скачать рефераты

МЕНЮ


Золотопромышленность

1371,2

1962,2

12. а/с «Тукуринга» (Амурская область)

1336,6

1115,0

13. АООТ «Сев. Енис. Золото» (Красноярский край)

1299,0


14. Прииск «Соловьевский» (Амурская область)

1198,2

1426,5

15. а/с «Чукотка» (Чукотский АО)

1068,6

781,1


3.1. Скрап (вторичное сырье)

    В России скопились крупнейшие в мире запасы вторичного золотосодер­жащего сырья, образовавшиеся после списания военной техники в процессе конверсии. Общее количество вторич­ного золота по разным оценкам соста­вляет от 200 до 600 тонн. Основная его часть (примерно 450-500 тонн) содер­жится в электронном ломе. который получают при демонтаже военной и ко­смической аппаратуры, а также инже­нерных инже­нерных и лабораторных приборов. Од­нако, производство металла из скрапа постоянно сокращается: если в 1991 г. было получено около 10 тонн вторич­ного золота, то в 1996 г. - только 3.5 тонны, а в 1997 г. - около 0.4 тонны. Одна из причин этого - отсутствие в России специализированной техники по переработке золотосодержащего вторсырья.

    Новая для России технология пла­нируется к введению в 2000 г. на ка­симовском заводе "Росконтакт" (Ря­занская область). Предприятие заку­пает в Швеции уникальное оборудо­вание фирмы Boliden Contech AG. Оно позволяет извлекать до 99% зо­лота из так называемого "бедного ло­ма", а также шлама. Финансировать проект будет шведский банк Nord-banken. С российской стороны в фи­нансировании участвует Инкомбанк. Линия будет создана до конца этого года, а концу следующего объем про­изводства драгоценных металлов должен составить 10 тонн.

    Участие в такого рода проектах для банков весьма привлекательно с точ­ки

зрения вложения инвестиций. По­лучение золота из "вторички" не тре­бует длительного отвлечения средств, как это происходит с традиционной золотодобычей. Кроме того, вторич­ная переработка примерно в 10 раз дешевле.


Процентная доля ведущих золотодобывающих регионов

в общем объеме добычи в период 1999-1997 года.

График №3

1-Магаданская область, 2-Республика Саха (Якутия), 3-Красноярский край,        4-Иркутская область,5-Амурская область, 6-Чукотский АО, 7-Хабаровский край, 8-Читинская область, 9-Республика Бурятия, 10-Остальные.






3.2. Финансирование

Финансирование добычи золота государством в 1998 году произошло с четырехмесячной задержкой  и было проведено с помощью векселей коммерческих банков. По итогам закрытого тендера государственной комиссией было отобрано 11 банков, которые кредитовали золотодобывающие предприятия на общую сумму 2,8 трлн. рублей, что составило 25% от суммы, которую Гохрану России правительством было дано поручение о закупке золото и алмазов в Госфонд. Кредиты недропользователям выделялись в виде векселей, гарантированных облигациями Минфина.

       В прошедшем году коммерческие банки самостоятельно прокредитовали около трети всего объема добытого золота. Ожидается, что в текущем году банки проавансируют около 50% всей добычи.

       На оплату добываемых в 1999 году золота и алмазов бюджетом предусмотрена сумма в размере 6,8 млрд. рублей, т.е. на 40% меньше объема финансирования в прошлого года. Это означает, что объемы закупки золота в Госфонд составят 60 тонн металла. Для этой цели Госхраном отобрано около 30-ти наиболее рентабельных добывающих предприятий. Из указанной суммы горные предприятия в начале года должны были получить в виде кредита около 1 млрд. рублей. Кроме того, на сегодняшний день государство по итогам 1998 года не до конца рассчиталось с поставщиками золота в Госфонд. Сумма задолженности по данным на март 1999 года составляет около 500 млн. рублей в «новых» ценах. В то же время прошла информация о том, что Минфин России может ввести в обращение «золотые сертификаты» для обеспечения авансирования золотодобычи в наступающем промышленном сезоне. Инициатором проекта выступил ОНЭКСИМбанк. Планируется, что «золотые сертификаты» будут представлять собой ценные бумаги, обеспеченные физическим золотом. Номинал сертификата будет оценен в 1 кг драгоценного металла. В случае утверждения проекта выпуск должен состояться несколькими траншами в конце весны, со сроком погашения с августа по декабрь текущего года. В отличие от векселей, которыми проводилось авансирование отрасли в 1998 году, «золотыми сертификатами» нельзя рассчитываться за материальные ценности и услуги. Сертификаты должны продаваться на вторичном рынке, предположительно на Московской международной фондовой бирже, получившей недавно лицензию на проведение торгов по секции «Драгоценные металлы и драгоценные камни». Золотодобывающие предприятия, получив в виде аванса сертификаты, смогут через оператора фондовой биржы  превратить ценные бумаги в денежную форму.

