скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование речевой деятельности младших школьников

Формирование речевой деятельности младших школьников

Моготовская муниципальная основная общеобразовательная школа

Реферат:

«Формирование речевой деятельности младших школьников»

Учитель начальных классов

Гусева Татьяна Николаевна

2004 год

План.

Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы исследования. 3

Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в развитии

младших школьников. 4

§1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности. 4

§ 2. Проблемы в формировании речевой деятельности. 12

Глава II. Развитие речевой деятельности младших школьников на уроках

русского языка. 17

§1. Роль учебника в работе по формированию речевой деятельности. 17

§2. Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности. 22

§ 3. Эксперимент. 27

Заключение. 28

Список литературы. 33

Введение. Актуальность проблемы. Цели, задачи, методы

исследования.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались

высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать,

как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и

кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека

к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время

высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи,

общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В

античном мире ей приписывали божественное происхождение. Эта наука оказала

сильное влияние на всю европейскую культуру.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт

значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна

подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет

знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться

и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно

больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых

ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура

общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования

социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно

говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли

в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь

выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать

речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому

одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся

считаю развитие речевой деятельности.

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор

объекта и предмета исследования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках русского

языка в начальных классах.

Предмет исследования – способы развития речевой деятельности младших

школьников на уроках русского языка.

В соответствие с вышеизложенным были определены цели:

- изучить состояние проблемы в теории и на практике;

- выявить роль и значение речевой деятельности в учебно-

воспитательном процессе;

- определить, в какой мере реализуется формирование речевой

деятельности в начальной школе.

Важнейшими источниками исследования являются:

- литература по вопросам теории и методики проблемы;

- школьная программа 1-4 Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»;

- учебники по русскому языку Т.Г. Рамзаевой и методические

рекомендации к ним.

Глава I. Формирование речевой деятельности – важнейшая задача в

развитии младших школьников.

§1. Психолого-лингвистические основы речевой деятельности.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их

совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в

познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом

искусства.

Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и

монолог артиста, и ответ ученика у доски. В разных ситуациях речь выступает

в различных формах. Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это

речь мысленная, протекающая, хотя на языковом материале, но без отчётливых

внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна,

лишена чётких грамматических форм.

Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на

восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели.

Внешняя речь бывает диалогической и монологической.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное

высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не

нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных

предложений.

Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение,

пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия,

а иногда и значительной подготовительной работы.

Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому

речь должна отвечать определённым требованиям.

1. Правильность – это соблюдение норм современного литературного

языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность

считается базовым качеством хорошей речи.

2. Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят

ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо

произведения для украшения.

3. Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами

литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4. Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи,

полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5. Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по

возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение

интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на

адресата.

6. Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения

одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и

тех же слов и конструкций.

Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме.

Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и в устной, но

они более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты.

Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения

крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения, больше

книжных слов.

Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические

ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в

речи устной.

В-третьих, письменная речь ограничена орфографией.

В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительно

медленнее, чем устная.

В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая

проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение

письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и

письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков,

то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида

речевой деятельности.

1. Чтение

2. Аудирование.

3. Устная речь.

4. Письменная речь.

Рассмотрим механизмы речевой деятельности.

Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатством

языка. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека

порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности

называют мотивацией речи.

Мотивация речи (ради чего я говорю) возникает у детей при наличии

эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной

деятельности. Значит – потребность общения – это первое условие речевого

развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть

слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно

дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого

развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит

богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не

только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это

способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от

обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его

жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в

языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного

речевого развития.

Для ребёнка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Вначале язык усваивается ребёнком стихийно, в процессе общения. Но этого

недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и

поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного

языка, подчинённого норме, умение отличать литературный, «правильный», от

нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит

литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новых

значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических

конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И

здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная

работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней

в формировании речи.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо –

это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики,

графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже

устной. Она имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в

использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети

усваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки в

газету, рассуждения.

Третья сфера работы школы по речевому развитию – это доведение речевых

умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни

один ученик. Это совершенствование речи учащихся, повышение ей культуры.

Речь – очень широкая сфера деятельности человека. Выделяют четыре

уровня работы по развитию речевой деятельности учащихся.

1. Произносительный уровень. Произношение звуков родной речи к моменту

поступления ребёнка в школу уже в основном усвоено, но из акустического

потока выделять конкретные звуки ему нелегко. У некоторых детей есть

трудности в произношении некоторых звуков. Произносительная работа

планируется по направлениям: техника, орфоэпия, интонация.

