скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров

Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров

Экзаменационная работа по курсу

«ПЕДАГОГИКА».

ТЕМА: Педагогический коллектив и его развитие.

Особенности управления образовательными учреждениями.

Аттестация педагогических кадров.

Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии

Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга

Лапов Андрей Викторович.

Группа 82/с.

ПЕДАГОГИКА.

Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.

В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области

знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки.

Предметом педагогической науки считают воспитание. Воспитание –

функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее

накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной

категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с

возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать.

Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям.

Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание,

методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются

неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта

и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся

официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система

воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе

класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах,

экономических условиях, идеологии, науке и т.д.

Понятием воспитание в теории и практике именуют также социальное

целенаправленное формирование личности. В этом случае имеется ввиду всё

формирующее личность пространство: школу, семью, влияние среды на личность,

воздействие дружеского окружения, средства массовой информации, социальная

среда.

Существует и третье толкование понятия воспитание: управление процессом

развития личности.

Задачи педагогической науки.

Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным

основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач.

Постоянные задачи.

Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача

вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения,

управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в

педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно

существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов

выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее

параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные –

удовлетворяющие определённым критериям:

. объективность связи, т.е. независимость от желания, настроения,

вкусов участников педагогического взаимодействия.

. всеобщность, т.е. проявление связи в работе любого учителя, который

следует предписаниям данной методики.

. повторяемость, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных

ситуациях.

Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании.

Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются

отвлекающие временные психические состояния школьников.

Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, т.е.

непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на

учащихся также является постоянной задачей педагогической науки. Изучение,

оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению

раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения.

В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от

мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области

методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции:

. изучение, оценка и обобщение передового и отрицательного

педагогического опыта.

. применение компьютерных технологий как инструмент фиксирования,

классификации, хранения и распространения педагогического опыта.

В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки

новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления

образовательными структурами.

Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование

образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов

невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования,

совершенствованием педагогической деятельности, системами управления.

Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов

исследований в практику.

Разработка теоретических и методологических основ инновационных

процессов, рациональных связей теории и практики также относится к

постоянным задачам.

Временные задачи.

Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота

отражают разнообразные задачи, условно выделяемые как временные:

. Создание библиотек электронных учебников;

. Разработка тестов уровней педагогического мастерства;

. Разработка стандартов педагогического профессионализма;

. Выявление типичных стрессоров в работе учителей;

. Создание дидактических основ обучения хворающих школьников;

. Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками;

. Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик;

. Анализ причин возникновения познавательной лености студентов;

. Природа стимулов учебной активности будущих учителей;

и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется

потребностями практики и самой науки.

Система педагогических наук.

Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением

запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой

деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста

запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных

данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях

педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что

приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об

образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те,

которые имеют многовековую историческую давность.

В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято

включать:

. Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания

детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной

педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией,

медициной.

. Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях

развития, формирования личности детей дошкольного возраста.

. Педагогика школы. Относится к самым богатым и развитым отраслям науки

о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для

построения вузовской педагогики.

. Педагогика профессионально-технического образования. Изучает

закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

. Педагогика среднего специального образования. Находится на стадии

становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных

исследований на стыке среднего и высшего профессионального

образования

. Педагогика высшей школы. Выступает основой формирования учительского

и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено

несколькими факторами:

* Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают

представители высшей квалификации: доктора наук, профессора,

академики, авторы научных теорий, разработчики концепций,

создатели инновационных технологий в своих специальных областях.

* Фактор преемственности со школьной педагогикой.

* Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми.

. Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения

работающих, переориентации их на новые средства производства,

повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.

. Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет

теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы

обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики

встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах.

. Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки

в области внешкольного образования и совместного образования детей и

взрослых.

. Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования,

развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего

возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки

для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их

нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с

медициной и геронтологией.

. Исправительно-трудовая педагогика (Педагогика пенитенциарных

учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики

перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые

преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-

трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.

. Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и

развития образовательных и воспитательных систем в различных странах

путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и

специфического в образовательных системах у различных народов

позволяют давать научное толкование образовательным традициям,

системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт

международного опыта.

. Сурдопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,

методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без слуха.

. Тифлопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,

методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения.

. Олигофренопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,

методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в

развитии мышления

Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике,

тифлопедагогике и олигофренопедагогике

предопределяется масштабами рождения детей с

аномальным развитием.

. Лечебная педагогика. Новая отрасль педагогики. Развивается на границе

с медициной. Основным её предметом является система образовательно-

воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и

больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников

возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных

конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют

медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических

разработок.

. История педагогики. Наука о закономерностях функционирования и

развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории

педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и

новейшей истории образования.

В систему педагогических наук входят также многочисленные методики

обучения школьников и студентов различным дисциплинам. В методиках

содержатся специфические частные закономерности управления развитием

мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают

науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной

дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и

расширяют арсенал общей теории образования – дидактики.

Связь педагогической науки с другими науками.

Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего

достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследования.

Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от

других наук о человеке.

Педагогика связана с психологией. Между ними существует ряд

взаимосвязей, например:

. Предмет наук: психология изучает законы развития психики человека,

педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

Воспитание и образование – это целенаправленное изменение личности.

. Показатели и критерии обученности и воспитанности личности: степень

продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти,

запасов знаний, способностям использовать знания в практических

целях, скоростью воспроизведения знаний, навыками переноса знаний в

нестандартные ситуации; воспитанность фиксируется в мотивированных

поступках, системе сознательного и импульсного поведения,

стереотипах, навыках деятельности и суждений.

Своеобразным мостом между психологией и педагогикой выступают

педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной

педагогической деятельности, психология управления педагогическими

системами, психологические исследования других областей образования.

Межнаучные коммуникации педагогики и психологии имеют место в методах

исследования и в той и в другой отраслях знаний. Многие инструменты

психологического научного поиска служат и решению педагогических задач:

психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.

Педагогика связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности

целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем,

физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка.

Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и

психическим развитием ребёнка являются закономерности функционирования

высшей нервной деятельности

Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об

обществе, как целостной системе, об отдельных составляющих её компонентах,

о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего

анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область

образования, воспитания, науку о них. В социологии развиваются и такие

специальные ветви, как социология образования, социология воспитания,

социология студенчества, социология города, социология деревни, социология

здоровья и др.

Имеются взаимосвязи педагогики с философией. В ней наука о воспитании

находит опорные методологические положения. Философские категории

необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы

взаимосвязи и взаимозависимости; законы развития и его движущие силы,

субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие

другие.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в

перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные

расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной

дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги,

поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой

глобальную и наукоёмкую задачу – разработать специальную систему обучения и

воспитания хворающих, недомогающих и больных школьников.

При определённых условиях педагогика взаимодействует и со многими

другими науками: юриспруденция, экономика, демография, информатика,

статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.

Педагогический коллектив и его развитие.

Особенности управления образовательными учреждениями.

Аттестация педагогических кадров.

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми

которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий

анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система

рационального планирования, организация деятельности ученического и

педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня

обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и

педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил

преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью

углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания,

всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору

профессии.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и

преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и

передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов

и учащихся в учебной и воспитательной работе.

Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.