скачать рефераты

МЕНЮ


Психология и педагогика

Психология и педагогика

1. ПП как научная дисциплина. Методы ПП.

2. Методы психолого-педагогического исследования, их классификация,

сравнительная хар-ка.

3. Понятие о личности в психологии.

4. Основные модели психологической стр-ры личности.

5. Активность личности, источники активности.

6. Направленность личности и ее психологические проявления.

7. Мотивы и потребности, функции и виды мотивов.

8. Самосознание и самооценка личности, понятие об ур-не притязаний.

9. Понятие о социализации личности.

10. Роль биологического и соц-го фактора в развитии и формировании

личности.

11. Механизмы социализации личности.

12. Воспитание и обучение как факторы социализации.

13. Темперамент и сис-ма его проявлений. Соотношение типов высшей

деятельности и темпераментов.

14. Типы темпераментов.

15. Проявление осн свойств темперамента в общении и деятельности.

16. Понятие о характере, характер и темперамент.

17. Формирование и воспитание характера.

18. Характер и личность, возможные акцентуации характера.

19. Понятие о способностях и задатках, способности и деятельности.

20. Виды способностей.

21. Проблема происхождения способностей.

22. Роль воспитания и обучения в развитии способностей.

23. Понятие об эмоциях и чувствах.

24. Общ понятие о деятельности, ее психологическая структура.

25. Общее понятие о воле, волевых качествах личности.

26. Сравнительная хар-ка видов человеческой деятельности.

27. Виды и психологическая структура общения. Общение и деятельность.

28. Сущность и природа ощущений, их классификация.

29. Восприятие и его основные свойства.

30. Сущность, функции, основные виды внимания.

31. Общее понятие о памяти и ее основных видах.

32. Мышление как высшая форма познания.

33. Понятие о воображении, его функциях и видах.

1. ПП как научная дисциплина. Методы ПП.

При изучении психологии могут возникать следующие парадоксы:

- психологию с одной стороны знают все, а с другой стороны знают немногие

- психология одновременно наука и древняя, и молодая (первые труды

относятся к 1-му тысячелетию до н.э.)

Трактат Аристотеля (384 – 322 гг.) «О душе»: систематизировал предыдущие

идеи и выдвинул ряд важных предположений.

Душа — особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит; сущность

живого тела, т.е. то, что позволяет телу существовать как живому; умирает

вместе с телом, но погибает лишь часть, а другая часть — абстрактное

теоретическое мышление — остается бессмертной.

7Научная психология была рождена в 1879 г., когда в Лейпциге была открыта

1-ая экспериментальная психологическая лаборатория, основатель Вильгельм

Вунд.

У психологии короткая история, но длинная предыстория. Психология была

долгое время отростком философии, существовала в рамках этой науки, но в

последнее время она отделилась.

Психология (греч) — наука о душе.

Понятие «душа» по содержанию в научной психологии обычно соответствует

понятию «психика».

Психика — особая форма отражения мира, присущая высокоорганизованным

существам.

Предметом психологии является психика.

Психика — субъективное отражение объективного мира.

Предметом педагогики является процесс направленного развития и

формирования личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Педагогика отвечает на вопрос «чему учить», а психология — «как, почему и

зачем учить».

Треугольник Кедрова А. — внутри – психология, справа – технич науки, слева

обществ (в т.ч. гуманитарные), внизу естественные.

2. Методы психолого-педагогического исследования, их классификация,

сравнительная хар-ка.

Методы исследования — способы, посредством которых познается предмет

науки.

Методы:

1-ая группа — организационные методы

- сравнительный метод (сопоставляются группы по различному качеству) и т.д.

2-ая группа — эмпирические методы

- наблюдение

- эксперимент

- тесты

- анкеты

- опросники и т.д.

3-ья группа — методы обработки данных

- метод количественной обработки (связан со статистикой)

- метод качественной обработки

4-ая группа — коррекционные методы

- аутотренинг

- групповой тренинг и т.д.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным

относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным — все

остальные методы: метод экспертных оценок, анализ продуктов деятельности,

методы опроса (беседа, анкетирование, интервью), метод самонаблюдения,

метод тестов и т.д.

3. Понятие о личности в психологии.

Наиболее общим в психологии является понятие человек — некое биологическое

существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способностью

создавать орудия труда и пользоваться ими, и т.д.

Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениям

человеческой культуры.

Индивид — отдельный представитель человеческого рода имеет в психологии

подобное название.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических

наследственных свойств данного биологического вида.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает

социальную сущность человека.

Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое

индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и

качество представленности общественных отношений в индивиде.

