Южная Корея в мировой экономике
Любая развивающаяся страна сможет развивать свою
промышленность и поддерживать высокий экономический. рост, если сможет
экспортировать трудоемкие товары на зарубежные рынки.
На практике только некоторые развивающиеся страны оказались
способны осуществить это. Для Южной Кореи эта способность объясняется
политическими причинами — она служила форпостом США против социализма. США и
Япония обеспечили необходимые рынки сбыта.
Структурные сдвиги в хозяйстве.
На всех этапах экономического развития в Южной Корее
обеспечивались высокие темпы роста ВВП. В 60-е годы среднегодовой темп прироста
равнялся 8,7%, в 70-е — 10, в 80-е — 10,4; в первую половину 90-х годов — 7,6%.
Благодаря высоким темпам прироста валового продукта реальный - доход на душу
населения удваивался каждые 10— 12 лет. Быстрые темпы экономического роста
сопровождались достаточно высоким уровнем инфляции (70-е годы — в среднем 20%,
в 80-е годы — свыше 10, в 90-е годы — 5—6% в год).
В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля
сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30
до 43% ВВП за 1950—1994 гг.
Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей
промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х
годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на
трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая
промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка.
В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт,
быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия,
судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в
70-е годы.
С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие
производства — электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В
ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего
судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3%, а также текстиль,
одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники.
Сдерживающим фактором экономического развития остается
сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных
пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного
землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был
установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа
земли, аренда, которые потом были возрождены.
Хозяйства с земельной площадью в 2—3 га сосредоточивают
только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство
объективно может опереться только на государственную поддержку и
стимулирование. В конце 80-х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но
на 65% — продовольственным.
Источники экономического роста.
Обновление и расширение производственного аппарата требовали
постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в
50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма
против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных
расходов, которые превышали
5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской
военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили
миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная
промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных
аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения
на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г.
страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского
экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.
В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно
на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах
иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах
капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений (табл.
31. 1).
Таблица 1.
Сбережения и
капиталовложения, % к ВВП
|
1976
|
1980
|
1985
|
1990
|
1995
|
Сбережения
|
24, 0
|
25, 6
|
32, 2
|
35, 0 3
|
36, 2
|
Накопления
|
27, 1
|
32, 8
|
30, 3
|
6, 2
|
37, 5
|
Источник: Balassa В., Wlliamson J. Adjusting to Success: Balance of Payments Policy in
the East Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9.
Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали
созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной
стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема
капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2
- в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.
В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к
достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной
технологии. На этот путь страна встала с началом программы
индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались
приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии
национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало
созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества
выпускаемой продукции.
В частности, активный обмен в области науки и техники
позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране
действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки
электроэнергии.
По мере повышения уровня индустриализации постепенно
увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти
цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли
значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ,
рискофирмы.
В них принимали участие крупные предприятия ведущих
отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В
научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное
производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае
положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.
В 1987г. министерство науки и технологии разработало
15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики
государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и
чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих
отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные
перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической
технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный
на собственной технологии.
Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует
уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на
разработки прикладного характера.
По оценкам общий уровень технологического развития Южной
Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это
подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников
и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в
1989 г.
Важным условием быстрого расширения производства и повышения
его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В
стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в
сельской местности.
Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась.
В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале
90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39%
молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения.
Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.
Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста
в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю
инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект
масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.
При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат
сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна
подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития,
социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми
капиталистическими странами.
В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.
Характерной чертой развития хозяйственного механизма Южной
Кореи является всеохватывающая роль государства. Правительственный
контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом
страны.
Капиталистические отношения “насаждались” сверху, и
одновременно происходило их становление в недрах хозяйственного механизма при
повышенной роли внешнего, эндогенного фактора.
Государство обеспечивало централизованное воздействие на
сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании
развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала,
создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких
предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.
