скачать рефераты

МЕНЮ


Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников

Приемственность музыкального воспитания школьников и дошкольников

Содержание

Введение

1. Исторические этапы развития музыкального воспитания.

2. Музыкальное воспитание дошкольников.

3. Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста.

4. Преемственность дошкольного и начального школьного музыкального

воспитания.

Заключение

Список литературы

Введение

В своей курсовой работе я рассмотрю музыкальное воспитание детей

дошкольного и младшего школьного возраста, раскрою понятие музыкального

воспитания в целом, исторические этапы развития музыкального воспитания.

Я считаю, что роль музыкального воспитания детей дошкольного и

младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается

основа, на которой позже будет производиться знание художественных

пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании

ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от

рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском

саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является

одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки

и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Целью данной курсовой работы является, как можно глубже рассмотреть

музыкальное воспитание детей и выявить различия в музыкальном воспитании

детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим

видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на

ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на

ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные

проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить

средствами его развития.

1. Исторические этапы развития музыкального воспитания.

Теория и практика гармоничного воспитания человека

в древней Греции

Древние греки первые в истории создали теорию воспитания,

построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали

в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы

образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее

развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне

развитый человек – центральна тема древнегреческого искусства: в статуях

богов и героев запечатлели художники “канон” идеального человеческого тела;

афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие высокий

интеллект и нравственную чистоту, мужество, гуманность и непреклонную силу

воли.

На протяжении всей многовековой истории Эллады представители

различных социальных слоев и групп, сторонники различных политических

систем и партий – каждый выдвигал свой идеал человека. Но узкоклассовый

характер концепции воспитания оставался неизменным: практика воспитания и

образования и теоретические трактаты по этим проблемам касаются только

привилегированного класса рабовладельческого общества – класса

свободнорожденных. Из системы воспитания совершенно исключаются угнетенные

классы населения – рабы. Поэтому при рассмотрении практики и теории

воспитания в античном обществе необходимо постоянно иметь в виду, что речь

идет только о свободнорожденных гражданах рабовладельческого государства, о

правящем классе рабовладельцев.

“Отец комедии” Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает,

что они “воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке”, и считает, что во

главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические.

Что же понималось под мусическим образованием? Греческое слово

“мусике” (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства,

которой ведали музы.

Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и

гимнастическому образованию.

В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение

грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и

Гесиодом. “Душу мы, прежде всего, совершенствуем,- говорит греческий

писатель Лукиан,- обучая юношей музыке, счету и грамоте… затем они учат

изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли.… Слушая

о наградах и достойных деяниях, юноши понемногу вырастают душою, и

чувствуют стремление подражать им, для того чтобы впоследствии и их

воспевали и восхищались ими потомки, как мы восхищаемся предками благодаря

творениям Гесиода и Гомера”.

После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и

хоровому пению.

Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не

только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов

воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и

гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях,

в эмоциях и в деятельности. “Когда научились играть на кифаре, учат их

опять стихотворениям других хороших поэтов-песнотворцев, прилаживая слова к

музыке, и заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и

ладами, чтобы, становясь более кроткими и чинными и уравновешенными, были

они готовы и для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человека

нуждается в чинности и добром ладе”. (Платон. Протагор,326,АВ.)

В своем проекте идеального государства Платон, стремясь

воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого

контроля над музыкой. Он совершенно исключает такие лады, которые

способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в

своем государстве употребление только двух ладов: того, “который надлежащим

образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и

всяком ратном деле”, и того, который может быть использован в мирное время.

Он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и

умеренно.

С не меньшей скрупулезностью отбирает Платон и музыкальные

инструменты, допуская употребление в городе только лиры и кифары, а в

деревне свирели.

Греки понимали музыку всегда в соединении со словом, поэтому

Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями. Платон

различает двух муз: одна из них чрезвычайно улучшает людей, на ней

воспитавшихся, а другая ухудшает, в связи с чем он подвергает “чистке”

Гомера, предлагает установить надзор за сочинителями сказов, цензуру в

отношении постановок трагедий.

Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По

мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и

этику, на моральные качества человека.

Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных

инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства

человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические

(приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как

этими ладами надлежит пользоваться.

Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает

предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия.

“Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе

этические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые

ощущения ничего подобного в себе не заключают”.

Развитие музыкального образования в России.

В России интерес к вопросам музыкального воспитания детей

родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес

углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное

воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.

Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал

Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он

считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей

счастливыми людьми и полезными гражданами».

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к

музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

« Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а

ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине

только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной

отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную

пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек».

А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно:

« В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один

из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем

раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».

Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские

мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков

и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно

выращивать.

Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле

музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский -

выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель.

В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский

выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений

русской музыкальной классики.

