скачать рефераты

МЕНЮ


Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию

Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию

I. Введение.

Воспитание есть процесс социальный

в

самом широком смысле. Воспитывает

всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них

на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки

проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно

сказываются на неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость

нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное

наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное

понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста

многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причём проблемы эти

касаются не только старших подростков и юношей (как это было раньше), но и

детей более младшего возраста.

Ещё далеко не все отцы и матери в полной мере сознают свою

родительскую ответственность и тем более проявляют её на деле. В беседах с

родителями учащихся нередко приходится слышать такое: «Для нас главное –

накормить и одеть ребёнка да проследить за выполнением школьных заданий».

Несомненно, что на ряду с другими причинами, подобное отношение родителей к

детям играет определённую роль в росте среди школьников негативных явлений

– таких, как потребительство, равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.

Об актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за

подготовку нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном

воспитании. Причём об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая

их, и тем не менее мирясь с ними. Преодолению ошибок препятствует именно

недостаточное осознание родителями своей ответственности за подготовку

подрастающего поколения.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую,

нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей

трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания

семейного воспитания являются известные направления – физическое,

нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и

дарования детей или, как минимум дать им представление о прекрасном,

существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические

ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей,

сбивающих и детей, и родителей столку, разрушающих их внутренний мир,

заложенную природой гармонию.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное

участие каждого воспитанника в созидание прекрасного своими руками:

практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих

студиях, группах и т.д.

«Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства,

которое является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы,

труда, спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет

своеобразную психотерапию», так говорил Лихачёв ( ).

Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных,

духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного

внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к

музыке. Музыка является величайшим источником эстетического и духовного

наслаждения.

Музыка в нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и

дети – классическую, народную, духовную, серьёзную и развлекательную.

Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень

трудно, особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не

всегда умеем замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого

содержания. И всё потому, что в детские годы в семье не уделялось должного

внимания музыкальному воспитанию.

Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные

музыкальные явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если

занятия проводит любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут

более эффективными, если в доме школьника царит дух любви и уважения к

музыке, поддерживается постоянный интерес к этому источнику радости и

вдохновения.

Известный советский скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: «Я никогда

бы не вступил на путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку.

Впечатления детства во многом определяют будущее человека, они – фундамент

сознательной жизни». ( )

Но привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который

сам тонко чувствует музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют

результаты различных социально-психологических исследований о том, что

семья оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения

музыкой и подготавливает почву для его формирования.

Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.

Как организовать работу с родителями по обучению в области музыке,

как привлечь родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать

им, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные

результаты?

Основные усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими

знаниями должны исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным

институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры,

владеющие необходимой методикой, способные использовать не только

современные научные данные, но и свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт

работы с ними.

Подласый И.П. отмечает, что в работе с родителями популярно формой

остаются: родительские собрания, также приглашение родителей в школу для

беседы, посещение семей своих учеников, изучая на месте не только бытовые

условия, но и характер организации семейного воспитания. Нетрадиционно

подошла к родительским собраниям Дереклеева Н.. В своей статье

«Нетрадиционная форма проведения собраний», опубликованной в научно -

методическом журнале «Воспитание школьников», она предложила такие формы

проведения собраний, как: родительский тренинг, дискуссия, круглый стол.

Крупинина И. Затронула вопрос о педагогическом просвещении родителей:

семейному воспитанию помогут такие организационные формы как школьные и

классные лектории, групповое и индивидуальное консультирование.

Лаврентьев В.В. рекомендует такое направление в работе с родителями:

привлечение их к участию в общешкольных делах.

Бордовская Н.В. и Реан А.А. предлагает формы помощи в работе с

родителями: организационно педагогическую работу с родителями,

осуществление их педагогического просвещения и проведения систематической,

индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитанию учащихся.

Анализируя и обобщая литературу, мы пришли к выводу, что работой

педагога – музыканта с родителями по эстетическому воспитанию практически

никто не занимается хотя это очень важно и актуально в наше время. В

основном в литературе затрагивается вопрос о работе классного руководителя

общеобразовательной школы. Отсутствие научно – методической литературы,

которая бы чётко сформулировала функции педагога-музыканта, что является

важной причиной для решения этой проблемы.

В своей работе мы опирались на опыт других преподавателей-музыкантов,

на их неудачи и положительные результаты. Что позволило нам разработать

свою методику по работе с родителями. Эту работу мы провели работая с

группой родителей одной из музыкальных школ города Альметьевска.

Объектом нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной

школе.