Обеспечение роста экономики и экспорта требовало создания
условий для компаний конкурировать на международных рынках и быть двигателем
догоняющего развития и направления этих процессов государством.
Процессы концентрации и централизации капитала привели к
возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они
сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей,
являясь огромными конгломератами.
Примерно 50 групп играют доминирующую роль в хозяйстве
страны (1964 г. — шесть объединений). В их число входят “Хёндэ”, “Самсун” “Дэву”,
“Лакки-Голдстар”, “Тэу”. Особенность развития производства крупных объединений
состояла в том, что они руководствовались не краткосрочными целями получения
прибылей, а преследовали цели сохранить и усилить позиции на рынке, переходя от
одного сектора производства к более высокому в технологическом отношении.
Если в конце 40-х — начале 50-х годов они сосредоточивали
свою деятельность на таких отраслях, как производство бумаги, сахара,
текстильных изделий, то в конце 50-х — в начале 60-х годов — черных металлов,
нефтепродуктов, судов и т. д.
По мере экономического развития эти корпорации постепенно
выходили на международные рынки. Их значение в экономике страны возрастало.
Так, в начале 80-х годов на долю 10 крупнейших объединений приходилось 20%
продукции обрабатывающей промышленности, а в конце 80-х годов — уже 23% по
добавленной стоимости. В 1983 г. 50 ведущих чеболь производили порядка 25, а
100 — 47% ВВП страны.
В кредитной сфере доминируют три банка — “Бэнк оф Сеул энд
траст”, “Кориа ферст бэнк”, “Коммершел бэнк”.
В создании и развитии крупных объединений большую роль
сыграло правительство, действовавшее по принципу “сделать мощным государство”.
Рост чеболь во многом поддерживался благодаря созданному для
них льготному финансированию. На них приходилось приблизительно 75% всей суммы
банковских кредитов, предоставленных частному сектору в конце 70-х годов.
Кроме того, государство само вкладывало капитал в эти
группы. В результате Южная Корея в отличие от других восточно-азиатских стран
имеет менее здоровую концентрацию экономической мощи, которая создает
двойственную структуру внутреннего рынка.
Промышленные группы контролируются семейным капиталом.
Семьи-основатели владеют 60% акций в 30 крупнейших чеболь, 3/4 входящих в них
фирм не числятся на фондовой бирже. С одной стороны, это указывает на
происхождение богатства (основатели групп увеличивали его за счет тесных связей
с военными диктаторами), с другой стороны, это указывает на то, что отношения
внутри групп строятся на нерыночных принципах, а размеры чеболь подавляют
конкуренцию в стране.
За 1970—1982 гг. доля конкурентных рынков снизилась с 40 до
30%, а олигопольных производителей увеличилась с 35 до 50%. По отдельным
оценкам, к концу 80-х годов доля последних понизилась до 40%.
Высокая степень концентрации капитала способствовала
повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения.
Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые
изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостью, а мелкие и средние
предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует
больших капиталовложений.
В 1987 г. на мелкие и средние предприятия приходилось 57%
рабочей силы и около 30% промышленной продукции.
Кооперационные отношения между мелким и крупным капиталом
менее распространены, чем в Японии, но значительно шире, чем в Индии.
В общем машиностроении субконтрактная система охватывает
свыше 30% малых и средних предприятий.
Другой отличительной чертой социальной структуры
южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного
сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность.
Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на
базе специального закона в целях развития промышленности и становления
экспорт-ориентированной экономики.
Государственная собственность охватывает электроэнергетику,
строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений,
использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском
хозяйстве. В 1981г. 24 государственные корпорации давали 10% ВВП.
Механизм хозяйствования Южном Кореи с 1962г. неразрывно
связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов
экономического и социального развития. С 1963г. в стране действовало Управление
экономического планирования, функции которого в 1994г. были переданы
министерству промышленности.
Планирование охватывало различные производственные и
региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной
мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием
Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших
компаний.
