скачать рефераты

МЕНЮ


Православное воспитание

Православное воспитание

Содержание

Введение 3

Глава I. Истоки православного воспитания в семье. 6

1.1. Воспитание детей первыми христианами 6

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

11

Глава II. Особенности семейного православного воспитания детей 17

2.1. Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и

Благочестия 17

2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера 25

2.3. Воспитание мальчика-христианина 34

Заключение 39

Введение

В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога,

неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным,

равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное

безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского,

в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе

религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить

чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и

образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров

разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд,

это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или

неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских

законов [5:409].

Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм,

который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его

можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном

случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность

воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия

Д.А. Авдеев.

По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не

понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо

слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не

рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма

остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал

Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим

советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе

подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа.

Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и

вразумляется [4:128].

По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так

сильно распространено безверие, психическая потребность религии

удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость

религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и

внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и

церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего

детства.

Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители

не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным

исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие

религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, —

как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают

детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы

охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество

в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к

Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все

создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно

вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].

Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное

воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских

школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой

несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей

жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими

религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по

какому пути пойти в своей жизни.

Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно

большой круг источников, данная тема остается актуальной.

Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания

детей.

Задачи данного исследования:

1. Изучить воспитание детей первыми христианами.

2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России

и семье Николая II.

3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры

Христовой и Благочестия.

4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья

в ребенке.

5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.

Глава I. Истоки православного воспитания в семье.

1.1. Воспитание детей первыми христианами

Чтобы нам лучше понять правил христианского воспитания детей,

познакомимся сначала с тем, как воспитывали детей своих первые христиане.

Первые христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и

все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их были достойными

христианами. К этому было направлено все воспитание и образование, какое

огни старались дать им.

Прежде всего, древние христиане старались заложить в детский ум живое

познание Иисуса Христа. Имя Спасителя дети впитывали, так сказать, еще с

материнским молоком.

Вместе с понятием об Искупителе детям внушали и высокое учение Его о

Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге,

вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях

детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и

старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности,

стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и

целомудрии.

Некоторые из христиан все умственное образование детей ограничивали

одним словом Божиим. Другие, наоборот, не боялись вводить в круг

образования христианского юношества некоторые книги и науки, изучаемые в

языческих школах.

Глубокие и обширные познания некоторых Отцов Церкви в философии,

истории, естественных и других науках, беседы их с юношами и научных

предметах показывают, что и сам они были чужды и детей не хотели отчуждать

от учености, лишь бы она не сопровождалась вредом для веры и христианского

благочестия. Поэтому во многих училищах и семействах позволяли детям

учиться поэзии, музыке, философии, языкам, гражданским и другим полезным

наукам.

Впрочем, все светские и житейские науки были предметами

второстепенными, а главным и первым ее предметом образования было учение

христианское. Сообразно с целью христианского воспитания науки

преподавались только достаточно утвержденным в учении христианском, притом,

их позволяли изучать не как предмет одного любопытства, не по страсти к

приобретению познаний и не для славы и корысти, но только по той мере в

какой знание их было нужно и полезно для добродетелей и для Церкви.

Во всех других случаях такие науки почитались неприличными для

христианина, излишними и даже вредными. Того почитали несчастным, кто знает

все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя ты и не знал

ничего другого. Как древние христиане учили детей? — Когда наступало время

учить детей грамоте, им давали для чтения Библию. Сажая за письмо, им

давали в руководство прописи, состоящие из изречений Священного Писания.

Детская душа, начинавшая ряд своих ощущений и мыслей изучением слова Божия,

скоро свыклась с благочестивым занятием, находило в нем для себя высокое

наслаждение, и предпочитала его другим занятиям и удовольствиям. Блаженный

Иероним рассказывает об одном христианском муже, что в детстве своем он

никогда не садился за стол, не почитав наперед какого-нибудь отделения из

Библии, никогда не ложился спать прежде, нежели кто-нибудь из окружающих

его прочтет ему из-0 нее какое-либо место. То же делал он и поутру: едва

окончит свою молитву, тотчас принимается за чтение Библии. По приказанию

своего отца он выучивал из нее некоторые места наизусть. И так полюбил это

занятие, что не довольствовался одним чтением известных мест, а спрашивал

своего отца, какое собственное значение того или другого изречения.

Подобных примеров много представляют древние писатели, а из всех этих

примеров видно, что Библия была для детей, как и для всех христиан,

предметом тщательного и благовестного изучения, и была предпочитаема всем

другим книгам.

Священное Писание было первой учебной книгой, так что церковные

писатели, говоря о христианских училищах, называют их училищами Священного

Писания, упражнением в Божественных писаниях, а каждый дом и семейство

христиан — Церковью. «Если вы хотите, — говорили учителя Церкви родителям,

— чтобы ваши дети слушались вас, то приучите их к слову Божию. Душа,

предназначенная быть храмом Божиим, должна приучаться и слушать, и говорить

только то, что возбуждает и поддерживает страх Божий». После божественных

книг отцы и учителя Церкви советовали родителям давать детям для чтения

сочинения святых отцов [1:237-239].

В молитве древние христиане проводили наибольшую часть времени,

приучая к этому и детей своих. Можно сказать, что вся жизнь их была

непрестанной молитвой или, как говорит Климент Александрийский,

«торжественный святый праздник».

