скачать рефераты

МЕНЮ


Южная Корея в мировой экономике

Южная Корея в мировой экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ



КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ








на тему:


Южная Корея в мировой экономике






Сдала
Студентка НЭ 2 – 4

 Кощеева Мария        

 Проверил
                                                                            

                                               




г. Москва

1998г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.................................................................................................................................................................................... 3

Республика Корея................................................................................................................... 4

Южная Корея в мировой экономике............................................................................................................... 7

Особенности экономического развития.............................................................................. 7

Основные черты хозяйственного механизма................................................................................... 11

Чеболь..................................................................................................................................... 11

Государственный сектор..................................................................................................... 12

Трудовые отношения........................................................................................................... 13

Общая характеристика........................................................................................................ 14

Южная Корея в мирохозяйственных связях......................................................................................... 16

Внешняя торговля................................................................................................................ 16

Экспорт, импорт капитала.................................................................................................. 18

Литература............................................................................................................................................................................ 21


Введение

Государство Южная Корея (Республика Корея) расположено в восточной Азии, занимает Корейский полуостров, прилегающую к нему часть материка и около 3,5 тыс. прибрежных островов.

Территория — 220,8 тыс. км2. Население — около 65 млн. чел. (1992 г.), в основном корейцы.

Корея - страна с древней историей. Корейцы исчисляют историю своей страны в 5 тыс.лет. Появление первых рабовладельческих государств относится к VIII—IVвв. до н. э. Процесс образования единого государства завершился в 668г. н. э. Последняя королевская династия Ли просуществовала с 1392 по 1910 г. В годы русско-японской войны 1904—1905гг. Корея была оккупирована Японией. В 1910—1945гг. входила в состав Японской империи на правах генерал-губернаторства.

В августе 1945г. Корея к северу от 38-й параллели была освобождена Советской Армией. В соответствии с решениями союзников было установлено, что 38-я параллель станет разграничительной линией между советскими и американскими войсками, прибывшими для пленения и разоружения японских вооруженных сил на территории Корейского полуострова. Передовые части американского корпуса высадились на юге Кореи в начале сентября 1945 г. и в боевых действиях не участвовали. В декабре 1945 г. Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании приняло решение об установлении опеки над Кореей на пятилетний период. (К этому решению позднее присоединился гоминьдановский Китай.) Имея в виду возрождение Кореи - как единого демократического независимого государства, совещание высказалось за сформирование временного центрального корейского правительства. Подготовка конкретных предложений была поручена совместной комиссии из представителей советского и американского командований. Комиссия работала в 1946—1947 гг., но из-за острых разногласий не смогла выполнить возложенную на нее миссию.

15 августа 1948 г. в Сеуле была официально провозглашена Республика Корея (РК), 9 сентября 1948 г. в Пхеньяне — Корейская Народно-демократическая Республика (КНДР). В сентябре 1948г. Советский Союз удовлетворил обращение Верховного народного собрания КНДР к правительствам СССР и США и к концу того же года вывел свои войска с ее территории. США эвакуировали свои войска из Южной Кореи к середине 1949 г.

Корейская война 1950—1953гг. стала результатом острого противоборства между КНДР и РК с целью достижения объединения страны. Началу войны предшествовали многочисленные вооруженные конфликты, провоцировавшиеся обеими сторонами, которые приобрели наибольшую интенсивность со второй половины 1949г. и вплоть до развязывания полномасштабных военных действий. Согласно

По южнокорейской версии агрессия в отношении Юга была предпринята КНДР, в то время как северокорейцы утверждают, что именно войска Южной Кореи напали на позиции Корейской народной армии и спровоцировали ее переход в контрнаступление. В отсутствие представителя СССР Совет Безопасности ООН 25 июня 1950г. принял резолюцию, обвинившую КНДР в неспровоцированной агрессии против РК, а двумя днями позже — еще одну резолюцию, признавшую необходимость срочных мер военной помощи Южной Корее со стороны государств — членов ООН. На стороне КНДР в войну вступили отряды китайских народных добровольцев (около 1 млн. чел.). Помощь КНДР оказал и Советский Союз, в том числе в отражении налетов американской авиации на тыловые районы республики. После ожесточенного противоборства к середине 1951г. стороны перешли к обороне, исчерпав свои возможности достижения победы в войне.

В плане достижения политических целей для КНДР и РК война закончилась безрезультатно. 27 июля 1953г. было заключено соглашение о перемирии в Корее. Состояние перемирия сохраняется и по сей день

С начала 70-х гг. КНДР и РК осуществляют контакты в целях пояска путей урегулирования взаимных отношений и достижения воссоединения страны.

