Эти строки, принадлежащие великому английскому
писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются
с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга.
Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а
Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам,
медицине). Сегодня в мире мы можем наблюдать жестокую конкуренцию двух стран,
которые являются истинными представителями Западной и Восточной цивилизаций:
США и Япония. Безусловно, по своей экономической мощи, США, по крайней мере, до
конца этого века будет занимать лидирующее положение. Но дальше грядет
переустройство мирового порядка, смещение центров экономического влияния и
деловой активности. На мой взгляд основную роль в будущей “пьесе” будет играть
Япония. Но прежде всего, давайте обратимся к некоторым историческим и
философским особенностям, которые понадобятся в дальнейшей попытке
охарактеризовать эту загадочную Страну восходящего солнца.
Итак, восточная цивилизация. Это родина слонов -
Индия; страна шелка и великолепного фарфора - Китай; и Япония, откуда на
протяжении 300 лет никто не возвращался. Эта цивилизация существовала в течение
гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до нашей эры - по
17 век нашей эры - 3000 лет (любопытно отметить, что за это время на Западе
успели одна за другой смениться несколько цивилизаций).
Именно в устойчивости Восточной цивилизации и состоит
первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый
рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой
системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие
Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не
разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и
растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать
многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших
востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на
границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не
только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его
существования...
И даже в северной части страны, где образовались
"варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть
"варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское
население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою
цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало
множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного
христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями.
Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации
оставались незыблемыми. Итак, номер один – устойчивость и незыблемость.
Второй важной особенностью Востока являлось то, что
общество здесь не утратило связи с природой.
Любимым доводом европейских колонизаторов
в пользу завоеваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей
Востока тем, что те были неспособны создать сами (машинами, новейшим оружием и
т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную попытку оправдаться. Однако,
большинство европейцев были в свое время свято в этом убеждены. Так в чем же
здесь дело? Разгадка в принципиальной разнице психологии представителей двух
цивилизаций.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем.
Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать
созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали
чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то
вроде врага. Ее надо было одолеть, победить, поставить себе на службу. Убедив
себя, что человек есть венец творения, и все в этом мире создано исключительно
для него, европейцы принялись перекраивать природу на свой лад и расхищать ее
богатства, не считаясь ни с загрязнением окружающей среды, ни с другими
потерями (“мы не можем ждать от природы милостей, после того, что мы с ней
сотворили”).
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял
связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов,
возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои
душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не
господин, а лишь одна из составных частей. А раз так, то цель человека - не
вражда, а стремление быть с природой в гармонии, познав основные ее законы,
постараться не противоречить им. Так, философы Востока считали, что народы и
государства должны развиваться естественным (природным) образом, беря пример с
растений и животных, в жизни которых нет ничего лишнего, случайного.
Стили
различных боевых искусств Востока сложились в результате наблюдений за
движениями диких зверей (тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив
окружающую среду, человек Востока знал, как она воздействует на его организм.
Например, эффективность ударов (в боевых искусствах) в различные точки тела
рассчитывалась в зависимости от времени дня.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда
человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет
гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление
разрушать. Культура Древнего Китая достигла высокого уровня. Уже в очень давние
времена ученые Китая сделали многие важные открытия в области астрономии,
математики, медицины и других наук. Во 2 тысячелетии до нашей эры в Китае
существовала уже иероглифическая письменность. Несколько позднее были
изобретены компас, а затем сейсмограф. В середине первого тысячелетия до нашей
эры был составлен первый в мире звездный каталог, насчитывавший 800 светил.
Характерная особенность японцев – выйти во двор своего дома и, посмотрев на
свой сад камней (когда один из всей композиции не виден) или понюхав ветку
сакуры, замереть на несколько часов. Следовательно, особенность номер два – связь
с природой.
Третьей особенностью Востока является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была
возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое
получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь
подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько
видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского
Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на
протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и
т.д.
Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых
незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ
Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем "в храме танцы, в
которых танцоры выстраивались в восемь рядов". Поскольку в древности такие
праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет:
"Если это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он же
создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что
общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без
ритуала, по его мнению, обесценивается все. "Почтительность без ритуала
приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал властвует не только в человеческом
обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание.
Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением
учений прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к
древности". Отметим номер три – приверженность традициям.
Отношение к
религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации.
На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь
разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его
называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь
человека в обществе. Главным в конфуцианстве были вопросы этики, морали и
управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является
понятие жэнь ("гуманность") как высший закон взаимоотношений людей в
обществе и семье. Жэнь достигается путем нравственного самоусовершенствования
на основе соблюдения ли ("этикета") - норм поведения, базирующихся
на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании
родителей, преданности государю, вежливости и т.д. Согласно конфуцианству,
постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы ("благородные
мужи"), т.е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяэ
жэнь (дословно - "мелкие людишки") не в состоянии постичь жэнь. Это
противопоставление "благородных" простолюдинам и утверждение
превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей
яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам так
называемого гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти
правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную.
Государь объявлялся "сыном неба" (тяньцзы), правившим по повелению
неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством
священной, дарованной свыше, небом. Считая, что "управлять - значит
исправлять", конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об
"исправлении имен"), которое призывало ставить всех в обществе на
свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено
словами Конфуция: "Государь должен быть государем, подданный - подданным,
отец - отцом, сын - сыном". Конфуцианство призывало государей управлять
народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером
высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ
тяжелыми налогами и повинностями. Боги не очень-то волновали Конфуция. Они,
конечно, установили эти самые правила в незапамятные времена. Но этим, в
общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я почитаю, но
держусь от них подальше" - вот жизненный принцип Конфуция. Основные
взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился приблизительно в 551 г. - умер в 479 г. до
нашей эры) изложены в книге "Беседы и суждения" ("Лунь
юй"), которая представляет собой запись изречений и бесед Конфуция с его
ближайшими учениками и последователями.
Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей
впоследствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда одновременно
является и неким космическим разумом, с которым стремятся слиться его
последователи путем освобождения от суетных желаний и страстей, привязывающих
людей к земле, заставляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким
образом, достигнув нирваны (просветления), человек переходил в новое качество
- неземное.
Религии Востока - это, прежде всего пути
самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира
(отметим это – нет предела самосовершенствования).
Существеннейшую
часть мировоззрения людей Востока составляла вера в бесконечную цепь смертей и
возрождений каждого человека в разных обликах, причем будущий человеческий
облик надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае можно было
возродиться кем угодно. Подобная теория породила представление о вечном
движении всего живого в замкнутом цикле (все когда-то уже было и когда-нибудь
повторится вновь). Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в
невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы (вспомним, хотя бы,
героев - камикадзе). Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи
земли: "Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне так и
будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбойники?".
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое
западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демократический образ
правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой
не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции,
ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий -
нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных.
Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему
умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного
сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был
покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Чтобы в дальнейшем были
понятны некоторые из рассуждений, хотелось бы вкратце рассказать о самураях. Ведь эти люди на протяжении всех 13 веков
становления, развития и упадка этого воинского сословия должны были служить
воплощением канонических конфуцианских добродетелей, наделенным, однако, силой
и свирепостью нио, "стражей ворот" в буддийской храмовой скульптуре.
Идеальный самурай должен был стать и порой действительно становился
сверхчеловеком в ницшеанском понимании этого слова. Душой его был меч,
профессией война, постоянным занятием - воинские искусства, а нередко также
изящная словесность и живопись. Философия входила в его плоть и кровь под
сводами храмов и святилищ в долгие часы медитации и упражнений с оружием.
Физическое совершенство, моральная чистота, возвышенность помыслов - таким был
настоящий самурай. "Меж цветов красуется сакура, меж людей -
самураи", - гласила пословица. Самурайство зародилось в VIII в. на востоке
и северо-востоке Японии. Но лишь в X-XII вв. окончательно оформились
владетельные самурайские роды. К тому времени сложились и устои неписаного
морального кодекса самурая, позже превратившегося в грозный свод заповедей
"Путь Самурая" - Буси-до.
Четко и довольно вразумительно требования
Буси-до сформулированы философом Дайдодзи Юдзана:
·
Истинная
храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить и умереть, когда
правомерно умереть.
