скачать рефераты

МЕНЮ


Япония - архипелаг передовых технологий

Если сразу после оккупации США не ставили перед собой задачу восстановления японской экономики, то вследствие опасности социально-политических конфликтов вынуждены были оказать Японии существенную экономическую помощь. На протяжении 1946-1949 гг. была проведена земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичью собственность на обрабатываемую землю. Размер земельной собственности ограничивался площадью 3 га, на  острове Хоккайдо – 12 га. Оставшаяся помещичья земля подлежала выкупу государством с дальнейшей продажей ее бывшим арендаторам. До января 1950 г. количество крестьян-собственников возросло с 1.9 млн. до 3.8 млн. человек, а площадь земли, сдаваемой в аренду, снизилась с 46 до 9.3 % всей обрабатываемой земли. Натуральная плата, доходившая до 50 % урожая, заменялась более низкой денежной оплатой. В результате реформы система крестьянской земельной собственности по существу стала решающей, повысилась товарность сельского хозяйства, начал возрождаться внутренний рынок.

 Серьезные изменения претерпела и промышленность. Так, были распущены монополистические концерны – дзайбацу Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда. Их акции и другие ценные бумаги подлежали распродаже среди служащих этих компаний. В 1947 г. вступил в силу закон о запрете чрезмерной концентрации экономической мощи, по которому запрещалось образование картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем 25 % акций прочих компаний.

  На протяжении 1946-47 гг. оккупационной администрацией была подготовлена и вступила в силу 3 мая 1947 г. новая конституция, которая провозглашает демократические права и свободы, содержит отказ от войны "как суверенного права нации", запрещает Японии иметь вооруженные   силы. Было предусмотрено образование силы самообороны и выделение на их поддержку до 1 % средств от валового внутреннего продукта. Все эти мероприятия, безусловно, сыграли важную роль в дальнейшей истории Японии, в частности в развитии ее экономики.

            После принятия японской Конституции США начали осуществлять новую политику в отношении к Японии. В 1948 г. был принят декрет  под номером 201, который запрещал забастовки государственных служащих. С начала 1949 г. оккупационные власти приступили к обеспечению “плана экономической стабилизации” Японии. Возглавлял разработку плана главный советник по экономическим и финансовым вопросам штаба оккупационных войск, известный американский финансист, президент Банка Детройта   Д. Додж. Именно им был разработан проект сбалансированного государственного бюджета, предусматривающий резкое, на 62 %, увеличение налогов, замену безвозвратных государственных субсидий на коммерческий банковский кредит, стабилизацию заработной платы, установление государственного контроля над        ценами и т. д.

            Были внесены существенные изменения и в систему американской экономической помощи. Был образован так называемый «эквивалентный фонд», который пополнялся средствами от продажи в Японии американских товаров, ранее поставлявшихся в порядке помощи. Из этого фонда кредитовались крупные японские компании под контролем оккупационных властей. Для сбалансирования торговли были приняты меры по расширению японского экспорта даже тех товаров, которых не хватало в самой Японии. Был установлен твердый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 доллар США.

            В 1949 г. была проведена реформа налоговой системы. В целом налоги значительно повысились. Однако, одновременно произошло их перераспределение – снижены налоги на корпорации путем переоценки стоимости основного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счет увеличения налогообложения работников. Это создавало благоприятные условия для ускоренного роста, который, однако, ограничивался низким покупательским спросом, так как заработная плата японского рабочего в первые послевоенные годы была в 5-8 раз меньше заработной платы западноевропейского  и американского рабочего. По рекомендации Доджа правительство Японии провело упорядочение административного аппарата и реорганизацию управления предприятиями, сократив в 1949 г. свыше 0.5 млн. чиновников. Ограничивались права профсоюзов при увольнении, свобода их действий на предприятиях.

            Война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г., сыграла немаловажную роль в восстановлении экономики Японии, которая в период военных действий стала как бы тылом американской армии. В результате войны резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на воинские перевозки и услуги, на продовольствие и др., что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950-1952 гг. достигли 2.5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешнеторговый дефицит и расширить импорт сырьевых ресурсов. Для выполнения американских военных заказов были задействованы послевоенные мощности японской промышленности, которые сохранились после отказа США от конфискации японского промышленного оборудования в счет репараций. Были сняты всяческие ограничения в сфере промышленности и внешней торговли.

            В результате в 1949-1951 гг. объем промышленного производства в Японии возрос более чем в 1.5 раза, превысив довоенный уровень. Оборот внешней торговли за 1950-1954 гг. стал почти в 10 раз большим, чем в 1945-49 гг. Однако, японская промышленная база была отсталой технически и технологически. Более 70 % станочного парка насчитывало возраст свыше 10 лет, не хватало собственного продовольствия.

