скачать рефераты

МЕНЮ


Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания

Предлагаемая работа содержит теоретический материал, основанный на

научных данных о педагогических условиях развития музыкальных способностей

детей в ДМШ, общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях. Эти

закономерности были выявлены в результате многолетних психолого-

педагогических исследований. Также работа содержит методический материал,

раскрывающий своеобразие музыкально- эстетического воспитания. Показано

значение искусства как способа отражения действительности и его роль в

формировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальной

деятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на

личные наблюдения, отражающие практику педагогической работы в ДМШ,

общеобразовательной школе и в клубе.

Главная задача работы - показать, как музыкальное воспитание влияет на

формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и

гармоничному развитию ребёнка. Эта задача определяет содержание данной

работы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

|Введение |Стр. |

|Глава 1 . Значение эстетического, нравственного и |Стр. |

|музыкального воспитания личности. | |

|§ 1 Основные понятия |Стр. |

|§ 2 Музыкальное воспитание как средство эстетических|Стр. |

|и нравственных качеств личности. | |

|Глава 2. Воспитание личности в различных формах |Стр. |

|музыкальной деятельности в ДМШ. | |

| § 1 Слушание музыки |Стр. |

|§ 2 Исполнительство |Стр. |

|§ 3 Музыкально-познавательная деятельность |Стр. |

|Выводы |Стр. |

|Литература |Стр. |

ВВЕДЕНИЕ

В прошлом столетии общественность была серьезно обеспокоена

недостаточным уровнем культуры молодёжи. Думаю, что это не что иное, как

результат недооценки роли искусства в идейном, нравственном воспитании

подрастающих поколений. В начале XX века эту проблему решили путём введения

музыкальных занятий в число обязательных предметов общеобразовательной

школы. В начале XXI века эта проблема вновь актуальна.

Современная педагогика накопила большой опыт в теории и практике

обучения, разработала новую систему воспитания. Эта система воспитания

ставит задачу формирования личности, способной активно, творчески

преобразовывать действительность.

Наблюдая за детьми, обучающимися в ДМШ, и сравнивая их с обычными

учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети,

обучающиеся в ДМШ, более развиты во всех отношениях. В процессе

всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль.

« Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в

которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд, но жизнь без

искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и

гармонично развитого».[1] Мысли обо всём этом и привели меня к тому, чтобы

проанализировать эту ситуацию, выявить, какие же личностные качества

приобретает человек в процессе музыкального воспитания, как музыкальное

воспитание влияет на его мир чувств, поведение.

Для написания работы использовалась литература Свердловской областной

библиотеки им. В.Г.Белинского, библиотеки ДШИ, методических кабинетов

дошкольных учреждений, а также личной библиотеки. Изучая различную

литературу, я получила возможность познакомиться с научными работами

известных музыкантов – педагогов, и все они указывают на то, что особое

место в процессе формирования гуманистического мировоззрения, нравственных

и эстетических идеалов принадлежит искусству.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как

неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом

которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране

музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь

избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития

всего подрастающего поколения. « Выдающийся советский педагог

В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания.

«Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков

эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного

воспитания»,- писал он. В своих книгах, рассказывающих о методах воспитания

детей в Павлышской средней школе, где он проработал учителем и директором

около 35-ти лет, Сухомлинский неоднократно касается проблем музыкального

воспитания. Вот некоторые его высказывания о музыке: «Музыка - могучий

источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное

умственное развитие ребёнка (…). Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы

облагораживаем его мысли, стремления».[2]

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно

раньше, в детстве. Воспитывая с ранних лет способность глубоко чувствовать

и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю жизнь, влияет

на формирование эстетических чувств и вкусов человека. «То, что упущено в

детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы, -

предупреждал В.А.Сухомлинский. -… Если в раннем детстве донести до сердца

красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует

многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку

культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную

красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».[3] Широко известны

слова К.Маркса о том, что «для немузыкального уха самая прекрасная музыка

лишена смысла». Поэтому необходимо создавать условия для повышения

музыкальной культуры детей.

ЦЕЛЬ данной работы состоит в том, чтобы через определение эстетических,

нравственных и музыкальных целей воспитания раскрыть значение музыкального

воспитания в жизни человека.

