скачать рефераты

МЕНЮ


Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

Профориентация школьников и формирование элементов духовной культуры

I Введение .

Профориентация учащихся на современном этапе.

На современном этапе определены основные требования к

общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей

учащихся,

Расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и

склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с

углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня

среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к

общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и

практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,

способствующих решению практических вопросов профессионального

самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система

профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для

ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои

индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);

диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания

индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин

Н.П., Ярославль; Забродин Ю.,Москва); теоретические и методические основы

проф.консультации молодежи,банк профессиокарт (Е.А.Климов,Москва);

системный подход к профориентации школьников

(В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков,Минск); общественно-значимые мотивы

выбора профессии (Е.М.Павлютенков,Комсомольск-на-Амуре); особенности

профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент;

П.А.Шавир,Тюмень ; Н.Н.Чистяков,Кемерово); формирование элементов духовной

культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии

(Г.П.Шевченко,Луганск).

Однако , несмотря на некоторые положительные результаты

,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных

целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,

соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам

общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным

тормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,

рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный

, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются

в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности

каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в

избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о

потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных

специалистов - профориентаторов.

О низкой результативности профориентационной работы со школьниками

свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным

самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и

требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития

и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными

возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о

престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой

профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и

ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, превычек

требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно

отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между

возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и

методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях

развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными

планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической

необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с

тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других

социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием

стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью

координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её

узковедомственными путями и средствами.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации

, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим

образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,

целостная система научно – практической деятельности общественных

институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору

профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –

педагогических и медико – физиологических задач по формированию у

школьников профессионального самоопределения , соответствующего

индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах

высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой

подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель

которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех

творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего

поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,

обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация , являясь целостной системой , состоит из

взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,

задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -

деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку

школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и

функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение

учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к

профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор

, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве

субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее

характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой

деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной

деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой

мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и

умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и

эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,

своих способностях , особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и

углублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной

,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием

нравственной .эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о

процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку

программы действий , регулирование процесса реализации и разработку

рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией

школ является составной частью управления социально-экономическим развитием

района , города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой

взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система

профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и

развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется

целенаправленно на всех возрастных этапах.

Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной

культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для

курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и

сформулировали тему следующим образом : « Формирование элементов духовной

культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ».

Предметом исследования является духовная культура учащихся.

Задачи , которые мы поставили перед собой и решали в процессе

выполнения курсовой работы:

1. Ознакомиться с педагогической, психологической и методической

литературой по формированию духовной культуры личности и профориентации.

2. Выделить те элементы духовной культуры, на формирование которых можно

воздействовать в процессе профориентации.

3. Определить содержание , пути и средства профориентационной работы ,

оказывающие влияние на формирование духовной культуры личности.

4.Изучить возможности школьной библиотеки в формировании духовной культуры

личности в процессе профориентации.

Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко,

В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и

профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само

представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» ,

связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью

социальной ценности его. На этой основе формируются черты как

нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

II. Духовная культура личности. Понятие о духовной культуре личности и

проблемы её формирования на современном этапе.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его

культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению

последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное

многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры.

« Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , - т.е. чем

больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными

оказываются даваемые ему дефиниции».

Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего

предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают

в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни

общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом

обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим

вопросам духовной культуры.

История разработки философских теоретических проблем культуры

восходит к XVIII – XIX вв.Шеллинг, Гегель,Шопенгауэр ,Гердер, многие

другие философы рассматривали культуру в русле классического идеализма ,

где за основу , как писал К.Маркс , принимался «только один вид труда ,

именно абстрактно-духовный труд».

В противовес природе культура обозначала духовное начало , духовные

способности и возможности человека , вся культурно-творческая практика

которого осознавалась в домарксистской культурологии « как чисто духовная

практика , целиком обусловленная деятельностью сознания и резюмирующая себя

в идейных продуктах этого сознания » . С возникновением материалистической

диалектики , признающей основополагающую роль материального производства в

жизни общества , закономерно утверждается концепция двуединого строения

культуры- материальной и духовной.

