скачать рефераты

МЕНЮ


Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста

Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-личностного роста

Проблемы профессионально-психологической компетентности и профессионально-

личностного роста.

Качество образования, как известно, во многом определяется

компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя. На

сегодняшний день современные проблемы высшего профессионального образования

находятся не только в плоскости экономической политики государства, но и в

необходимости нормативно-правовой обеспеченности социально адекватной

образовательной деятельности.

Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня

профессиональной подготовки используется относительно недавно. В. И. Даль

под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в

юридической сфере: «Компетентный судья, кто может и вправе судить о ком, о

чём или кого-либо… судья полноправный». Компетентность и компетенция

составляют у В. И. Даля единое понятие. В современном понимании компетенция

рассматривается в следующих 2-х аспектах:

. обладающий компетенцией;

. обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.

Содержание понятия «компетентный» также выражается в 2-х аспектах:

. обладающий компетентностью, правомочный;

. знающий, сведущий в определённой области.

Из этого следует, что компетентность и компетенция являются

взаимодополняемыми и взаимообуславливаемыми понятиями. Компетентный

человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не сможет в полной

мере и в социально значимых аспектах её реализовать. На этой основе у

специалиста развиваются предпосылки к возникновению ролевого конфликта,

который весьма разрушительно воздействует на самого человека и создаёт

конфликтные ситуации в группе и коллективе. Ещё более асоциальна

деятельность компетентного человека, обладающего компетентностью

(правомочиями). В этой связи компетентность обучаемых является основным

качественным показателем образовательного процесса в ВУЗе и, следовательно,

её достижение можно считать педагогической целью.

В. С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и

умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения,

оценки, мнения».

Э. Ф. Эсер и О. Н. Шахматова под профессиональной компетенцией

подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также

способы выполнения профессиональной деятельности.

В словаре практического психолога социально-психологическая

компетентность определяется как «способность индивида эффективно

взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений».

Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и

включения в совместную деятельность. В состав соц.-псих. компетентности

входят следующие компоненты – умение ориентироваться в социальных

ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и

эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы

общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение

поставить себя на место другого. Ключевым компонентом компетенции являются

умения.

Компетентность – это уровень умений личности, отражающий степень

соответствия определённой компетенции и позволяющий действовать

конструктивно в изменяющихся социальных условиях.

Профессиональная компетентность специалиста должна состоять из таких

компонентов, как духовно-нравственного, познавательно-творческого,

институционального, коммуникативного.

Морально-нравственный компонент профессиональной компетентности

Моральные категории:

1. категория собственного морального сознания (моральный принцип,

моральная норма, этическая категория, моральное убеждение,

нравственная цель, моральный выбор и т. д.);

2. нравственные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный

конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.);

3. категории моральной практики или функционально-поведенческие. В

них находит выражение процесс реализации личностью тех или иных

нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном

поведении (моральный-аморальный поступок, моральное воздаяние,

моральные последствия и санкции).

Анализируя причины возникновения нравственной деформации, Г. В. Дубов

разделяет их на внутренние и внешние. К внутренним причинам нравственной

деформации относятся следующие: негативный пример руководства;

перегруженность работой; наличие «потолка» (предельного звания по

должности); низкая нравственная воспитанность коллектива; низкая правовая

культура коллектива;

правовой нигилизм; низкий уровень воспитательной работы; негативное

«воспитательное» воздействие преступной среды; негативное воздействие

семьи; изолированность; ограниченность общения с культурной средой;

определённая «кастовость» органов; неудовлетворённость материальной оплатой

и другими формами материального стимулирования труда; неудовлетворённость

условиями труда»; несоответствие уровня квалификации занимаемой должности;

конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного

контроля).

К внешним причинам нравственной деформации Г. В. Дубов относит:

соц. нестабильность, кризис социальных, идейных и нравственных идеалов,

коррумпированность чиновников, сотрудников управленческого аппарата,

правовой беспредел в обществе, война законов, расхождение в толковании

законов, неисполнение законов, низкая социально-правовая защищённость

сотрудников правоохранительных органов в СМИ и в произведениях литературы и

искусства, выполнение сотрудниками органов несвойственных им функций.

В современной педагогической науке и практике имеется значительное

количество подходов к духовно-нравственному воспитанию. В настоящее время

педагог для достижения профессиональной компетентности должен:

1. уметь рефлексировать личностную аксеологическую систему;

2. уметь диагностировать систему ценностных ориентиров группы и

вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного

поведения;

3. уметь анализировать общекультурную и профессиональную

составляющие социальной среды;

4. уметь проводить морально-правовую оценку событиям и влияниям

социальной действительности.

Познавательно-творческий компонент профессиональной компетентности.