Сенситивные периоды — наиболее благоприятные для развития тех или иных

функций.

Леонтьев А.Н.: 1-ое рождение личности в 3 года, 2-ое рождение личности

происходит в подростковый период (с 12 лет) – возникает необходимость

удовлетворения своих новых потребностей.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность –

одна из сторон личности.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека,

составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках,

в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и

т.д.).

Критерии определения личности:

- это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического

развития

- способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то

другого, социально значимого

- способность сознательно управлять собственным поведением

- способность оценивать последствия принятого решения и способность

отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет

- способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства

жизни в соответствии со своими целями и задачами

- способность к самосовершенству

4. Основные модели психологической стр-ры личности.

Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

потребностей.

Потребность — состояние нужды в чем-либо.

|Социально |Биологически |

|обусловленные |обусловленные |

|компоненты |компоненты |

Структура личности по Фрейду имеет 3 составляющие: «оно», «я», «сверх-я».

Оно – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы

и потребности, я – сознание, а сверх-я – представлено как на сознательном,

так и на подсознательном уровнях. Оно действует в соответствии с так

называемым принципом удовольствия, я ориентируется на принцип реальности, а

сверх-я руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе

нормами морали и ценностями. Оно унаследовано от животных, я –

самосознание, восприятие и оценка человеком самого себя и своего поведения,

сверх-я – итог воздействия общества на сознание и подсознание человека,

приятие им норм и ценностей общественной морали.

Пирамида потребностей по А. Маслоу.

1. физиологические потребности (голод, жажда)

2. потребности в безопасности (защита от боли, страха и т.д.)

3. потребность в социальных контактах (любовь, нежность, общение)

4. потребность в самооценке (в признании, одобрении)

5. потребность в самоактуализации (реализации своих способностей)

Уровни 1-2 — низшие потребности, 3-5 — высшие.

Высшие потребности возникают в том случае, если полностью и в течении

долгого времени удовлетворяются низшие.

5. Активность личности, источники активности.

Активность — способность человека производить общественно значимые

преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной

деятельности, творчестве; способность человека преобразовывать окружающий

мир.

Уровни активности:

- низкий – человек реагирует на все импульсивно (пассивная позиция)

- приспособленческий – у человека есть собственные взгляды, потребности,

интересы, но, в случае столкновения с трудностями, он их не

преодолевает, а обходит (конформист)

- нормативная активность – человек имеет собственные взгляды, интересы,

убеждения, и если на пути достижения цели встречаются препятствия, он

ищет пути их преодоления (может планировать свою деятельность,

осуществить свой план – помогает занимать активную жизненную позицию)

- сверхнормативная активность – человек сам идет навстречу социальным

ожиданиям, сам создает себе трудности и сам их преодолевает

Источником активности по Фрейду являются инстинктивные побуждения,

унаследованные у животных (инстинкт самосохранения, власти, продолжения

рода).

Представители гуманистической психологии находят главным источником

активности устремленность человека к будущему.

В отечественной психологии источником активности являются высшие духовные

потребности.

6. Направленность личности и ее психологические проявления.

Направленности личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих

деятельность личности, и относительно независимых от наличной ситуации.

Направленность личности — это ее интегральное и генерализированное

свойство. Направленность выражается в гармоничности и непротиворечивости

знаний, отношений и господствующих мотивов поведения и действий личности.

Это свойство проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и

практических действиях человека. В структуре направленности большая роль

принадлежит идейной убежденности, отражающей не только знания объективной

действительности, но и признание их правильными и субъективно важными для

личности. Идейная убежденность – это синтез знаний, интеллектуальных,

эмоциональных и волевых проявлений личности, основа единства идей и

действий.

Экстраверсия и интроверсия характеризуют личность с точки зрения

направленности на внешний мир.

7. Мотивы и потребности, функции и виды мотивов.

Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и

развития.

Мотивы — связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения

к деятельности, отвечающие на вопрос «ради чего она совершается». Мотив

предполагает знание о тех материальных или иных идеальных объектах, которые

способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны

привести к ее удовлетворению.

8. Самосознание и самооценка личности, понятие об ур-не притязаний.

Сознание — высшая форма проявления психики, присущая только человеку.

Сознание:

- совокупность знаний об окружающем мире

- дает возможность человеку ставить жизненные цели и задачи

- отношение человека к самому себе, к другим людям и окружающему миру

- самосознание

Самосознание — осознание своего собственного «Я» во всем многообразии

индивидуальных способностей и выделение себя из окружающего мира,

представление о себе в сопоставлении с другими людьми.