В первой главе обозначим эстетические, нравственные и музыкальные цели

воспитания личности, используя научную литературу. Во второй главе

рассмотрим различные формы музыкальной деятельности и определим, какие

личностные качества они воспитывают в человеке.

ГЛАВА 1

Значение эстетического. Нравственного и музыкального воспитания

личности

§ 1 Основные понятия

Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в

форме физиологического, психического и социального становления человека и

определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными

условиями.

« Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит

главным образом под влиянием воспитания. Воспитание « проектирует»

личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет

её в заданном направлении»,- писал Л.С.Выготский.

В общей педагогике воспитание рассматривается. Как специально

организованный процесс, направленный на развитие личности воспитанника. В

ней изучаются цели, содержание, средства и методы воспитания. Воспитывая

необходимо найти способы и средства педагогического воздействия, наиболее

соответствующие данному возрасту детей. Методика воспитания изучает вопросы

образования, обучения и развития.

В самом общем виде формирование личности ребёнка можно определить как

процесс социализации, т.е. усвоение человека социального опыта. Человек на

основе социального общения и деятельности обособляется в особую социально-

психологическую систему. «Личность в полном смысле этого слова начинается

тогда, когда из всего социально- психологического материала, ставшего

личным достоянием индивида, формируется особым образом организованная

система, которая обладает индивидуальностью, способностью к саморегуляции,

избирательным отношением к социальной среде».[4]

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. Человек живёт в обществе и не может быть

свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую

очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и

произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения,

принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих

требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу,

к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:

- осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных

убеждений, мировоззрения;

- развитие у детей чувства патриотизма;

- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со

сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;

- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам,

тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде,

трудолюбия;

- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять

свои личные интересы общественным;

- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в

убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к

труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;

- формирование навыков культуры поведения и др.

«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция,

сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела

становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию –

главная цель нравственного воспитания».[5]

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. Развитие у детей способности воспринимать

прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в

природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от

безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать

это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.

Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и

практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно

понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

формирование навыков использования средств искусства для познания жизни

людей, самой природы;

- развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту

красоту;

- вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в

области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования,

художественного слова, драматизации;

- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и

создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

- развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и

умение вносить красоту в быт.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно - существующего

прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы

субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности.

Особенности этого отражения носят конкретно - чувственных характер и

составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не

только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся

гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь

предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль

играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий

мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни.

Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать

наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с

безобразным).

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе,

обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость

нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные

поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе

комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно

разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

§ 2 Музыкальное воспитание

как средство эстетических и нравственных качество личности

«МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЖНО ПОНИМАТЬ В ШИРОКОМ ИЛИ В БОЛЕЕ УЗКОМ

СМЫСЛЕ.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных

потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития

идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В

таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности

к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной

деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей

человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и

глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное

воспитание – это формирование музыкальной культуры человека».[6]

Как уже было отмечено, искусство всегда оперирует художественными

образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то,

что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах.

«Музыкальный образ произведения – это комплекс выразительных средств,

воздействующих на слушателя своим конкретным звучанием».[7] Особо важную

роль играют мелодия, она наиболее ярко передает основную мысль, чувства.

Образ обогащается и другими элементами музыкальной речи – ладогармоническим

складом произведения, его темповыми и динамическим нюансами приемами

изложения музыкальной мысли, структурой самого произведения.

Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный

образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями

человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом

(например, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в

спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в

человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в

подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные

эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом

особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной

культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет

художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и

всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное,

творческое отношение человека к труду, к жизни вообще.

Выдающимся государственным деятелем А.В. Луначарским были намечены

основные пути осуществления воспитания:

а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных произведений

способностей и умений (пение, игра на инструментах);

в) усвоение нужных знаний (грамотность).

Решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие

музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей.

Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как

первоочередная задача воспитания.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели,

как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей и

музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу

музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические

принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный

материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться

на музыку.

ГЛАВА 2

Воспитание личности в различных формах музыкальной деятельности

в детской музыкальной школе (ДМШ)

§ 1 Слушание МУЗЫКИ

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая

роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее

восприятие и анализ.

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей

активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее

особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со

значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами

исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные,

инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание

дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в

исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание

музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.