·
К
смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что
унижает его достоинство.
·
Следует
взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что
собираешься сказать.
·
Необходимо
быть умеренным в еде и избегать распущенности.
·
В
делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
·
Уважать
правило "ствола и ветвей". Забыть его - значит никогда не постигнуть
добродетели. Родители - ствол древа, дети - его ветви.
·
Самурай
должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным.
·
Следует
быть усердным и прилежным, иметь чувство ответственности.
·
Не
подобает гнаться за роскошью, следует избегать бесполезных трат
·
Не
подобает гнаться за дутой славой. Следует во всем соблюдать простоту и
умеренность, не быть тщеславным.
Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни
умереть иначе, чем по установленному обычаю. И мы можем с уверенностью
констатировать, что в японцах живет дух воинов и фатализм. А
следовательно они не любят проигрывать.
Вообще надо иметь в виду, что, несмотря на общие для
всей восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в нее, были и
существенные отличия в традициях, образе мышления, путях развития. Даже общий
для всех стран Востока буддизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран
принимали свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским
самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствующими рыцарями
Китая, считавшими своим долгом вступаться за обиженных и отстаивать
справедливость?
Подведем первые итоги: цивилизация Востока была
жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она
защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Далее,
некоторые ученые считают, что встретившись с цивилизацией Европы, технически
более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению
всего непохожего на нее, Восток не устоял. Однако на мой взгляд, японцы никогда
не теряют свой связи с культурным прошлом и, даже закончив Гарвард, Кембридж
(ну или на худой конец Славянский), приобретя Западный порочный налет
найтклабов и английского произношения, все равно в душе остаются самураями.
Экономическое положение Японии.
Территория 372,2 тыс. кв. км.
Население - 124,5 млн.
(1993),свыше 99 % японцы.
Столица - Токио (около 12 млн.
чел. , 1987).
Официальный язык японский.
Основные религии синтоизм и
буддизм.
Незавершенная буржуазная
революция Мэйдзи 1867-68 гг. открыла новую капиталистическую эру в истории
Японии. Проведение в течение нескольких лет ряда буржуазных реформ расчистило
почву для развития капитализма. По конституции 1889 года Япония
провозглашалась монархией во главе с императором, но законодательная власть в
стране осуществлялась с этих пор императором совместно с парламентом. На
рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма,
ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу.
Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в
общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому
империализму военно-феодальный характер. В 1940 году Япония заключила военный
союз с гитлеровской Германией и фашистской Италией, направленный против СССР, а
также против США и Англии, в 1941 г. вступила во вторую мировую войну.
После разгрома в 1945 г. Япония
была оккупирована американскими войсками, выступавшими от имени всех союзных
держав. Верховная власть в стране перешла в руки американской оккупационной
армии, которую возглавлял генерал Д. Макартур.
Основы послевоенной политики
союзных держав в отношении Японии были определены Потсдамской декларацией от 26
июля 1945 г. В ней определялась необходимость навсегда ликвидировать милитаризм
в Японии, снять преграды к обновлению и укреплению демократических тенденций в
японском обществе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления,
уважать и соблюдать основные права человека.
После окончания войны японская
экономика оказалась в состоянии разрухи, хотя ее производственно-техническая
база сравнительно мало потерпела от военных действий, даже с учетом
американских атомных бомбардировок Хиросимы 6 августа и Нагасаки 9 августа 1945
г. В тоже время импорт сырья, топлива и продовольствия был практически
прекращен. Большинство предприятий закрыто. Уровень промышленной продукции в
начале 1946 г. составлял 14 % довоенного. На протяжении двух послевоенных лет
промышленное производство не превысило 1/3 довоенного уровня. В стране
свирепствовала инфляция: количество бумажных денег с 1945 по 1947 г. возросло в
4 раза. В конце 1945 г. реальная заработная плата рабочих составляла 13 %
довоенного, также низкого уровня. Безработица в результате остановки военного
производства, демобилизации армии и флота, депортации японцев из бывших колоний
и ранее оккупированных территорий стала массовой и достигла почти 10 млн.
человек.