         Приведенные факты еще раз подтверждают утверждение о том, что 1998 год стал началом перелома в истории отечественной золотодобычи. Государством утерян последний инструмент контроля за недропользователями, т.е. финансовый контроль – от системы госфинансирования в 1998 году почти ничего не осталось.


3.3.  Инвестиции

         Возможность участия зарубежных инвесторов в российской золотодобычи выглядит пока весьма призрачно. Неблагоприятное и нестабильное законодательство, засекреченность некоторых объектов, непонятная зарубежным инвесторам классификация запасов – все это способствует созданию крайне неблагоприятного инвестиционного климата. Крупные золотодобывающие компании мира работать в этих условиях не согласны. Поэтому в последнее время часто повторяются следующие ситуации. Западный партнер, получив лицензию на разработку месторождения и , соответственно запасы на свой баланс, тем самым увеличивая стоимость своих акций, выгодно привлекает капитал. До разработки российского месторождения, как правило, дело не доходит. Наглядный пример тому – ситуация с крупнейшим золоторудным месторождением Сухой Лог (Иркутская область) и австралийской компанией  Star Technology. На сегодняшний день администрация Иркутской области и Министерство природных ресурсов России (МПР) согласуют позиции по дальнейшему развитию Сухого Лога – 6 месяцев назад была отозвана лицензия на право недропользования у АО «Лензолото», вложившего средства и выполнившего некоторые обязательства по освоению объекта.

       Победителю конкурса предстоит компенсировать ранее произведенные затраты АО «Лензолото» и Бодайбинским районом Иркутской области по финансированию работ га Сухом Логе за последние 5 лет в размере50 млн. долларов. При этом будет учтен также социально-экономический аспект развития Бодайбинского района.

       Разведанные запасы на месторождении, являющемся крупнейшим в России и Евразии, достигают 1100 тонн, предполагаемые инвестиции – 2 млрд. долларов. Промышленная эксплуатация объект должна начаться не позднее 3 лет со дня выдачи лицензии. Ежегодная проектная добыча золота предполагается в объеме 30,7 тонн. Интерес к проекту разработки проявляют из российских компаний банки «МЕНАТЕП», «ОНЭКСИМбанк», «Российский кредит», ФПГ «Российское золото», а также компания АЛРОСА, из зарубежных – канадская фирма Barrick Gold.

      Один из немногих удачных проектов с зарубежным участием –«Омолонская золоторудная компания» совместное предприятие с американской компанией Cyprus Amax Mineral Co. по освоению рудного месторождения Кубака (Магаданская область). С российской стороны 28% акций компании принадлежит АО «Геометалл плюс».

        АО «Геометалл плюс» участник нескольких «золотых» проектов на территории Магаданской области и Чукотке. В собственности компании находится 39,5% акций предприятия по добыче золота на месторождении «Двойное» (Чукотка), введенного в строй в 1997 году, а также 30% акций СП «Серебро-Дукат», контрольный пакет которого принадлежит канадской Pan American Silver Corp.

       В конце прошлого года собрание акционеров АО «Геометалл-Плюс» одобрило решение руководства компании о продажи 50% акций АО в собственность канадской Western Pinnacle Mining. Средства, вырученные от размещения дополнительной эмиссии акций, предполагается направить на финансирование геологоразведочных работ на месторождениях золота «Чай –Юрья» и «Оротукан» в Магаданской области, освоения месторождений золота «Майское» в Чукотском автономном округе, месторождений золота «Нявленга» и месторождений серебра «Дукат» Магаданской области, а также на финансирование добычи золота на россыпных месторождениях в Магаданской области.

       В середине апреля там же должно состояться утверждение плана создания совместного с канадской компанией Placer Dome предприятия по разработке крупного месторождения золота НаНаталка. Проект оценивается в размере 150-200 млн. долларов.

       Информация о других российских объектах, к которым проявлен интерес со стороны зарубежных компаний.

