скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского

Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского

Московский Городской Педагогический Университет

Факультет Английской Филологии

Реферат по философии

и истории образования

на тему:

«Педагогическое наследие

Константина Дмитриевича Ушинского»

Выполнила:

Студентка I курса

Группы 104

Кузина И.

Проверила:

Куракина Е.Б.

г.Москва, 2004

Содержание

Содержание 2

Раздел I Общая характеристика исследования 3

Раздел II Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского 4

Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения 4

Глава 2. Воспитание и общественность 7

Глава 3. Принцип народности воспитания 8

Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек как предмет воспитания 11

Глава 5. Принцип природосообразности и построение обучения 14

§1. Принцип природосообразности 14

§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций 14

§3. Две стадии процесса обучения 15

§4. Методологическая последовательность обучения 16

§5. Наглядное обучение 17

Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы 19

§1. Классно-урочная система 19

§2 Методы преподавания и изучения 19

§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» 21

Глава 7. Вопросы воспитания 23

§1. Ушинский о воспитании 23

§2. Роль патриотического воспитания 23

§3. Принцип гуманного воспитания 24

§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-

предмет воспитания. 25

Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества 27

Глава 9. Заключение 29

Список использованной литературы 30

Раздел I

Общая характеристика исследования

К.Д.Ушинский принадлежал тому щедрому десятилетию русской истории,

которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей и художников, обогативших

сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинского было крупным шагом

в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывал новые,

магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступень

науки.

Значение творчества великого русского педагога не исчерпывается его

вкладом в развитие педагогической науки. Влияние К.Д.Ушинского выходило за

пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоко в область национальной

культуры, выступало как одна из ведущих сил формирования русского

общественно-педагогического самосознания. Проницательными были слова

соратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точно

определившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это

наш действительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов - наш

народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный

поэт, Глинка - наш народный композитор»[1].

Задача исследования - дать общий очерк наследия педагога. В реферате

рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского, оказавшее существенное влияние

на его педагогическое творчество, анализируются его взгляды на проблемы

воспитания и обучения.

При исследовании были использованы работы и статьи Ушинского:

Педагогическая поездка по Швейцарии

Проект учительской семинарии

О необходимости сделать русские школы русскими

О пользе педагогической литературы

Труд в его психическом и воспитательном значении

Раздел II

Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского

Глава 1.

Краткая биография. Становление мировоззрения

К. Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье.

Рос и воспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет

мальчик обучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В

возрасте 16 лет он, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в

Москву для поступления в университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840

году становится студентом юридического факультета Московского университета.

После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен

исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов

и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор

отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он

увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался

любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он

редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости"

и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний.

"Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н.

Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, -

были его первыми литературными выступлениями... В них достаточно ярко

отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и

обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного

значения".

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь

совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые

педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в

политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было

большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества

Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так

привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться

с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно

сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в

Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском

сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство

реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как

опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался

литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы

моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то

я должен направлять все свои способности".

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была

глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря

1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских

губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского

вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского

педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д.

Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа

его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.

Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинского совпало с подъемом

общественного движения в России в середине 50-х годов XIX столетия. Но не

только совпало. Его деятельность была вызвана и всецело обусловлена этим

движением.

К.Д.Ушинский вошел в педагогику, когда школа и педагогическая наука

стояли перед необходимостью радикальных преобразований. Но всякая

«историческая потребность вызывает к деятельности людей и дает силу их

деятельности»[2]. В русской педагогике 60-х годов «историческая

потребность» вызвала к жизни замечательную фалангу педагогов -

шестидесятников. Их вдохновителем и идеологом стал Ушинский.

«У каждого века,- писал Чернышевский,- есть свое историческое дело,

свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего времени составляют два

стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнением одного

другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Даже

отдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по мере

того, в какой степени служат они господствующим потребностям века»[3].

К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной,

главной задачей его творчества стала реализация в педагогике социальных

требований эпохи падения крепостного права и тех требований, которые

выдвигались логикой развития самой науки.

Корень противоречивости взглядов великого педагога — столкновение

между объективным содержанием его демократических требований и субъективной

ограниченностью его социально-философских воззрений. Эта ограниченность

имела, впрочем, и объективное основание. Противоречия, присущие

мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались не только субъективным,

личностным фактором, но и фактором объективным — конкретными историческими

условиями. Эти объективные исторические условия включали, с одной стороны,

социальную ситуацию и, с другой, реальную ситуацию в науке: состояние

научных знаний и уровень их обобщения в философии.

Мировоззренческие позиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском

университете складывались под воздействием двух основных направлений;

идеалистической философии, преимущественно гегелевской системы, талантливым

пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного

учения об органической природе, представленного в университете выдающимся

русским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было

преобладающим. И объяснялось это прежде всего социальной атмосферой, точнее

- социально-психологической атмосферой той среды, которая окружала будущего

педагога. Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук,

явившееся одной из предпосылок создания «Педагогической антропологии»,

существенно изменило соотношение в его взглядах мировоззренческих факторов,

о которых говорилось выше. В 60-х годах он развенчивал объективный идеализм

как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежение реальным миром

и реальным знанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает

весь мир» (III, 345). Естествознание, писал ученый, обнаружило

несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила

естественные науки необходимого для них содействия философии» (III, 351).

