скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование экологических понятий на уроках русского языка

Формирование экологических понятий на уроках русского языка

Содержание:

Введение____________________________________________3

Глава 1. Экологические проблемы в теории педагогики и в

учебно-воспитательном процессе школ__________6

1. Анализ психолого-педагогической литературы по данному

вопросу_____________________________6

2. Значение и состояние экологии в системе учебно-

воспитательной работы школ_________________10

3. Нравственно-экологические проблемы и системный подход к их

решению в процессе уроков русского

языка_____________________________________14

Глава 2. Практическое раскрытие экологических понятий через уроки

русского языка__________________20

1. Анализ констатирующего эксперимента_______20

2. Формирующий эксперимент_________________22

3. Анализ результирующего эксперимента_______24

Заключение_________________________________________27

Литература_________________________________________28

Приложения.

Введение.

В невеселой гамме наших сегодняшних переживаний, все явственнее

просматривается тревога экологии. Экологические проблемы имеют глобальный

характер и затрагивают все человечество. К числу самых волнующих относятся

проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все:

Воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно

на растениях, животных, на здоровье людей.

Главные отравители атмосферы – промышленные предприятия и

автотранспорт, а также большое количество вредных веществ, поступающих в

атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах. Общее количество

вредных веществ, пополняющих ежегодно воздух, которыми мы дышим, превышает

100 миллионов тонн.

Основными источниками загрязнения водоемов является промышленность,

сельское хозяйство. В.И. Вернадский еще 60 лет тому назад писал, что на

Земле уже не осталось девственных природных вод. Теперь мы можем сказать,

что не только прибрежные части морей, а весь Мировой океан загрязнен

деятельностью человека. Реки выносят в него сотни тысяч тонн сливаемых в

них промышленных стоков. Вдоль путей морских танкеров тянутся

расплывающиеся пленки нефти, которые затрудняют поглощение водой

атмосферного кислорода и приводят к заморам рыбы и другой морской фауны.

Промышленность и автотранспорт оказываются виновниками попадания в

землю-кормилицу свинца, ртути, меди, марганца, и других вредных веществ.

В конце XX века, во всех промышленных странах мира стало нарастать

количество раковых, сердечно-сосудистых, легочных и аллергических

заболеваний, 12% детей стали рождаться с физическими или психологическими

недостатками, возросла смертность.

В последние годы, когда человек всерьез озабочен собственным

экологическим будущим, на второй план отходит беспокойство о наших соседях

на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностью

исчезли с лица Земли, другие оказались на грани жизни и смерти.

Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что, как

известно, между живой и неживой природой, между растениями и животными

существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека

вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природой сообщества.

Тревожная обстановка и нашей Курганской области. Значительно

загрязнены реки Исеть, Миасс, Тобол, которые для хозяйственных и питьевых

целей практически не пригодны. Не меньшую тревогу вызывает состояние

атмосферного воздуха, особенно в областном центре, значительное загрязнение

воздуха дают объекты теплоэнергетики. Немало острых проблем и в

использовании главного богатства области – земли. Массовая распашка степных

и луговых территорий, пойменных участков рек, береговых зон озер,

обернулась эрозией и деградацией ценных почв. Большие площади заняты

карьерами, дорогами, свалками. В поселке Глановый Щучанского района,

имеются огромные запасы химического оружия, которое подлежит уничтожению на

месте его хранения. Все это вызывает экологическую обеспокоенность.

Я коснулась лишь некоторых экологических проблем, и все-таки даже

минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема

экологического образования школьников не надумана и что решение ее должно

стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической теории и

школьной практики.

Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными

будут дети. Экологические вопросы должны прослеживаться на всех уроках,

экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в

настоящее время качество и результативность школы в области экологического

образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат

слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так

мало оценено в педагогике» (18,5).

Актуальность этой проблемы и побудила нас исследовать тему

«Формирование экологических понятий на уроках русского языка», так как

экологическое образование и воспитание может проходить через

интегрированные уроки, загадки, сочинения, словарные слова, кроссворды,

диктанты, упражнения экологического характера. Мы решили показать на

примере уроков русского языка, фрагментов уроков, заданий, как у детей

формировать нормы поведения, углублять и систематизировать знания по охране

окружающей среды, научить видеть красоту природы, понимать ее ценность.

Для наиболее полной разработки взятой темы, были определены следующие

цель и задачи.

Цель: Формирование правильного экологического сознания у учащихся

начальных классов.

Задачи: 1. Формирование экологических понятий на уроках русского

языка.

2. Выявление условий, способствующих формированию

экологических понятий и экологического воспитания.

3. Воспитание у учащихся тревоги по поводу глобальных

экологических проблем, ответственности за состояние

окружающей среды и деятельности по ее охране.

Исходя из цели, мы определили объект, предмет и гипотезу исследования.

Объект: процесс формирования нравственно-экологических понятий.

Предмет: раскрытие экологических понятий через уроки русского языка.

Гипотеза: если исследовательский процесс пройдет успешно, то процесс

формирования экологических понятий будет более эффективен.

Для решения представленных задач и для достижения обозначенной цели, в

качестве основных методов исследования будут исследоваться:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2. Анкетирование;

3. Педагогический эксперимент;

4. Наблюдение.