Предложения КНДР предусматривают создание Конфедеративной демократической республики Корё, в которой сосуществовали бы различные социально-экономические, идеологические и политические системы Севера и Юга. Возможность реализовать эту идею Север видит в проведении политического консультативного совещания с участием властей и политических партий с обеих сторон.

Начиная со 2-й половины 80-х годов. КНДР также предлагала осуществить радикальное поэтапное сокращение войск Севера и Юга до 100 тыс. чел. у каждой стороны при одновременном выводе из Южной Кореи войск и ядерного оружия США, создать на Корейском полуострове зону, свободную от ядерного оружия с принятием международных гарантий безъядерного статуса зоны, провести трехстороннюю встречу с участием КНДР, США и Южной Кореи в целях заключения между КНДР и США мирного соглашения “взамен соглашения о перемирии и подписания декларации о ненападении между двумя корейскими сторонами.

Одновременно предлагалось осуществить комплекс мер доверия на Корейском полуострове, которые включали бы ограничение военных учений, предварительное уведомление о них, запрещение проведения маневров иностранных войск и ряд других.

Суть южнокорейских инициатив сводится к вопросам развития контактов между сторонами, которые должны касаться в первую очередь экономических и гуманитарных аспектов, что в свою очередь позволит перейти к обсуждению более общих вопросов нормализации обстановки и объединения.

Важным событием стало вступление двух корейских государств в ООН (сентябрь 1991 г.), что. стало возможно в итоге отказа КНДР от ее прежней позиции в этом вопросе: "две делегации на одно место".

В декабре 1991 г. между КНДР в РК подписано Соглашение о примирении, ненападении, сотрудничестве в обменах, в феврале 1992г. Совместная декларация о денуклеаризации Корейского полуострова, в соответствии с которой стороны отказываются от испытаний, производства, ввоза, хранения, размещения ядерного оружия. Вместе с тем реализация достигнутых договоренностей сталкивается с определенными трудностями.

Республика Корея

Государство на Корейском полуострове к югу от 38-й параллели.

Территория — 99,6тыс. км2.

Столица — Сеул (10,7 млн. чел.).

Административно-территориальное деление: 9 провинций и города — Сеул и Пусан.

Население — свыше 43 млн. чел. (1992 г.); корейцы. Живет также около 30 тыс. китайцев и лиц других национальностей.

Официальный язык — корейский.

Религия — буддизм, конфуцианство и христианство.

Денежная единица — вона РК.

Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 30. IX 1990 г.). В ноябре 1992 г. подписан Договор об основах отношений между РК и Российской Федерацией. Ведущим военно-политическим союзником и экономическим партнером РК остаются Соединенные Штаты. Стороны имеют взаимные обязательства в сфере безопасности в соответствии с "договором о совместной обороне" от 1954г. и высказали намерение идти по пути укрепления военно-политического партнерства и  в  90-е гг. В настоящее время на Юге Кореи находится 37 тыс. американских военнослужащих. Вместе с тем отношения между двумя странами осложняются сохранением антиамериканских настроений в Южной Корее, торговыми противоречиями.

Вместе с США одним из ведущих торгово - экономических партнеров РК является Япония. Основные проблемы в двусторонних отношениях связаны с последствиями колониального господства Японии в Корее, трениями в торговой сфере.

В течение четырех десятилетий (с момента провозглашения РК) сохранялся диктаторский режим. Сначала его олицетворял Ли Сын Ман (свергнут в апреле 1960 г.), затем Пак Чжон Хи (убит в октябре 1979 г.). В 1980—87 гг. президентское кресло занимал Чон Ду Хван. Проведенный в октябре 1987 г. общенациональный референдум утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 25 ноября 1988г. Конституция ввела прямые президентские выборы вместо многоступенчатых, расширила права парламента, ограничила полномочия президента и сократила срок его пребывания на посту с 7 до 5 лет, закрепила свободу печати, право на создание профсоюзов и проведение собрании, демонстраций. Под давлением оппозиции в конституцию включено положение о нежелательности участия армии в политике.

За годы, прошедшие со времени краха военной диктатуры в РК проводились либерально-демократические реформы. Деятельность оппозиции ограничивается рамками парламента. В последнее время наблюдаются сокращение масштабов забастовочного движения и спад студенческих выступлений, традиционно являвшихся наиболее взрывоопасными. Леворадикальные группировки, продолжающие антиправительственные выступления, малочисленны и не представляют собой угрозы для внутриполитической стабильности. Развитию этих тенденций способствует увеличение прослойки среднего класса, смещение общественных настроений от "реформ к стабильности" и в целом к консерватизму.