Молитвой начинались и оканчивались все их занятия, начиная от важных

до самых незначительных, так что, когда обувались, надевали одежду,

раздевались, учили детей, возжигали огонь, садились или вставали с места,

прогуливались и отдыхали, принимались за рукоделие, садились за стол,

вкушали пищу и выходили из дома, — вообще при всяком действии и состоянии,

даже среди безмолвия ночи, вставая от сна, ограждали себя крестным

знамением и творили молитву. И в этой непрестанной молитве пребывали не

одни возрастные, но призывали и детей участвовать в Богослужении как

общественном, совершаемом служителями Церкви, так и домашним, совершаемом

главою семейства в присутствии всех обитателей дома; заставляли их

затверживать известные молитвы на память, петь гимны и псалмы при

обыкновенных их занятиях, вставать на молитву ночью.

Первенствующие христиане удаляли детей от всего, что могло возбудить в

них нецеломудренные мысли и движения. Так они детям ни под каким видом не

позволяли присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и

играх; скрывали от них соблазнительные сочинения языческих стихотворцев,

предохраняли от знакомства со светскими песнями и сладострастной музыкой,

удаляли от сообщества с лицами другого пола, с людьми зазорного поведения.

В отношении тела приучали детей к скромности в одежде и других внешних

украшениях, воздержанию и простоте в пище и питье.

Оградив детское сердце от всех внешних и внутренних соблазнов,

благочестивые родители употребляли и средства, которые прямо служили к

насаждению и укоренению в них христианского благочестия. Первым из этих

средств, после устного и письменного наставления в правилах христианской

жизни, был пример благочестия, который родители показывали в своей жизни, и

которому обязывали подражать всех воспитанников (детей). «Помните, — писал

блаженный Иероним родителям, — помните, что лучше можно научить дитя

примером, нежели словами». Примером учили и воспитатели побуждали детей с

ранних лет упражняться в чтении слова Божия; примером же учили их исполнять

христианские обязанности, изложенные в слове Божием. Дети, находясь под

кровом родительского дома, слышали и видели образец всех добродетелей,

непрестанное молитвословие, действия глубокого смирения, презрения мира,

умеренность и скромность в одежде и внешних украшениях, воздержание в пище

и питье, целомудрии, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость,

любовь, благотворность и прочее [1:250].

Упражнение детей в делах благочестия было одним из первых средств к

утверждению в них навыка и во всякое время участвовали в благочестивых

действиях своих родителей. Совершалась домашняя молитва всеми членами

семьи, в ней участвовали и дети во все часы дня и ночи, назначенные для

славословия Бога. Собирались ли верующие в храм Божий на общую молитву, в

известные дни недели и часы дня, — они непременно брали с собой и детей,

приобщали их участвовать при общих молитвах и славословии, но приучали их

петь некоторые молитвы самим по себе, при общем молчании верующих.

Родители по большей части сами занимались воспитанием и образованием

своих детей. Имущественно же обязанность эту брали на себя матери семейств,

так как и природа вложила в их сердце более нежность к детям, и внешние

занятия не отвлекают их от обязанностей семейных, и, следовательно, в их

руках более средств к благоуспешному воспитанию. Воспитание входило в

состав собственных благочестивых занятий отца и матери. Отцы Церкви

поставляли отцам семейства в обязанность говорить и делать только то, через

что мог бы назидаться в благочестии весь дом их, а матерям, — охраняя дом,

преимущественно смотреть, как семейство делает то, что принадлежит Небу.

Мать, носившая в своем сердце христианскую жизнь, была истинная

образовательницей детей, в христианском значении этого слова.

Первенствующие христиане сознавали, что пример благочестивой матери

особенно силен.

Первое место после родителей в деле воспитания занимали у древних

христиан восприемники. Они ручались перед лицом Самого Бога за будущую веру

и христианскую жизнь детей, когда эти достигнут возраста самосознания. В

домашние учителя первенствующие христиане избирали обыкновенно людей зрелых

лет и строгой жизни.

При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми

годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и

свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к

добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители,

прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию,

чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать

их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Дети в раннем

возрасте легко принимают и напечатлевают в душе все, что слышат;

преимущественно с этого времени жизнь наклоняется к добру или ко злу.

Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и

Священного Писания [5:149].

Итак, в этом параграфе мы осветили немаловажный аспект в нашей работе,

без которого было бы невозможно полностью раскрыть тему, — как воспитывали

своих детей первенствующие христиане. Исследования данной задачи позволили

сделать следующие выводы:

1. Все воспитание и образование, какое первенствующие христиане

старались дать своим детям, было направлено на то, чтобы они были

достойными служителями Господа.

2. Главным и первым предметом образования было учение христианское.

3. Наибольшую часть времени первые христиане проводили в молитве.

4. При воспитании детей древние христиане особенно дорожили первыми

годами их детства.

1.2. Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье

В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и

качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и

особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные

качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие

душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и

свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои

особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко,

свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить

дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая

народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и

особенностям данной народности.

В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг

с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в

национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них

примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.

В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении

Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и

высоконравственные.

Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на

религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству

поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и

домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и

аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и

проч.

Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом

патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для

самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.