноль

4940

Оман

2000

30,5% (в основном от 0 до 15%) переходный период 4 года неприменение СЗМ

11% (в основном от 5 до 15%) переходный период 4 года

Некоторые “нулевые” инициативы, химическая гармонизация, ИТА

10% от ВНП с/х

ноль

2620

Литва

2001

в основном от 15 до 35% максимально 50% переходный период 8 лет неприменение СЗМ

в основном от 10 до 20% максимально 30% переходный период 4 года

Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА

Снижение на 17% за пять лет

ноль


Примечания и пояснения к таблице:

  • СЗМ - специальные защитные меры в сельском хозяйстве
  • ИТА (Minsterial Declaration on Trade in Information Technology Products) – Соглашение по информационным технологиям, подразумевает снижение до нуля всех импортных пошлин и остальных тарифных торговых барьеров на оговоренную в Соглашении продукцию в сфере информационных технологий
  • Секторальные инициативы – юридически не обязательные для выполнения инициативы, проявленные отдельными странами-членами ВТО в отношении отдельных групп товаров. “Нулевые” инициативы: принятие страной на себя обязательств поснижению до нуля импортных тарифов на определенные виды товаров
  • СПЗ (SDR) – специальные права заимствования (Special Drawing Rights) – искусственная денежная единица на основе корзины пяти ведущих западных валют, созданная МВФ, СПЗ являются международным резервным активом и используются членами МВФ качестве счетной и учетной единицы и для расчетов между собой.