1.      Международная финансовая корпорация (МФК) – коммерческая структура Всемирного банка, содействующая развитию частного бизнеса в странах с переходной экономикой, намерена инвестировать 33,3 млн. долларов в развитие Покровского золотодобывающего рудника (Амурская область). Инвестиционные средства, впервые направляемые МФК в российскую золотодобывающую отрасль, включает в себя целевой заем на 12 млн. долларов на реализацию проекта рудника и 21,3 млн. долларов в виде доли МФК в синдицированном кредите, выделяемом на расширение предприятия. Общая сумма иностранных инвестиций в Покровский рудник, являющийся дочерним предприятием британской компании Zoloto Mining, должна составить около 52 млн. долларов.

2.     Агинское месторождение – один из самых богатых и наиболее подготовленных к добыче золоторудных объектов Камчатки. В соответствии с проектом здесь к 2000 году планируется построить и ввести в действие горнообогатительный комбинат с объемом добычи 4-5 тонн золота в год. Лицензию на разработку месторождения получило АО «Камголд», по 25% акций которого имеют две зарубежные фирмы – Kinross (Канада) и Grainberg (США). Кредитную линию для частичного финансирования и полного страхования проекта предполагала открыть американская “Корпорация заграничных частных инвесторов”. Проектные отчисления составляют в целом  около 100 млн. долларов.

3.     В конце прошлого года в Республике Саха (Якутия) заключен договор с канадской фирмой о разработке Кючюского золотоносного месторождения на долевом участии. Канадцы заплатили 150 тыс., завезли оборудование, однако из-за недостатка средств проект заморожен до весны 2000 года.

4.      Ирландская  Celtic Resousces Holding, имеющая 50% участия в проекте по освоению крупного золоторудного месторождения Нежданинское на востоке Якутии, внесла 5 млн. долларов в уставной капитал Южно-Верхоянской золоторудной компании, созданной для разработки этого месторождения. С российской стороны участником проекта является финансово-промышленная компания «Сахазолото». Свою долю в СП она вложила в виде лицензии на это месторождение. Ирландская компания планирует за три года увеличить производство золота до 2 тонн в год.

5.      В мае 1997 года «Южуралзолото» и “Eurazia mining» в равных долях выступили учредителями совместного российско – австралийского предприятия ЗАО «Золото-Пласт». Согласно достигнутым договоренностям австралийская сторона должна была вложить в разработку крупнейшего на Урале Светлинского золоторудного месторождения более 50 млн. долларов и предоставить собственную уникальную технологию обогащения руды. Общая стоимость проекта – около 150 млн. долларов. В изысканиях работы на месторождении «Eurazia Mining» вложила около 5 млрд. рублей. Н а этом работы приостановлены и австралийский партнер занял выжидательную позицию, пока не вкладывая средств в дальнейшее освоение месторождения.

6.      Завершена работа по подготовке и выдаче лицензий на разработку золоторудного месторождения Муртыкты, находящегося в Учалинском районе. Наличие здесь двух типов руд с различным минеральным составом предопределяет их раздельную добычу и переработку. Лицензию получили 2 предприятия, одно из которых – совместное башкирско-итальянское. ЗАО «БАШ-ОРО» будет осуществлять строительство подземного рудника, обогатительной фабрики, доразведку и добычу золота из первичных золотосульфидных руд, залегающих на глубинах от 50 до 400 м. Составление техпроекта на разработку этих руд и проектирование обогатительной фабрики возложено на институт «ВНИПИ горцветмет» (Новосибирск) и будет выполняться в 1998 году, строительство шахт и фабрики намечено на 1998-99 год , начало добычи –2000 году. Финансирование строительства подземного рудника с обогатительным комплексом будет осуществляться за счет частных инвестиций итальянского бизнесмена, который согласно контракту, вкладывает в строительство в течение первых двух лет 25 млн. долларов.   

 

 

VI. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ

ЗОЛОТА.

 

Особая экономическая роль золота, выделившегося из товарного мира в качестве всеобщего, денежного товара, обусловила его преимущественное использование для монетарных целей, т.е. для обслуживания внутреннего и международного денежного обращения.

В XIX- начале XX в государственная и частная сфера владения монетарным золотом параллельно существовали и взаимодействовали друг с другом.

Металлическое внутреннее денежное обращение, право свободного владения и совершения сделок с золотом для частных субъектов денежного оборота, осуществление международных платежей преимущественно в порядке частных операций, минимальное вмешательство государственных властей как во внутренний, так и в международный оборот металла- все это являлось необходимым атрибутом развития денежно-валютных систем и в наибольшей мере отвечало требованиям эпохи капитализма свободной конкуренции. Свобода операций с золотом способствовала универсализации стоимостных и ценовых пропорций товарного производства и обращения не только внутри страны, но и в международном масштабе.

