скачать рефераты

МЕНЮ


Формирование речи у дошкольников

Формирование речи у дошкольников

Оглавление.

Введение.

Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме формирования

выразительности речи у дошкольников.

§ 1. Определение понятия «выразительность речи».

§ 2. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников.

§ 3. Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей

дошкольного возраста.

§4. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного

возраста.

Глава 2. Экспериментальное исследование выразительности речи у заикающихся

детей дошкольного возраста.

§ 1. Научно-методическое оснащение исследования.

Глава 3. Методические рекомендации по развитию выразительности речи у

детей, страдающих заиканием.

Заключение.

Библиография.

Глава 1 . Анализ литературных источников по проблеме формирования

выразительности речи у дошкольников.

§1. Определение понятия « выразительность речи ».

Речь человека богатая различными интонационными характеристиками

считается выразительной.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм,

интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне

предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а

также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления

выдыхания, голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то

есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно

гласных.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для

данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического

состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или

замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой

напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо

слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно,

длительно, громко.

§ 2. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников.

Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Гвоздев

А.Н., Хватцев Е.М., Швачкин Н.Х. и др.

Исследования, проведенные Е.М. Хватцевым (22, с.14), свидетельствуют о том,

что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-

а», «э-э» и т.п. Они вызываются всякого рода неприятными для организма

младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение,

боль.

Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии,

умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются

голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при

речи, выдох длиннее вдоха.

К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая

невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в

хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу» и позже: «мам, амм»,

«тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.

С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате

подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками,

наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-

ба, на-на-на и т.п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне

правильные звуки и слоги речи.

Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным

выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать

догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.

Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и

слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их

сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению

звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов

отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и

окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение

ребенка с людьми.

Ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых,

начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а

затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая,

произносить отдельные, часто слышимые слова.

Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года

состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а

интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова

начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок

овладевает системой звуков языка. Ребенок становится чутким к звучанию слов

взрослых, и от случая к случаю он руководствуется в овладении звуками языка

преимущественно то слухом, то артикуляцией. Однако ребенок не сразу

овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия

все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.

Неоднократно отмечались случаи, когда ребенок, схватывая слоговой состав

слова, обращает мало внимания на звуки этого слова. Слова, произносимые в

этих случаях детьми, большей частью весьма точно отвечают по количеству

слогов словам взрослых, но по составу звуков чрезвычайно отличаются от них.

Это явление впервые отметил русский психолог И.А.Сикорский. Приведем его

примеры: ребенок говорит «какой кишку» вместо «закрой крышку», «нанакок»

вместо «огонек». Иногда слово, употребляемое ребенком, не содержит ни

одного надлежащего согласного звука, например, «титити» вместо «кирпичи» и

«титити» вместо «бисквиты».

Наряду с этим ребенок стремится сохранить ритм всего предложения.

Взамен трудно произносимого слова ребенок обычно вставляет одно какое-

нибудь трафаретное слово или делает паузу в целях сохранения общего ритма

предложения.

Эта ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком

обнаруживается также в случаях так называемой слоговой элизии, то есть

опускания слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит:

ребенок выделяет в слове ударный слог и обычно опускает неударные слоги.

Например, вместо «молоток» ребенок произносит «ток», вместо «голова» –

«ва».

Тем не менее, наблюдаются случаи, когда ребенок опускает ударный слог

и говорит вместо «болит» – «ба», вместо «большой» – «бу».

Как видно, слоговая элизия иногда происходит в связи с

недостаточностью артикуляции ребенка, несмотря на то, что опускаемый слог

является ударным. Это является второй причиной слоговой элизии.

Наконец, ее третьей причиной является склонность ребенка воспринимать

слова по общему, привычному для него ритмическому размеру. Это явление

следует проанализировать подробнее.

По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений нет

никаких высказываний в литературе. Однако некоторые данные, имеющиеся в

дневниках родителей, позволили Н.Х.Швачкину придти к выводу, что первые

ритмические выражения принимают структуру хорея (23, с.102 -111). Это

предположение подкрепляется хотя бы тем фактом, что хорей преобладает в

речевых и музыкальных выражениях взрослых, обращаемых к детям. Колыбельная

песня по своей ритмической структуре хореична. Первые слова, с которыми

взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двухсложны с ударением на

первом слоге. Стоит также вспомнить, что, например, большинство русских

уменьшительных собственных имен по своей ритмической структуре

соответствует структуре хорея: «Ваня», «Таня», «Саша», «Шура» и т.п. С

другой стороны, анализ первых слов ребенка подтверждает, что по своей

ритмической структуре они соответствуют хорею. Можно сказать: ребенок в

течение первого года живет в окружении хорея – размера, который

соответствует его ритмической наклонности.

Однако, в процессе дальнейшего речевого развития, ребенок

сталкивается со словами взрослых, которые обладают различной ритмической

структурой. Как известно, слова русского языка в ритмическом отношении

могут быть односложными, двухсложными (хорей , ямб ), трехсложными

(дактиль , амфибрахий , анапест ), и, наконец, многосложными.

Ребенок, сталкиваясь с богатством ударений в языке взрослых,

стремится, в соответствии со своей ритмической настроенностью превращать

отмеченные выше размеры в привычный для него размер: в хорей. Слово «петух»

переакцентируется ребенком в слово «Петя», слово «собака» произносится

«бака», «бумага» – «мага», «молоко» – «моля» и т.п.

Таким образом, указанные нами факты приводят к выводу, что слоговая

элизия происходит не только вследствие выделения ударного слога и опущения

неударных слогов и не только в силу несовершенства артикуляции звуков

слова, а и в связи с наклонностью ребенка воспринимать речь взрослых в

определенной ритмической структуре – в структуре хорея.