5.1.УСТУПКИ КИТАЯ ДЛЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО


Вступление в ВТО не откроет для Китая “райские врата”. Перед возросшим количеством стран, чьим торговым партнером он скоро станет, открываются новые возможности — и не меньшее количество новых проблем.
“Долгий марш” переговоров продолжительностью в 15 лет завершен. Китай станет полноправным членом Всемирной торговой организации 11 декабря, спустя месяц после подписания в столице Катара г. Дохе громадного документа — договора о членстве и протокола о присоединении объемом 1500 страниц и весом 13 кг.
С присоединением к ВТО Китая и Тайваня правилами ВТО будет регулироваться 95% объема мировой торговли. В настоящее время по экономическому потенциалу Китай занимает третье место в мире, а по объемам торговли — десятое, так что вступление страны в ВТО приведет к увеличению объема мировой торговли на 130 млрд. долларов, а к 2010 году Китай будет производить 15,5% общемирового объема ВВП. Это окажет глубочайшее влияние на всю международную торговлю.
Долгосрочные последствия для самого Китая тоже будут значительными. Большинство экспертов отмечают, что вступление в ВТО, несомненно, окажет позитивное воздействие на экономику и общественную жизнь Китая в долгосрочном плане.
Но в ближайшей перспективе участие в ВТО неизбежно поставит перед правительством Китая целый ряд беспрецедентных экономических и политических проблем. Вступление в ВТО, скорее всего, приведет к ужесточению негативных явлений, сопутствующих реформам, и создаст дополнительные трудности для правительства. Сможет ли руководство Китая справиться с этими краткосрочными трудностями, неясно, — ввиду внутренней непрочности политической системы и роста социальной и политической напряженности в китайском обществе.
Чтобы добиться права на присоединение к ВТО, Китай принял на себя ряд обязательств, выходящих за рамки стандартных требований, предъявляемых к другим странам — членам ВТО.
В дополнение к положениям Договора с ВТО Пекин пошел на принятие торговых аспектов инвестиционных мер и обязался не вводить каких-либо требований в отношении эффективности экспорта, не увязывать лицензии на инвестиции с нормами эффективности какого-либо рода, не вводить требований в отношении передачи технологий и осуществления исследований и разработок.
Китай согласился с тем, что в ближайшие 15 лет он по-прежнему будет считаться страной “с нерыночной экономикой”, согласно национальному законодательству наиболее развитых стран, что позволит вводить антидемпинговые пошлины в отношении товаров, импортируемых из Китая.
Пекин согласился и на то, что в отношении Китая в течение 12 лет после вступления в ВТО будет действовать особый механизм временных мер защиты внутреннего рынка, что позволит странам, входящим в ВТО, вводить дискриминационные протекционистские меры в отношении отдельных товаров китайского производства на основе идеи “подрыва рынка”, несмотря на то, что это понятие было удалено из системы многосторонней торговли в ходе уругвайского раунда.
Пекин согласился с тем, что временные меры защиты национальных рынков, предусмотренные Соглашением с ВТО, в отношении продукции текстильной и швейной промышленности могут постоянно применяться странами — членами ВТО для ограничения импорта указанных товаров их Китая в период до конца 2008 года (то есть в течение еще четырех лет после постепенного сокращения и отмены всех квот в отношении текстиля в соответствии с соглашением).
Уникальной особенностью протокола о присоединении Китая к ВТО является положение об учреждении переходного контрольного механизма, в рамках которого 16 комитетов и советов ВТО будут контролировать соблюдение Китаем принятых перед ВТО обязательств по всем направлениям и ежегодно докладывать о результатах в течение ближайших восьми лет, с проведением окончательного анализа в течение десятого года.
Присоединяясь к ВТО, Китай добровольно открывает свои внутренние правила и направления стратегии для беспрецедентного внешнего анализа и контроля. Несомненно, что руководство Китая искренне намерено выполнять обязательства перед ВТО и считает ВТО удобным прикрытием для продолжения настойчивых усилий по проведению непростых реформ в национальной экономике.
Но для того, чтобы соответствовать требованиям ВТО, Китаю придется привести свои законодательные и нормативные акты, административную практику в области торговли и инвестиций в соответствие с международными нормами. Ультрасовременное здание постоянного представительства Китая в ВТО с видом на Женевское озеро, где будут работать более сотни только что обученных дипломатов в области торговых отношений, которые во взаимодействии с ВТО будут обеспечивать выполнение Китаем принятых обязательств и участвовать в выработке новых правил многосторонней торговли, — это другая планета в сравнении со скучной Даляньской зоной экономического развития на северо-востоке Китая и со специальными экономическими зонами Сямынь и Хайнань, где по сей день главенствует культура, характеризующаяся такими признаками, как неофициальное покровительство, политический контроль, “гуаньси” (личные связи) и “тонго хоумынь” (“через черный ход”).
Аналогичные проблемы наблюдаются во многих развивающихся странах. Но в Китае масштаб этих проблем и возможных последствий значительно больше. Возможно, нас ждет серьезнейшее столкновение двух экономических культур.
С поднятием “бамбукового занавеса” первыми прохладный ветер перемен, скорее всего, почувствуют государственные предприятия. По данным Статистического ежегодника Китая, в стране около 18 тысяч крупных и средних государственных предприятий, около 100 тысяч мелких государственных предприятий и более 1,4 миллиона предприятий, находящихся в коллективной собственности. На государственных предприятиях занято 64,9% работающего городского населения; на государственный сектор приходится 55,7% всего объема инвестиций в основные фонды.Однако по данным исследования Роберта О’Куинна из “Фонда наследия” — консервативного американского мозгового центра, — половина этих предприятий являются убыточными. Многие из них производят в громадных объемах продукцию, которую невозможно реализовать. Оборудование устарело, управление крайне неэффективно и осуществляется на основе личных связей, а работники никоим образом не заинтересованы в повышении эффективности. Большинство государственных предприятий выживают только благодаря государственным дотациям, объем которых, по самым скромным оценкам Всемирного банка, составляет 3,9% ВВП Китая. Суммарные убытки, по оценкам, могут составлять до 5,5% ВВП.
После вступления в ВТО необходимо демонтировать всю систему тарифных и нетарифных барьеров, ограничений в отношении инвестиций и других дискриминационных мер, направленных на защиту неэффективных государственных предприятий. До 15 млн. избыточных работников могут лишиться работы, а по мере роста конкуренции со стороны национальных частных предприятий и зарубежных компаний может быть уволено до 100 млн. работников.
В банковском и финансовом секторе слабость государственных предприятий Китая непосредственно влечет за собой и непрочность финансовой инфраструктуры страты. У убыточных государственных промышленных предприятий накопились громадные объемы задолженности, которые они не в состоянии обслуживать, тем более погасить.
Николас Ларди из Института Брукингса, левоцентристской аналитической организации по вопросам публичной политики, на основе статистических данных середины 90-х годов рассчитал, что не менее трети всех займов коммерческих банков не погашаются, причем более 50% от их общей суммы фиксируются как непризнанные убытки (проблемные займы, которые никогда не будут погашены, но не учитываются как убытки и не списаны с балансов банков).
Народный банк Китая во второй половине 90-х годов признал, что сумма признанных убытков на балансе коммерческих банков страны составляет около 79 млрд. долл. По оценкам некоторых частных источников, реальные непризнанные убытки могут составлять более 265 млрд. долл., т.е. более 32% национального ВВП. Поскольку резервы коммерческих банков Китая на покрытие убытков по собственным средствам и по займам составляли лишь 27 млрд. долл., введение международных стандартов бухгалтерского учета и полный учет всех убытков может привести к неплатежеспособности всей банковской системы Китая и к исчезновению значительной части сбережений граждан, отмечается в исследовании Института Брукингса.
В области сельского хозяйства в рамках обязательств, связанных с присоединением к ВТО, Китай в ближайшие несколько лет должен отменить экспортные дотации, отказаться от монополии на внешнюю торговлю зерном и начать импортировать (главным образом, из США) значительные объемы зерновых, которые ранее производились в самом Китае и обеспечивались субсидиями, в частности, пшеницы, кукурузы, риса и соевых бобов.
Профессор Хуан Яшэнь, в настоящее время работающий в Гарвардской школе бизнеса, считает, что Китай пошел на слишком большие уступки, особенно в отношении дотационной поддержки сельскохозяйственного производства, и установил чрезмерно высокие требования, — более высокие, чем действуют в отношении большинства стран — членов ВТО; в результате правительство Китая оказалось в уязвимом положении с политической точки зрения, учитывая, что для огромной доли населения Китая сельское хозяйство по-прежнему является основным источником средств к существованию.
Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что Китай согласился на применение единого торгового режима на территории всей страны. Это потребует грандиозных усилий. Китай не является единым рынком с 1,3 миллиарда человек, как кажется большинству бизнесменов.
По последним данным, в Китае 23 провинции, 5 автономных округов, 4 муниципалитета, находящихся непосредственно под управлением центрального правительства, 5 особых экономических зон, 14 открытых городов на морской и сухопутной границе страны, 15 свободных торговых зон, 32 зоны экономического и технического развития на уровне провинции и 53 новые зоны высокотехнологичного промышленного развития, причем всюду существуют и ревностно охраняются местные правила и нормативы.
Как ни странно, как только страна распахнула двери во внешний мир, выросли торговые барьеры между отдельными провинциями. По данным парижского Центра международных исследований, наценка на товары, пересекающие границы провинций Китая, составляет 46% тарифа в результате лицензирования, требований к покупке товаров местного производства и других правил, которые в совокупности приводят к тому, что с точки зрения торговли Китай больше похож на свободную федерацию суверенных стран, нежели на единое государство.
Попытка внедрить единый торговый режим на территории всей страны, как того требуют условия членства в ВТО, и обеспечить соблюдение соглашения о присоединении к ВТО властями провинциального и местного уровней натолкнется на серьезное сопротивление влиятельных кругов, региональное соперничество и происки местной администрации.
Ожидается, что в течение следующего года вся верхушка китайского руководства уступит место следующему поколению. Остается надеяться, что новые руководители достаточно быстро приобретут все нужные качества и влияние для того, чтобы обеспечить плавный переход страны к рыночной экономике и провести хотя и болезненные, но необходимые реформы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Членство России в ВТО не является самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Оно должно отвечать задачам экономического  развития  страны, содействовать успешному продвижению реформ  и  более  глубокой  интеграции России в мировую экономику и торговлю.

