скачать рефераты

МЕНЮ


Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших дошкольников

ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные положения выпускной работы 3

Введение

5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника

7

Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших

дошкольников

10

Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по

изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением

их с природой

14

Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на

изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников

22

ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего

дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”.

28

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы.

30

Тезаурус (основные понятия)

42

Литература

44

Основные положения выпускной работы

Актуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного

творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют

закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к

природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные

наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый

процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот

процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к

природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к

природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве.

Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что

делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Объект. Рисунки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет. Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках старших

дошкольников.

Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к

своему рисунку;

Определить особенности изображения детьми старшего дошкольного

возраста, разнообразие природных явлений и объектов, их форм, размеров,

фактур, цветовых взаимодействий: сезонных и климатических.

Задачи:

1) Подбор и обработка методической литературы;

2) Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое

природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать

красивыми и почему?”;

3) Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;

4) Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами,

животными и т.д.);

5) Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;

6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание

музыкальных произведений о природе;

7) Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного

цвета.

Методы:

- наблюдение;

- экскурсии;

- обследование;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание предметов искусства, картин;

- беседа.

Гипотеза. Мы полагаем, что разнообразие средств, методов и приёмов по

ознакомлению старших дошкольников с природой влияют на уровень знаний о

явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое

отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков,

использование разнообразных выразительных средств в них.

Введение

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного

возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!

Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг

лежит пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок с

помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных

объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение,

движение и т.д. У него формируются конкретные первоначальные и яркие

представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять

связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в

процессе наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у

воспитанников логическое мышление (П. Г. Саморукова).

Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.

Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий

явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов

материалистического миропонимания.

Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать

интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и

труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и

явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается

любознательность.

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически

воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы.

Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением

детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый

источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические

качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать

оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного,

заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а

преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим

восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большое

количество образов, используют более разнообразные средства

выразительности. Детские пейзажи всегда особенные. Ребята используют

различную технику выполнения работ: акварель, гуашь, восковые мелки и т.д.

С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи

взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Искусство и

изобразительная деятельность самих детей, поможет им закрепить и углубить

пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли

человека, живущего с ней в единстве.

“Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно

формируется нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу,

отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине, а главное - к

природе”. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника.

Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его

жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем

заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности.

Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с

раннего детства. Восприимчивость ребёнка в дошкольные годы известна. И

влияние природы на формирование различных сторон личности малыша также

широко известно. Природа возбуждает любознательность ребёнка, воздействует

на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения

сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через

восприятие красоты природы.

Специалисты по эстетическому воспитанию (А. А. Адаскина, Н. А.

Ветлугина и др.) считают, что эстетика природы является основой

формирования эстетического отношения к природе и выражает диалектическое

единство мира.

Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами -

совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, года,

освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это

способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям

природы.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста -

деятельность, отражающая и, как деятельность взрослого художника, в образах

передаёт и объекты природы, то есть выполняет задачи эстетического

оформления результатов естественнонаучного познания природы, и при этом

всегда она есть и выражение отношения к объектам природы.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного, и не

только изобразительного творчества (литературного, музыкального и др.)

Известный русский педагог Н. Е. Румянцев писал, что природа “вечно

живая, обновляющаяся, великая в своём разнообразии… всегда является живым

родником поэтического творчества”. То же самое могли бы сказать о природе,

вдохновившей их на творчество, художники и музыканты. Большое место

занимает природа и в детском творчестве. Поэтому связь этих разделов работы

является естественной и органичной.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и ознакомление детей с

природой обогащает познания детей о природе, и их изобразительное

творчество.

Стремление передать образы природы в рисунке (лепке, аппликации)

приводит к углублению, уточнению знаний и представлений о природе, её

объектах и явлениях. Вместе с тем обогащается содержание детского

творчества образами природы. В детских рисунках (лепке, аппликации)

появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе её

изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе

познания природы и отражение её в художественном творчестве: восприятие,

мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение),

воображение, положительное эмоциональное отношение к природе, и к

изобразительной деятельности.

