скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

БЕЗУГЛОВА МАРИНА ВИКТОРОВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Научный руководитель: кандидат

педагогических наук, доцент

Бережная И.Ф.

ВОРОНЕЖ 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………

.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОД-

РОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-

СТРАННОГО ЯЗЫКА.

1.1 ………….???

1.2. Формирование общечеловеческих ценностей

как психолого-педагогическая проблема……..

1.3. Влияние возрастных и индивидуальных осо-

бенностей на процесс формирования общече-

ловеческих ценностей у подростков………….

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОР-

МИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНО-

СТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………………………

2.1. Возможности иностранного языка в формировании общечеловеческих

ценностей у подростков……………………………………………..

2.2. Технология формирования общечеловеческих

ценностей у подростков при изучении ино-

странного языка…………………………………

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы

по формированию общечеловеческих ценно-

стей у подростков……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Наше сложное и тревожное время привнесло во все области социально-

экономической и духовной жизни общества множество проблем. В период

социально-экономических реформ происходит ломка стереотипов на уровне как

социальных групп, так и личности. По данным социологов, поколение

российской молодежи в последние десятилетия по основным показателям

социального и физического развития заметно уступает предыдущим. У

выпускников школ больше проблем со здоровьем, многие из них отстают в

умственном развитии, равнодушно относятся к общественной деятельности, в

большей мере им присуще отчуждение. Эти и многие другие негативные явления

есть следствие влияния на детей и подростков новых социальных структур и

процессов: большой и малый бизнес, коммерциализация, новые экономические

отношения, расширение информационных потоков и пр. К сожалению, эти

процессы оказывают влияние не только на подростков, но и на детей 6 -10 –

летнего возраста. У них появляются жесткость, эгоизм, индивидуализм. Резко

возросла детская и подростковая преступность, получила распространение

наркомания.

В современной России осознается падение нравственности молодежи, что

означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных

обстоятельств, в том числе и экономической неустроенности. Философы,

социологи, политологи отмечают, что в стране складывается новая морально-

нравственная атмосфера, идет переоценка ценностей, их творческое

переосмысление, развернулись дискуссии о путях преобразований в экономике,

социальной и духовной сферах. Любая стратегия, определяющая на длительный

срок пути формирования общественных явлений и процессов, их углубление и

совершенствование, имплицитно включает критерии и нормативы

аксиологического класса. В этой связи становится понятным особое значение

ценностных ориентаций молодежи. В данном процессе велика роль учебно-

воспитательных организаций, представленных в современных условиях учебными

заведениями разного типа – школами общего среднего образования, лицеями,

гимназиями, колледжами, различными внешкольными учреждениями.

Ценностный подход в образовании не принадлежит только идеальной

сфере общественной жизни и человеческой деятельности. Духовные ценности

всегда выступали в качестве идеала, к которому стремились лучшие

представители человечества. Становление человека предполагает не только

развитие его умственных возможностей, но и усвоение системы

общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры. Вопрос о

внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную

значимость. От его успешного решения во многом зависят перспективы

гуманизации образования, смысл которой в том и состоит, чтобы обеспечить

сознательный выбор личностью духовных ценностей и развить на их основе

устойчивую, непротиворечивую, в процессе индивидуальную систему ценностных

ориентаций. Роль образования осуществления этой стратегии велика. Именно

образование, благодаря его влиянию на подрастающее поколение, способствует

формированию нового общественного сознания и, таким образом, воздействует

на все сферы жизни.

Изучение литературы по теме исследования показывает, что проблема

развития общечеловеческих ценностных ориентаций в полном объеме как

целостное педагогическое явление в его историческом, социальном,

психологическом и технологическом плане не была предметом специального

изучения. Недостаточно разработан в существующих исследованиях и такой

важный в теоретическом и практическом отношении аспект как педагогические

основы развития ценностных ориентаций в школе на примере отдельно взятого

учебного предмета. Потребность в такого рода исследованиях не вызывает

сомнения.

Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке

и экспериментальной проверке выявленных педагогических условий формирования

общечеловеческих ценностей у подростков на занятиях иностранного языка.

Объектом исследования является урок французского языка как средство

формирования общечеловеческих ценностей.

Предметом исследования являются педагогические условия,

способствующие формированию общечеловеческих ценностей в процессе изучения

французского языка у подростков.