Глава 1

1. Экология имеет точную формальную дату своего рождения, и

известна фамилия его юридического отца. Им был

последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году

определивший экологию как «Общую науку об отношениях

организмов с окружающей средой» (35,14). Это наиболее

общее определение справедливо и по сей день. Само слово

«экология» в переводе с греческого на русский язык

означает «знание о доме», что образно отражает суть дела:

дом – окружающий нас мир, знание устройства дома – это

наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ

с окружающей средой обитания. Однако факт рождения науки

не означает, что до этого никто не занимался ее предметом

– «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно

была в поле зрения биологов, и без своего названия наука

как система знаний фактически существовала всегда. Но

появление термина само по себе еще не означает

немедленного формирования соответствующей научной

дисциплины. В 1972 году в Стокгольме состоялся I

Международный конгресс по окружающей среде, и только на

этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог»

получили современную расширенную трактовку, и именно этот

конгресс является вехой, от которой можно вести прямой

отсчет становления современной экологии. Именно в это

время экология становится целостной «осознающей себя»

наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования,

а также собственный концептуальный аппарат.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие

выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский

исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели

труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии

экологических идей сыграли труды великого английского ученого-

естествоиспытателя Чарльза Дарвина – основателя учения об эволюции

органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский,

известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил

экологический эксперимент.

Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения

организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то

современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно

переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология,

физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом,

современная экология – это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная

наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей

планеты. Экология – это наука будущего, и возможно, само существование

человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание

экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с

начальной школы.

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и

навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению

экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические

особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности,

восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее

отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они

ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной

средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к

природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы

ребенок понял, что природа – это первооснова красоты и величия, ему надо

внушать, что любить природу – значит творить добро. Можно сказать, что

начальная школа – важнейший этап в становлении научно-познавательных,

эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к

окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и

рационального познания природного и социального окружения человека.

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности, направленный на формирование системы

научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций, поведения и

деятельности. В систему экологического образования заложены следующие

принципы: гуманизация, научность, прогностичность, интеграция,

непрерывность, систематичность и взаимосвязанность раскрытия глобальных,

региональных и локальных аспектов экологии. Ядро содержания экологического

образования согласно исследователям последних лет включает в себя четыре

взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые характеризуют

человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный –

осознание детьми значения природы как универсальной ценности, не только

утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической; нормативный –

овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;

деятельностный – овладение видами и способами общественно – полевой

практической деятельности школьников, направленной на формирование учений

экологического характера.

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте

человека. (14,5)

Наверное, это и есть основная цель экологического образования. И.Д.

Зверев основную цель экологического образования и воспитания видит в

формировании у подрастающего поколения высокой культуры отношения к

природе, строящейся на экологических и этических знаниях, соответствующей

ценностной ориентации отношения к ней, воспитании нравственно-этических

чувств и соответствующих мотивов поведения, формирования умений и навыков.

Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым существам,

проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь животному

и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с

развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы,

в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г.

Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и

нравственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его

оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными

примерами использования природы в целях нравственного обогащения и

умственного развития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно,

природа – вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у

школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления,

В.А. Сухомлинский использовал сказки, которые писал сам, а также приобщал

детей к этой деятельности. Он писал: «Сказка неотделима от красоты…

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не

только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира,

выражает свое отношение к добру и злу». (32,44).

Психолог Л.И. Божович подчеркивает, что ответственное отношение

человека к природе зависит от формирования у школьников природоохранных

умений, навыков, привычек. На важную роль привычек в воспитании правильных

форм поведения указывал К.Д. Ушинский, следовательно, в экологическом

воспитании, формированию привычек целесообразно уделять особое внимание. В

качестве важнейших условий эффективного нравственного воспитания младших

школьников. Л.И. Божович выделяет наличие предъявляемых детям в наглядном

плане образцов нравственного поведения и мобилизацию у них активного

стремления к овладению этими образцами. Для формирования у младших

школьников внутренней потребности поступать согласно образцам нравственного

поведения, как отмечает Ш.А. Амонашвили, необходимо не только дать им

пример соответствующего поведения, но и сформировать сознание того, какое

поведение является в обществе нравственным, какое безнравственным, то есть

сформировать морально-правовое оценочное отношение к действительности.

Педагоги И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина высказывают мнение, что бережное

ответственное отношение человека к природе состоит из ряда компонентов:

экологические убеждения, мировоззрения, идеалы, интересы (26,11). А

американский эколог Барри Коммонер сформулировал законы экологии:

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучшее.

4. Ничего не дается даром.

Важность исследования проблемы нравственно-экологического воспитания

отмечают Р.И. Александрова, А.В. Смольянов: «То, чем станет природа для

человека, каким будет отношение к ней, во многом зависит от общей

нравственной позиции личности. Поэтому нравственно-экологическое воспитание

предполагает формирование активного морального самосознания, активной

жизненной позиции, занимаемой личностью по отношению к природе».

Но все педагоги сходятся в одном, что экологическое воспитание и

образование необходимо, и оно будет эффективным, если экологический

материал будет систематическим, организованным, будет использоваться в

различных учебных предметах. А также для эффективного осуществления

экологического воспитания младших школьников, прежде всего, необходимо

достижение единства и согласованности в деятельности педагогических

коллективов, родителей, всего социального окружения по месту жительства,

экологическое просвещение семьи и общественности, вовлечение их в

экологическое воспитание детей, так как природа в равной мере нужна всем

нам, и ключ к успеху в деле ее охраны – в единстве действий, в единстве

мировоззрения.

1.2. Экология должна стать важнейшим элементом системы образования,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.