Главные функции самосознания:

- познание себя

- усовершенствование себя

- поиск смысла жизни

Компоненты самосознания:

- самопознание

- самооценка

- самовоспитание

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей,

способностей, качеств, места среди других людей.

Адекватный уровень самооценки — представление человека о самом себе

совпадает с его реальными возможностями.

Неадекватный уровень самооценки — представление человека о самом себе не

совпадает с его реальными возможностями. Заниженная самооценка – когда

человек занижает свои реальные возможности. Завышенная самооценка – когда

человек завышает свои реальные возможности.

Источники самооценки:

- оценка человека другими людьми (необъективность воспитания, влияние

родителей)

- актуальное сравнение себя с другими людьми

Уровень притязаний — стремление человека к достижению целей той сложности,

на которую он считает себя способным.

9. Понятие о социализации личности.

Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом

общественного опыта, в результате которого он становиться личностью и

приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е.

способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных

задач.

Социализация в самом общем ее определении — это многогранный процесс

усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного

существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в

себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм,

необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов

деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком

окружающей его социальной действительности, овладение им навыками

индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого

способностей.

Понятие социализации касается как результата, так и механизма приобретения

человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации

индивида выступает семья, школа, общественные институты и организации,

печать, радио, ТВ, система образования. Процесс социализации идет главным

образом через общение людей друг с другом.

Стадии социализации:

- адаптация (маленькие дети)

- индивидуализация (подростковый период)

- интеграция (совместный труд, желание найти свое место)

- трудовая стадия (активное воздействие на общество)

- послетрудовая

10. Роль биологического и соц-го фактора в развитии и формировании

личности.

Личность начинает формироваться на основе биологических факторов, но затем

на ее развитие начинают оказывать влияние и социальные факторы.

Точки зрения:

- человек каким родился, таким и умрет

- человек – чистый лист, что общество на нем напишет, таким он и будет.

С одной стороны, личность это феномен общественного развития человека и

это сложный процесс развития и формирования личности, и обусловлен он

единством биологических и социальных факторов. Здесь биологические факторы

выступают как природные предпосылки.

С другой стороны, социальные факторы выступают как движущая сила

психического развития человека и формирования его личности.

Человек с момента рождения со своими предпосылками оказывается в условиях

определенной социальной среды.

Социальная среда — все, что окружает человека в его социальной жизни; это

конкретное проявление своеобразия общественных отношений. Она будет

определяться типом общественной экономической формации.

Соц. среда вначале относит человека к определенному социальному классу,

национальности, будет отличаться бытовыми особенностями. Это могут быть

городская, деревенская, элитная, артистическая и пр.

11. Механизмы социализации личности.

Существуют различные классификации механизмов социализации личности.

Целенаправленные (специально организованные):

- воспитание

- обучение

Стихийные (цели не ставят, возникают спонтанно):

- идентификация

- подражание

- внушение

- конформность

Идентификация наиболее ярка в раннем периоде. Это отождествление индивида

с некоторыми людьми, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и

формы поведения, которые свойственны окружающим. Родители служат основным

источником идентификации для детей раннего возраста. В дальнейшем к ним

присоединяются сверстники, дети старшего возраста и другие взрослые.

Идентификация, начинаясь в детстве, продолжается в течение всей жизни

человека. Важный вид идентификации – половая типизация – процесс

приобретения индивидом психологии и поведения, характерных для людей одного

с ним пола.

Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение опыта других

людей, в частности, их движений, манер, действий и т.д. Механизм подражания

является врожденным.

Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего

опыта, мыслей, чувств, психических состояний тех людей, с которыми он

общается.

Конформность – осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми при

внешнем согласии с ними. Это своего рода приспособленчество, рассчитанное

на то, чтобы не создавать себе лишних трудностей в общении и взаимодействии

с окружающими людьми.

Воспитание – работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.

Обучение – работа с умом человека.

12. Воспитание и обучение как факторы социализации.

Воспитание — работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.

Обучение — работа с умом человека.

Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им

человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического

опыта, подготовка к жизни и труду.

Центр внимания в обучении – становление познавательных процессов человека,

его способностей, приобретение знаний, умений, навыков.

Цель воспитания — развитие и формирования человека как личности

Самовоспитание — необходимо познать себя, познание себя – важный этап в

процессе самовоспитания, в процессе самосовершенствования надо находить

хорошие моменты, самонасилие не дает должного эффекта, необходимо ставить

перед собой миражные цели, чтобы достичь цели надо подкреплять хорошими

моментами.

13. Темперамент и сис-ма его проявлений. Соотношение типов высшей

деятельности и темпераментов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.