Идея гармонизации отношения человека с природой включает в себя и

эстетическую сторону: ознакомление детей с природой, а затем её отражение в

изобразительной деятельности детей служат решению этой задачи.

Искусство, передавая окружающую действительность (в том числе и

природу) в образах, преобразует её (С. Т. Котенков, Е. А. Чарушин, народное

декоративное искусство и др.). Но чтобы её преобразить, её надо познать.

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде

всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой

красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

Такое познание осуществляется в процессе повседневного восприятия

объектов и явлений природы, организуемых педагогом систематических

наблюдений. Развитию у детей образного, эстетического восприятия, а,

следовательно, образного познания природы способствует использование в этом

процессе образных выражений, сравнений, эпитетов, которые можно найти в

поэтических произведениях. Яркие поэтические строчки можно подобрать ко

многим предметам и картинам природы, которая вдохновляла творчество многих

поэтов и писателей. Реальный мир и мир природы - это объекты искусства и

творчества отражения его ребёнком в рисунках, лепке, аппликации.

В исследовании Елки Янакиевой (специалиста по детскому

изобразительному творчеству) подчёркивается, что взаимосвязь

изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами

природы имеет две стороны: первая- приобретение ребёнком знаний на основе

восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них,

как источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной

деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты

природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы,

на развитие, углубление и уточнений знаний ребёнка о ней и формирование

его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям

научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и

легендами, которые затем при переходе ребёнка в школу вступают в

противоречие с тем, что говорит учитель и о чём написано в книгах.

Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей

отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведётся вне стен

комнаты, когда перед ребёнком каждый день развёртывается полная красок

панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звёздное небо,

восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить

средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и

понимания её”.

Глава II. Выразительно - изобразительные средства в рисунках старших

дошкольников.

Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен выразить в

них своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно

поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный

существенный признак художественного образа. Выразительность детского

рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон

отражаемого предмета или явления действительности и передача активного

эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удаётся ребёнку

выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Нужно сказать, что выразительность в рисунке - качество

нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке

старшего таковым не является. Например, ребёнок пяти лет нарисовал кошку и

от избытка чувств раскрасил её в клеточку. В отличие от пятилетнего старший

дошкольник понимает, что для любимого котёнка клеточка - не украшение.

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем

старше ребёнок, тем в большей степени изобразительные умения становятся

средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные

средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного

возраста.

Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности

является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребёнок более тонко и

разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к

яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей

степени. Иногда ребёнок, казалось бы, отдаёт предпочтение какому- то

определённому цвету: всё рисует зелёным или голубым. В чём причина? Что это-

предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребёнок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда

неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В

этом случае он, как правило, сильно увлечён изображением, скорее его

содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флёрина) образу, как бы

украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение

нескольких ярких цветов сразу.

К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с

тёмно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.

Многими исследователями детского рисунка замечено применение

ребёнком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми

цветами ребёнок обычно изображает любимых героев, животных, приятные

события и явления, а тёмными (“грязными”) - не любимых героев, объектов,

явлений и т.д. В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной

отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают тёплые

тона, а неприятных - холодные.

Подрастая, ребёнок может более тонко чувствовать и передавать

колорит разных времён года, состояния погоды и даже времени суток. Однако

тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших

дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети

используют цвет однозначно, земля - всегда чёрная (коричневая), небо -

синее, солнце - жёлтое (красное), трава - зелёная и т.п. То есть цвет не

является выражением отношения ребёнка, а лишь средством обозначения

предмета. Некоторые учёные объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что

очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег,

как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких

наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников

ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и

выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к

реальному, и “неподражательный”. У ребёнка должно быть право выбора. Однако

необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребёнок не был

равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского

рисунка будет выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия.

Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребёнку,

любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его

мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая

их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или

цветовых пятен, симметрия. Ребёнок строит рисунок, как бы уравновешивая

пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья –

справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют приём гиперболизации

(преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете

или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребёнок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по

размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро

будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы на поляне, которые “выросли” до облаков,

были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту,

яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения

произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими

развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу

динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они

распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство

равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в

развёрнутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.