скачать рефераты

МЕНЮ


Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования

Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического образования

МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет философии

Автореферат по теме

«Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического

образования»

Студентки 3 курса

с/о

Ткач Л.Б.

Москва 2004

Введение

Одной из важнейших проблем современности, без сомнения, является

остро стоящая проблема экологии. Даже люди, далеко находящиеся от структур

власти, уже не могут не обращать внимания на проблемы в данной области.

Ученые-исследователи разных областей науки, давно уже бьют во все

колокола, пытаясь донести до политических деятелей и людей, принимающих

решения на государственном уровне, важность и необходимость

неотлагательного решения экологического вопроса.

К сожалению, все еще так мало чиновников понимают о том, что

промедление в данной области невозможно, так как ситуация на сегодняшний

момент такова, что даже одно неправильно принято правильное решение

государственного деятеля, не понимающего всю важность данной проблемы,

может повлечь за собой неотвратимые последствия, которое приведет в конце

концов к экологическому коллапсу.

Приходится признать, что на сегодняшний момент общий уровень

экологического образования населения как на уровне рядового гражданина, так

и на уровне политического деятеля, еще очень низок. А уровень осознания

всей трагедии человечества, стремительно уничтожающего природные богатства,

ничтожно мал. Лишь исследователи, вплотную занимающиеся этой проблемой,

полностью осознают всю глубину экологического кризиса и его последствий.

Поэтому, так остро сегодня стоит вопрос природоохранного

просвещения на всех уровнях социальной иерархии. И поэтому, в данной работе

дается попытка дать анализ развития идей экологического образования на

высших политических уровнях, мировом и государственном (в России).

Природоохранное просвещение и концепция эколого-политологического

образования

Вопросы экологии занимали людей с незапамятных времен, однако лишь

в двадцатом столетии пропаганда природоохранных идей приобретает

практическое значение. Рассмотрим основные этапы развития данных идей.

Первый этап международного природоохранного образования и

просвещения начинается после второй мировой войны, с момента основания в

1948 г. Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП)..

Одной из своих задач данный Союз видел распространение знаний о природе,

coxранение и восстановление ее богатств. Вот что сказано в уставе МСОП по

этому вопросу:

-союз рекомендует и поощряет любые национальные и международные

мероприятия по:

а) сохранению во всех частях света органической жизни в ее

природной среде, почв, вод, лесов;

б)распространению новейших научных и технических достижений в

области защиты природы и сбережения природных ресурсов;

в)использованию и широкому распространению обширной программы

просвещения и пропаганды с целью убедить общественное мнение проникнуться

идеей о необходимости защиты природы и сохранению природных ресурсов;

г)подготовке проектов международных соглашений и всемирной

конвенции об охране природы;

д) всякого рода научным исследованиям по защите природы и

сбережению ее ресурсов (см. Устав МСОП, 1948)

В 1950 г. при МСОП была создана постоянная комиссия по просвещению.

Она стала осуществлять во многих странах (и прежде всего промышленных)

широкую просветительскую деятельность в области охраны природы.

К 70-м годам просветительская деятельность начинает охватывать

наряду с развитыми и другие страны.

Второй этап в развитии природоохранного просвещения начался в

середине 70-х гг., когда ЮНЕСКО и ЮНЕП учредили международную программу по

образованию в области окружающей среды.

На третьем этапе природоохранного просвещения (в 80-е гг.) идея

организации всеобщего непрерывного экологического образования все более

проникает в сознание широких слоев населения и все шире распространяется в

развивающихся странах, где еще в 60-70-х гг. к идеям природоохранного

просвещения относились весьма скептически, считая все эти экологические

проблемы уделом развитых стран.

В 80-е годы и развивающиеся страны стали понимать, что для

правильного реагирования населения на экологические проблемы и для

формирования отношений между обществом и государством, основанных на

доверии и понимании, необходимо наличие соответствующей информации, и что

эффективное использование этой информации предполагает наличие обученных

людских ресурсов.

Мировая стратегия образования в области окружающей среды, принятая

ЮНЕП, характеризуется следующими основными чертами:

- образование в области окружающей среды осуществляется в течение

всей жизни человека и является неотъемлемой частью процесса общего

образования. Оно должно сосредоточиваться на практических проблемах и

носить междисциплинарный характер. В то же время оно призвано

способствовать осознанию экологических ценностей, содействовать

коллективному благосостоянию и уделять основное внимание проблеме

экологического выживания человека;

- образование в области окружающей среды не должно

ограничиваться системой формального образования. Неотложной потребностью

является объединение образования в области окружающей среды с другими

формами образования. Его тематика должна касаться всех разделов

школьной и внешкольной программы и образовывать единый непрерывный

процесс;

- в рамках формального образования на всех уровнях следует

учитывать различные элементы учебного процесса и постепенно достигать

междисциплинарности;

- образование по вопросам окружающей среды не должно являться лишь

еще одним предметом, подлежащим включению в существующие программы; оно

должно стать катализатором или общим знаменателем в процессе обновления

обучения.