    Исходя из этого, участие России в ВТО возможно лишь при том, что:

    • условия членства обеспечат  более  благоприятные,  чем  в  настоящее время, условия для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки;

    • позволят устранить их  дискриминацию  на  этих  рынках,  приведут  к безусловному наделению России  всеми  правами,  которыми  обладают  другие члены ВТО.

    Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических  интересов  в   рамках   многостороннего   механизма разрешения торговых споров.

    Встает вопрос о завершении  выработки  консолидированной  переговорной позиции нашей страны по всей проблематике Всемирной торговой  организации.

Речь идет как о разумном учете запросов наших партнеров  по  переговорам, так и об урегулировании имеющихся проблем в доступе российских  товаров  и услуг на рынки членов ВТО.

    Условия присоединения по всем  параметрам  (тарифы,  доступ  на  рынок услуг,  обязательства  в  области  сельского  хозяйства   и   др.)   будут основываться на реальном положении в  российской  экономике,  обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при  сохранении  адекватной конкурентной среды.

    В  настоящее  время  российская  делегация  предпринимает  усилия   по активизации двусторонних переговоров с  ведущими  торговыми  партнерами  и другими членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО  и  ускорению общих   темпов переговорного   процесса   при   обеспечении   соблюдения национальных экономических  интересов  и  баланса  взаимных  требований  и уступок.

    В долгосрочной перспективе присоединение России к ВТО  должно  оказать положительное   воздействие   на   ход   экономических    реформ,    будет способствовать структурной перестройке экономики, ориентированной на более активное включение в международное разделение труда.

                                          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Ахмедов Вступление в ВТО и рынок труда. - Москва, 2004. – 36с.

2.Брагина Е.А, Гутник В.П., Дмитриев С.С. ВТО и национальные экономические интересы. - Москва, 2003. – 326с.

3.Плисецкий Д.Е. Вступление России в ВТО.// Банковское дело, 2004, №1. С. 15-19

4. Кузяев К. Вступление в ВТО// Общество и экономика, 2006, №2. С. 136-143

5.Хорошев С. Узелок проблем// Финансовый контроль, 2005, №5. С. 30-34

6. Андрианов А. Проблемы и перспективы вступления России к ВТО// Маркетинг, 2004, №2. С.3-16

7. Шевченко И.В. Возможные последствия вхождения России в ВТО для малого бизнеса// Финансы и кредит, 2004, №27. С.27-33



Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.