Должен отражать уровень умений в получении знаний и степень развития

автодидактических способностей обучающихся. Динамизм происходящих социально-

экономических процессов выводит на первый план не самообразование, как

способ получения знаний, а автодидактику, как составляющую миропонимания

человека: «я учусь, потому что не могу не учиться».

Вопросам развития творчества в процессе профессиональной подготовки

посвящено большое количество педагогических и психологических исследований.

К. А. Абулыхонова, Н. В. Васина, Л. Т. Лаптев, В. А. Сластёнин считают

существенными признаками профессионального творчества следующее:

. использование нестандартных, оригинальных, оптимальных,

рациональных проёмов, приёмов, средств и т. п. и их сочетание;

. направленность, нацеленность, сосредоточенность субъекта

профессиональной деятельности на поиск нового способа, приёма

решения возникающих творческих спец. задач и их реализацию в

профессиональной деятельности и т. д..

Критерии профессионального творчества:

. философские (мировоззренческая позиция, творческое

профессиональное познание);

. психолого-педагогические (содержание и уровень мотивации,

профессиональная направленность личности на творчество, соц.

установка личности, особенности самооценки в системе отношений её

к различным сторонам деятельности, уровень развития творческого

профессионального мышления, воображения и способностей к

классификации и систематизации, уровень подготовленности к

профессиональной деятельности, уровень умений использовать методы

творческого мышления в процессе профессиональной деятельности);

. аксиологические (стремление к творческому профессионализму,

саморазвитие и самосовершенствование, профессионально-нравственная

активность).

Коммуникативный компонент профессиональной компетентности.

Педагог должен уметь:

1. вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить

диагностирование личностных свойств и качеств собеседника;

2. вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с людьми,

организовывать их совместную деятельность для достижения

определённых социально-значимых целей;

3. идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам

воспринимается партнёром по общению и эмпатийно относится к нему.

Понятия и факторы, определяющие соц.-психологическую компетентность

личности.

Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области.

Компетентный человек – это знающий, хорошо осведомлённый о чём-либо

человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией

специалиста, имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной

области.

Соц.-психологическая компетентность личности представляет собой

специальные знания об обществе, о политике, экономике, культуре и т. д.

Иными словами, соц.-псих. компетентность по своему содержанию напоминает

то, что в своё время называлось мировоззрением. Она позволяет личности

ориентироваться в любой соц. ситуации, принимать верные решения и достигать

поставленных целей.

Антиподом соц.-псих. компетентности является некомпетентность,

неграмотность, невежество, суеверие, мистика, оторванная от жизни фантазия.

Соц.-псих. компетентность складывается из коммуникативной, перцентивной

(когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения.

Коммуникативная компетентность (Л. А. Петровская) имеет двоякий смысл –

это и эмпаническое свойство (сопереживание), и знания о способах ориентации

в различных ситуациях, свободном владении вербальными и невербальными

средствами общения.

Перцинтивная компетентность означает степень соответствия

сформировавшихся картин мира, стереотипов, образов научным картинам мира.

Компетентность в области взаимодействия сводится к знаниям о природе

социальных влияний.

Особое значение для соц.-псих. компетентности имеет эмпатия,

оказывающая влияние на когнитивную сферу, глубину проникновения в ситуацию,

идентификацию. При этом соц.-псих. компетентность проявляется на разных

уровнях: макроуровне (политика, деятельность верхних эшелонов власти);

среднем уровне (соц. институты и общности) ; микроуровне (межличностное

общение).

Соц.-псих. компетентность делится на 2 вида:

1) Житейская соц.-псих. компетентность – результат социализации, т. е.

адаптации к конкретным условиям. Быть на высоте в вопросах общения,

познания заставляет жизнь. Соц.-псих. компетентность в нормальном обществе

выгодна, потому как ценятся улыбка, вежливая манера общения, культура

общения. В основе этой компетентности лежат бытовые картины мира,

стереотипы, худ. образы, многолетние наблюдения, народный опыт, знания в

той или иной области. Её называют народной мудростью, которая получила своё

выражение в мифологии, фольклоре, пословицах, поговорках, традициях,

событиях, укладе жизни, наблюдениях в виде примет, т. е. в менталитете.

Нередко на соц.-псих. компетентность оказывают влияние предрассудки

(суеверия), особые психологические способности, на которых спекулируют

разного рода шарлатаны (чревовещатели, предсказатели судеб, ясновидцы).

Современная соц.-псих. компетентность связана с необходимостью

адаптации к рыночным отношениям.

Житейская соц.-псих. компетентность проявляется в различных сферах:

семейной (в виде своеобразной науки «ладить»), услуг (круга связей), в

общественных местах (транспорт, дискотеки, стадионы, клубы, театры), в

межнациональных отношениях и т. д. Однако в названных сферах часто

наблюдаются антиподы соц.-псих. компетентности. Так, в сфере услуг

вежливость и внимание проявляются только по отношению к «нужным» людям, а

ко всем остальным – равнодушие, в общественных местах вместо

доброжелательности –агрессия, беспардонность, почтительность – только по

отношению к начальству, а по отношению к остальным – хамство.