Важное место в рамках планирования и планов экономического
развития в первой половине 80-х годов было отведено такому аспекту структурной
перестройки, как свертывание производственных мощностей в отраслях, утративших
по разным причинам свои сравнительные преимущества в конкурентной борьбе,
перелив труда и капитала в другие отрасли.
Как и в Японии, в Южной Корее в ряде промышленных отраслей
были созданы так называемые депрессионные картели. В рамках таких картелей
предприятия и фирмы при содействии правительства договаривались о добровольном
сокращении объемов производства, сохранении лишь части наиболее эффективных и
конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования
или продаж тех мощностей, которые стали ненужными.
Подобное положение складывалось в электронной
промышленности, в производстве минеральных удобрений, в судостроении и других
отраслях, при планировании развития которых в прошлые годы были допущены
просчеты в прогнозах сбыта или в связи с резким изменением обстановки на
международных рынках. Финансировали деятельность депрессивных картелей
коммерческие банки под гарантии правительства.
При направляющем воздействии государства происходило
развитие капитализма в сельском хозяйстве. Важной вехой развития аграрной сферы
было кооперирование. В 60-е годы осуществлялось создание снабженческих,
сбытовых и кредитных кооперативов, в 70-е годы формировались “коллективы
совместной обработки земли”.
Организация коллективных хозяйств под контролем государства
проводилась в рамках движения за новую деревню, начатого в 1972 г. Оно включало
улучшение дорожной сети, мелиорацию и механизацию, создание в сельской
местности предприятий для обеспечения работой разорившихся крестьян.
Кредитная система находилась под жестким контролем
государства. В начале 60-х годов банки были национализированы, но в последующее
время реприватизированы. Государственный банк обеспечивал правительству
дополнительный контроль над деятельностью финансово-промышленных групп.
Связь правительственного банка и крупной группы создавала
внутренний рынок финансирования, который функционировал более целенаправленно,
чем финансовая система свободного рынка, но способствовал увеличению
краткосрочной задолженности.
Финансовые институты, которые контролировались государством
или находились в собственности государства, предоставляли в основном целевые
кредиты и наблюдали за их использованием.
Кредиты предоставлялись на длительный период на льготных
условиях, пока компании не становились международно конкурентными.
Правительство прямо или косвенно контролировало до 2/3 капиталовложений, при
этом в 60-е годы оно финансировало 20%, в 1972—1975 гг. — 14, 5, в 1976— 1980
гг. — 20, в 1981—1984 гг. — 24, 4% капиталовложений.
Особое положение в системе взаимоотношений факторов
производства занимала рабочая сила. Стратегия быстрого экономического роста
сопровождалась острыми социальными проблемами, включая рост неравенства в
распределении доходов, неудовлетворение первичных потребностей, увеличение бедности.
Только с четвертого пятилетнего плана (1977—1981гг.)
правительство стало включать в него вопросы контроля над рождаемостью,
расширения занятости, образования, здравоохранения, улучшения производственных
отношений. До этого основными целями социальной политики было предупреждение
абсолютной бедности.
Профсоюзное движение длительное время было ограничено. В
период правления военных рабочим и служащим государственных предприятий и
отраслей, имеющих важное хозяйственное значение, было запрещено проводить забастовки
для отстаивания своих прав (до 1987 г.).
Выступления за демократию жестоко подавлялись, примером чего
являются события в г. Кванжу в 1980 г.
Труд рабочих в 70-х годах был одним из самых дешевых в Азии.
В начале 80-х годов южнокорейский рабочий получал в среднем около 250 долл. в
месяц, в два раза меньше сингапурского рабочего. В последующие годы заработная
плата наемных работников росла быстрее, чем в западных странах. Существуют
значительные различия в оплате мужского и женского труда почти в два раза.
После 1987 г. рабочие получили новые возможности при
заключении коллективных трудовых соглашений. Количество профсоюзных объединений
возросло в 3, 5 раза, но они охватывают менее 15% рабочих и служащих.
Коллективные соглашения заключаются на уровне предприятий,
только в текстильной промышленности и в банковской сфере это происходит на
уровне отрасли, а в горнодобывающей и обувной — на уровне региона.
Страницы: 1, 2, 3
|