Согласно конституции РК — парламентская республика во главе с президентом. Высший орган исполнительной власти — Государственный совет, возглавляемый президентом. Госсовет вырабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны, рассматривает вопросы о назначении генерального прокурора, председателя комитета начальников штабов и др. Члены Кабинета министров назначаются президентом и одобряются Национальным собранием (парламентом) страны. Совет национальной безопасности оказывает помощь президенту в формировании внешней, военной и внутренней политики.

РК — динамично развивающаяся индустриально-аграрная страна. Она занимает одно из ведущих мест среди так называемых новых индустриальных стран. За последние 20 лет ежегодные темпы экономического роста составили около 8%. а в 1986—1988 гг. — в среднем 12%. В последние годы темпы экономического роста несколько замедлились.

Среди полезных ископаемых наибольшее значение имеют залежи каменного угля, ведется разработка железной, цинковой и медной руды, вольфрама, олова. Однако горнодобывающая промышленность не играет большой роли в экономике страны, большая часть потребляемого промышленного сырья ввозится из-за рубежа. В РК создана мощная энергетическая база, при этом 50% ее производства обеспечивается на АЭС.

Ведущая роль в экономике принадлежит обрабатывающей промышленности. РК занимает одно из первых мест в мире по производству судов, стали (26 млн. т), легковых автомобилей (3 млн. шт.), выпуску продукции электроники и электротехники (цветные телевизоры — 13 млн. шт., видеомагнитофоны — 8,3 млн. шт.). В стране осуществляется собственная программа развития аэрокосмической промышленности, ведутся активные научно-технические разработки в области биотехнологии, генной инженерии, лазеров, создания композиционных материалов.

В результате процесса монополизации южнокорейские корпорации постепенно становятся все более серьезными конкурентами ведущим компаниям Запада. Разработанная концепция экономического развития страны на период до 2000 г. предполагала довести ВНП до 680 млрд. дол., доход на душу населения — до 15 тыс. дол.

В сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве занято около 18% населения Южной Кореи. На долю продукции этих отраслей приходится 8% ВНП. Основные сельскохозяйственные культуры: рис (свыше 50% пахотных земель) и ячмень, а также батат, овощи, соя и др. Преобладает мелкое землевладение. В последние годы эти отрасли экономики переживают определенные трудности.

Длина железных дорог в стране — 6, 46 тыс. км, автодорог — 54 тыс. км.

В Южной Корее действует система обязательного начального образования. Насчитывается более 500 вузов (из них 400 частных), где обучаются 1 млн. 390 тыс. студентов (1990 г.), свыше ста колледжей и университетов. В числе наиболее крупных — Государственный Сеульский университет и такие частные университеты, как Енсе, Кёнхи, Конгук, Кукмин, Кориа, Хангук, Ханъян.

Южная Корея в мировой экономике

Южная Корея во второй половине текущего столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Не обладая сколь-нибудь значительными природными ресурсами, она производит около 2% ВМП, имея всего лишь 0,8% мировой численности населения.

В стране была осуществлена индустриализация хозяйства, в структуре которой произошли коренные изменения. Южная Корея вошла в ряд стран среднего уровня развития.

Как известно, нормальное функционирование любого хозяйства обеспечивается не только наличными трудовыми, природными ресурсами, капиталом, техникой и технологией, но и способностью их рационального соединения, обеспечивающего эффективность производства и рынки сбыта произведенных продуктов.

Южная Корея имела много общих черт в факторах и условиях экономического развития с другими восточно-азиатскими странами и территориями. Они в определенной мере опирались на содействие промышленно развитых стран, и прежде всего США.

Особенности экономического развития

Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл.

Основные направления хозяйственной политики.

В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948—1961гг., второй период — с 1961г. до середины 70-х годов, а третий - с конца 70-х до 90-х годов. В первый период в хозяйстве страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953—1960 гг.

Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза — до 14,6%. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров — “самбэк-коноп” (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства.

Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950—1952гг., раскола страны. На севере были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности.

Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично в последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые могли производиться в стране.

Для овладения денежным спросом населения Предпринимались протекционистские меры. При импортзамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление стало осуществляться после военного переворота и установления режима военного правления в 1962г.

Тогда были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины “победы над коммунизмом в экономическом соревновании”.

Традиционные средства, которые использовал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Южной Корее не подходили. Она не обладала. значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности.

Для осуществления индустриализации необходимо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоемких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Поэтому процесс индустриализации с середины 60-х годов сопровождался переходом к экспортной модели развития.

Роль первопроходца на внешние рынки была отведена текстильной и обувной промышленности. Переход к экспорт-ориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импорт-замещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт—замещения.

Создание экспорт-ориентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Тем самым стремились достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.