            Таким образом, за оккупационный период Японии американскими войсками 1945-51 гг. японская экономика не только успешно закончила восстановительную фазу, но и смогла создать стартовый фундамент для дальнейшего развития. В 1951 г. в целом по всем отраслям был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

            В новых условиях японские ученые-экономисты с чисто японским энтузиазмом и педантичностью приступили к интенсивному знакомству и фундаментальному усвоению достижений экономических теорий Запада. За основу послевоенной экономической модели развития Японии была взята теория Кейнса. При этом японская модификация кейнсианской концепции обеспечила стадию интенсивной индустриализации Японии в 50-70-е  гг. Эта политика была принята на вооружение лидерами правящей многие послевоенные годы либерально-демократической партии. Необходимо особо подчеркнуть, что сразу же после окончания второй мировой войны в Японии разгорелась острая дискуссия о направлениях развития национальной экономики. Особые споры шли между сторонниками «внешнеэкономической ориентации» и их оппонентами, сторонниками «освоения внутреннего рынка». 50-60-е гг. стали эпохой триумфа первого направления.

            Важнейшими практическими мерами в плане реализации определенных приоритетов стали решения японского правительства 1952 г., благодаря которым были сняты всяческие ограничения на связи между крупными компаниями и их дочерними предприятиями. Огромную роль в консолидации капитала сыграли финансово-промышленные объединения, такие как Мицубиси, Сумитомо, Фудзи и др. Однако, эти новые монополистические группировки не стали простым повторением довоенных дзайбацу. На смену семейной форме правления ими укоренилась новая практика коллективного управления в форме совещаний президентов важнейших компаний, которые входили в состав финансово-промышленных групп.

            Для более эффективного использования американской помощи в 1952 г. «эквивалентный фонд» был реорганизован в «Специальный счет для промышленных инвестиций». Средства с этого счета консолидировались с капиталами Экспортно-импортного банка, Банка развития, Банка долговременного кредита и др. В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

            Основной упор в первой половине 50-х гг. японское правительство сделало на развитие внешнеэкономических связей. В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Главным торговым партнером Японии были США.

            В 40-50-е гг. Япония поставляла в США главным образом продукцию легкой промышленности, в первую очередь текстиль. В этот период споры между этими странами велись вокруг медицинских термометров, однодолларовых карточек и лент для пишущих машинок Чтобы избежать кризиса, в 1953-1954 гг. были заключены договоры о дружбе и мореплавании между Японией и США, соглашение о закупке Японией в США сельскохозяйственного продовольствия, о гарантиях капиталовложений и др.

            Еще до окончания Войны в Корее, в марте 1952 г., был принят закон о содействии рационализации предприятий, по которому оказывалась государственная помощь, предоставлялись и финансовые льготы предприятиям, осуществляющим конверсию и модернизацию производства, обновление оборудования. Государственные средства также выделялись на развитие инфраструктуры – дорог, портов и т.д.

            Таким образом, получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, который обеспечил ей высокие темпы роста во второй половине 50-х гг. Несмотря на то, что с 1945 по 1955 г. в Японии сменилось шесть кабинетов министров, страна избежала каких-либо серьезных, радикальных общественных катаклизмов.  

Итак, пережив затяжное и длительное   восстановление, Япония в 50 - 60-х годах продемонстрировала быстрый рост, по своим темпам опережающий развитие других крупных капиталистических стран. Темпы роста в Японии   составляли в период 1960-1973 гг. 10,1 %  в год по сравнению   с 3,9 %  - в США, 4,5 %  - в ФРГ, 3,1 %  - в Великобритании, 5,6 %  - во Франции, 5,0 %  - в Италии в тот же период.

                          

Таблица 2

Финансовый год

Темпы роста ВНП Японии в реальном исчислении

1973/74

5.3

1974/75

-0.2

1975/76

3.6

1976/77

5.1

1977/78

5.3

1978/79

5.1

1979/80

5.1

1980/81

3.7

1981/82

2.7

1982/83

3.3

     

Подобное превосходство в темпах на протяжении ряда лет породило   первую волну публикаций о японском "экономическом чуде",   пришедшуюся на конец 60 - начало 70-х годов. В этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового лидера. В 1970 году она заняла четвертое место в мировом экспорте: на ее долю приходилось 7 % мирового капиталистического экспорта. Япония превзошла все страны мира по уровню накопленного капитала. В 1968 году инвестиции в основной капитал в Японии составляли 34.7 % ВНП по сравнению с 14 % в США.

Вся мировая историко-экономическая наука вплоть до наших дней старается объективно проанализировать то что произошло с Японией в этот период и определить возможные рецепты для использования опыта в других странах. Безусловная заслуга в бурном экономическом развитии Японии принадлежит ее экономической науке. Ее мышление базируется на общем выводе – современная рыночная экономика не может эффективно функционировать без государственного регулирования экономическими процессами. Проблема заключается только в том, каким оно должно быть. В 50-80 гг. японская экономическая наука пережила и “кейнсианский период” (50-60-е гг.), и “консервативный сдвиг” (70-80-е гг.). Но этот вопрос мы рассмотрим более подробно в следующей главе. А вместе с тем в эволюции японской экономической мысли всегда проявлялись специфические этнические черты. Поскольку Япония должна была догонять промышленно развитые страны, мощнейшее влияние на структуру кредитной системы и применяемые ею методы решения проблем ускоренного развития оказал протекционизм.