В 70-80-е гг. формируются структуры формального (в рамках учебных

заведений) и неформального (в рамках всего общества в целом) экологического

образования. В системе неформального экологического образования

осуществляется деятельность по распространению и пропаганде экологических

знаний вне учебных заведений. Целью неформального экологического

образования, охватывающего все общество, является изменение отношения

членов общества к среде обитания. Это необходимо для того, чтобы, с одной

стороны, повысить их ответственность по отношению к природе, а с другой, -

дать всем членам общества необходимые знания, открывающие возможность

осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не подрывать природные

условия социальной жизни или минимизировать наносимый среде обитания ущерб.

Неформальное экологическое образование характеризуется

определенными уровнями, тесно связанными между собой. Так, например,

распространение экологических знаний среди детей различного возраста,

воспитание бережного отношения ко всему живому, сочетается с учреждениями

просветительских центров, соответствующей ориентацией СМИ, изданием

природоохранной литературы и т.д.

В системе формального экологического образования (т.е. в учебных

заведениях) выделяется 4 уровня. На первом уровне предусматривается

пропаганда знаний в области отношений между человеком и природой в рамках

дошкольного образования. В доступной форме (в основном в виде игры) в этот

период даются знания, показывающие основы бережного отношения к природе.

Второй уровень связывается со школьным образованием на специальных уроках и

при изучении смежных дисциплин. Особое внимание уделяется практической

работе, закрепляющей знания. Третий уровень -экологическое образование,

которое дается в высших и средних специальных заведениях, где: 1) создаются

специальные факультеты; 2) читаются специальные расширенные курсы; 3) в

традиционных курсах усиливается экологическая направленность; 4) проводится

специализация в области изучения различных аспектов проблемы

взаимоотношения человека и среды его обитания (научно-технического,

социально-экономического, политического и других аспектов). Именно на этом

уровне осознается потребность в эколого-политологическом образовании, а

особенно потребность в ликвидации эколого-политологической безграмотности

людей, принимающих политические решения. Четвертый уровень предполагает

природоохранное просвещение всех специалистов, повышающих свою квалификацию

на специальных курсах, соответствующих факультетах и т.п.

Экологическое образование в целом (как формальное, так и

неформальное) призвано:

- воспитывать членов общества, хорошо понимающих взаимосвязь

человека и природы, осознающих необходимость сохранения как

регионального, так и глобального экологического равновесия, и

постоянно содействующих этому;

- обеспечивать точную информацию о состоянии окружающей среды, что

дает возможность обществу принимать оптимальные решения по ее

использованию;

- обеспечивать распространение знаний, умений и навыков,

необходимых человеку для решения стоящих перед ним взаимосвязанных проблем

окружающей среды и устранения возможности возникновения тех же проблем в

будущем;

- ориентировать на то, что принимая любое решение в области

окружающей среды, необходимо стремиться к равновесию между

необходимостью удовлетворить потребности сегодняшнего дня и возможными

последствиями этого решения в будущем;

- воспитывать членов общества с сознанием причастности каждого из

них к решению проблем окружающей среды.

Осознание остроты и масштабности экологических и глобальных проблем

в целом, выявление их планетарного характера, создание системы

экологического образования и просвещения, создают предпосылки для

формирования экологической культуры. В ее рамках взаимоотношения человека и

природы предстают уже в качестве нравственной проблемы.

Под экологической культурой понимается такая совокупность

материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой

деятельности, которая обусловливает соответствие социокультурного процесса

сохранению природной среды. Процесс утверждения экологической культуры

представляет собой переход от экологического знания к экологическому

сознанию, которое мотивирует и определяет деятельность каждого человека.

Особое значение в условиях углубляющегося глобального и

экологического кризиса приобретают исполнительные структуры всех сфер

жизнедеятельности общества и особенно политические институты. На передний

план выдвигается изучение политических аспектов, связанных с глобальной

экологической динамикой. Формируются идеи эколого-политологического

образования, которое было бы направлено на адекватное реагирование сферы

политики на нарастание глобальных экологических проблем и осмысление

влияния этой глобальной динамики на политическую сферу.

Природоохранное просвещение в России

В отчете правительства при поддержке Министерства природных

ресурсов Российской Федерации о развитии системы экологического образования

в Российской Федерации в 1992-2002 годах дано очень подробное описание

этапов просветительской экологической деятельности в России.

Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-I “Об охране окружающей

природной среды” определил необходимость формирования всеобщего,

комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования,

охватывающего все этапы дошкольного, школьного, внешкольного образования,

профессиональную подготовку специалистов в средних и высших учебных

заведениях, повышение квалификации кадров.