Одоевским же были высказаны важнейшие мысли о роли окружающей среды,

с первых лет жизни воздействующей на формирование ребенка:

« Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже

воспитывается, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы

произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже

неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на

него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе - правильное

это зависит от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен».

Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к

музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно

большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке,

так, следовательно, и в общественном организме».

Огромное значение придавал эстетическому воспитанию основоположник

русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский.

В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в

известных словах К. Ушинского: « Запоет школа - запоет вся страна».

Среди наиболее видных и последовательных поборников детского

музыкального воспитания в России конца 19 века можно назвать Е. Альбрехта,

К. Вербера, В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей

славной семьи Гнесиных.

В их работах подчеркивается общественное значение музыкального

воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и

общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить

скрытые таланты.

Главную задачу музыкально - педагогических учреждений В.Корганов, как

и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в

обществе.

Начало 20 века приносит интересный и ценный опыт в практической

музыкальной педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного

музыкального воспитания. Издаются целевые сборники для школьно пения,

учебные пособия и методические руководства.

Мысли о необходимости более раннего - начинающегося еще до школы -

воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов-

воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос

Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет

первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак

Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния

на ребенка, чем предыдущий».

На русской почве идеи целенаправленного воспитания детей стали

зарождаться в начале 18 века.

К середине 19 века в передовых умах России закрепилось давно

созревшая идея организованного дошкольного воспитания. Сколько активно не

пропагандировалось открытие детских садов, дело практически не сдвигалось с

места. Государство не было заинтересованно в широкой реализации этих благих

намерений.

Независимо от взглядов и предпочитаемых методов, большая часть

педагогов считала, что музыкальному воспитанию принадлежит значительная

часть в духовном формировании личности.

Несмотря ни на что, в те годы экспериментальным путем был накоплен

больной практический опыт. В историю русской дошкольной педагогики вошли

имена А. Симонович, Е. Водовозовой, Е. Конради, И. Шлегер, М. Свентицкой,

Е. Тихеевой и других.

В практической педагогике они видели искусство. А цель - в разумной

организации влияний внешней среды, которая могла бы стимулировать развитие

индивидуальности ребенка. У педагогов было стремление воспитать и

образовать детей на народном материале, который они подбирали сами. Русская

народная песня и сказка, эпизоды из жизни народа, его труды, картины

окружающей природы - вот материал, который определял содержание игр и

занятий с детьми.

Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке

придавала Е Водовозова (ученица Ушинского). Без музыки она не мыслила

работы с детьми.

С 1913 года Общество начинает издавать литературу, основанную на

результатах практического опыта на работавших в нем дошкольниц.

Главную задачу общего музыкального воспитания Шацкая видела в том,

что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку,

получающие истинную радость от общения с ней.

В конце 1914 года при Московском городском народном институте были

открыты курсы по дошкольному воспитанию, где читали лекции по эстетическому

и музыкальному воспитанию дошкольников.

Более двух веков бились прогрессивные деятели русской культуры над

решением проблемы общего музыкального воспитания детей. Издавались статьи,

брошюры, книги, журналы, адресованные семье и школе. Кое-где даже

открывались «общедоступные» музыкальные классы, школы. Но даже самое лучшее

из всего этого могло касаться только ограниченного круга детей. Государство

ревниво охраняло права власть имущих.

Борьба за общее музыкальное воспитание детей в России долгое время

оставалось борьбой идей. Осуществиться идеалам передовых людей России в

царское время не было дано.

И только в Советском государстве, а позже в Российской федерации

возникли принципиально новые возможности реализации всех прогрессивных

устремлений, накопленной в этой области человечеством.

2. Музыкальное воспитание дошкольников.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные

способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным

видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно

здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача

педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с

музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он

выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание.

Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на

ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать

ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет

богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для

эмоционального контакта между ними.

Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение

его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и

интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие

музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а

затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление

собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться

развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста

объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они

передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например,

праздничные песни надо петь бодро, весело, а песню «Кошечка» Ан.

Александрова - нежно, ласково.

Чтобы запомнись что-либо, недостаточно пассивного слушания, нужен

активный анализ музыки. Наглядные пособия на музыкальных занятиях

дошкольников необходимы не только для более полного раскрытия музыкального

образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень

быстро начинают отвлекаться. В.А.Сухомлинский писал: «внимание маленького

ребенка - это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой,

которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизится к

нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно

только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует

себя узником. Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как

птичку, то она плохой твой помощник»

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей

дошкольников особенно существенно формирование музыкально - сенсорных

способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком,

различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (

высоты, длительности, тембра и силы).

Понимаю проблему развития музыкально восприятия в таком широком

плане, педагог на протяжении всего занятия побуждает детей прислушиваться к

звучащей музыке.

Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном,

когда постоянно меняющийся характер, настроение, выраженные вней, дети

будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.