Японские кейнсианцы – теоретики и практики высоких темпов роста – ориентировали политику 60-х гг. на стимулирование фонда накопления с последующим инвестированием через механизм регулирования цен и невысоких процентных ставок, так называемую политику “низкого процента”.

Характерный пример. В 1946 г. в Японии было собрано около 110 легковых автомобилей. Формирование автоиндустрии в то время не было делом, которое поддерживало государство. Только в 1951 г. Министерство внешней торговли и промышленности Японии перешло к протекционистской политике в этой отрасли. Был облегчен импорт иностранных технологий и ограничен ввоз готовых автомобилей. В результате фирма “Toyota” вышла на американский рынок с громадным опозданием и практически начала с нуля. И, если в 1962 г. на её долю приходилось всего 0.2 % импорта иностранных автомобилей в США (Фольксвагена – 6.8 %), то через десять лет ситуация резко изменилась: доля  фирмы “Toyota” составляла  16 %, Фольксвагена – 27  %. Внешние капиталовложения в японскую автопромышленность были разрешены только в 1971 г., когда отрасль приобрела устойчивость, но даже и после этого зарубежные инвестиции строго лимитировались государством.

Японские деловые и политические круги старались, и не безуспешно, определить такие долгосрочные цели в экономической сфере, которые были бы привлекательны для всей нации. Так, в 60-е годы особенно стал популярным лозунг “Догнать развитые западные страны по уровню валового внутреннего продукта!” (не правда ли очень похоже на наши речевки типа “Догнать и перегнать Америку!” или “Народ и валовой внутренний продукт едины!”). Выход на второе место в мире по этому показателю преподносился как вхождение Японии в клуб великих экономических держав мира. При этом следует учитывать и другие  показатели. В 1961-1970 гг. номинальная зарплата в Японии возрастала в среднем на 12.5 % в год, потребительские цены повышались на 5.9 %, а оптовые – всего на 1.3 %. Следовательно, реальная заработная плата увеличивалась на   6.3 %, а производительность труда – на 11 % в год. Стало быть, рост реальной заработной платы составлял 60 % повышения производительности труда. Эта цифра считается оптимальной. Всё это свидетельствует о том, что каждый японец убеждался в том, что решение общегосударственных задач обеспечивает ему улучшение жизни.

Японский экономический бум 60-х гг. в экономической литературе объясняется следующими факторами:


Ø      Высокоэффективным использованием иностранной, в первую очередь американской, экономической помощи (у них не брали 10 % таксу за использование инвестиций себе в карман, как в Кыргызстане);

Ø      Массовым обновлением основного капитала;

Ø      Расширением внутреннего рынка, в том числе за счет аграрной реформы;

Ø      Широким использованием иностранных научно-технических достижений, беспрецедентной закупкой патентов, ноу-хау и т. п. С 1945 по 1960 г. заимствовано свыше 10 тыс. технологических процессов;

Кроме того, японские аналитики указывают на такие особенности, как

Ø          Редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сложившаяся система принятия решений;

Ø          Традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом;

Ø          Относительно высокая норма накопления капитала;

Ø          Стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь в области электроники. Только с 1960 по 1970 г. затраты на научно-технические изыскания возросли в 6 раз.

Эти факторы в последнее время дополняются следующими:

Ø      Гомогенностью японской нации, что выражается в осмыслении необходимой концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;

Ø      Отсутствием сырьевых ресурсов; Япония импортирует 99 % необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100 % бокситов, хлопка, натурального каучука, 99.7 % сырой нефти, 99.5 % железной руды, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья  и топлива;

Ø      Действующей антивоенной Конституции Японии, которая декларировала три неядерных принципа – не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1 % от ВНП;

Ø      Выгодным географическим положением, которое объясняется тем, что со второй половины 20 века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики. Все большую популярность приобретает утверждение о наступлении “тихоокеанской эры”;

Что касается меня, то я бы кроме гомогенности, еще бы отметил тот факт, что между японскими рабочими нет языкового барьера. Культурная и этническая однородность японцев настолько глубока, что зачастую рабочие понимают друг друга без слов. Такая однородность – божий дар для японской индустрии. Как тут не вспомнить старую шутку про советских строителей, что если на стройке запретить  мат, то вся стройка тут же остановится. Интересно как общаются на стройке японские рабочие? 

Все эти факторы предопределили успехи Японии. При этом для стадии индустриализации, которая датируется началом 60-х – серединой 70-х гг., было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств.

Промышленные гиганты площадью от 1 до 3 тыс. га концентрировались в городах-портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. В 1964 г. был пущен суперэкспресс “Синконсен” или “поезд-пуля”, со скоростью 210 км/ч.

Энергетический кризис 1973 г. и последовавшие за ним   мировые экономические кризисы середины 70-х и начала 80-х   годов очень серьезно отразились на экономическом росте   Японии, продемонстрировали высокую степень зависимости японской экономики от внешних рынков и мировой хозяйственной конъюнктуры. Последние десятилетие отмечено резким   снижением темпов роста, достигших весьма умеренных значений, не сопоставимых с рекордными цифрами 50-х - начала   70-х годов (см. табл. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.