Однако с развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть

служебную роль, они подчиняются слову. В связи с этим удельный вес хорея в

речи ребенка снижается.

Ритмико-интонационная активность ребенка направляется в сторону

стихотворного творчества. Это характерно для всего периода дошкольного

детства, причем у младшего дошкольника обнаруживается преобладание ритма и

интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети

постигают ритм песни, не улавливая всех ее слов.

Стихотворное творчество ребенка на начальной ступени обычно

сопровождается его телодвижениями. Однако не все стихи ребенка

непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки, не

сопровождаемые никакими движениями и забавляющие ребенка своим содержанием,

ритмом, мелодией.

Вся деятельность ребенка связана с песней. Есть песни сказочные,

хоровые, игральные. Однако недолго игры и другая деятельность ребенка

сопровождаются песней. Дети бросают петь при своих играх, они переходят к

играм без песен.

К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей.

Пропадает хорей. Сами стихи становятся аритмичными.

Таким образом, не только речь, но и стихотворное творчество ребенка

переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и

стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в

стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в

своего рода аккомпанемент словесной речи.

Это, бесспорно, является прогрессивным фактором. Однако одновременно

с этим перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово

может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою

выразительную красочность и ритмичность.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения

выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и

психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому

развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма

для обучения письменной речи.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим

процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже,

шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь

дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Введение.

В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается

недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе

речи недостаточно, особенно у заикающихся дошкольников. Основные данные об

этих интонационных характеристиках получены на взрослых заикающихся. Не

установлено, в силу каких причин изменяется интонация у заикающихся.

Является ли изменение интонации компонентом нарушения речи или

компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся.

В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в определении

тактики работы над интонацией при преодолении заикания: устранении

имеющихся особенностей интонации или их закреплении? В разработке

направлений и форм организации работы над интонацией.

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи

заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над

интонационными характеристиками речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- определена роль интонации в логопедической работе с заикающимися.

Рассматривая речь, как систему, а интонацию, как компонент этой системы,

связанный с другими речевыми компонентами, основное внимание при

преодолении заикания уделяется нормализации этого компонента. Воздействуя

на интонацию, опираясь на сохранные в речи заикающихся семантический,

лексический, морфологический компоненты речи, мы влияем на систему речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны методические рекомендации по нормализации интонации речи у

заикающихся дошкольников.

Гипотеза исследования:

- при преодолении заикания работа над интонацией занимает важ - ное место,

так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности.

Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и

на их речь в целом.

§ 3. Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей

дошкольного возраста.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования

ее выразительной стороны.

Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся

дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей:

- дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне

нормального темпа речи.

- у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи.

- дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма.

- дети четвертой подгруппы отличается слабым развитием чувства ритма(14).

Во многих работах, посвященных описанию речи заикающихся, указывается

на ускорение темпа их речи (Р.Е.Левина, О.В.Правдина, В.И.Селиверстов,

М.Е.Хватцев и др.). Однако измерения темпа речи, проведенные рядом других

авторов, выявляют обратную картину.

Согласно работам М.Ю.Кузьмина, темп речи взрослых заикающихся

медленнее темпа речи здоровых испытуемых, что связано с увеличением

длительности, как фраз, так и пауз (9, 14).

При заикании происходит нарушение коартикуляции, обеспечивающей

плавный переход от согласного к последующему гласному. (Ю.И.Кузьмин,

И.И.Пружан).

В работе И.И.Пружан временные характеристики речи взрослых

заикающихся исследуются как в процессе чтения текста, так и при повторении

фраз за диктором. В данном случае измеряются не только длительности фраз,

но и длительности слов и частей слова. Выявлено два основных эффекта:

существенное замедление темпа речи заикающихся по сравнению с темпом речи

незаикающихся и неравномерность темпа у заикающихся, которая связана с

непропорциональным увеличением длительности отдельных слов (17).

Сведения о темпе речи заикающихся школьников отражены в работах

Т.И.Гультяевой, Т.С.Когновицкой (8).

В статье Т.И.Гультяевой темп речи заикающихся школьников

рассматривается в зависимости от локализации судорог (голосовом,

дыхательном, артикуляторном аппаратах). Обнаружено, что средняя скорость

произнесения текста у детей с голосовой судорогой составила 0,75

слога/сек., с дыхательной – 1,44 слога/сек., с артикуляторной – 1,77

слога/сек.(8).

Согласно исследованиям Т.С.Когновицкой, существенное замедление темпа

у заикающихся школьников и значительная вариабельность скорости их речи

обусловлены различиями темпа и числом судорог.

Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания.

Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и

различного характера, в зависимости от их структуры. Они колеблются от

легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств типа дисфонии,

ринофонии (открытой и закрытой) и др.

Нарушения голоса имеют при заикании многочисленные и сложные причины.

Прежде всего, на особенности голосовой функции заикающихся большое

отрицательное влияние оказывает постоянная судорожность, возникающая в

пределах речевого аппарата и, в частности, при голосовых типах заикания –

конкретно в голосовом аппарате. Это патологическое состояние голосового

аппарата оказывает свое влияние на тембр голоса, его модулированность,

мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.

Остановимся несколько более подробно на некоторых из перечисленных

показателей.

При работе с заикающимися наиболее легко и часто заметны нарушения

тембра голоса. Они проявляются в хриплости, глухоте и т.п. Как правило,

заикающиеся не используют резонаторы (особенно мало участвует в речи

грудной резонатор), за счет чего голос лишается своей выразительности и

«сочности».

Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи.

В ряде работ содержатся указания на монотонность речи заикающихся.

Существуют сведения о динамике этой особенности мелодики речи заикающихся в

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.