Формирование духовного мира всесторонне, гармонично развитой личности

предполагает использование комплексного и системного подходов в процессе её

воспитания. Комплексное и планомерное воздействие на все факторы

формирования духовной культуры – от социально – экономических отношений

до окружающей воспитуемого морально – психологической атмосферы –

необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.

Формирование культуры личности , включающее в себя действие как

объективных так и субъективных факторов , взаимодействующих между собой ,

происходит не только в результате сознательного и целенаправленного на неё

воздействия . но и стихийно , под влиянием объективных условий жизни людей.

Мир материальных предметов , отражаясь в сознании ребёнка , рождает

определённое к ним отношение, создаёт потребность в них , критерии их

оценки. Это обуславливает объективное включение его в социальную жизнь

помимо своих желаний и устремлений. Казалось бы , данная особенность

человеческого существования не даёт оснований говорить о возможности

формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди в процессе

создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю , вступают

в отношения с другими людьми , т.е. действуют в соответствии с

установившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним

из важных условий разработки концепции формирования личности , её

духовного мира.

Объективные условия формирования культуры подрастающего поколения не

всегда достаточно точно и полно отражают особенности его возрастного ,

профессионального и индивидуально – типологического характера. Только

органическая связь воздействий объективных условий и субъективного фактора

может обеспечить целенаправленное формирование духовного мира личности

согласно заданной модели.

Этим объясняется значение комплексного , системного характера

формирования духовной культуры учащихся. Данный процесс должен строго

отвечать требованиям социальной жизни , представляющей собой целостную

систему.

В своей работе «Духовная жизнь общества» А.К.Уледов даёт определение

духовной жизни общества , как реальный процесс существования людей, способ

общественной деятельности и в то же самое время самостоятельную сферу ,

связанную с производством и распространением сознания , удовлетворения их

духовных потребностей. Духовная же культура рассматривается как

образование, выражающее то общее , что присуще духовной жизни как системе.

Выступая качественным показателем духовной жизни общества , духовная

культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной

жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких

компонентов ,как духовная деятельность , духовные потребности, духовное

потребление , социальные институты , духовные отношения и общение.

По содержанию духовное восприятие в процессе профориентации учащихся

есть единство прежде всего морально-нравственного , экологического и

трудового воспитания.

Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он даёт

возможность исследовать в единстве и взаимосвязи все компоненты духовной

культуры, проанализировать процессы, обуславливающие формирование духовного

мира школьников в условиях страны, перестройки всех сфер общественной жизни

, раскрыть закономерности становления гармонически развитой , общественно

активной личности.

« Духовное выживание возможно » - так считали участники дискуссии ,

которая состоялась 15 ноября 1991 года в Академии педагогических наук СССР

на расширенном заседании Бюро отделения философии, политологии , культуры.

В ней приняли участие : Б.Неменский – член-корреспондент АПН, народный

художник ; Е.Квятковский – действительный член АПН ; В.Лакшин – главный

редактор журнала «Иностранная литература»; Н.Кушаев – кандидат

педагогических наук ; Л.Буева – академик , секретарь отделения философии,

политологии, культуры АПН и многие другие. Обсуждалась концепция

художественного образования как фундамента системы эстетического развития

учащихся в школе ( руководитель работы Б.Неменский ) и современная

концепция эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ (под

редакцией Е.Квятковского).

Б.Неменский , в частности , утверждает , что различные виды искусства

способны вводить ребёнка в мир природы , в мир характеров окружающих его

людей, в историю, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и

легче , чем научные дисциплины. Художественные дисциплины по самой сути

своей могут и должны быть направлены на формирование внутреннего мира

растущего человека . «Какое место по времени должно занимать в школе

изучение искусства ? Сейчас , например, его снизили с 7-го до 6-го класса.

Кстати снижение шло на протяжении всех лет Советской власти…Можно ли без

искусства в старших классах ? Где это доказано , что старшеклассник может

развиваться без музыки и ИЗО ? Без искусства – от первого до выпускного

класса – школа существовать не может, развивая гармонично своего ученика.

Итак искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всем

явлениям бытия и к самому себе. Этим и определяются особые возможности

художественного цикла на пути гуманизации школы. Она должна занять равное

положение в структуре образования , стать точкой роста новой ,

очеловеченной системы образования ».

III.Выбор профессии как показатель духовной культуры личности.

Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,

потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка

школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей

стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед

собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся

определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие

творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.