Тем не менее, религиозность К. Д. Ушинского оставила заметный след в

его педагогическом творчестве. Особенно — в этической концепции педагога и

в его теории нравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась

противоречивость мировоззренческой позиции ученого — соединение религии и

морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен

самому распространенному предрассудку эпохи — преувеличению моральной

значимости религии (особенно первоначального христианства), предрассудку,

которого не избежали даже многие представители домарксового материализма,

абсолютно не принимавшие религии, «...христианство,— писал, например, Л.

Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры: мораль, учение о

нравственности»[4].

Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д.

Ушинский вместе с тем не раз подчеркивал, что мораль, насаждавшаяся

официальной церковью, «условна», что церковь, государство и общество «берут

из морали» только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния»

(X, 345).

Социальные установки Ушинского явились основой его мировоззренческих

позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей. Ценность и

сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости.

Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логику

социальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, тем

более эффективен и перспективен их научный выход.

Глава 2

Воспитание и общественность

Разрабатывая педагогическую теорию на основе своей философской и

общественно-политической концепции, К.Д. Ушинский стремился прежде всего

раскрыть общие, фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократно

указывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и

философскими науками» и которой «так упорно», по его словам, не хотели

понять многие его современники. «Основанием воспитания, - писал Ушинский, -

должна служить и руководить философская идея». Педагогика по своему

существу «наука философская и потом требует единства идеи»[5].

К.Д.Ушинский отчетливо понимал, что педагогика является социальной

наукой, что общественное бытие определяет ход и направление воспитания, его

задачи и содержание. «Воспитание, - писал он, - может двигаться вперед

только с движением всего общества»(II,165). Основным условием развития

воспитания Ушинский считал, во-первых, соответствие его целей и содержания

общественным потребностям и, во-вторых, широкое участие общества в решении

педагогических проблем. «Действительную воспитательную силу» имеет только

воспитание, которое «будет основывать свои правила на общественном мнении и

вместе с ним жить и развиваться» (II, 36-37).

Эта основополагающая установка о зависимости воспитания от

общественного бытия явилась методологическим фундаментом концепции

Ушинского. Но указанная зависимость, по его мнению, отнюдь не исключала

возможности обратного влияния воспитания на жизнь. Напротив, Ушинский

постоянно подчеркивал, что педагог должен активную позицию, должен

стремиться к тому, чтобы его деятельность всемерно способствовала

усовершенствованию общественной жизни. «Он должен выводить из школы новые

поколения… вполне готовые к борьбе, которая их ожидает» (VIII, 661). В

стремлении утвердить активную позицию педагога К.Д.Ушинский нередко

переоценивал социальные возможности воспитания. Просветительский характер

его мировоззренческих установок сказался здесь в полной мере. Ученому

подчас казалось, что «хорошее воспитание» может избавить общество от многих

социальных зол. Но, даже переоценивая силу воспитания, Ушинский не уставал

подчеркивать, что воспитание только тогда обретет эту силу, когда будет

ориентироваться на перспективные тенденции общественного развития, когда

оно будет соответствовать требованиям и интересам передовых общественных

сил.

Глава 3

Принцип народности воспитания

Идея соответствия общественного воспитания общественным потребностям

получила наиболее яркое воплощение в принципе народности воспитания,

который стал ядром педагогической концепции Ушинского.

В методологическом плане принцип народности воспитания выступал как

коренная закономерность развития образования - школа и воспитание должны

строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и

потребностями своей страны. Резко критикуя сторонников механического

заимствования зарубежного опыта, К. Д. Ушинский писал: «Мы... усваиваем те

и другие воспитательные начала Запада и под влиянием их хотим

преобразовывать и устраивать наше народное образование. Редко мы даем себе

отчет, из какой общей идеи вытекают эти разнообразные правила», и наивно

удивляемся, когда, прилагая их у себя, находим, что они друг другу

противоречат. Между тем если дать себе труд извлечь эту основную, общую

идею, то вывод, по мнению Ушинского, будет вполне определенным.

«Воспитательные идеи каждого народа, - формулировал он этот вывод, -

проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того,

что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». Заимствуя

безоглядно эти идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный

труп, а не их живое и оживляющее содержание» (III, 32-33). «Вникнув в

воспитательные идеи западных народностей, - замечал Ушинский, - мы увидим

еще, что часто хотим привить к нам то, что не есть собственно даже идея, а

только оставшийся иногда бессознательно след истории того или другого

западного народа» (III, 33).

Требуя создания национальной школы и направляя усилия педагогов к

раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский не отгораживал

русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогической

мысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути и

возможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового

педагогического опыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были

подчинены ведущей, генеральной идее: потребности русского образования,

русской школы, русской науки становились фильтром в сложном процессе

ассимиляции педагогических идей.

Идея народности воспитания, всесторонне обоснованная Ушинским и

получившая в 60-х годах большой общественный резонанс, была одним из ярких

проявлений роста национального самосознания. «Общественное воспитание, -

писал педагог, - которое укрепляет и развивает в человеке народность,

могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает

«сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его

литературы, его законов, словом, на всю его историю» (II, 162).

Народность в воспитании - это педагогическое преломление ведущего

социального лозунга эпохи падения крепостного права - идеи служения народу.

Требование народности воспитания, народности школы выступало у Ушинского

как требование демократизации образовании, приведения его в соответствие с

интересами и потребностями народа. Школа, по глубокому убеждению педагога,

должна быть не только доступна народу, народ сам должен ею управлять.

«Народная школа, - писал Ушинский, - может широко и беспрепятственно

развиваться только тогда, когда о развитии ее будет заботиться тот самый

народ, которому она нужна...» (III, 611).

Итоговый вывод Ушинского по проблеме народности воспитания был четко

сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданное самим народом и

основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в

самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.