скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование интереса к урокам математики

Формирование интереса к урокам математики

Министерство образования Российской Федерации

Главное управление общего и профессионального образования

Администрации Иркутской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Братский педагогический колледж №2

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Формирование интереса к урокам математики»

Выполнил:

Студент 3 курса В группы

Никулин Антон Юрьевич

Специализация:

0301 «Математика»

Руководитель:

Пащук Анна Григорьевна

Преподаватель высшей квалификационной категории

г. Братск, 2001

Оглавление

1. Введение

2. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

3. Понятие "познавательный интерес"

4. Необходимые условия формирования познавательного интереса

5. Формирование познавательных интересов в обучении.

6. Страницы истории на уроках математики

7. Мотивационная функция задач в обучении математике

8. Разминки

9. Игровое обучение

9.1 Игры

9.2 Кроссворд

12. Заключение

13. Библиография

13. Приложение 1

Введение

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической

наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не

нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия

педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая

потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а

результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,

очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство

педагогического воздействия, в частности, в средство формирования

познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности

учиться, получать знания.

Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования

«формирование познавательного интереса на уроках математики».

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании

познавательных интересов школьников.

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих

познавательный интерес учащихся на уроках математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных

интересов учащихся на уроках математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

В исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность формирования

познавательных интересов школьников на уроках математики достигается через

использование творческих заданий:

а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении

умениям и навыкам;

б) направленных на формирование понятий.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её

результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и

студентов.

Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в

практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований

жизни. Социально-экономические изменения в России начиная со второй

половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития

просвещения.

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,

пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,

однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие

для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,

— И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них

«новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу

ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить

детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя

перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных

документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.

Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов

занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса

к учению с нравственностью.

Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во

взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в

учении. Условием развития любопытства Н.И. Новиков считал знание

воспитателя сил и способностей, которые дают наблюдения за занятиями

ребёнка «по натуральному побуждению», выражающему интерес, внимание к

изучаемому.

Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.

В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных

Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с

уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё

же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой

дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.

Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

Впервые любопытство от любознательности отграничил

В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при

надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к

познанию, развивающую умственную самостоятельность.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность

детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,

книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут

заинтересовать детей, так как природа близка им.

Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна

связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла

найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной

России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в

решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему

интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой

проблеме всё ещё не было.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

интерес в обучении.

Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.

Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному

развитию детей.

Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-

педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему

миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих

педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес

ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его

способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого

является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления

интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,

которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем

оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,

опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и

любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов

высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали

интерес детей к учению.

Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было

много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,

консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное

положение народного учителя.

В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении

А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался

через призму интереса.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-

воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных

строить коммунистическое общество.

С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в

обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в

обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он

считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального

опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к

окружающей среде.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и

развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного

вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,

наталкивающих на вопросы, и т.д.

Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны

интересом, что содержание образовательной работы определяется детским

интересом.

В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство

содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного

процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами

детского коллектива и интересами отдельной личности.

Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на

классно-урочную систему обучения.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток.

Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника:

неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес,

который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ

педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-

педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток,

накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей

(преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство

сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте

разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим

учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся,

обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Понятие «познавательный интерес»

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на

предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность

характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и

глубоким знаниям . Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный

интерес становится основой положительного отношения к учению.

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у

человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и

активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с

увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат

деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления,

воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного

интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения

школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного

интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации

деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной

деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и

оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство

обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех

учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он

доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с

охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной

деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только

трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения

необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный

интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и

как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на

результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией

ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В

интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие

организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют

все важнейшие проявления личности.

Необходимые условия формирования познавательного интереса

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и

практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых

способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса

учащихся:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной

почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для

развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения

познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления,

ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений,

столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому,

принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и

личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном

уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном

процессе (Л.С. Выготский, А.И. Янцов), также показали, что индуктивный

путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать

оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей,

которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в

освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому

уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень

развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и

углубление познавательного интереса на основе того, что обучение

систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её

способов, её умений.

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы

постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми

учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения,

такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать

и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять

единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и

т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных

процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которые

позволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за

счёт прежних приобретать новые.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус

учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с

двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением,

которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения

ученика.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время

переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от

них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и

интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о

которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.