2) Профессиональная соц.-псих. компетентность складывается из научных

картин мира и знаний в области общения.

Рассматривая соц.-псих. компетентность, нельзя не сказать о кастовой и

профессионально-преступной компетентности. Первая представляет собой знания

специфической системы общения в замкнутых общностях: политическая элита,

аристократические круги, масонские ложи. Здесь используется свой язык,

основанный на особых нормах, понятных узкому кругу лиц. Вторая говорит о

наличии знаний, используемых преступниками для совершения противоправных

действий. В этой связи следует отметить т. н. соц.-псих. компетентность

мошенников. Представители этой преступной квалификации обладают знаниями и

способностями «работать» на доверии, т. е. входить в доверие к людям и

совершать кражи и афёры.

Соц.-псих. компетентность связана с этическими проблемами, т. к.

базируется на доскональных знаниях о технике овладения «ролевыми масками»,

позволяющими личности скрывать истинное лицо, вести двойной образ жизни,

хитроумною игру, заниматься интригами, даже перейти на нелегальное

положение. В одних случаях это оправдано необходимостью выполнения

служебных функций (деятельность дипломатов, сотрудников спецслужб,

актёров); в др. – ситуациями, которые отрицают прямолинейность и требуют

«святой лжи».

Соц.-псих. компетентность определяется следующими факторами:

1. индивидуальными особенностями ( большую роль при этом играет тип

личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной,

аутичной или неаутичной, а также её интеллект);

2. психологическими состояниями (астеническое и атеническое) и

типичными настроениями;

3. эффективностью социализации;

4. влияние культурных различий;

5. специальной соц.-псих. подготовкой.

Когнитивная сложность личности оказывает существенное влияние на соц.-

псих. компетентность. Имеются когнитивно простые и когнитивно сложные люди.

В основе когнитивной простоты лежит одномерное восприятие мира: или в

чёрном, или в белом свете без полутонов и оттенков. Когнитивно простая

личность подразделяет людей на «своих» и «чужих»: кто не с нами, тот против

нас. Когнитивно сложная личность воспринимает мир во всём его многообразии

и положительно влияет на соц.-псих. компетентность.

Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство

профессионала.

Соц.-псих. компетентность следует отличать от психологической

готовности и профессионального мастерства. Природа соц.-псих.

компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и

стереотипов. Психологическая готовность к мастерству включает в себя не

только знания, но и умения, и навыки, и др. компоненты. Соц.-псих

компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет

никакой практической роли в профессиональной деятельности.

Соц.-псих. компетентность имеет самое прямое отношение к теории «Я –

концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и

социально-психологическое «Я». К наиболее известным теориям соц.-псих. «Я»

относятся теории зеркального «Я», соц. сравнения и самовосприятия.

Складываясь из отражения социальных оценок (мнений др. людей), соц.-псих.

«Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная

схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование

когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем

указывает на её роль в регулировании поведения и деятельности.

Сформировавшаяся под внешним воздействием когнитивная сфера (картины мира,

образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве

регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным

картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе

социализации.

Самооценка и самоуважение – наиболее важные регулятивные функции «Я».

Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть

отражением того, что, по его мнению, думают о нём другие, хотя совершенно

не обязательно, чтобы они действительно так думали.

Соц.-псих. компетентность предотвращает деформирование «Я» и поэтому

положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку,

регуляцию профессиональной деятельности личности. Чем выше соц.-псих.

неграмотность, тем выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими

последствиями.

Профессиональная «я-концепция» содержит представления личности,

организует процесс её познания и взаимодействия, т. е. влияет на соц.-псих.

компетентность субъекта.

Школьный психолог.

Какую же помощь ждут учителя и учащиеся, и их родители от психолога?

…Администрация школы и учителя: психолог может им помочь в выявлении

причин неуспеваемости и недисциплинированности отдельных учащихся, в

составлении программ работы с «трудными» классами, прежде всего с

подростковыми, в определении уровня подготовленности к обучению в школе

детей при наборе в 1 класс. Они хотели бы помощи в выборе средств и методов

работы с детьми их неблагополучных семей, в преодолении конфликтов

отдельных учащихся с родителями, в налаживании взаимодействия между школой

и семьёй, в организации продлённого дня с средних классов школы, в развитии

ответственности учащихся, их интереса к учебной и иной деятельности и др.

Начинающие учителя хотели бы, чтобы психолог помог им приобрести

профессиональные умения и навыки, сформировать личностные качества,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.