скачать рефераты

МЕНЮ


Проблема эффективности урока графики

Проблема эффективности урока графики

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра технологии и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Проблема эффективности урока графики

Выполнила студентка 4ТП-41

Кухтарева Е. А.

Проверила: Фролова Т. И.

Отметка о зачете:

2001-2002 уч. год

Список используемой литературы:

1. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н. «Черчение в средней школе» Пособие

для учителя – М.: Просвещение, 1984.

2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский И. С. «Черчение в средней школе»:

Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1989.

3. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. «Черчение»:

Учеб. для 7-8 кл. сред. общеобразоват. шк. – М.: Просвещение, 1990

4. Ботвинников А. Д. «Пути совершенствования методики обучения черчению»:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

5. Василенко Е. А. «Методика обучения черчению». – М.: Просвещение, 1990

6. Вышнепольский И. С. «Преподавание черчения». – М.: Высшая школа, 1986

7. Дембинский С. И., Кузьменко В. И. «Методика преподавания черчения в

средней школе». – М.: Просвещение, 1987

8. Розов С. В. «Руководство к преподаванию черчения». – М.: Машиностроение,

1968

Содержание

I. Введение

II. Теоретическая часть

1. Проблемы эффективности урока графики

2. Пути повышения эффективности уроков графики

III. Практическая часть

IV. Заключение

I. Введение

Актуальность исследования.

Научно-технический прогресс требует глубоких качественных изменений в

образовании. Он обуславливает переход на новое содержание обучения,

прогрессивные формы и методы проведения занятий, вызывает необходимость

оснастить учебные заведения современными техническими средствами обучения,

наглядными пособиями и оборудованием.

Эти задачи решаются комплексом мероприятий, базирующимся на

использовании достижений науки и передового опыта и обеспечивающего высокую

эффективность учебной работы при наименьшей затрате сил и средств. [6].

Повышение эффективности обучения – дело нелегкое и требует

определенного умения и труда. Однако повысить эффективность уроков вполне

под силу каждому учителю [1].

Поэтому перед учителями ставят задачу повышения эффективности

уроков, боле широкого применения современных форм учебной работы. Задача

эта очень актуальна тем, что практически весь комплекс знаний и умений по

предмету «Графика» школьники должны получать в процессе занятий на уроках.

[2]

Цель исследования: выявить закономерности и особенности обучения,

разработка и внедрение в практику эффективных методов и приемов работы при

изучении тем программы по графике.

Объект исследования: графическая подготовка учащихся.

Предмет исследования: процесс обучения.

Гипотеза: если педагог сможет выявить основные недостатки в

преподавании графики, то это будет способствовать преодолению проблемы

эффективности урока.

Задачи:

1. Выявить проблемы эффективности уроков графики;

2. Определить способы повышения эффективности уроков;

3. Применить данные методы в практике обучения.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

II. Теоретическая часть

1. Проблемы эффективности урока графики

Методисты, изучающие данную тему, выявляют разные проблемы.

У Ботвинникова А. Д. это такие проблемы, как:

1. Однообразие используемых методов на уроке.

2. Недостаточное применение на уроках элементов программированного

обучения.

3. Нерациональное использование времени на уроке.

4. Редкое применение элементов проблемного обучения.

5. Нечастое использование на уроках кинофильмов и диафильмов.

Вышнепольский И. С. выделяет следующие проблемы:

1. Однообразие применяемости методов.

2. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках

графики.

3. Проблема профессионализма педагогов.

4. Недостаточное обеспечение уроков наглядными пособиями.

Профессор Розов С. В. выделяет следующие проблемы:

1. Недооценка теории в курсе черчения, однообразие применяемых методов.

2. Нерациональное использование времени на уроке.

3. Формализм в подборе упражнений и заданий.

4. Неполное обеспечение учащихся индивидуальными заданиями.

5. Перегрузка учащихся.

Решение данных проблем рассмотрим подробнее в следующей главе курсовой

работы.

2. Пути повышения эффективности уроков

Существенным недостатком в области применения методов преподавателя

является недооценка теории в курсе черчения, однообразие применяемых

методов. Считая курс черчения исключительно «практическим» предметом,

некоторые преподаватели излагают систематически материал курса, не сообщают

учащимся необходимых сведений, нужных для решения разнообразных задач

данного раздела, не обосновывают принятых условностей при изображении тех

или иных деталей машин. Типичный урок у таких преподавателей состоит в том,

что они вычерчивают на классной то или иное геометрическое построение,

комплексный чертеж или аксонометрию детали, сопровождая это краткими

пояснениями, а учащиеся зарисовывают то же самое в своих тетрадках.