Задачи исследования:

1. уточнить понятия общечеловеческих ценностей;

2. рассмотреть основные подходы к структурным элементам

человеческих ценностей;

3. выявить значение изучения иностранного языка для формирования

общечеловеческих ценностей у подростков;

4. определить наиболее эффективные пути и методы формирования

общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного

языка;

5. определить совокупность педагогических условий, необходимых

при формировании общечеловеческих ценностей у подростков при изучении

иностранного языка.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто

предположение о том, что формирование общечеловеческих ценностей у

подростков будет осуществляться эффективно, если:

- задача формирования общечеловеческих ценностей у подростков

будет выделена как значимая и существенная в процессе организации учебного

процесса;

- при создании условий для развития общечеловеческих ценностных

качеств будет учитываться тот факт, что они как сложные психологические

образования формируются не сразу, а путем постепенного усложнения умений,

навыков и привычек и их интеграции в более сложные личностные образования -

общечеловеческие ценностные качества;

- в процессе воспитательно-образовательной работы будут

учитываться разработанные и научно обоснованные рекомендации, формы и

методы, направленные на формирование общечеловеческих ценностей у

школьников (пословицы, поговорки, игры, стихи, аутентичный текстовой

материал и т.д.).

В дипломной работе использованы педагогические и

психологические методы исследования в соответствии с целями и задачами, а

также особенностями предмета исследования. Ведущими методами являются:

изучение и теоретический анализ психологической и педагогической

литературы; педагогическое наблюдение, изучение школьной документации и

продуктов деятельности учащихся. Значительное место в исследовании занимает

анализ собственного педагогического опыта.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа

осуществлялась на базе Гимназии № 2.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

определяется тем, что в работе сформулированы теоретические положения,

которые в совокупности представляют собой целостную систему эффективного

формирования общечеловеческих ценностей у подростков; уточнена общая

структура общечеловеческих ценностей; обоснована зависимость формирования

общечеловеческих ценностей у подростков от педагогической компетенции

учителя.

ГЛАВА I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У

ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

1.1. психолого-педагогическая проблема

Одной из основных в современном мире стала идея

утверждения гуманистических ценностей во всех сферах общественной жизни.

Сюда входят и принципы воспитания подрастающего поколения. Дети стали

невольными свидетелями социального расслоения общества, постоянной угрозы

безработицы родителей, войн, преступности, упадка культуры и

нравственности. В этой связи создание основ для формирования

гуманистических ориентаций в практике обучения и воспитания – вопрос

жизненно необходимый.

Гуманистические ценностные ориентации – это

стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем

человеческой сущности. Но нельзя считать это явлением педагогической мысли

лишь нашего времени. Гуманистическая традиция своими корнями уходит в

глубинные истоки человеческой культуры. Еще в глубокой древности задавались

вопросы. Не потерявшие своей значимости и актуальности и поныне: «Что есть

истина?», «Что есть добро?», «Что есть красота?». Спустя столетия ученые

пришли к выводу, что эти три категории вопросов тесно связаны между собой.

Исследуя взаимоотношения между истиной, добром и красотой, ученые нашли для

них как бы единый общий знаменатель – понятие «ценность». И это вполне

объяснимо, ведь добро является нравственной ценностью, истина –

познавательной, а красота – эстетической. Понятие «ценность» стало одним из

наиболее употребляемых в сфере гуманитарного знания.

Изучение ценностных ориентаций занимает важное место

в современных науках (социологии, психологии, истории, педагогике…).

Ценности могут быть как предметные, так и субъектные. Фактически они

являются лишь «двумя полюсами ценностного отношения человека к миру; первые

выступают как его объекты (предметы потребности и интереса, взятые лишь в

их субъективно-психологическом выражении, в виде устремлений почитания,

предпочтений, одобрения и осуждения), а вторые – как выражение того же

отношения со стороны субъекта, в которых интересы и потребности переведены

на язык идеального, мыслимого и представляемого» [132,462].

Исследуя различные концепции, мы стремимся доказать принцип приоритета

общечеловеческих ценностей. Конечно, далеко не все идеи равноценны в

учениях о ценности, но все гуманистическое, творческое, оригинальное в них

достойно самого пристального внимания. Считается, что теория ценности

(«аксиология») как особая отрасль гуманитарных наук появилась в конце XIX

в. Но стремление теоретически постигнуть ценностное отношение возникло

задолго до этого. Суждения о различных видах ценности – благе, красоте,

добре, святости – можно встретить и у классиков античной философии, и у

теологов средневековья, и у мыслителей эпохи Возрождения, и в работах

ученых нового времени. Аристотель поставил одну из важнейших для аксиологии

проблем: о соотношении различных субъективных оценок и объективной

ценности, он констатирует различие ценностных отношений в зависимости от

возраста и этичесих качеств людей: « …вполне разумно, чтобы разные вещи

казались ценными детям и мужам, дурным и добрым». Однако «ценным является и

доставляет удовольствие то, что таково для добропорядочного», действующего

в соответствии с добродетелью. То есть «…добродетельный человек как

таковой» [8,278], является мерой истинной ценности.