Принятый в июле 1992 г. Закон Российской Федерации “Об образовании”

назвал “воспитание любви к окружающей природе” одним из принципов

государственной политики в области образования (ст. 2).

Законодательной основой развития экологического образования и

воспитания стала и Конституция Российской Федерации (1993 г.), установившая

право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (с. 42) и

обязанность “сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к

природным богатствам” (ст. 58).

С принятием законов “Об охране окружающей природной среды”

(1991 г.), “Об образовании” (1992 г.) и Конституции Российской Федерации

(1993 г.) была создана правовая основа для формирования системы всеобщего

непрерывного экологического воспитания и образования в Российской

Федерации.

В 1994–1995 гг. по инициативе Минприроды России и при поддержке

заинтересованных министерств и ведомств были приняты постановления

Правительства Российской Федерации по вопросам экологического образования:

“О мерах по улучшению экологического образования населения” (от 3 ноября

1994 г. № 1208) и “Об утверждении положения о Межведомственной комиссии по

экологическому образованию населения и ее персонального состава” (от 26

января 1995 г. № 91), ставшие важнейшими нормативно-правовыми документами

для развития экологического образования в последующие годы.

Финансирование экологического образования осуществлялось в 1992–2002

гг. за счет бюджетных средств природоохранных органов, Минобразования

России, Минкультуры России (с 1998 г.) и подведомственных им

территориальных органов и учреждений, а также других министерств и

ведомств, общественных организаций, в том числе международных.

Методологической основой развития экологического образования служат

Декларация Тбилисской межправительственной конференции по образованию в

области окружающей среды (1977 г.), рекомендации всесоюзных конференций по

образованию в области окружающей среды (Минск, 1979 г.; Таллин, 1980 г.;

Иваново, 1984 г.; Казань, 1990 г.), положения Международной стратегии

действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей

среды на 1990-е годы (1987 г.). К 1990 г. была разработана “Программа по

образованию в области окружающей среды на тринадцатую пятилетку и на

перспективу до 2005 года” для СССР. Программа, согласованная шестью

ведущими союзными ведомствами и крупнейшими общественными организациями, не

была воплощена в жизнь из-за распада СССР.

Отправной точкой для развития образования в области окружающей среды

в мире, в том числе и в России, в 1990-е годы стала “Повестка дня на XXI

век”, принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-

Жанейро в 1992 г.

Федеральное природоохранное ведомство рассматривало экологическое

образование и просвещение как важнейшую составляющую государственной

экологической политики.

В 1995 г. была начата разработка проекта федеральной целевой

программы (ФЦП) “Экологическое образование населения России” на период до

2000 г. В 1997 г., на основании поручения Правительства Российской

Федерации от 16.02. 97 № ВЧ-П9-04927, срок действия Программы был продлен

до 2010 г. Проект ФЦП, одобренный федеральной Межведомственной комиссией по

экологическому образованию населения, не поддержал Минфин России,

выступивший против финансирования Программы из средств федерального

бюджета. В результате Программа не была утверждена Правительством

Российской Федерации, что ослабило государственную поддержку работы по

развитию экологического образования в конце 1990-х годов. Не получил

поддержки и проект “Стратегии экологического образования в Российской

Федерации”, который разрабатывался в 1998–1999 гг.

Из-за недостаточности организационно-методологического обеспечения

на федеральном уровне в 1990-х годах развитие экологического образования в

ряде субъектов Российской Федерации пошло по пути разработки и реализации

регионального компонента экологического образования.

Впервые это было сделано в Амурской и Нижегородской областях, где в

1992–1993 гг. приступили к разработке региональных программ экологического

образования и соответствующих учебно-методических материалов по

экологическому образованию школьников и подготовке учительских кадров.

В Курганской области в 1993–1994 гг. разработали и апробировали

“сквозную” эколого-образовательную программу для 2–11 классов.

В Свердловской области в 1993 г. была рекомендована к внедрению

комплексная программа “Экологическое воспитание и образование населения

области”. В последующем это было сделано и в других субъектах Российской

Федерации.

В ряде субъектах Российской Федерации в 1995–2002 гг. были приняты

законы об экологическом образовании, подписаны указы глав администраций. Во

многих регионах деятельность в области экологического образования и

просвещения регулируется соответствующими постановлениями, распоряжениями

администраций, совместными приказами заинтересованных министерств и

ведомств.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г.

№ 7-ФЗ, акцентируя внимание на необходимости формирования экологической

культуры, ориентирует российское общество на создание системы всеобщего и

комплексного экологического образования:

Как уже было сказано выше, осознание остроты и масштабности

экологических и глобальных проблем в целом, создание системы экологического

образования и просвещения, создают предпосылки для формирования

экологической культуры. В нашей стране базис экологической культуры

закреплен законодательно в федеральном законе «Об охране окружающей среды»,

где в частности написано:

Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования

В целях формирования экологической культуры и профессиональной

подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается

система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в

себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее

профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.