Зарисованное нередко служит в дальнейшем материалом (заданием) для

выполнения чертежа. Длительное применение такого однообразного примитивного

метода проведения занятий, исключающего творческую деятельность учащихся,

приводит к тому, что учащиеся совершенствуют только «технику» черчения, не

развивая свои пространственные представления. [8]

Поэтому, многие учителя ищут пути повышения эффективности в сочетании

различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав

содержание изучаемого на уроке материала, темы, они подбирают

соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь

сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность

детей при максимально плотном использовании времени урока.

Весьма полезно при этом решение задач, связанных с изменением

исходных данных, реконструкций изображений, применением полученных знаний

на практике. [2]

Каждый правильно выбранный метод обучения устанавливает наиболее

целесообразные способы работы преподавателя и учащихся в каждой части

урока, он способствует глубокому усвоению изучаемого материала, стимулирует

учащихся к дальнейшему накоплению знаний, воспитывает сознательное

отношение учащихся к учебному процессу, развивает их самостоятельность,

позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу учащихся,

способствует повышению эффективности урока. Таким образом, выбор методов

преподавания является большим и важным делом. [8]

По мнению Вышнепольского И. С. эффективность проведения уроков

определяется в значительной мере мастерством педагога, его влиянием на

учащихся, качеством его подготовки к занятиям. Работа преподавателя будет

достаточно успешной только в том случае, когда он в совершенстве будет

владеть педагогической наукой, своим предметом и близкими по содержанию

дисциплинами. Ему необходимо глубокое знание научных основ черчения,

широкое знакомство со специальной литературой по предмету, твердое знание

стандартов. Преподаватель должен знать историю развития графики и быть в

курсе последних достижений. Все это даст возможность преподавателю уверенно

чувствовать себя на уроке, глубоко освещать теорию предмета, находить

интересные и убедительные примеры.

Пример и авторитет преподавателя – важное средство успешного обучения

и воспитания учащихся. Дисциплинированность, умение владеть собой при любых

обстоятельствах, справедливость, высокая требовательность и

принципиальность, педагогический такт – вот те черты преподавателя, который

будет пользоваться большим уважением учащихся.

Чтобы во всем являться примером для учащихся, преподаватель графики

должен в совершенстве овладеть умением выполнять на доске чертежи и эскизы,

аккуратно и точно оформляя их, красиво и правильно надписывая.

Большую роль играет речь преподавателя, которая должна быть

грамматически правильной, краткой, ясной и логичной. Правильная речь

педагога не только способствует лучшему восприятию учебного материала, но и

служит образцом для учащихся. Преподавателю необходимо следить за

построением фраз. Нельзя допускать ошибок в произношении отдельных слов,

неправильных ударений, нужно избегать вульгаризмов. Надо следить за своей

дикцией, с тем чтобы речь была вполне отчетливой и хорошо понятной всем

учащимся.

Особое внимание следует обращать на темп речи. Иногда преподаватели

говорят слишком быстро. Это вредно отражается на усвояемости материала.

Ученики не улавливают смысла сказанного, перестают слушать рассказ,

начинают нарушать дисциплину.

Чтобы этого избежать, нужно соизмерять темп речи с возможностями

слушателей усваивать сказанное. Речь преподавателя должна быть

неторопливой, с паузами после вопросов, после особенно важных или сложных

для усвоения формулировок. При таком темпе речи преподавателя ученики не

только слушают, но и успевают размышлять, думать над изложенным, а

благодаря этому времени на усвоение материала при медленном темпе речи

преподавателя требуется не больше, чем при быстром.

Речь педагога должна быть простой, доходчивой и эмоциональной. С

особым вниманием надо относиться к употреблению терминов и трудных для

понимания учащихся слов, их нужно произносить отчетливо, а при надобности и

записать на доске. Каждое слово, которое может быть непонятно учащимся,

необходимо разъяснить. Нужно стремиться избегать лишних слов, остерегаться

неточностей речи.

Правильное поведение преподавателя на уроке способствует созданию

хорошего психологического климата, что в свою очередь содействует

достижению высоких результатов в обучении.

Полная занятость на уроке – решающее условие хорошей дисциплины

учащихся. Высокая требовательность – непременный элемент взаимоотношений,

без которого не может быть уважения к преподавателю.

Педагогический такт, под которым подразумевается умение понять

состояние учащегося, найти к нему индивидуальный подход, способность

добиться целей обучения, не травмируя психику подростка, - важнейшее

требование к преподавателю. Чуткость, выдержанность, самообладание никогда

не помешают педагогу. Однако нужна искренняя доброжелательность, а не

внешняя холодная вежливость. Подростки очень тонко различают искренность в

отношениях.