Смена капитализма свободной конкуренции монополистическим капитализмом, возраставшее вмешательство государства в процесс капиталистического производства, обращения и распределения для обеспечения интересов монополий привело к тому, что использование монетарного золота стало объектом государственного регулирования. Весь национальный запас монетарного золота стал собственностью государства. Монетарное золото стало объектом государственной монополии.

Важнейшей чертой государственно-монополистического вторжения в сферу золота явилась разработка и проведение в жизнь специального государственного законодательства, регламентировавшего различные стороны функционирования золотого механизма.

Высшей формой государственно-монополистического вмешательства является достижение межгосударственных договоренностей и создание международных организаций, регулирующих  вопросы золота.

Период, в течение которого частный сектор был отстранен от операций с монетарным золотом, продолжался 25 лет- с1914 до 1939г.г.

Результатом огосударствления золота в период первой мировой войны явилось прекращение размена на золото банкнот, циркулировавших в каналах внутреннего денежного обращения. Полноценное золотое металлическое обращение перестало существовать, уступив место бумажно-денежному обращению.

В результате установления эмбарго на экспорт золота частный золотой оборот оказался ликвидированным и в сфере внешних платежей. Происходила дальнейшая  концентрация золотых ресурсов в составе государственных резервов.

В годы кризиса 1929-1933г.г.  был окончательно ликвидирован обмен банкнот на золото по твердым паритетам. Особенно большое значение имел тот факт, что среди стран, отстранивших частный сектор от операций с золотом, оказались США.

Вторая мировая война, расстройство платежных балансов ведущих капиталистических стран, невозможность обеспечения нормальных валютных связей  только национальными силами предопределили решения международной валютно-финансовой конференции, состоявшейся в Бреттон-Вудсе (США) в 1944г. Основные итоги бреттон-вудской договоренности:

1.   Весь мировой оборот монетарного золота сосредотачивался в межгосударственных каналах. Покупать и продавать товар для международных расчетов могли только центральные банки и казначейства.

2.   Фиксировалась твердая цена для международных сделок. Ею была избрана официальная цена золота в США- 35 долл. за тройскую унцию.

3.   США взяли на себя обязательства покупать и продавать золото официальным валютным органам других стран по установленной твердой цене (г.Нью-Йорк).

4.   Был образован специальный валютно-финансовый орган- Международный валютный фонд.

Однако, спрос на золото со стороны частных владельцев после войны не только не уменьшился, но и значительно возрос. Поэтому был взят курс на легализацию частных операций с золотом. Продажи металла на частных рынках были выгодны для золотодобывающих стран, поскольку в течение ряда послевоенных лет рыночные цены превышали уровень официальной цены.

Особый спрос на золото со стороны частного сектора держался приблизительно до начала 50-х годов. В конце1953 года цена слиткового золота на основных рынках впервые сравнялась с официальной ценой. В марте 1954 года был открыт крупнейший частный золотой рынок в Лондоне. Примерно в течение 7 лет рыночные цены оставались на уровне, близком к официальной цене.

Осенью 1960 г., под влиянием обострения международной валютной обстановки, рыночный цена на золото резко возросла. Крупные продажи золота из государственных резервов (прежде всего из США) погасили этот всплеск. Стало ясно, что для предотвращения таких ситуаций, для стабилизации рынка, необходимо международное регулирование рыночной цены золота со стороны государственных властей.

По инициативе США была создана специальная межгосударственная организация- «золотой пул», которая используя золотые резервы стран-участников, покупала и продавала золото на лондонском рынке, с тем чтобы удерживать рыночную цену на уровне официальной. Для стабилизации цены приходилось направлять на рынок все возрастающее количество золота из государственных запасов.

17 марта 1968 года на экстренной встрече в Вашингтоне представители ведущих промышленных держав мира во главе с США приняли решение прекратить операции по поддержанию рыночной цены золота на уровне официальной цены 35 долл. за унцию, распустить «золотой пул» и сохранить официальную цену золота только для межгосударственных расчетов. Спрос и предложение отдельных частных фирм стали главным фактором ценовых колебаний на свободных рынках золота.

Процесс дезинтеграции международной системы золотого обращения завершился в 1976-1978 г.г., когда большинство стран приняли жесткие шаги по демонетаризации золота.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.