На закате античности усилился интерес к человеческой индивидуальности и

субъективности. Диоген Лаэртский, например, в своих трудах не только дал

расширенное истолкование общечеловеческих ценностей, но и высказал

рекомендации о правильном, в его понимании, воспитании детей [38,235].

Древний период философии ценности дает хорошую возможность проследить

закономерности ее возникновения и первоначального развития. Философская

мысль, в каком бы регионе она ни зародилась, непременно выступает как

ценностное мироотношение и как самосознание этого отношения. Так теоретико-

ценностные представления появляются в философской мысли древнейших

цивилизаций – Индии, Китая, Греции. На Американском континенте возникла

философия, в которой одной из центральных проблем была проблема «ценности

всего существующего» [69,196].

При всей пестроте и разноречивости концепций, сложившихся за несколько

столетий истории аксиологии, главный итог этой истории нельзя не признать

позитивным: он состоит в утверждении аксиологией своего места в ряду

гуманитарных наук.

Во второй половине XX века едва ли не центральное место занимало

соотношение добра и зла. Этому посвящено много специальных исследований –

Э. Фромма, Х. Арендт, Э. Беккера С. Лаймена и т. д.

Огромное значение для обогащения ценностного миропредставления имело

принятие Русью христианства, органичное освоение христианских ценностей,

вплетающихся в ценности древнеславянской культуры. В 80 годах XVIII в. В

России был впервые употреблен термин «эстетика», что обозначало «значение

красоты» как «теория свободных или изящных наук». В эти десятилетия одно за

другим выходят монографические исследования философов, социологов,

культурологов, психологов, специалистов по этике и эстетике,

рассматривавшие общие проблемы и частные аспекты теории ценностей. Почти

треть этих работ посвящена практическому применению теории общечеловеческих

ценностей в конкретных гуманитарных науках, и, в частности, в педагогике.

Проблемы формирования ценностных ориентаций у подрастающего поколения

волнуют не столько философов, сколько специалистов в области воспитания.

Так что же значит этот обобщающий многие понятия термин – ценность? Во

всех языках есть слова, обозначающие объект ценностного отношения,

субъективное его переживание и понимание – ценность, оценка, достоинство и

т.д. В русском языке слова «ценность» и «оценка», вероятно, связаны со

словом «цена». По мнению лингвистов, цена значит: «возмездие, воздаяние,

вира, штраф, которым искупался ущерб (кража, убийство); отсюда вообще цена,

стоимость чего либо; ценить – высоко ставить, придавать

достоинство»[99,46]. Во многих языках мира «ценность» и «стоимость» имеют

одно и то же значение. Многие философы и лингвисты делали попытки

анализировать значения слова «ценность», но наиболее полный анализ был

проведен К.Марксом. Проанализировав значения слов «стоимость», «ценность»

на санскритском, латинском, готском, английском, французском и многих

других языках, К.Маркс сделал вывод, что слова «Value», «Valeur»

(ценность, стоимость) выражают свойство, принадлежащее предметам. И,

действительно, «они первоначально выражают не что иное, как потребительную

стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их

полезными или приятными для человека…» [75,307].

Не останавливаясь подробно на классических работах К.Д. Ушинского, Л.Н.

Толстого, и более поздних С.Т. Шацкого, М.М. Пистрарка, В.А. Сухомлинского,

отметим, что педагогическая природа гуманизма лежит в сфере человеческих

взаимоотношений учителя и ученика. В этих отношениях личность ученика

является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами,

потребностями, способностями, возможностями и особенностями. Часто

формирование общечеловеческих ценностей отождествляется с гуманным

отношением к ребенку, т.е. личностные качества формируются с опорой на

гуманистические ценности – справедливость, доброту, милосердие, честь,

совесть, этичность, понятие о долге, уважение человеческого достоинства. По

существу, это основная направленность всей деятельности учителя. Ее главной

целью является развитие личности ребенка, способной на осознанный и

ответственный выбор поведения и поступков в разнообразных жизненных

ситуациях, не преступая общечеловеческих, общезначимых ценностей.

ХХХХХХХХХ

Вся психическая жизнь человека может быть определена границами «норма»,

«нарушение», «патология». Норма - руководящее начало, правило, стандарты

поведения, регламентирующие отношения людей. В современной науке

культурным образцом считается объект, с которым человек сообразует

некоторые элементы своего сознания и поведения, например, правила дорожного

движения или правила поведения за столом, правила чтения (во франц. языке)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.