Первым направлением является работа над техникой речи, которая

понимается, как результат правильного дыхания, чёткой дикции: речь

усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами

речедвигательного аппарата. Из этой закономерности обучения речи вытекает

принцип внимания к материи языка, к физическому развитию органов речи.

Различают дыхание физическое и речевое. В жизни дыхание является

непроизвольным. В ходе чтения вслух и говорения обычно физиологического

дыхания не хватает. В этом случае имеет место речевое дыхание, процесс

управляемый, произвольный. Эта произвольность обеспечивает достаточно

быстрый вдох, осуществляемый на паузах, краткую задержку дыхания для

удержания взятого воздуха и медленный выдох, необходимый для свободного и

естественного произнесения группы слов.

Задачи развития речевого дыхания:

. Во-первых, следует тренировать длинный выдох, а не умение

вдыхать большое количество воздуха.

. Во-вторых, необходимо тренировать умение рационально расходовать

и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

Воспитание речевого дыхания следует осуществлять путём

косвенного воздействия на дыхательный аппарат с помощью

постановки элементарных действенных задач, «предлагаемых

обстоятельств», воображения, ассоциаций. Таковы, например,

упражнения с воображаемой свечой, когда учащимся предлагается

дуть на пламя свечи с целью отклонить или погасить его. Не менее

важной задачей в работе над техникой речи является

совершенствование дикционных навыков учащихся, которое состоит в

воспитании у учащихся чистоты и ясности произнесения отдельных

звуков, слогов, слов, фраз. Здесь следует учитывать недостатки

функционирования речевой базы младшей школы. Массовый характер

имеет неточная работа артикуляционного аппарата: во-первых, в

результате вялости и недостаточной гибкости частей речевого

аппарата наблюдается «смазанность речи», неясность, нечёткость;

во-вторых, в результате чрезмерной напряжённости мышц речевого

аппарата возникает чрезмерная торопливость произнесения. Нередки

у младших школьников и индивидуальные дефекты речи: картавость,

шепелявость, присвистывание и так далее.

Учёт названных недостатков помогает определить основные направления по

их преодолению.

. Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие,

укрепление мышц губ, языка, челюстей, рта.

. Организация упражнений для отработки артикуляции гласных и

согласных звуков (изолированных и в контексте).

Вторым направлением работы по развитию речевой деятельности на

произносительном уровне является организация практического усвоения

младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.

У ребёнка-дошкольника, который слышит и воспринимает лишь устную форму

речи, навыки говорения складываются неосознанно под влиянием естественного

речевого окружения. С приходом ребёнка в школу основным механизмом

овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация,

подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая

речь учителя. Однако в действие вступает новое существенное обстоятельство

– процесс усвоения орфоэпических норм продолжается под значительным

воздействием написания, которое является источником наиболее типичных,

общих для всех русских младших школьников орфоэпических ошибок. Например, в

словах «что», «чтобы» учащиеся произносят «чт» вместо «шт». Подобные ошибки

вызваны несоответствием звукового и буквенного составов слова и

распространены не только в озвученной письменной, но и в естественной

разговорной речи детей.

Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении

отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от

орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать

напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое.

Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения

сочетания «чт» в местоимении «что» и его производных; сочетания «чн» в

отдельных словах («конечно», «нарочно» и других); сочетания «щн» в

существительном «помощник», окончания «ого», «его» («зимнего») и слова

«сегодня»; слов иноязычного происхождения типа «почтальон», «район»;

сочетаний «гк», «гч» в словах «лёгкий», «мягкий»; твёрдых и мягких

согласных перед «е» в заимствованных словах. Предметом усвоения становятся

слова и формы, отличающиеся устойчивостью, стабильностью.

Третье направление работы – совершенствование интонационных умений

учащихся. Для решения этой сложной задачи учителю необходимо хорошо

понимать сущность данного лингвистического явления. Интонация – это

звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют

в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют

высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают

субъективное отношение к высказываемому. В структуру интонации как явления

сложного входят такие элементы:

1) Мелодика (повышение и понижение тона).

2) Интенсивность (силовой или динамический момент).

3) Темп или длительность.

4) Пауза.

5) Особый тембр, как средство выражения эмоций.

Своеобразие интонации находит отражение в методических подходах к

организации соответствующей работы.

Реализация функционального подхода к изучению данного явления требует

условного (в учебных целях) разграничения эмоциональной и смысловой

(логической, грамматической) интонации. Начинать же работу следует с

углубленного рассмотрения именно эмоциональной интонации. Эффективность

работы над эмоциональной интонацией обеспечивается определёнными условиями.

Во-первых, следует организовать специальную работу по накоплению словаря

эмоциональных состояний, так как учащиеся не имеют достаточного запаса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.