Предметом – воздействия педагога-музыканта на родителей посредством

рекомендаций, приобщения к музыкальному искусству. Целью нашей работы

является достижение определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает

ряд моментов:

- информирование родителей учащихся о значимости эстетического

воспитания;

- привлечение родителей к тесному сотрудничеству. Родители и

преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает

связь: педагог > родители > дети;

- создание в семье ученика благоприятного музыкального микроклимата;

- приобщение родителей к музыкальному искусству;

- понимание родителями о значимости того, что они имеют большое влияние

на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к этому источнику

радости и вдохновения;

- понимание ответственности родителей за подготовку подрастающего

поколения;

Если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому

воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные

концерты учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия,

педагогические практикумы; встречи с артистами, певцами,

композиторами; музыкально-педагогическое самообразование (чтение книг

о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние концерты; совместные

походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что родители

передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более

эффективным.

Основная часть.

Глава I.

§1.Взаимодействие классного руководителя и семьи.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том,

что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и

развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия

лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и

терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям

объединить свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств,

которые необходимы для его самоопределения и самореализации

в случае неудачи.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и

длительной работы классного руководителя, которое, прежде всего,

предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание

особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Семья рассматривается, как начальная структура членов общества,

связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих

друг за друга моральную ответственность.

Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и

сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании

усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:

однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь

в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и

уходу за младшими сёстрами и братьями;

молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние

старшего поколения снижается, остаются не востребованными их жизненный

опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;

основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отличают, что

воспитывать ребёнка надо, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не

вдоль»;

происходящая урбанизация общества усилила анонимность общения детей и

взрослых, особенно в крупных городах;

осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических

трудностей (низкая зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум

и.т.д.);

гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются

просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде

различных сериалов), а на общении с детьми, то есть на их воспитание не

остаётся времени;

Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы

оказывать помощь молодым родителям в овладении содержанием и организацией

воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые

классифицируются:

по количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;

по составу: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и

дети), межпоколенные (дети, родители и родители родителей);

неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;

внебрачная семья: когда женщина рождает и воспитывает ребёнка, не

зарегистрировав брак. Исследование психологов, социологов, педагогов

показывает, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и

выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют

их судьбу.

В педагогике рассматривается классификации семьи и по характеру

взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа:

идеальная;

средняя;

негативная или скандально- раздражительная.

Исследователь М.И. Буянов называет следующие типы семей:

гармоничная;

распадающаяся;

распавшаяся;

неполная.

У педагогов - практиков деление семей принято на «благополучные» и

«не благополучные». Их признаки:

в «благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно

благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания

детей;

«формально-благополучные» : благополучие нередко носит видимый характер и

определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;

«неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания-

постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это

делают его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в

жизни;

рождается новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и сверх

обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший

кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть

успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют

сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги

деятельности.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и

организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с

помощью специальных методик и составления программ его развития.

Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть

дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы

взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей,

особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы,

класса.

Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями по

вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.

Классному руководителю необходимо помнить, что к любой беседе,

консультации (если они заранее обговорены и спланированы), необходимо

готовиться.

Посещение семьи, как форма работы с родителями, на сегодня в

педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт

условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их

улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно рассматривать как

вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения

педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий,

особенностей и специфике ситуации. Если в своей практике классный

руководитель, воспитатель, педагог использует эту форму с семьёй,

желательно соблюдать следующие условия:

не приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;

не планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть

обременительным);

не вести беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться,

придите им на помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где

у вас можно присесть и поговорить»;

не поучайте родителей, а советуйте;

желательно вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и

содержание (если беседа проходит без ребенка, то зачастую родители,

пересказывая беседу, с умыслом искажают ее в свою пользу).

Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации

по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей

различные аспекты семейного воспитания детей (традиционные приемы и

методы воспитания, специфика воспитательной работы с учетом современных

условий и др.). Родителям следует рекомендовать публикации о

закономерностях психического развития, о факторах способствующих

личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. Родителям

желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, так как

именно они нередко являются причиной их девиантного поведения. Система

знаний о ребенке как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных,

индивидуальных особенностях с учетом социальных факторов развития, о

закономерностях общения и способах проявления эмоций поможет родителям

оптимально строить отношения со своими детьми.

Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие

отношения в семье детей и родителей, существующую систему

образовательных учреждений России, для того чтобы помочь детям

сориентироваться в выборе учебного заведения, воспользоваться услугами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.