Велика роль шутки. К веселому, остроумному преподавателю ученики

обычно идут на урок охотно. [6]

Подводя итог выше сказанному, можно отметить тот факт, что педагог

постоянно стремиться к повышению своего педмастерства. Только тогда его

уроки будут эффективны.

Также одним из способов повышения эффективности урока, рационального

использования его времени является применение элементов программированного

обучения. Речь идет об использовании тех элементов программированного

обучения, которые неоднократно оправдали себя на практике, просты и

доступны, не требуют материальных затрат, не осложняют работу учащихся. В

первую очередь это элементы безмашинного программированного обучения.

В настоящее время в школах широкое распространение получили задания,

где в последующем тексте разъясняется, какой буквой в каждом из заданий

помечен правильный ответ.

Очевидно, что нет нужды разъяснять, сколько времени экономиться на

уроке при такой постановке вопросов и насколько при этом расширяется объем

изучаемого материала. К этому следует добавить, что учащимся не только

дается правильный ответ, но и указываются характерные ошибки, содержащиеся

в остальных ответах. В графике весьма важно указать возможные ошибки и

оградить этим от них учеников. [2]

Вообще в процессе программированного обучения учащиеся значительно

активнее работают, так как упор делается не на обучение их преподавателем,

а на самостоятельное изучение материала.

Педагогически правильно организованное программированное обучение

обеспечивает индивидуализацию обучения, способствует ускорению учебного

процесса при более прочном усвоении учащимися учебного материала. [5].

Еще одним методом можно решить проблему эффективности урока – это

использование элементов проблемного обучения.

В основе организации проблемного обучения, в какой-то мере

имитирующего процесс научного познания путем решения учащимся проблемных

ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности

ученика. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание

репродуктивной и творческой деятельности школьников.

Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от

содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически

завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе

подготовки к уроку переработаны, продуманы учителем. Создание и решение

проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как

правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только

успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у

них интереса к черчению, повышать активность обучения школьников.

Проблемный подход в равной степени может быть применен как в условиях

обычного, так и в условиях программированного обучения. [5]

Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть

учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к

черчению, повышать активность обучения школьников. Проблемный подход в

равной степени может быть применен как в условиях обычного, так и в

условиях программированного обучения. [5]

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – один из

главных путей повышения эффективности обучения. Большое значение с точки

зрения активизации мышления учащихся имеет программированное и проблемное

обучение. О них мы говорили выше. Дальше поговорим лишь об отдельных

способах активизации познавательной деятельности. [6]

Одним из способов активизации мышления учащихся является

самостоятельная работа. В обучении графике применяются следующие виды

самостоятельной работы:

1. усвоение учебного материала на основе работы с учебником;

2. поиск в новом материале ответов на вопросы, сформулированные учителем;

3. чтение параграфа и выделение в нем основных положений, составление плана

прочитанного;

4. работа с иллюстративным материалом учебника.

В практике редко встречаются уроки, целиком посвященные

самостоятельной работе учащихся. Это весьма неэффективно.

Обучение графике необходимо организовывать так, чтобы самостоятельная

работа учащихся в учебном процессе была не эпизодическим явлением, а

составной, запланированной ее частью. Главным средством, вовлекающим

учащихся в самостоятельную работу, должна быть система графических

познавательных заданий.

Значительно повышают эмоциональную привлекательность учения элементы

занимательности на уроке.

Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит

от поставленной учителем цели. При этом занимательность не должна выступать

как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач.

Любое чередование заданий должно быть направлено прежде всего на изменение

в характере или темпе мыслительной деятельности. В связи с этим полезно

предусмотреть смену видов учебной деятельности учащихся путем введения

пятиминутных заданий на моделирование, сравнение изображений, поиск ошибок

на чертежах, нанесение недостающих линий и др.

Важнейшей предпосылкой активизации мыслительной деятельности учащихся

является использование задач, которые для своего решения требуют от

учащихся обобщения, анализа исходных данных.

Так, при изучении технического рисунка учащимся можно предложить

задачу, в которой даны условие и готовое решение. Учащимся предлагается

определить, какие данные задачи являются лишними для ее решения. Если

учащиеся хорошо усвоили материал, то они быстро найдут ошибки, ели нет, то

можно будет выявить ошибки учеников.

Цели активизации, развития технического мышления служит такая работа,

как самостоятельное составление графических задач. Каждый ученик будет

стараться составить свою комбинацию; поэтому отпадает необходимость

подготовки большого количества вариантов раздаточного материала, что

значительно облегчает работу учителя, не говоря уже о том, какой большой

интерес вызывает у школьников такое задание.

Таким образом, важно отметить тот факт, что активизация

познавательной деятельности необходима для успешного решения не только

учебных, но и воспитательных задач, поскольку развивает интеллектуальные

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.